Файл: Ассоциация агрообразование маркетинг под редакцией доктора экономических наук, профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 510
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42 чистых, не встречающихся в повседневной жизни формах» [75, с. 42].
Совершенная конкуренция предполагает наличие следующих необходимых условий:
- присутствие многих продавцов и покупателей на рынке;
- совершенство информации;
- легкость входа на рынок и ухода с него;
- производство однородной продукции;
- отсутствие искусственных ограничений спроса, предложения или цен;
- мобильность ресурсов.
Данные условия могут быть использованы для прогнозирования действий на рынке, либо вообще могут не влиять на поведение на рынке.
Весьма интересно мнение Г. Азоева о том, что «модель совер- шенной конкуренции имеет большое теоретическое значение для изу- чения реальных рынков, где конкуренция ограничена различными объективными и субъективными причинами» [3, с. 11].
Таким образом, ценность теоретической модели конкуренции заключается в создании подходов к изучению и пониманию реально существующих рыночных структур.
Далее рассмотрим вторую основную форму конкуренции – несовершенную, которой присущи монополистический, монопсон- ный, олигополистический и олигопсонный рынки.
Вопросы несовершенной конкуренции на современном этапе являются актуальными, их часто рассматривают в своих трудах оте- чественные и зарубежные исследователи-экономисты.
В частности, в условиях существования несовершенной конку- ренции, по мнению российских ученых, фирмы могут воздействовать на реализацию товаров конкурентов, так как существуют ограничения на предложения любых товаров и услуг.
В контексте данного вопроса весьма важно подчеркнуть мнение
Л. Правоторовой, отмечающей, что «конкуренция никогда не суще- ствует без своей противоположности - монополии. Будучи противо- положностями, они находятся в неразрывном диалектическом един- стве» [60, с. 52].
В связи с вышесказанным считаем необходимым более подроб- но остановиться на экономических моделях несовершенной конку- ренции.
Так, чистая монополия характеризуется присутствием на рынке одного продавца, уникальностью продукции при отсутствии товаров-
43 заменителей, наличием значительных барьеров для входа на рынок других фирм, а также ухода с него, имеет место контроль цен, спрос неэластичен.
Примером обратной рыночной ситуации является монопсония, когда имеется только один покупатель данного товара или услуги. Э.
Гелхорн определяет действия монопсониста следующим образом:
«монопсонист препятствует эффективному распределению ресурсов, устанавливая более низкие цены на необходимые ему факторы произ- водства и используя меньше ресурсов, чем это было бы необходимо в условиях конкурентного рынка» [21, с. 52].
По мнению российского экономиста, изучающего вопросы функционирования конкурентного рынка, Ю. Львова, «...на моноп- сонном рынке спрос единого потребителя встречается с предложени- ем множества производителей ... Производители фактически дей- ствуют в условиях совершенной конкуренции фирм и вынуждены подстраивать свои объемы предложения под рыночную цену, ... не имея самостоятельного влияния на рынок, максимизируя свою при- быль» [45, с. 200-201].
Олигополия предполагает ситуацию, когда «рынок состоит из нескольких продавцов, все продавцы осознают, что они в значитель- ной мере взаимозависимы, ... олигополистические продавцы сосредо- тачиваются на координации и прогнозировании. Конкуренция прояв- ляется косвенно - путем замаскированного понижения цен (посред- ством улучшения качества продукции, условий кредита, условий до- ставки и т.п.) и неценовой конкуренции (дифференциации продуктов, рекламы, стимулирования сбыта)» [21, с. 58].
Как правило, существуют барьеры для свободной деятельности фирм на рынке. В условиях олигополистического рынка одна или не- сколько фирм контролируют существенную долю рынка. Историче- ски, наиболее известной формой олигополии является картель, кото- рая представлена производственными организациями, имеющими возможность согласованного принятия решений (в том числе через сговор) об объемах продаж, об уровне цен, о разделе рынков и т. п.
Обратная ситуация носит название олигопсонии, когда много- численные продавцы сталкиваются на рынке с несколькими крупны- ми покупателями. Частным случаем является дуополия, когда моно- полия образована двумя продавцами товара.
