Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 857

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

110 изготовления продукции или за счёт улучшения организации производства и труда.
Кроме этого расходы можно сократить за счёт сырья и материалов (увеличить выход готовой продукции, обеспечить по возможности предприятие полуфабрикатами, или более дешёвыми материалами, продуктивно использовать отходы производства).
Стимулирование экономии ресурсов осуществляется с помощью материальных средств (установление материальной ответственности за экономное использование ресурсов, внедрение финансовых санкций за перерасход ресурсов) и моральными (поощрение инициативы, предоставление определённой свободы действий, награждения и присвоения званий).
Список использованной литературы
1. Грещак М.Г. Управление расходами: учебн. пособ. /
М.Г. Грещак [и др.] / под общ. ред. М.Г. Грещака. – К. : КНЭУ, 2008. –
264 с.
2. Иванюта П.В. Управление ресурсами и расходами: учебн. пособ. П.В. Иванюта, О.П Луговская / под общ. ред. к.э.н., проф.
С.М. Иванюты. – К. : Центр учебной литературы, 2010 – 320 с.
3. Бондина Н.Н. Управление затратами: учебн. пособ. для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 –
Менеджмент / Н.Н. Бондина. – Пензенский государственный аграрный университет, кафедра
«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». – Пенза, 2017 – 347 с.
4. Иванова И.Г.
Управление затратами по центрам ответственности / И.Г. Иванова, Ю.А. Маркова. – Сборник:
Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции,
2018. – С. 269–272.

111
УДК 336.71.078.3
Зуева Екатерина Руслановна,
студент,
научный руководитель: Корсакова Ольга Сергеевна,
доцент кафедры финансов, учёта и банкового дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация:
статья
посвящена
рассмотрению
основ
нормативно-правового регулирования банковской системы в
различных государствах.
Ключевые слова: банковская система, банк, нормативно-
правовые акты, центральный банк, коммерческий банк.
Annotation: the article is devoted to the consideration of the
fundamentals of legal regulation of the banking system in various states.
Key words: banking system, bank, regulations, central bank,
commercial bank.
Основной целью государственного регулирования банковской системы является установление общих правовых рамок банковской деятельности и различных основ структурного построения банковской системы. Большое значение имеет создание нормативно-правовых рамок организации контроля и надзора за банковской деятельностью.
Прочное формирование банковской системы возможно только при эффективном управлении ею со стороны государства.
Государственная система управления в банковской сфере обязана согласовывать действия специально уполномоченных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.
Это позволит повысить эффективность контроля и надзора за банковской системой в целом [2].
Банковская система Российской Федерации – это совокупность взаимосвязанных элементов, которая включает Центральный банк, кредитные организации, состоящие из коммерческих банков и других кредитно-расчётных учреждений, иногда объединённых в рамках холдингов, а также банковскую инфраструктуру и банковское законодательство. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы следующим образом: банковская система РФ включает Банк России,


112 кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков [3].
Банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов.
Банк России имеет определённые цели, такие как:
– защита и обеспечение устойчивости национальной валюты(рубля);
– развитие и укрепление банковской системы Российской
Федерации;
– обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы;
– развитие финансового рынка Российской Федерации;
– обеспечение стабильности финансового рынка Российской
Федерации [3].
В США система регулирования банковской деятельности распределена на несколько уровней. Она осуществляется как на федеральном, так и на уровне штатов. Таким образом, в США параллельно действует федеральная банковская система и банковская система штатов, то есть наблюдается децентрализация банковской системы. Кроме Федерального резервного банка, существуют
12 резервных банков штатов, которые имеют полномочия по осуществлению надзора за банковской деятельностью и контроля, а также по подготовке и принятие нормативно-правовых актов. Кроме резервных банков в регулировании банковской деятельности, в частности потребительского кредитования принимают участие множество различных органов, таких как: Совет консультантов по потребительскому кредитованию,
Национальное управление кредитных союзов, Бюро по защите прав потребителей финансовых услуг и Совет по надзору за финансовой стабильностью. Такого количества регулирующих органов только одного направления деятельности, как потребительское кредитование, нет ни в одной стране Европы [5].
Правовое регулирование банковской системы в Швейцарии является трёхуровневым, в её состав входят: Федеральная банковская комиссия, Национальный Банк и Ассоциация швейцарских банкиров.
При этом просматривается чёткое разграничение полномочий между данными структурами. Это сочетание позволяет параллельно, но на равных правах защищать стабильность финансовой системы в целом, интересы потребителей и интересы кредитных организаций.
Система правового контроля за банковской системой Швейцарии отличается своей упорядоченностью и жёсткостью. С 1907 г. в
Швейцарии действует Национальный банк Швейцарии (SNB), который

