Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 854
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список использованной литературы
1. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] /
В.Л. Горбунов. – М. : Национальный Открытый Университет
«ИНТУИТ», 2016: электронный // ЭБС «Консультант студента» :
[сайт].
–
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/intuit_042.html
(дата обращения:
10.03.2020). – Режим доступа: по подписке.
2. Вишневский В.П.
Налогообложение: теории, проблемы, решения / В.П. Вишневский, [и др.]; под общ. ред. В.П. Вишневского;
Донецк. нац. техн. ун-т, НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. –
Донецк, 2012. – 504 с.
3. Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджетов
[Электронный ресурс]
/
В.П. Савчук.
–
Режим доступа: http://cfin.ru/management/budgeting/savchuk-6.shtml (дата обращения:
01.02.2020).
4. Конищева М.А. Финансовое планирование: учебн. пособ.
[Электронный ресурс] / М.А. Конищева. – Красноярск : СФУ, 2016. –
256 с. – ISBN 978-5-7638-3500-7. – Текст : электронный // ЭБС
«Консультант студента»
:
[сайт].
–
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785763835007.html
(дата обращения: 09.03.2020). – Режим доступа: по подписке.
5. Белолипцев И.А. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование. В 2-х ч. Ч. I : учебн. пособ. / И.А. Белолипцев,
И.И. Лукина, А.С. Кабирова, Д.В. Чувилин. – М. : Прометей, 2018. –
92 с. – ISBN 978-5-907003-56-9 : электронный // ЭБС «Консультант студента»:
[сайт].
–
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785907003569.html
(дата обращения: 09.03.2020). – Режим доступа: по подписке.
6. Шаховская Л.С. Бюджетирование: теория и практика: учебн. пособ. / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова, В.В. Хохлов. – М. : КНОРУС,
2017. – 412 с.
96
УДК 658.153
Гривцова Татьяна Сергеевна,
студент,
Шаповалова Светлана Михайловна,
доцент кафедры финансов, учёта и банковского дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: в настоящей статье рассмотрены характерные
особенности управления оборотными активами.
Ключевые слова: активы, оборотные активы, управление.
Annotation: this article discusses the characteristic features of
current assets management.
Key words: assets, current assets, management.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности.
В значительной степени это относится к экономической деятельности субъектов в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности.
Управление – это ряд приёмов и метод, направленных на достижение определённого результата.
В настоящее время в конкурентной среде без использования современных административно-экономических методов эффективное управление субъектами хозяйствования невозможно без научного обоснования управленческих решений. Управление бизнесом – это непрерывный процесс, который осуществляется через реализацию функций управления. Их состав включает в себя планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Эти функции состоят из непрерывного сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, а также приведения в действие и контроля за исполнением решений. Управление активами бизнеса является неотъемлемой частью корпоративной системы управления.
К объектам управления следует отнести непосредственно активы, в которые осуществляется авансирование оборотного капитала, элементы оборотного капитала, источники его формирования, а также все разнообразие экономических отношений, возникающих в процессе кругооборота оборотного капитала.
97
К субъектам управления – службы и органы управления, которые используют специфические методы целенаправленного воздействия на оборотный капитал. Вместе с тем им присущи единые приёмы и способы управления, характерные для управленческой деятельности в целом, выражающиеся через реализацию функций управления.
Планирование занимает важное место в системе управления активами предприятия. Во время планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние, структуру и размер оборотных активов на основе анализа внешней и внутренней информации и определяет наиболее эффективные области использования. Неотъемлемой частью планирования является прогноз, а именно разработка возможных аспектов развития объекта управления в связи с изменениями воздействий на систему.
Существует ряд факторов, которые влияют на формирование оборотных активов и политики управления ими. В зависимости от области возникновения можно выделить производственные, маркетинговые, финансовые и общеэкономические факторы. Наиболее важными факторами производства являются сезонность, производство и дополнительные источники потребностей, которые вызывают высокий уровень материализма, оборотный капитал.
Маркетинговые факторы характеризуют высокую зависимость от состояния конкурентной среды и условий реализации продукции.
