Файл: «Субъекты малого предпринимательства» (ИСТОРИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
По состоянию на 1 января 2012 г., в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий (2009 г. - 841,7; 2010 г. - 861,1; 2011 г. - 868,0)[61].
На 1.06.2019 г. субъектов микро, малого и среднего предпринимательства по России составляет 6,1 млн. субъектов, из них: средних – 18 617, малых – 247 133, микро – 5 918 454[62].
В 2016 году была утверждена стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года[63]. Были внесены изменения в Закон «О контрактной системе в сфере государственных закупок»[64], которые обязывают государственные и муниципальные унитарные предприятия производить закупки у малого и среднего бизнеса. Благодаря этому в 2018 г. объем таких закупок увеличился в два раза. Стратегией предусмотрено поэтапное увеличение объема прямых закупок государственных компаний у малых и средних предприятий до 25%, начиная с 2018 года[65].
21 декабря 2017 года Президент РФ принял Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»[66]. На 2018-2020 гг. утверждён Национальный план развития конкуренции в России. Указ устанавливает задачу разработать законопроекты, ограничивающие создание на конкурентных рынках государственных и муниципальных унитарных предприятий, участие государства в хозяйственных обществах, исключающие возможность относить к естественным монополиям хозяйствующие субъекты на конкурентных рынках, предусматривающие поэтапное ограничение государственного регулирования тарифов в конкурентных областях[67].
Сегодня большое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. Каждый регион имеет свою стратегию, учитывающую особенности и объем финансирования.
Например, Закон Республике Бурятия «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия»[68] от 07.11.2008 г. № 568-1У предусматривает следующие формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: финансовая поддержка; имущественная поддержка; поддержка в области инноваций и промышленного производства; поддержка в области ремесленной деятельности; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность; поддержка в других приоритетных направлениях развития экономики, внесенных в республиканские программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Формально понятие «предприниматель» появилось только в 1995 году с принятием федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены признаки субъекта малого предпринимательства и инфраструктуры для поддержки и развития малого предпринимательства. Но из-за его рамочности, а также из-за отсутствия правовых механизмов, регулирующих поддержку малого бизнеса, этот закон утратил силу в 2007 году.
В настоящее время действует Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»[69] от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, который закрепляет понятие и критерии субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуру и форму их поддержки, основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере, а также предусматривает новые нормы, которые не действовали ранее, например о едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Граждански кодекс РФ[70] регулирует деятельность индивидуальных предпринимателей, Налоговый кодекс РФ[71] устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[72] устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[73] устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. Ж35-Ф3 «О защите конкуренции»[74] закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. Ш02-ФЗ «О бухгалтерском учете»[75] допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Законодательство регламентирует отдельные аспекты деятельности субъектов МСП посредством различных постановлений Правительства РФ, других законодательных и нормативных актов, в том числе субъектов РФ и нормативных актов органов местного самоуправления.
Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, в частности, акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, в Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств‑участников СНГ)[76] установил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах‑членах, закрепил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
В «Модельном налоговом кодексе для государств‑участников СНГ. Общая часть»[77] имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства, например, Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства[78]. Аналогичное соглашение было заключено с Экспортно‑импортным банком США в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в РФ[79] (заключено 11 марта 1998 г.). Развитие сотрудничества между субъектами МСП России и государств‑членов АСЕАН основывается на Соглашении между Правительством РФ и правительствами государств‑членов Ассоциации государств Юго‑Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития[80].
Несмотря на все действующее законодательство, большинство проблем малого и среднего предпринимательства кроются в недоработанном законодательстве и неоднозначности в его толковании.
Развитие малого и среднего предпринимательства осложнено и тем, что в законодательстве происходят бесчисленные изменения, дополнения и поправки. Постоянные новации достаточно обременительны, поскольку для своевременного их отслеживания и грамотного применения предпринимателю необходимо содержать целый штат экспертов и специалистов.
Отсутствие стабильности законодательства - один из основных предметов обсуждения в научной среде.
Необходимость введения Предпринимательского кодекса в жизнь предпринимательского общества не представляется целесообразным, поскольку количество сборников нормативно-правовых актов (кодексов), затрагивающих ту или иную отрасль, в России предостаточно (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, и пр.).