Монополистическая конкуренция существует, если рынок ха- рактеризуется следующими признаками: наличием многих продавцов и покупателей, все участники рынка владеют информацией о рынке и
44 продаваемых товарах, существует полная свобода выхода на рынок и ухода с него, производители продают в некоторой степени отличаю- щийся, но все же заменимый продукт. Данному рынку присущи неце- новые методы конкуренции, существует ограничение контроля над ценами, спрос эластичен.
Кроме того, фирма может занимать доминирующее положение на рынке, то есть воздействовать решающим образом на конкуренцию в пределах данного рынка или на отдельных участников, посредством продуктового соперничества или с использованием монопольной вла- сти.
Интересным является подход Кэмпбелла Р.Макконелла и С.
Брю, которые выделили и обобщили характерные черты основных моделей рынка [46, с. 66].
На базе их подхода нами уточнены некоторые позиции приме- нительно к рынкам продукции агропромышленного комплекса
(табл. 4).
Модели рынков продукции АПК представлены следующим об- разом: при свободной конкуренции существует множество самостоя- тельных товаропроизводителей стандартной продукции (II сфера
АПК). Предприятия II сферы АПК наиболее зависимы от других участников рынков, не могут реально влиять на цену произведенной продукции, но имеют возможности проведения собственной тактики реализации по времени. Монополистическая конкуренция представ- лена предприятиями III сферы АПК, являющимися производителями дифференцированной продукции, посредническим торговым звеном, поставщиками продукции (услуг) I сферы.
На олигополистическом рынке функционируют предприятия пе- рерабатывающей промышленности III сферы АПК и крупные по- ставщики материально-технических ресурсов I сферы. Все три сферы
АПК используют товары и услуги чистых монополистов.
Это обусловливает наличие значительной доли в структуре затрат предприятий АПК стоимости услуг поставщиков электроэнергии, нефтепродуктов, железнодорожных перевозок и др., а также возмож- ности использования рыночной власти.
В качестве технологических и технических основ монополизма можно выделить специализацию и связанную с ней концентрацию.
«Порождение монополии концентрацией производства ... является общим и основным законом современной стадии развития», - подчер- кивал В. Ленин [44, с. 315].
45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20
4. Характерные черты основных моделей рынка
Характер- ные черты рыночной ситуации
Свободная конкуренция
Чистая монополия
Олигополия
Монополистиче- ская конкуренция
1 2
3 4
5
Количество участников
Большое коли- чество, незави- симы
Один
Несколько
Много
Тип продукта Однородный
(стандартизи- рованный)
Уникальный, близкие заменители отсут- ствуют
Стандартизированный и дифференцированный
Дифференциро- ванный товар (то- варные группы)
Контроль над ценой
Отсутствует, цена формиру- ется рынком
Значительный
Высокая степень кон- троля, ограничение вза- имной зависимостью
Ограничен, участ- ники контролиру- ют свои цены
Метод кон- куренции
Ценовые, не- ценовые при- меняются ред- ко
Ценовые
Неценовые
Ценовые и неце- новые
46
Продолжение таблицы 4 1
2 3
4 5
Барьеры вхо- да и функци- онирования на рынках
Барьеры мини- мальные, легко преодолимы
Наличие технологиче- ских, организацион- ных, экономических и других барьеров входа на рынок и ухода с не- го
Наличие комплекса барье- ров: экономических, орга- низационных, админи- стративных, неразвитости рыночной инфраструкту- ры, вертикальной инте- грации и др.
Наличие барьеров с разной степенью преодолимости
Возможности влияния госу- дарства
Искусственная фиксация дефи- цитных цен, фис- кальная политика
(налоги), лицен- зирование, хеджирование
Значительная степень контроля со стороны гос- ударства (регулирование цен)
Дифференцированные под- ходы к государственному ре- гулированию ценообразова- ния; стимулирование входа на рынок новых участников; лицензирование, содействие в инвестировании и кредито- вании, контроль над концен- трацией и злоупотребления- ми доминированием
Дифференцирован- ные подходы к госу- дарственному регу- лированию ценооб- разования, контроль за неценовыми ме- тодами конкурен- ции: качеством, ре- кламой, объектами интеллектуальной собственности и др., контроль процессов концентрации и зло- употреблений
47
Продолжение таблицы 4 1
2 3
4 5
Примеры
Производители сельскохозяй- ственной про- дукции второй сферы АПК
(фермеры, лич- ные подсобные хозяйства, сель- хозартели, ООО,
АО и др.)