Финансовые факторы также ограничивают эффективность формирования и использования активов предприятия. Недостаточное развитие рынка капитала, высокая стоимость банковских кредитов, незначительные финансовые возможности большинства предприятий не позволяют получать ресурсы оборотных активов на приемлемых условиях.
Что касается общих экономических условий, то данная группа факторов должна включать финансовую природу налоговой системы, отсутствие надлежащей государственной поддержки отечественных предприятий, значительное обесценивание активов в результате инфляции, а также отсутствие правовой основы для оборотных активов отдельных предприятий.
Эффективность управления деловыми активами предприятия оказывает значительное влияние на результаты его финансово- хозяйственной деятельности.
Процесс управления оборотными активами включает следующие основные этапы:
98
Рисунок 1 – Этапы управления оборотными активами предприятия
Основной целью управления оборотными активами является максимизация прибыли на вложенный капитал, обеспечивая при этом устойчивую и достаточную платёжеспособность бизнеса, которая в некоторой степени противостоят друг другу. Поэтому, чтобы повысить рентабельность, необходимо инвестировать средства в различные оборотные и необоротные активы. Для обеспечения устойчивой платёжеспособности необходимо постоянно иметь на счёте предприятия определённую сумму денежных средств. Часть средств должна быть размещена в виде высоколиквидных активов. Поэтому важной задачей в управлении оборотными активами предприятия является поддержание соответствующего размера и структуры оборотных активов и обеспечение наиболее подходящего соотношения между платёжеспособностью и рентабельностью.
На первом этапе анализа учитывается динамика совокупных оборотных активов предприятия – скорость изменения совокупных активов по сравнению со скоростью изменения объёма продаж товаров; удельный вес оборотных активов в общем объёме операционных активов.
На втором этапе анализа рассчитывается и анализируется темпы изменения их суммы и удельный вес определённых активов в их общей сумме. Анализ состава бизнеса по конкретным видам активов позволяет оценить уровень их ликвидности.
На третьем, четвёртом и пятом этапах анализа рассматривается эффективность использования активов предприятия.
Основные этапы процесса управления оборотными активами
1. Анализ оборотных активов
2. Оптимизация структуры оборотных активов
3. Обеспечение ускорения оборачиваемости оборотных активов
4. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов
5. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования
99
Эта производительность характеризуется тремя важными показателями – коэффициент оборачиваемости оборотных активов; периодом оборота оборотных активов; уровнем рентабельности оборотных активов.
Таким образом, управление оборотными активами включает в себя не только весь перечень функций управления (учёт, анализ, планирование, нормирование контроль, регулирование), но и стратегию и тактику управления, которые равноправно входят в весь процесс управления.
Целью управления оборотными активами является максимизация прибыли на вложенный капитал. Поэтому, для повышения рентабельности, необходимо инвестировать средства в различные оборотные и необоротные активы.
Стратегия управление оборотными активами состоит в том, чтобы понять общее направление и способ использования инструментов для достижения цели.
Тактика управления управление оборотными активами – это специальные приёмы и методы для достижения конкретной цели.
Задача тактики управления – выбрать наиболее подходящее решение и методы применения в сложившейся ситуации.
Список использованной литературы
1. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов,
А.Д. Шеремет. – М. : Финансы и Статистика, 2017. – 312 с.
2. Бригхэм Ю.Ф. Финансовый менеджмент / Ю.Ф. Бригхэм.
М. Эрхард. – СПб. : Питер, 2015. – 156 с.
3. Вуколова Т.И.
Управление финансами предприятия: справ.-практ. пособ. / Т.И. Вуколова, И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева. –
Минск: Кн. Дом: Мисанта, 2015. – 103 с.
4. Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М. :
Бухгалтерский учёт, 2015. – 148 с.
5. Снитко Л.Т. Управление оборотным капиталом организации /
Л.Т. Снитко. Е.Н. Красная. – М.: РДЛ, 2014. – 218 с.
6. Шеремет А.Д.