Принятие закона, содержащего исчерпывающие требования к основам предпринимательской деятельности, четко регулирующего права, обязанности, меры защиты предпринимателя, какими требованиями руководствоваться, на какую конкретно помощь рассчитывать, послужит основой формирования правовой среды предпринимательства.
Сложившаяся в России особенность стихийного рынка, носящего спекулятивный характер по сравнению со сферой материального производства, не стимулирует предпринимателей производить товары, а все больше вынуждает их прекращать свою деятельность.
Данная проблема плавно перетекает в законотворческую проблему, и решается путем полной ревизией устаревших актов и положений различных ведомств, действующих со времен развитого социализма, а также четкого разграничения полномочий контролирующих органов.
Наибольший интерес здесь представляет система господдержки бизнеса на местах, имеющая множество минусов со стороны предпринимателей ввиду своей сложности. Это в первую очередь касается непреодолимых административных барьеров на пути к участию в государственных закупках.
Практика показывает, что данная проблема имеет аналогичное решение в правовой плоскости, а эффективность ее решения зависит от степени юридической проработки принимаемых законов.
Недоступность кредитных ресурсов и дефицит оборотных средств для развития предпринимательства на сегодняшний день являются важнейшими проблемами предпринимателей. Обладая, как правило, ограниченным оборотным капиталом, предприниматели редко имеют возможность привлечения заемных средств. Плюс ко всему, отсутствие ликвидного залогового имущества и положительной кредитной истории не позволяют получать им доступные банковские кредиты по приемлемым для них условиям. В связи с чем исследователи отмечают трудности с получением банковского кредита для 54 % малых предприятий[81].
Высокие процентные ставки по кредитам практически губят потенциальных предпринимателей, лишая их источников формирования первоначального капитала. В настоящее время необходимо с помощью государства разрабатывать механизмы, стимулирующие кредитование малого бизнеса на благоприятных для него условиях. В этих целях следует обратить внимание на создание государственных фондов займа малому бизнесу, сети государственных банков, специализирующихся на кредитовании малого и среднего предпринимательства под небольшие процентные ставки, но с жесткой системой контроля и регулирования заемных средств. Принимая во внимание, что существующие ставки обусловлены прежде всего высоким риском невозврата кредитных средств, то следует подчеркнуть важную роль государства в регулировании процентных ставок для предпринимателей.
Доступность имущественных ресурсов для малого бизнеса является еще одной проблемой для субъектов предпринимательства. Большинство предпринимателей в России не имеют собственного помещения и вынуждены арендовать его на тех или иных условиях.
Вопрос имущественной поддержки предпринимательства со стороны государства, выраженный в доступности производственных, офисных и других площадей, сохраняет свою актуальность в России достаточно длительное время. Недоступная предпринимателям стоимость аренды и не всегда приемлемые условия пытаются решаться государством различными способами: льготной арендой муниципальной собственности, льготным выкупом арендуемых помещений, а также введением в строй новых объектов недвижимости на льготных условиях аренды.
Следующая немаловажная проблема — это субаренда помещений. Предоставляя предпринимателю в субаренду помещения, арендаторы, являясь по сути лишь посредниками, тем не менее обладают приоритетным правом выкупа арендуемого помещения[82].
Более того, на практике часто возникают ситуации, когда ответственность за все недочеты перед проверяющими органами несет именно предприниматель-субарендатор.
Проблему нехватки недвижимого имущества для представителей малого бизнеса пытаются также решать с помощью создания специальных офисных помещений (например, бизнес-инкубатор), основное предназначение которого - поддержка предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления льготной аренды и обеспечения услуг сопровождения (ведение бухучета, оказание правовой помощи и т. п.).
Подводя итоги, следует заметить, что налоги, отсутствие финансирования и административное давление уже не единственные основные проблемы малого предпринимательства. Можно сделать вывод о том, что несовершенство законодательства и слабое государственное регулирование экономических процессов стоят впереди всех остальных и мешают гибкости отношений между государством и предпринимательством.
Тем не менее, многие социально-экономические проблемы предпринимателей решаются в настоящее время более динамично, чем в предыдущие годы. Неблагополучная экономическая и геополитическая обстановка заставляет руководство страной обращать пристальное внимание на наиболее существенные трудности предпринимательского сообщества, своевременно реагировать на внесение изменений в нормативно-правовые документы, призванные обеспечить нормальные условия функционировании и развития российского предпринимательства.