Услуги электроэнергии, газоснабжения, связи, по поставке нефтепродук- тов, топлива, железнодо- рожные перевозки
Крупные поставщики мате- риально-технических ресур- сов I сферы, перерабатыва- ющие предприятия III сферы
АПК: сельскохозяйственное машиностроение, химиче- ская промышленность (про- изводство и поставка удоб- рений, средств защиты рас- тений), элеваторы, производ- ство комбикормов, пивова- ренные и спиртовые пред- приятия, хлебозаводы, опто- вые поставщики запасных частей, ГСМ
Предприятия III сферы АПК - произ- водители дифферен- цированных товаров
(муки, крупы, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изде- лий, макаронных из- делий), занимающи- еся реализацией данной продукции; оптово- посредническое зве- но, торговые органи- зации; организации торговой, посредни- ческой, сервисной сети, связанной с по- ставками продукции
(услуг) I сферы АПК
48
Конкуренция «не бывает без концентрации» и чем выше кон- центрация, тем острее происходит конкурентная борьба [52, с. 348].
В качестве главной причины возникновения монополий автор- ский коллектив под руководством М. Загорулько выделяет концен- трацию производства и капитала. На рисунке 1 показаны способы увеличения масштабов производства в процессе концентрации и ин- теграции, а также присущие им формы монополий, предложенные М.
Загорулько [32, с. 129].
Рис. 1. Формы монополий, присущие концентрации
и интеграции
Таким образом, возникновение в экономической теории понятия
«конкуренция», эволюция взглядов на проблему конкуренции и мо- нополизма является закономерным историческим результатом. Кон- куренция представляет собой важнейший инструмент регулирования рыночных отношений, регулирования спроса и предложения на рын- ке.
Обобщив исторические и экономические предпосылки возник- новения разнообразных моделей конкуренции, проанализировав ти- пичные черты, присущие каждой из них, можно сделать следующие выводы: во-первых, любая из моделей конкуренции имеет свои особен- ности и недостатки, но в то же время является необходимой для ана- лиза рыночной ситуации; во-вторых, обобщенные теоретические модели конкуренции должны быть уточнены на основе исторического опыта с учетом со- временных взглядов и подходов к понятию «конкуренция» в зависи- мости от особенностей функционирования различных типов рынков;
Процесс концентра- ции и инте- грации
Горизонтальная интеграция
Вертикальная интеграция
Диверсификация
Организа- ционные формы мо- нополий: картели, синдикаты, концерны, конгломе- раты
49 в-третьих, четырех моделей конкуренции: свободной конкурен- ции, монополистической конкуренции, олигополистической конку- ренции и чистой монополии - недостаточно для рассмотрения много- образия рыночных ситуаций, поскольку реальные рынки можно лишь косвенно отнести к той или иной теоретической модели. Механизмы конкуренции (инструменты регулирования рынка), присущие кон- кретным моделям конкуренции, будут тем результативнее, чем более близка к обобщенным моделям будет рыночная ситуация; в-четвертых, анализ теоретических взглядов на конкуренцию является предпосылкой и основой для разработки мер по регулирова- нию деятельности монополий в случае использования ими недобро- совестных приемов конкуренции.
2.3. СТРУКТУРА РЫНКА И ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ВИДОВ
Полноценно функционирующий рынок представляет собой сово- купность его составляющих:
1) специализированных рынков (субрынков): промышленной и аграрной продукции, рабочей силы, земли, средств производства (ма- териальных ресурсов) и финансов (капитала), идей и т. д.;
2) рыночной инфраструктуры;
3) рыночного механизма хозяйствования (рис. 2).
Отсутствие или недостаточное развитие любой из указанных со- ставных частей приведет к снижению эффективности рыночных от- ношений.
Рынок аграрной продукции и промышленных товаров. Цели рынка аграрной продукции неодинаковы с точек зрения потребителей этой продукции, предпринимательской деятельности аграрных това- ропроизводителей и государства.