Методика финансового анализа
/
А.Д. Шеремет. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 143 с.
100
УДК 336.647
Гузь Наталья Евгеньевна,
Дубинкин Евгений Сергеевич,
Большакова Татьяна Владимировна,
студенты,
научный руководитель: Шаповалова Светлана Михайловна,
доцент кафедры финансов, учёта и банковского дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЙ
«ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ» И «ЛИКВИДНОСТЬ»
Аннотация:
в
статье
осуществлены
дефиниции,
способствующие
совершенствованию
трактовки
понятий
«платёжеспособность» и «ликвидность». Предложены уточнённые
понятия «платёжеспособность» и «ликвидность», показаны
причинно-следственные связи между ними.
Ключевые слова: термин, дефиниция, платёжеспособность,
ликвидность, совершенствование.
Annotation: the article made definitions that contribute to the
improvement of the interpretation of the concepts of «solvency» and
«liquidity». Refined notions of «solvency» and «liquidity» are proposed,
cause-and-effect relations between them are shown.
Key words: term, definition, solvency, liquidity, improvement.
Несмотря на безудержное продвижение экономической научной мысли вперёд, на сегодняшний день проблемы трактовки понятий
«платёжеспособность» и «ликвидность» предприятия не нашли окончательного разрешения. В частности, в специализированной литературе [1, 2, 3, 4, 5, 6] прослеживается как отождествление этих понятий, так и их подмена. Вероятно, это происходит в силу «родства» содержания этих терминов – их взаимосвязи, взаимозависимости, существования причинно-следственных связей между ликвидностью и платёжеспособностью.
Для установления справедливости сформулированной выше гипотезы (или её опровержения), на основе которой станет возможным совершенствование трактовки понятий «платёжеспособность» и
«ликвидность» необходимо учитывать, что трактовать – это значит расценивать что-либо определённым образом, объяснять, толкование чего-либо.
101
Трактовать что-либо, в свою очередь, практически невозможно без дефиниции, которая является логической операцией, раскрывающей содержание понятия посредством описания отличительных признаков предметов или явлений, а также утверждения значения термина посредством слов, фраз. Суть же дефиниций понятий «платёжеспособность» и «ликвидность» состоит в нижеследующем.
Понятие «ликвидность», как правило, характеризует свойство актива – способность превращаться в средство платежа. Существует также понятие «ликвидность баланса», которая характеризует степень покрытия обязательств предприятия его активами (срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств) [4].
Платёжеспособность предприятия характеризует наличие у предприятия денежных средств (и их эквивалентов) в количестве, которое необходимо, для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения [4].
В связи с вышесказанным, оценка ликвидности – необходимый этап при решении вопроса о степени покрытия, а оценка платёжеспособности сводится к установлению степени способности погашать обязательства (во избежание штрафных санкций за нарушение сроков оплаты).
Ликвидность отражает фактическую достаточность активов для покрытия пассивов, с учётом сроков, в который реально осуществляется покрытие каждой группы пассивов. То есть с позиции финансового менеджмента ликвидность можно определить, как объект воздействия со стороны долгосрочной финансовой политики, поскольку её обеспечение зачастую требует серьёзных структурных сдвигов в активе и пассиве баланса, а иногда и полной перестройки существующей системы работы предприятия.
Термин «ликвидность» в специализированной литературе [6] зачастую характеризует различные объекты экономики, и оттого имеет различный спектр применения. Помимо определений, указанных автором [6], термин ликвидность также используется в совокупности со многими понятиями, которые касаются не только конкретных объектов экономически (будь то товар или ценная бумага), но также субъектов экономики на государственном уровне (банк, предприятие, рынок), а также как способ определить характерные черты деятельности экономических субъектов (баланс предприятия, баланс банка) [5].
Ликвидность практически всегда связана с способностью товара превратиться в деньги, что выявляется в распространённой
102 экономической процедуре анализа эксперта. Для того чтобы товар считался ликвидным, на него должен существовать спрос, т.е. товар должен иметь не только высокую потребительную, но и меновую стоимость. Так как товар производится с использованием труда человека, он воплощает в себе живой или овеществлённый труд, а потому обладает стоимостью, для измерения которой используются деньги (одна из функций денег – мера стоимости).
