Файл: Ассоциация агрообразование маркетинг под редакцией доктора экономических наук, профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 509
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52 бюджетных поступлениях. Местные структуры власти и управления заинтересованы в крупных бюджетных поступлениях (налоги на вла- дельцев земли, сборы с земельных операций, аренда муниципальных земель), а также инвестициях, росте деловой активности, в освобож- дении от части забот по поддержанию земельного фонда.
Рынок средств производства. Этот рынок представляет собой совокупность финансово-экономических и организационно-правовых отношений в процессе купли-продажи материально-технических средств, основанных на динамической сбалансированности спроса и предложения на них.
Рынок средств производства в форме оптовой торговли в отличие от фондированного снабжения предполагает:
- право выбора поставщика потребителем. Все вопросы потреби- тель может решить непосредственно с поставщиком, в роли которого могут выступать органы снабжения, коммерческие предприятия, фирменные магазины, изготовители. Единственное условие приобре- тения продукции - платежеспособность потребителя;
- сбалансированность потребностей товаропроизводителей в тех- нике, запасных частях и материалах с производственными возможно- стями (мощностями) предприятий машиностроения, удовлетворяю- щих эти потребности;
- конкуренцию предприятий-поставщиков машиностроения, что, как правило, означает превышение их суммарной мощности по по- ставкам над общей потребностью производства в технике, запасных частях и материалах. Это обстоятельство, в свою очередь, предпола- гает снижение цен на материальные ресурсы.
Широкое распространение получает оптовая торговля средствами производства через товарные биржи, оптовые базы, оптовые ярма- рочные комплексы, центры аукционной продажи материальных ре- сурсов, фирменные и комиссионные магазины, районные и межрай- онные пункты проката сельскохозяйственной техники.
Рынок финансов.Финансовый рынок основывается на двух ис- точниках: свободных денежных ресурсах предприятий и свободных денежных средствах трудящихся. Он разделяется на кредитный ры- нок и рынок ценных бумаг (рис. 3).
В задачу кредитного рынка входит краткосрочное и долгосрочное кредитование предприятий с целью обеспечения их ритмичной и эф- фективной производственной деятельностью. Кредитный рынок пред- полагает создание системы и разветвления сети государственных, а также коммерческих специализированных и кооперативных банков.
53
Большое значение для нормализации денежного состояния пред- приятий в производстве имеет рынок ценных бумаг, который призван оттянуть деньги из обращения в срочные сбережения - акции пред- приятий, обществ и трудовых коллективов, облигации государствен- ных и местных займов, сертификаты и т. п.
Рис. 3. Элементы рынка финансов
Рынок ценных бумаг по существу, с одной стороны, означает ры- ночную систему децентрализованного финансирования производ- ственной деятельности предприятий, а с другой - усиливает матери- альную заинтересованность их коллективов в конечных результатах.
Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный.
На первичном рынке происходит размещение новых выпусков цен- ных бумаг, держателями которых являются предприятия, государство, местные органы и т.п. Перепродажа этих бумаг осуществляется на вторичном рынке, где ключевую роль играют финансово-кредитные учреждения, фондовые биржи, холдинговые компании и др.
Рыночная инфраструктура представляет собой систему
функциональных звеньев рыночного хозяйства и соответствую-
щую им совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых ин-
ститутов, обеспечивающих нормальное функционирование всех
составных элементов рынка.
Рыночная инфраструктура призвана создавать благоприятные условия для функционирования рынков продукции, рабочей силы, земли, средств производства и финансов.
Рынок финансов
Кредитный рынок
Рынок ценных бумаг
Краткосрочное кредитование
Долгосрочное кредитование
Акции
Облигации
Сертификаты
54
Основная функция инфраструктуры рынка заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производ- ства. Она обеспечивает движение товарных потоков в отраслевом и региональном направлениях, организует заключение контрактов на поставку продукции, ее сбыт и обслуживание потребителей.