113 проводит денежную и валютную политику как независимый центральный банк. В рамках этой деятельности он обеспечивает ликвидность швейцарского франка [4].
Именно ему принадлежит исключительное право выпуска монет и банкнот, он обеспечивает функционирование платёжных систем, и обеспечивает достаточные валютные резервы, часть из которых содержится в золоте. Согласно Конституции, Закону о Национальном банке и Уставу Банк действует в интересах страны в целом. Основная цель – обеспечение стабильности цен, создание достойных условий для экономического роста. SNB принимает участие в международном валютно-финансовом сотрудничестве, и для этого он работает совместно с Федеральным советом. SNB – это акционерное общество.
Уставный капитал составляет 25 млн CHF, примерно 55% из которых имеется в распоряжении государственных акционеров (кантонов, кантональных банков и т.д.). Остальные акции находятся в основном в руках частных лиц. Сама Швейцарская Конфедерация не владеет акциями SNB. Чистая прибыль этого банка на 1/3 поступает в распоряжение Федерального правительства, а на 2/3 поступает в кантоны [4].
Главную контрольную функцию за деятельностью коммерческих банков в Германии сегодня осуществляет Федеральное управление по контролю за банковскими учреждениями (Bundesaufsichtamt fur das
Kreditwesen), основанное в 1961 году. В 2002 г. Управление получило статус самостоятельного государственного учреждения, что позволило ему усилить банковский надзор и гарантировать надлежащее выполнение контрольных функций. Но свои действия Управление должно координировать с другими государственными органами и международными организациями в рамках действующего законодательства. По согласованию с центральным банком
Федеральное управление по контролю за банковскими учреждениями устанавливает ряд нормативов, которые носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения. Но если
Федеральное управление фиксирует в банке низкую ликвидность и отсутствие достаточного капитала вследствие несоблюдения этих нормативов, оно может применить к этому банку достаточно жёсткие санкции, а также прекратить его деятельность [5].
Важным институтом регулирования деятельности банковских учреждений в Германии является Центральный банк – Бундесбанк. В своей деятельности Бундесбанк не подчиняется ни правительству, ни парламенту, ни Высшему Суду, а действует исключительно на основании «Закона о Бундесбанке». Основными его функциями являются: надзор за деятельностью банков на основании анализа их


114 финансовой отчётности, анализ аудиторских заключений, осуществление инспекционных проверок на местах.
Кредитно-финансовая система Франции управляется законом от 20 июня 1984 г. Все кредитные учреждения страны (более 35 тыс.) включены в единую структуру.
Исключение составляют
Государственное казначейство, Банк Франции и Специализированный финансовый институт почтовой службы Франции. Основным институтом в кредитно-финансовой системе Франции являются банки.
Во Франции законом от 1945 г. были национализированы четыре наиболее крупных депозитных банка, которые далее при слиянии были преобразованы в три банка. В соответствии со статьёй денежно- финансового кодекса Франции основными функциями Банка Франции является обеспечение устойчивости национальной валюты, участие в разработке общей экономической политики государства, содержание и управление государственными золотовалютными резервами [1].
Разработка основных направлений денежной политики государства является одной из фундаментальных функций Банка Франции, и в целях выработки единой денежной политики в рамках ЕС он проводит необходимую диагностику, сбор статистической информации [5].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в каждом государстве, уделяют достаточное внимание нормативно- правовому регулированию банковской системы. Это связано со стремлением каждого государства держать свою финансово- кредитную систему на достаточно высоком уровне, и обеспечивать безопасность банковской системы в целом. Но несмотря на это, нормативно-правовое регулирование требует совершенствования, что и обуславливает актуальность данной темы.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   34

Список использованной литературы
1. Закон Франции «О кредитный институтах Франции» от 20 июня 1984 г.

Электронный ресурс

. – Режим доступа: http://www.export-ugra.ru/Putevoditel_dlya_biznesa_Franciya.pdf
2. Кузнецов С.В.
Банки развития: международный опыт правового регулирования / С.В. Кузнецов. – М. : Юстицинформ,
2018. – 216 с.
3. Остапенко Е.А. Банковское законодательство : учебн. пособ. для студентов бакалавриата / Е.А. Остапенко, Т.Г. Гурнович. –
Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2017. –
338 с.
4. Тарасенко О.А. Банковское право. Теория и практика применения банковского законодательства: учебник / О.А. Тарасенко,
Е.Г. Хоменко. – М. : Проспект, 2016. – 368 с.