Кроме того, для того, чтобы провести сравнение товарных стоимостей необходимо, чтобы данные товары приравнивались к какому-то товару-эквиваленту, так называемому товару-посреднику, который способен сохранить свою стоимость в течение всего периода купли-продажи.
Во времена существования золотого стандарта существовал, абсолютное выполнение функции меры стоимости выполняло золото
(непрерывность в цепочке товар-деньги-товар была обеспечена реальной гарантией золотого стандарта: продавец в любой момент времени теоретически мог обменять полученные от покупателя денежные средства, или его аналоги, на металл.).
Позднее ликвидность товара отражала зависимость не только от признания общества затраченного на производство данного товара труда, но и качества такого товара, а также наличия у покупателя средств расчёта, которые выполняли бы функцию денег.
В настоящее время для того, чтобы поддерживать непрерывность процесса товарно-денежного обмена, используются всемирно признанные средства расчёта. В процессе товарно-денежного обращения, так или иначе, появляется разрыв между покупкой и продажей товара и, как следствие, разрыв образуется между моментов возникновения долгового обязательства и моментом погашения данного обязательства. Если у эмитента долгового обязательства возникают какие-либо финансовые затруднения, то цепочка товар- деньги-товар может прерваться.
Одна из сторон понятия «ликвидность» заключается в такой его трактовке, которая определяет это понятие как обязательность выполнения перед кредитором своих долговых обязательств в отведённый для этого срок.
С понятием ликвидности, таким образом, связана, во-первых, способность средств расчёта выполнять свои основные функции, во- вторых, с достаточностью денег, и в-третьих, с надёжностью выполнения долговых обязательств в обществе.
Из чего можно сделать вывод, что дать определение ликвидности как свойству актива, которое реализуется по причине стабильной и своевременной реализации стоимости обмена
(товар или
1. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] /
В.Л. Горбунов. – М. : Национальный Открытый Университет
«ИНТУИТ», 2016: электронный // ЭБС «Консультант студента» :
[сайт].
–
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/intuit_042.html
(дата обращения:
10.03.2020). – Режим доступа: по подписке.
2. Вишневский В.П.
Налогообложение: теории, проблемы, решения / В.П. Вишневский, [и др.]; под общ. ред. В.П. Вишневского;
Донецк. нац. техн. ун-т, НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. –
Донецк, 2012. – 504 с.
3. Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджетов
[Электронный ресурс]
/
В.П. Савчук.
–
Режим доступа: http://cfin.ru/management/budgeting/savchuk-6.shtml (дата обращения:
01.02.2020).
4. Конищева М.А. Финансовое планирование: учебн. пособ.
[Электронный ресурс] / М.А. Конищева. – Красноярск : СФУ, 2016. –
256 с. – ISBN 978-5-7638-3500-7. – Текст : электронный // ЭБС
«Консультант студента»
:
[сайт].
–
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785763835007.html
(дата обращения: 09.03.2020). – Режим доступа: по подписке.
5. Белолипцев И.А. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование. В 2-х ч. Ч. I : учебн. пособ. / И.А. Белолипцев,
И.И. Лукина, А.С. Кабирова, Д.В. Чувилин. – М. : Прометей, 2018. –
92 с. – ISBN 978-5-907003-56-9 : электронный // ЭБС «Консультант студента»:
[сайт].
–
Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785907003569.html
(дата обращения: 09.03.2020). – Режим доступа: по подписке.
6. Шаховская Л.С. Бюджетирование: теория и практика: учебн. пособ. / Л.С. Шаховская, Е.Г. Попкова, В.В. Хохлов. – М. : КНОРУС,
2017. – 412 с.
96
УДК 658.153
Гривцова Татьяна Сергеевна,
студент,
Шаповалова Светлана Михайловна,
доцент кафедры финансов, учёта и банковского дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: в настоящей статье рассмотрены характерные
особенности управления оборотными активами.
