Файл: «Субъекты малого предпринимательства» (ИСТОРИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
Далее на основе ГК РФ принимаются федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 № 88-ФЗ[23] (позднее его сменил ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ [24] и др.
С каждым годом законодательство о предпринимательстве развивается, появляются новые нормы, правила и особенности. Но, несомненно, всегда присутствуют минусы, современное российское законодательство не является исключением, даже несмотря на долгое и постепенное развитие.
Понятие и критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субъектами малого и среднего предпринимательства (далее субъекты МСП) являются хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, данное понятие дано в статье 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ[25]. Законом к малым и средним предпринимателям отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (исключения государственные и муниципальные унитарные предприятия), а также лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 4 Федерального закона № 209-ФЗ определяет критерии к отнесению к субъектам МСП. Более детально эти критерии рассмотрены в Постановлении Правительства № 256[26], которое устанавливает предельные показатели для определения критериев раз в пять лет. К этим показателям относится:
Во-первых, показатель предельной выручки за предыдущий календарный год с учетом вычета НДС:
- для микропредприятий - 120 млн. руб.;
- для малых предприятий - 800 млн. руб..
Данный критерий является достаточно дискуссионным и целесообразность его введения, в условиях неустойчивой экономической ситуации в России, некоторым авторам представляется сомнительной[27].
Во-вторых, максимальное число рабочих мест не должно превышать:
-для микро – 15;
- для малых – 100.
Критерий численности работников является главным количественным критерием для отнесения субъектов предпринимательства к малым и микро. В научной литературе среди его преимуществ называют следующие: легкость и ясность использования и доступность для исследований [28]. К минусам этого критерия относят отсутствие теоретической базы, определяющей выбор границы численности, устанавливаемой для малых предприятий. Также критерий численности работников не отражает масштабы финансовой выручки предприятия, так как маленькая численность работников не означает низкие доходы предприятия.
Третьим критерием является предельный процент участия иностранного капитала или предприятий крупного бизнеса в уставном капитале – 49 %.
В-четвертых, предельный процент участия государственных корпораций, муниципальных органов, некоммерческих организаций и фондов в уставном капитале – 25%. Последние два критерия применяются, только для юридических лиц.
Чтобы причислить субъект предпринимательства к критериям малого бизнеса, требуется рассматривать соответствие критериям в следующем порядке:
Для начала определить суммарную долю участия в уставном капитале иностранных организаций, представителей крупного бизнеса, государственных и муниципальных организаций. Если соблюден процент участия, то уже рассматривать другие критерии.
Далее, требуется проверить соответствие предельных значений среднесписочной численности работников.
Эти показатели проверяются ежегодно, но для того, чтобы субъект предпринимательства вышел из состава малого предпринимателя, несоответствие двум последним критериям не должно превышать трех лет подряд.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то если он работает в одиночку, не привлекая наемных работников, то основным критериям для него является годовая выручка. При регистрации хозяйствующие субъекты относят малому предпринимательству по критерию численности работников, а уже после прошествии одного года применяется критерий дохода.
Несмотря на это, к положениям вышеуказанного Закона есть нерешенные вопросы.
В частности, согласно положению Правительства, выделяются две категории субъектов: субъекты малого предпринимательства и субъекты среднего предпринимательства. Но, в Законе упоминается и такой субъект как микропредприятие, но как отдельная категория не выделен.
Еще одним препятствием является отсутствие в Законе определения понятия «категории субъектов малого и среднего предпринимательства», хотя этот термин и используется в названии и содержании ст. 4. Данное понятие, можно сформулировать так: «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства - определенные виды предпринимательства, характеризующиеся масштабами деятельности по критериям (условиям), установленным законодательством, и составом хозяйствующих субъектов».
Одним из обстоятельств отнесения хозяйствующих субъектов к категории предпринимательства является «число работников». В науке велись многочисленные споры по поводу предельных значений этого показателя, а также порядка учета постоянных и временных сотрудников, что, бесспорно, усложнило использование его на практике, однако почти все ученые и специалисты сходились в том, что критерий «количество работников», является наиболее предпочтительным, так как является устойчивым к инфляционным рискам, прозрачным.
В вышеуказанном Законе есть также второй («финансовый») показатель, который включает в себя - прибыль от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость имущества.
Вышеуказанные критерии в соответствии с наибольшим по значению определяют категорию субъекта МСП. Но, использование финансового показатель (выручка и стоимость активов) имеет недостатки.
Во-первых, они крайне подвластны колебаниям в экономике: высокой уровень инфляции, перемены курса рубля, рецессии. Это может повлиять на большинство микро, малых и средних предприятий, так как может повлечь потерю государственной поддержки.