Потребители видят цели рынка аграрной продукции в производ- стве достигнутого коллективом высокого качества продуктов питания
(ассортимент, питательная ценность, потребительские свойства, уменьшение содержания вредных веществ и др.); обеспечении продо- вольствием в соответствии с принципами рационального питания; со- ответствии розничных цен, позволяющих выбирать оптимальный набор продуктов с учетом рационального питания и покупательской способности потребителя.
50
Рис. 2. Структура рынка и элементы рыночного механизма
хозяйствования
Цели рынка аграрной продукции с точки зрения сельскохозяй- ственных производителей состоят в заинтересованности в производ- стве продукции растениеводства и животноводства, наличии опти- мальных условий в обеспечении производственными ресурсами, ща- дящей налоговой политике государства, эквивалентном обмене с дру- гими отраслями и социальной защите в аграрной сфере.
Цели аграрного рынка с точки зрения государства заключаются в обеспечении условий для эффективного производства и потребления продовольствия; улучшении качества продукции, исключающего за- грязнение окружающей среды, рациональном использовании земли и эффективном самообеспечении продовольствием.
Рынок рабочей силы.В рыночной экономике рабочая сила явля- ется товаром в силу двух условий. Во-первых, человек должен быть лично свободным и иметь возможность самостоятельно распоряжать- ся своей рабочей силой. Во-вторых, он должен быть лишен средств производства, в противном случае у него не будет необходимости продавать свою рабочую силу.
Рынок рабочей силы - это по существу форма движения рабочей силы. Развитый рынок труда обеспечивает полноценную оплату по- следнего; стимулирует предприимчивость, инициативу, повышение качества рабочей силы; обусловливает высокую ее мобильность.
Товар- ные биржи
Брокер- ские ком- пании
Фондо- вые бир- жи
Торгово- закупочные кооперативы
Банковские структуры
Центры коммерческих, информационных и юридических услуг
ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Рынок аграрной продукции и промышленных товаров
Рынок рабочей силы
Рынок средств производ- ства
Рынок земли
Рынок финансов
Z
СИСТЕМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РЫНКОВ
ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ЦЕНА
СПРОС
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
КОНКУРЕНЦИЯ
ГОСУДАРСТВО
РЫНОК
51
В условиях многообразия форм собственности и хозяйствования резко расширяется свобода выбора не только конкретного места тру- да, но и применения каждым своей рабочей силы: работа в крестьян- ском хозяйстве, наемный труд, работа в кооперативном или государ- ственном предприятии. Это, в свою очередь требует свободы в выбо- ре места жительства, проживания.
Поскольку в условиях рыночных отношений конкретное рабо- чее место никому не гарантируется, рынок рабочей силы, особенно в сельскохозяйственном секторе экономики, подлежит активному госу- дарственному регулированию путем установления гарантированного минимума уровня оплаты труда, оказания временно не занятым мате- риальной помощи, организации системы переподготовки кадров, вы- деления льготных кредитов, проведения эффективной переселенче- ской политики и др.
Рынок земли. Необходимым составляющим элементом ком- плексного рынка в аграрном производстве является рынок земли. Со- здаваемый земельный рынок в нашей стране - это часть системы зе- мельных отношений, регуляторами которой являются право соб- ственности (владение, пользование, распоряжение), возможность пе- редачи этого права (аренда, продажа, залог и т. д.), конкуренция (сво- бодный выбор участника), денежная оценка и свободно складываю- щиеся цены на землю. Должна быть задействована также законода- тельно установленная совокупность условий, привилегий и ограниче- ний (сервитутов) в использовании данных регуляторов.
Рынок земли выполняет следующие основные функции:
- решение социальных проблем;
- нормализация миграционных потоков;
- функционирование рынка рабочей силы;
- эффективное использование земли;
- кредитование крестьянских хозяйств;
- повышение уровня товарности;
- решение продовольственной проблемы.
В идеале земельный рынок создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждает к рациональному ее исполь- зованию, создает механизм перехода земли к тому, кто способен бо- лее эффективно ею распоряжаться. На практике идеальная схема ча- сто нарушается. И тем не менее, даже неидеальный земельный рынок отражает реальные интересы огромного числа участников земельных отношений. Государство заинтересовано в поддержке этого фунда- ментального устоя рыночной экономики таковой и в определенных