Ключевые слова: активы, оборотные активы, управление.
Annotation: this article discusses the characteristic features of
current assets management.
Key words: assets, current assets, management.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности.
В значительной степени это относится к экономической деятельности субъектов в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности.
Управление – это ряд приёмов и метод, направленных на достижение определённого результата.
В настоящее время в конкурентной среде без использования современных административно-экономических методов эффективное управление субъектами хозяйствования невозможно без научного обоснования управленческих решений. Управление бизнесом – это непрерывный процесс, который осуществляется через реализацию функций управления. Их состав включает в себя планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Эти функции состоят из непрерывного сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, а также приведения в действие и контроля за исполнением решений. Управление активами бизнеса является неотъемлемой частью корпоративной системы управления.
К объектам управления следует отнести непосредственно активы, в которые осуществляется авансирование оборотного капитала, элементы оборотного капитала, источники его формирования, а также все разнообразие экономических отношений, возникающих в процессе кругооборота оборотного капитала.
97
К субъектам управления – службы и органы управления, которые используют специфические методы целенаправленного воздействия на оборотный капитал. Вместе с тем им присущи единые приёмы и способы управления, характерные для управленческой деятельности в целом, выражающиеся через реализацию функций управления.
Планирование занимает важное место в системе управления активами предприятия. Во время планирования хозяйствующий субъект оценивает состояние, структуру и размер оборотных активов на основе анализа внешней и внутренней информации и определяет наиболее эффективные области использования. Неотъемлемой частью планирования является прогноз, а именно разработка возможных аспектов развития объекта управления в связи с изменениями воздействий на систему.
Существует ряд факторов, которые влияют на формирование оборотных активов и политики управления ими. В зависимости от области возникновения можно выделить производственные, маркетинговые, финансовые и общеэкономические факторы. Наиболее важными факторами производства являются сезонность, производство и дополнительные источники потребностей, которые вызывают высокий уровень материализма, оборотный капитал.
Маркетинговые факторы характеризуют высокую зависимость от состояния конкурентной среды и условий реализации продукции.
Финансовые факторы также ограничивают эффективность формирования и использования активов предприятия. Недостаточное развитие рынка капитала, высокая стоимость банковских кредитов, незначительные финансовые возможности большинства предприятий не позволяют получать ресурсы оборотных активов на приемлемых условиях.
Что касается общих экономических условий, то данная группа факторов должна включать финансовую природу налоговой системы, отсутствие надлежащей государственной поддержки отечественных предприятий, значительное обесценивание активов в результате инфляции, а также отсутствие правовой основы для оборотных активов отдельных предприятий.
Эффективность управления деловыми активами предприятия оказывает значительное влияние на результаты его финансово- хозяйственной деятельности.
Процесс управления оборотными активами включает следующие основные этапы:
98
Рисунок 1 – Этапы управления оборотными активами предприятия
Основной целью управления оборотными активами является максимизация прибыли на вложенный капитал, обеспечивая при этом устойчивую и достаточную платёжеспособность бизнеса, которая в некоторой степени противостоят друг другу. Поэтому, чтобы повысить рентабельность, необходимо инвестировать средства в различные оборотные и необоротные активы. Для обеспечения устойчивой платёжеспособности необходимо постоянно иметь на счёте предприятия определённую сумму денежных средств. Часть средств должна быть размещена в виде высоколиквидных активов. Поэтому важной задачей в управлении оборотными активами предприятия является поддержание соответствующего размера и структуры оборотных активов и обеспечение наиболее подходящего соотношения между платёжеспособностью и рентабельностью.
На первом этапе анализа учитывается динамика совокупных оборотных активов предприятия – скорость изменения совокупных активов по сравнению со скоростью изменения объёма продаж товаров; удельный вес оборотных активов в общем объёме операционных активов.
На втором этапе анализа рассчитывается и анализируется темпы изменения их суммы и удельный вес определённых активов в их общей сумме. Анализ состава бизнеса по конкретным видам активов позволяет оценить уровень их ликвидности.