115 5. Тосунян Г.А. Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США /
Г.А. Тосунян. – М. : 2011. – 225 с.
УДК 33.339.97
Кондратович Виктория Николаевна,
студент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,
Ивулина Ксения Юрьевна,
студент,
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»,
научный руководитель: Розанова Нина Николаевна,
доцент кафедры менеджмента, канд. пед. наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ТРАНСГРАНИЧНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация:
в
статье
анализируются
особенности
трансграничных связей РФ, а также разрабатываются мероприятия
для их эффективного перспективного развития.
Annotation: the article discusses the features of cross-border
relations of the Russian Federation and develops measures for their effective
future development.
Ключевые слова:
трансграничное
сотрудничество,
трансграничные отношения, приграничный субъект, кластерное
сотрудничество.
Key words: cross-border cooperation, cross-border relations, cross-
border entity, cluster cooperation.
Вопросы развития трансграничного сотрудничества требует детального анализа и конечном итоге выявления комплекса необходимых мер по усовершенствованию имеющегося механизма трансграничных связей.
Термин «трансграничное сотрудничество» означает любые совместные действия, направленные на усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами или властями, которые находятся под юрисдикцией двух или нескольких договорных сторон, а также для заключения с этой целью любых необходимых соглашений или достижения договорённостей [5, с. 11].


116
Впервые он был применён на 106 Мадридской Конвенции по общим принципам трансграничного сотрудничества.
Трансграничное сотрудничество означает сотрудничество только граничных территорий соседних государств, то есть определяющим является наличие границы между сотрудничающими территориями.
Трансграничное сотрудничество помогает наладить экономические и гуманитарные контакты, решить отдельные вопросы межгосударственных отношений, укрепить исторически сложившиеся связи [4, с. 12].
В теории выделяют такие модели формирования трансграничных связей:
1. Традиционная модель, основанная на государственных и региональных различиях (разница валютных курсов и цен).
2. Преференциальная модель, основанная на комплексе преференций в пределах определённой территории или по отдельным направлениям взаимодействия (налоговые и финансово-кредитные льготы, тарифы и т.п.).
3. Партнёрская модель, основанная на принципах административной и политической децентрализации в целях реализации совместных механизмов решения общих проблем территории
(специальные полномочия органов местной власти) [2, с. 32].
Всемирный опыт развития приграничных связей показывает, что при нормальном сотрудничестве региональных и федеральных структур управления в выигрышном положении оказываются обе стороны.
Границы многих зарубежных стран дифференцированы из-за современных экономических и политических процессов. Растущая самостоятельность экономик приграничных регионов – объективный процесс, происходящий в настоящее время в приграничных регионах многих государств.
Необходимым условием эффективного трансграничного сотрудничества является равный уровень экономического и политического развития приграничных территорий граничащих государств.
В процессе взаимодействия и взаимовлияния приграничных территорий формируются целостные трансграничные структуры, которые могут потенциально реализовывать важнейшие функции: обеспечение национальной безопасности
(в экономическом, экологическом и санитарном контексте), транзитную (логистика транзитных грузо- и пассажиропотоков), компенсационную
(использование различий в отраслевой структуре, уровнях развития

117 природно-ресурсного, трудового потенциала приграничных территорий) [7, с. 22].
Однако в настоящее время в приграничных территориях стран мира имеется целый комплекс взаимосвязанных и трудноразрешимых проблем трансграничных взаимодействий, таких как:
1. Недостаточная проработанность нормативно-правовой базы.
Кроме всего прочего, принятые нормативно-правовые акты не подкреплены эффективностью их реального применения на практике, наблюдается несоответствие формальных и неформальных норм, что существенно осложняет механизм трансграничных взаимодействий.
2. Неравномерность социально-экономического развития приграничных регионов. В числе особенностей экономико- географического положения регионов важное значение имеют приграничность и периферийность. Периферийность влияет на социально-экономические (характер расселения населения, уровень доходов и др.) и политические (зависимость от управленческих решений центра, консервативность политических взглядов и электорального поведения и др.) процессы в регионе. И именно периферийность оказывает влияние на большинство показателей социально-экономического развития [6, с. 53].
3. Институциональные несоответствия, возникающие вследствие различий в системе регионального управления и местного самоуправления, особенностей стратегий социально-экономического развития и применяемых методов управления.
4. Неразвитость финансовых и организационно-экономических механизмов наднациональной составляющей регулирования трансграничных связей.
5. Недостаток проектов, которые могли бы стимулировать развитие интеграции как на уровне различных субъектов, так и сопредельных регионов в целом.
6. Недостаточная проработка ряда теоретических вопросов исследования трансграничных взаимодействий в целях обеспечения высокого уровня качества жизни населения приграничных регионов.
Основными задачами, решаемыми посредством развития трансграничного сотрудничества, должны явиться:
– активизация участия малого и среднего бизнеса в трансграничном сотрудничестве, восстановление экономических связей, создание новых рабочих мест;
– формирование позитивного имиджа, повышение уровня инвестиционной привлекательности приграничных районов;