От уровня развития инфраструктуры зависят особенности функ- ционирования рынка, а также наличие:
необходимых объемов емкостей хранения, мощностей предприятий перерабатывающей и пищевой индустрии, а также реа- лизационных баз, которые позволят создавать страховые, резервные и другие виды запасов сельхозпродукции и продуктов ее переработки;
погрузочно-разгрузочных и транспортных средств, весо- вого хозяйства, чтобы осуществлять межрегиональные перевозки;
страховых компаний и банковских служб, чтобы страхо- вать всех участников рынка от различных видов риска и кредитовать их под сезонные виды работ;
информационно-аналитических, маркетинговых и ре- кламных центров (агентств), чтобы ориентировать участников рынка в складывающейся и прогнозируемой ситуации на рынке и помогать им в продвижении продукции на рынок и др.
Элементы рыночной инфраструктуры обладают очень важной способностью - быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса.
Это дает возможность рынку достаточно оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.
В частности, основными элементами инфраструктуры продо- вольственного рынка являются:
ресурсное и информационное обеспечение процессов производ- ства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
материально-техническая база хранения и транспортировки сельхозпродукции и продуктов ее переработки;
торгово-заготовительная система, занимающаяся покупкой и продажей сельхозпродукции и продуктов ее переработки;
банковские, страховые и другие организации, обеспечивающие финансовую деятельность субъектов рынка;
информационно-консультационные службы (ИКС), маркетинго- вые центры, консалтинговые компании.
К объектам рыночной инфраструктуры относятся: биржи (товар- ные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные), распределительные центры, терминалы (в том числе хладокомбинаты, элеваторы), пред-
55 приятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, бан- ковские структуры, брокерские компании (конторы), торгово- закупочные кооперативы, маклерские конторы, кредитные союзы, центры коммерческой информации, юридических услуг, информаци- онно-консультационные и маркетинговые службы и др.
Элементы инфраструктуры способствуют созданию благоприят- ных и равных условий для выхода на рынок и работы на нем всех его субъектов независимо от форм собственности и объемов предлагае- мой продукции. Более того, такая инфраструктура в значительной степени определяет устойчивость межотраслевых и межрегиональных пропорций, время товарооборота, величину потерь произведенной продукции и т. д.
Таким образом, рыночная инфраструктура является одним из ос- новных звеньев рыночного механизма и должна обеспечивать эффек- тивное продвижение продукции от производителя к потребителю, а также финансовое и информационное обслуживание данного процес- са.
Рыночный механизм хозяйствования представляет собой со-
вокупность взаимосвязанных методов и рычагов экономического
воздействия на производство, распределение, обмен и потребле-
ние в системе товарно-денежных отношений и законов рынка.
Потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных проблем экономики [26].
Первая из них – «что производить» - определяется посредством денег потребителя, путем выбора того или иного товара.
Вторая – «как производить» - определяется конкуренцией между различными товаропроизводителями. Единственный путь для произ- водителя - выиграть конкуренцию и увеличить прибыль - состоит в том, чтобы поддерживать издержки производства на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.
Третья – «для кого производить» - обусловливается соотношени- ем спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и при- были, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.
Для достижения единства целей субъектов рынка необходимо не только учитывать интересы, но и обеспечивать их согласованность.
Учет, согласование и реализация экономических интересов субъек- тов, осуществляющих свою деятельность на основе разделения труда и эквивалентного обмена потребительских стоимостей, и составляют сущность экономического механизма рынка.
56
Через рыночный механизм реализуются следующие основные функции рынка:
преодоление глубоких диспропорций и восстановление равно- весия между спросом и предложением. Рыночные отношения между производителями и потребителями (в том числе в лице государства), каждый из которых преследует свои экономические интересы, приоб- ретают новое качество. Эти отношения приобретают форму экономи- ческой состязательности, из которой возникает побудительный мотив, вынуждающий производителя, в силу своей зависимости от потреби- теля, приспосабливать объем и структуру товарного производства к нуждам и запросам последнего;
стимулирование к рациональному использованию материаль- ных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, побуждение к снижению себестоимости;
стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;
развитие конкуренции, дифференцирующей товарное производ- ство на эффективное (у которого себестоимость ниже общественно- необходимой) и устраняющей неэффективные производства, поддер- живая тем самым эффективность всей экономической системы.
Основными элементами рыночного механизма являются: спрос, предложение, цена, конкуренция и государственное регулирование.