На третьем, четвёртом и пятом этапах анализа рассматривается эффективность использования активов предприятия.
Основные этапы процесса управления оборотными активами
1. Анализ оборотных активов
2. Оптимизация структуры оборотных активов
3. Обеспечение ускорения оборачиваемости оборотных активов
4. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов
5. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования
99
Эта производительность характеризуется тремя важными показателями – коэффициент оборачиваемости оборотных активов; периодом оборота оборотных активов; уровнем рентабельности оборотных активов.
Таким образом, управление оборотными активами включает в себя не только весь перечень функций управления (учёт, анализ, планирование, нормирование контроль, регулирование), но и стратегию и тактику управления, которые равноправно входят в весь процесс управления.
Целью управления оборотными активами является максимизация прибыли на вложенный капитал. Поэтому, для повышения рентабельности, необходимо инвестировать средства в различные оборотные и необоротные активы.
Стратегия управление оборотными активами состоит в том, чтобы понять общее направление и способ использования инструментов для достижения цели.
Тактика управления управление оборотными активами – это специальные приёмы и методы для достижения конкретной цели.
Задача тактики управления – выбрать наиболее подходящее решение и методы применения в сложившейся ситуации.
Список использованной литературы
1. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов,
А.Д. Шеремет. – М. : Финансы и Статистика, 2017. – 312 с.
2. Бригхэм Ю.Ф. Финансовый менеджмент / Ю.Ф. Бригхэм.
М. Эрхард. – СПб. : Питер, 2015. – 156 с.
3. Вуколова Т.И.
Управление финансами предприятия: справ.-практ. пособ. / Т.И. Вуколова, И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева. –
Минск: Кн. Дом: Мисанта, 2015. – 103 с.
4. Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М. :
Бухгалтерский учёт, 2015. – 148 с.
5. Снитко Л.Т. Управление оборотным капиталом организации /
Л.Т. Снитко. Е.Н. Красная. – М.: РДЛ, 2014. – 218 с.
6. Шеремет А.Д.
Методика финансового анализа
/
А.Д. Шеремет. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 143 с.
100
УДК 336.647
Гузь Наталья Евгеньевна,
Дубинкин Евгений Сергеевич,
Большакова Татьяна Владимировна,
студенты,
научный руководитель: Шаповалова Светлана Михайловна,
доцент кафедры финансов, учёта и банковского дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЙ
«ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ» И «ЛИКВИДНОСТЬ»
Аннотация:
в
статье
осуществлены
дефиниции,
способствующие
совершенствованию
трактовки
понятий
«платёжеспособность» и «ликвидность». Предложены уточнённые
понятия «платёжеспособность» и «ликвидность», показаны
причинно-следственные связи между ними.
Ключевые слова: термин, дефиниция, платёжеспособность,
ликвидность, совершенствование.
Annotation: the article made definitions that contribute to the
improvement of the interpretation of the concepts of «solvency» and
«liquidity». Refined notions of «solvency» and «liquidity» are proposed,
cause-and-effect relations between them are shown.
Key words: term, definition, solvency, liquidity, improvement.
Несмотря на безудержное продвижение экономической научной мысли вперёд, на сегодняшний день проблемы трактовки понятий
«платёжеспособность» и «ликвидность» предприятия не нашли окончательного разрешения. В частности, в специализированной литературе [1, 2, 3, 4, 5, 6] прослеживается как отождествление этих понятий, так и их подмена. Вероятно, это происходит в силу «родства» содержания этих терминов – их взаимосвязи, взаимозависимости, существования причинно-следственных связей между ликвидностью и платёжеспособностью.
Для установления справедливости сформулированной выше гипотезы (или её опровержения), на основе которой станет возможным совершенствование трактовки понятий «платёжеспособность» и
«ликвидность» необходимо учитывать, что трактовать – это значит расценивать что-либо определённым образом, объяснять, толкование чего-либо.