Во-вторых, в Законе никак не определено, в каких случаях будет применятся показатель выручки, а в каких - балансовой стоимости активов предприятия, а также какой орган (налоговый, статистический), либо само предприятие будет выбирать эти показатели при отнесении к определенной категории субъектов предпринимательства.
Представляется, что Правительство РФ обязано устанавливать предельные значения по двум показателям для каждой категории субъектов. А предприниматель мог бы применять любой из этих двух «финансовых» показателей по собственному усмотрению. Это потребует внесения изменений в ст. 4 (ч. 2 и ч. 3) Закона в части компетенции Правительства РФ и прав предприятий. Более того по смыслу Закона именно предприниматель обязан доказывать свой статус при обращении в соответствующие органы за получением государственной (муниципальной) помощи[29].
В-третьих, в Законе допускаются всевозможные подходы в случае приобретения статуса субъекта малого предпринимательства, а также при изменении этого статуса (ч. 4 ст. 4). Сначала применяется наибольшее по значению условие (численность сотрудников, либо выручка предприятия, либо балансовая стоимость активов), а для переходя их одной категории в другую следует учитывать изменение сразу двух показателей и финансовый показатель, и количество работников.
Таким образом, оценивая нормативное определение двух критериев и порядок их применения, можно прийти к выводу о необходимости внесения значительных изменений в ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и предложить несколько вариантов решений данных вопросов:
Во-первых, исключить из показателей балансовую стоимость активов и применять другой показатель – годовой доход, так как данный показатель в большей степени отражает масштаб и деятельность предприятия.
Во-вторых, можно предложить исключить финансовые показатели и применять только один критерий «численность работников», параметры которого определены законодательством.
Учитывая то, что в России показатель выручки при определении категорий субъектов малого, микро и среднего предпринимательства не применялся, то справедливым будет отдавать предпочтение первому варианту решения.
На сегодняшний день также имеется спорный вопрос о том стоит ли включать в состав субъектов малого и среднего предпринимательства некоммерческие организации.
Так, Федеральный закон от 24 июля 2007 г., в отличие от ранее действующего Закона от 14 июня 1995 г., относит к указанным субъектам также потребительские кооперативы наряду с коммерческими организациями, которые в силу ст. 123.2 Гражданского кодекса РФ [30] являются некоммерческими организациями.
Ибадова Л.Т. [31] и Пахолкова А.Ю. [32] придерживаются мнения о том, что некоммерческие организации следует включить в состав субъектов МСП.
С этим можно согласиться, так как в силу ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, обеспечивая достижение целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, некоммерческие организации вправе входить в состав субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим Андреев В.К. отмечает: «Следует расширить круг некоммерческих организаций, участвующих в деятельности малых предприятий, либо сформулировать общее правило возможности такого участия всех некоммерческих организаций».[33]
Основным признаком относящим некоммерческие организации к микро-, малым и средним предприятиям, является предпринимательская деятельность. Не нужно также относить к группе некоммерческих организаций - субъектов предпринимательства лишь потребительские кооперативы, хотя у них много общих характерных признаков, например с производственными кооперативами, являющимися коммерческими организациями.
Как справедливо замечает Лаптев В.В.: «Подобное объединение субъектов малого предпринимательства в одну группу основывается на единой природе предпринимательской деятельности вне зависимости от конкретизации самого субъекта»[34]. Вполне обоснованно предложение Супатаева М.А., о необходимости распространить действие законодательства о малом предпринимательстве на некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью[35].
Кроме того, законодательное закрепление данного положения позволит увеличить число микро-, малых и средних предприятий за счет некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, но имеющих социальную направленность. Сейчас же эти предприятия регистрируются как коммерческие организации, основной целью которых является прибыль, что естественным образом влияет на результативность и качественность оказания услуг.
В группу субъектов малого и среднего предпринимательства входят не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ), которые по смыслу ФЗ № 209-ФЗ могут относиться к субъектам МСП.
Учитывая, что не существует специального закона, регулирующего ПБОЮЛ. Гражданский кодекс Российской Федерации, который на сегодняшний день является правовой основой для данного вида бизнеса, не накладывает каких-либо ограничений на сферу их деятельности, и таким образом данный субъект может развиться в крупнейшую коммерческую компанию.
Считается, что это существенный пробел в законодательстве, выражающий непонимание индивидуального предпринимательства как довольно простой формы и начальной стадии малого бизнеса, которая на определенном этапе переходит в создание юридического лица. Не случайно, что для предпринимателей без образования юридического лица созданы льготные условия и преференции: введена упрощенная процедура регистрации и налогового учета (книга доходов и расходов); создание не требует стартового капитала; на них не распространяются ограничения по оплате наличными для юридических лиц; созданы удобные (по сравнению с юридическими лицами) условия для перехода на упрощенную систему налогообложения.