Все они постоянно находятся в определенных связях и отношениях, противоречиях и согласии. Несогласованность между элементами снижает эффективность данного механизма, а согласованность позво- ляет развиваться дальше.
Спрос и предложение – это объективно необходимые категории рынка. Через них проявляется взаимосвязь между производством и потреблением.
Спрос на ту или иную продукцию определяется численностью населения, потребностями, традициями потребления, уровнем дохо- дов населения и той их частью, которая выделяется на приобретение данной продукции.
Нормативная потребность определяется на конкретный период времени с учетом рекомендуемых норм (например, норм питания населения и т. п.), а также созданием необходимых запасов.
Нормативное потребление продукции часто не совпадает с фак- тическими, что связано с уровнем платежеспособности населения.
Платежеспособный спрос определяет возможный объем реализа- ции товаров и характеризует емкость рынка. Отсюда следует, что
57 платежеспособный спрос и действительная общественная потреб- ность в товарах не совпадают: во-первых, потому, что часть потребностей удовлетворяется бес- платно. Например, потребность в продуктах питания частично удо- влетворяется вне сферы денежного обращения за счет личных под- собных хозяйств; во-вторых, потому, что еще не созданы объективные предпосыл- ки для полного удовлетворения всех потребностей. Об этом свиде- тельствуют: низкий уровень доходов населения в отдельных регионах страны, диспаритет цен, плохо развитые инфраструктура и система информационного обеспечения субъектов рынка и т. д.
Целевой установкой государства при формировании его эконо- мической политики становится обеспечение соответствия платеже- способного спроса на продукцию уровню, гарантирующему норма- тивное потребление. Решение этой задачи может осуществляться раз- ными путями. Основными среди них являются: снижение рыночных цен на продукцию, повышение платежеспособного спроса потребите- лей; стимулирование экспорта (не в ущерб национальным интересам страны); увеличение закупок в государственные фонды.
Важной характеристикой рыночного механизма является пред- ложение товарной продукции, которое представляет собой совокуп- ность товаров, которые при данном уровне цен могут быть предъяв- лены к реализации, включая продукты местного производства и вве- зенные из других регионов и зарубежных стран.
Предложение, как и спрос на продукцию, не является постоян- ным. Оно зависит от изменения размеров производств и других пара- метров, а в сельском хозяйстве - от структуры посевных площадей, урожайности сельскохозяйственных культур, поголовья скота; уровня государственного регулирования и влияния экономических механиз- мов; наличия товарных запасов и объемов ввоза и вывоза.
Для обеспечения нормального процесса товарного обмена на рынке должно существовать соответствие между спросом и предло- жением, которое определяет рыночную цену.
Рыночная цена на продукцию формируется под влиянием уровня издержек на ее производство, хранение, подработку и транспортиров- ку, размера товарных запасов, конкуренции, уровня мировой цены.
В краткосрочном отрезке времени регулирование спроса и пред- ложения достигается за счет двух факторов:
посредством изменения цен;
посредством маневрирования товарными запасами.
58
В долгосрочном отрезке времени регулирование спроса и пред- ложения осуществляется за счет следующих факторов:
путем изменения производительности труда и увеличения про- изводства товаров;
за счет снижения производственных затрат;
путем изменения структуры личного потребления;
посредством регулирования динамики денежных доходов насе- ления.
Следующим важным элементом рыночного механизма является конкуренция, сущность и формы которой были рассмотрены выше.
Противоречия и двойственность отношений участников конку- ренции и субъектов правового регулирования должны разрешаться в конкурентной среде и показывать выгодность добросовестной конку- ренции.
С точки зрения конкурентной среды структура рынка любого то- вара представляет собой совокупность количественных и качествен- ных показателей. К количественным относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном рынке, показатели ры- ночной концентрации. К качественным – условия входа на рынок (ба- рьеры) и открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Конкуренция способна формировать в системе рыночных отно- шений важные рычаги экономики: качество производства и товаров, цену, мотивацию к труду и др.
Государственное регулирование также является важным элемен- том рыночного механизма.