101
Трактовать что-либо, в свою очередь, практически невозможно без дефиниции, которая является логической операцией, раскрывающей содержание понятия посредством описания отличительных признаков предметов или явлений, а также утверждения значения термина посредством слов, фраз. Суть же дефиниций понятий «платёжеспособность» и «ликвидность» состоит в нижеследующем.
Понятие «ликвидность», как правило, характеризует свойство актива – способность превращаться в средство платежа. Существует также понятие «ликвидность баланса», которая характеризует степень покрытия обязательств предприятия его активами (срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств) [4].
Платёжеспособность предприятия характеризует наличие у предприятия денежных средств (и их эквивалентов) в количестве, которое необходимо, для расчётов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения [4].
В связи с вышесказанным, оценка ликвидности – необходимый этап при решении вопроса о степени покрытия, а оценка платёжеспособности сводится к установлению степени способности погашать обязательства (во избежание штрафных санкций за нарушение сроков оплаты).
Ликвидность отражает фактическую достаточность активов для покрытия пассивов, с учётом сроков, в который реально осуществляется покрытие каждой группы пассивов. То есть с позиции финансового менеджмента ликвидность можно определить, как объект воздействия со стороны долгосрочной финансовой политики, поскольку её обеспечение зачастую требует серьёзных структурных сдвигов в активе и пассиве баланса, а иногда и полной перестройки существующей системы работы предприятия.
Термин «ликвидность» в специализированной литературе [6] зачастую характеризует различные объекты экономики, и оттого имеет различный спектр применения. Помимо определений, указанных автором [6], термин ликвидность также используется в совокупности со многими понятиями, которые касаются не только конкретных объектов экономически (будь то товар или ценная бумага), но также субъектов экономики на государственном уровне (банк, предприятие, рынок), а также как способ определить характерные черты деятельности экономических субъектов (баланс предприятия, баланс банка) [5].
Ликвидность практически всегда связана с способностью товара превратиться в деньги, что выявляется в распространённой
102 экономической процедуре анализа эксперта. Для того чтобы товар считался ликвидным, на него должен существовать спрос, т.е. товар должен иметь не только высокую потребительную, но и меновую стоимость. Так как товар производится с использованием труда человека, он воплощает в себе живой или овеществлённый труд, а потому обладает стоимостью, для измерения которой используются деньги (одна из функций денег – мера стоимости).
Кроме того, для того, чтобы провести сравнение товарных стоимостей необходимо, чтобы данные товары приравнивались к какому-то товару-эквиваленту, так называемому товару-посреднику, который способен сохранить свою стоимость в течение всего периода купли-продажи.
Во времена существования золотого стандарта существовал, абсолютное выполнение функции меры стоимости выполняло золото
(непрерывность в цепочке товар-деньги-товар была обеспечена реальной гарантией золотого стандарта: продавец в любой момент времени теоретически мог обменять полученные от покупателя денежные средства, или его аналоги, на металл.).
Позднее ликвидность товара отражала зависимость не только от признания общества затраченного на производство данного товара труда, но и качества такого товара, а также наличия у покупателя средств расчёта, которые выполняли бы функцию денег.
В настоящее время для того, чтобы поддерживать непрерывность процесса товарно-денежного обмена, используются всемирно признанные средства расчёта. В процессе товарно-денежного обращения, так или иначе, появляется разрыв между покупкой и продажей товара и, как следствие, разрыв образуется между моментов возникновения долгового обязательства и моментом погашения данного обязательства. Если у эмитента долгового обязательства возникают какие-либо финансовые затруднения, то цепочка товар- деньги-товар может прерваться.
Одна из сторон понятия «ликвидность» заключается в такой его трактовке, которая определяет это понятие как обязательность выполнения перед кредитором своих долговых обязательств в отведённый для этого срок.
С понятием ликвидности, таким образом, связана, во-первых, способность средств расчёта выполнять свои основные функции, во- вторых, с достаточностью денег, и в-третьих, с надёжностью выполнения долговых обязательств в обществе.
Из чего можно сделать вывод, что дать определение ликвидности как свойству актива, которое реализуется по причине стабильной и своевременной реализации стоимости обмена
(товар или