«Свободный» рынок как «саморегулирующаяся» система в ре- альной действительности не существует ни в одной стране с рыноч- ной экономикой. В каждой стране, в зависимости от изменения целе- вых установок экономической политики, рынок в той или иной степе- ни регулируется государством через систему цен, механизмы налого- вой и кредитной политики, законодательство о субсидировании, уста- навливающие правила игры на рынке.
Кроме того, рынок не может выполнять социальные функции, по- этому государство должно взять на себя часть не решаемых рынком проблем и сознательно и целенаправленно создавать благоприятные условия для его функционирования, опираясь на законы товарного производства, проявляющие свое действие через рыночный механизм.
Государственное регулирование осуществляется в дополнение к рыночному механизму и направлено на согласованное действие всех
59 его элементов. Его границы должны определяться рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами, стоя- щими перед государством в области надежного обеспечения потреб- ностей страны на конкретный период.
В зависимости от складывающейся ситуации формы и методы государственного регулирования могут быть самыми разными, но они должны исходить из экономической свободы хозяйствующих субъек- тов рынка, их интересов и направлены на обеспечение политической и продовольственной независимости страны.
Государство обеспечивает правовое регулирование производства продукции отраслей, разработку и контроль за соблюдением отрасле- вых стандартов; проводит сертификацию производства и продукции; оказывает содействие в привлечении инвестиций; стимулирует об- новление технологического оборудования; защищает отечественный рынок от внешних товарных интервенций и др. То есть государство создает систему регламентов, стимулирующих развитие отраслевых подсистем. Государственные институты выступают гарантом ста- бильности правовых регламентов и осуществляют санкции по отно- шению к отдельным участникам рыночного процесса, нарушающим заданные нормативы функционирования подсистемы.
Таким образом, динамичное развитие общественного производ- ства возможно лишь при наличии рынков, высокоэффективного ме- ханизма хозяйствования и развитой инфраструктуры.
2.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
Специалистами по рыночной экономике и маркетингу изучение рынка определяется как комплекс практической и научной деятельно- сти товаропроизводителей по получению и анализу информации о динамике, качественных изменениях и тенденциях развития рынка с целью выработки и реализации производственной и сбытовой поли- тики, способствующей повышению эффективности производства и удовлетворению потребностей и запросов различных групп потреби- телей.
Из чего же складывается содержание и направленность ком- плексного исследования аграрного рынка?
Во-первых, это изучение требований рынка к товару, т. е. тре- бований покупателей и, что особенно важно, конечных потребителей
60 к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг. При этом для продавца и производителя данные запросы со стороны покупателей и потребителей товара предстают в качестве составляющих его конку- рентоспособности. Поэтому в данной части исследований особое внимание должно быть уделено определению уровня конкурентоспо- собности выпускаемой продукции и ее соответствия характеру запро- сов конкретного рынка и его сегментов.
Во-вторых, комплексное исследование аграрного рынка предла- гает тщательное изучение экономической конъюнктуры. Маркетинг как понятие, производное от рынка, является одновременно научной и практической деятельностью по управлению производством и сбытом товаров в зависимости от долговременных краткосрочных тенденций развития рынка, экономической конъюнктуры в целом и товарного рынка в частности.
Конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и харак- тера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложе- ния, степени и условий рыночной конкуренции, необходимы для при- нятия соответствующих решений на всех уровнях маркетинговой дея- тельности - стратегическом, тактическом и оперативном. Наблюдение за текущей конъюнктурой и ее анализ позволяют решать оперативные задачи маркетинга, а изучение длительных тенденций и прогноз конъюнктуры - тактические и стратегические задачи для достижения поставленных среднесрочных и долгосрочных целей.
Изучение спроса и предложения предполагает сбор и анализ статистической информации. Динамические ряды, индексный метод и графические изображения дают наглядное представление о тенденци- ях складывающихся на конкретном товарном рынке и его сегментах
(табл. 5, рис. 4, 5).
Для удобства анализа все натуральные и стоимостные показате- ли переведены в индексы по формуле:
Ij = j
(1, 2... 12)
: (j : 12), где Ij - индексы Is, Id, Ip; j
(1, 2... 12)
- соответствующие значения по месяцам;
j - суммы j-х значений;
Is - индекс величины предложения;
Id - индекс величины спроса;
Ip - индекс цены.