Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 883

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

103 собственность обмениваются на средства расчёта). Во всех случаях, когда речь идёт о обороте стоимости, примером может служить оборот денег или товаров, на конечной стадии, заключающейся в необходимости произвести расчёт за приобретённый товар, возникает проблема ликвидности.
Таким образом, под ликвидностью объекта следует понимать такую его качественную характеристику, которая отражает способность возврата авансированной стоимости через определённое время, причём, чем меньше срок возврата, тем выше ликвидность.
Можно также сделать вывод, что ликвидность показывает общественную связь, постоянно складывающуюся в момент возникновения потребности своевременно реализовать стоимость.
Ликвидность – это способность предприятия, во-первых, оперативно отреагировать на неожиданно возникшие финансовые трудности. Во- вторых, способность увеличить свои активы при увеличении продаж.
В-третьих, способность предприятия выполнить перед контрагентами свои краткосрочные обязательства с помощью превращения активов компании и наличные денежные средства.
Выделяют несколько последовательных степеней ликвидности, и как следствие устойчивости самого предприятия.
Недостаточная ликвидность означает, что предприятие не имеет возможности пользоваться выгодными коммерческими возможностями или преимуществами. В данном случае недостаток ликвидности предполагает отсутствие выбора, что в первую очередь ведёт к ограничению свободы действий руководителей компании.
Более весомый недостаток ликвидности может привести к определённым последствиям, например таким, когда предприятия будет не способна оплачивать существующие долги и обязательства.
Что приводит к интенсивной продаже долгосрочных вложений и активов, в самом худшем случае это приведёт к неплатёжеспособности и банкротству.
В управлении предприятием недостаточная ликвидность может свидетельствовать о снижении прибыльности деятельности, потере контроля и частичной или полной потере вложенного капитала.
Недостаточная ликвидность у должника для кредиторов может свидетельствовать о возможных задержках в уплате процентов и/или основной суммы долга, а также о частичной или полной потере выданных в кредит средств.
Ликвидность предприятия может повлиять, в том числе, и на отношения с контрагентами: клиентами и поставщиками товаров и услуг.


104
Подобное изменение может привести к неспособности такого предприятия выполнить условия заключённых контрактов, а также может послужить причиной потери связей с поставщиками. Именно по этой причине ликвидности придаётся высокая значимость.
В том случае, когда предприятие не способно гасить свои обязательства в срок, когда наступает их оплата, её существование в дальнейшем ставится под сомнение. Данная угроза настолько велика, что прочие показатели деятельности переходят на второй план. Таким образом, недостатки в финансовом управлении могут привести к увеличению риска приостановки или даже закрытию компании, т.е. к потере средств собственника или инвестора.
Таким образом, проведенное исследование трактовки понятий
«ликвидность» и «платёжеспособность» позволило сделать вывод о том, что в теории понятия ликвидности и платёжеспособности часто отождествляются, однако понятие платёжеспособности является более широким.
Более того,
«ликвидность» формирует
«платёжеспособность», но не наоборот.
«Платёжеспособность» является следствием наличия последовательно соблюдаемых степеней ликвидности, но не наоборот.
Именно от степени ликвидности активов зависит платёжеспособность предприятия, ликвидность отражает как текущее состояние расчётов, так и перспективу. Предприятие может являться платёжеспособным в момент, на отчётную дату, однако иметь неблагоприятные возможности в будущем.
Таким образом, финансовое состояние предприятия в краткосрочной перспективе можно оценить с помощью показателей ликвидности и платёжеспособности, которые в наиболее общем виде могут дать характеристику сможет ли предприятие произвести расчёты по своим краткосрочным обязательствам перед контрагентами своевременно и в полном объёме.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

Список использованной литературы
1. Дорощук А.И.
Формально-логические исследования дефиниций платёжеспособность и ликвидность) [Электронный ресурс] / А.И. Дорощук // Экономика, предпринимательство и право,
2016. – Том 6. – №2. – С. 111–134. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/35313 2. Сизенко Д.А.
Анализ показателей ликвидности и платёжеспособности позволяет спрогнозировать финансовую стратегию компании / Д.А. Сизенко // Российский налоговый курьер,
2013. – №19. – С. 50–56.

105 3. Крылов С.И.
Методика оценки платёжеспособности и ликвидности коммерческой организации
/
С.И. Крылов,
Б.Н. Ельцина // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учёт, 2010. – №9. – С. 34–38.
4. Куприянова Л.М.
Бухгалтерский баланс – важнейший источник информации / Л.М. Куприянова, И.В. Осипова //
Международный бухгалтерский учёт, 2015. – №22. – С. 40–55.
5. Вахрушиной М.А. Анализ финансовой отчётности: учебник /
М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой; под ред. М.А. Вахрушиной. – М. :
Вузовский учебник, 2009. – С. 71–81.
УДК 658.152/153
Зозуля Яна Дмитриевна,
студент,
научный руководитель: Шаповалова Светлана Михайловна,
доцент кафедры финансов, учёта и банкового дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К УПРАВЛЕНИЮ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: статья освещает общие теоретические сведения
по
управлению
затратами
предприятия.
Обосновывает
необходимость их использования для каждого предприятия.
Рассмотрены основные классификации этих затрат. Предложены
некоторые методы контроля затрат.
Ключевые слова:
Затраты,
управление,
контроль,
регулирование, стимулирование принципов хозяйственного расчёта и
самофинансирования.
Annotation: the article covers general theoretical information on
enterprise cost management. It justifies the need for their use for each
enterprise. The main classifications of these costs are considered. Some cost
control methods are proposed.
Key words: costs, management, control, regulation, stimulation of the
principles of economic calculation and self-financing.
Промышленное производство определяет уровень макроэкономического развития, поскольку выступает как важный источник пополнения бюджета.
Поэтому, для успешного макроуровневого управления, необходимо обеспечивать


106 микроэкономическое развитие. Это значит, что руководство предприятием должно быть направлено на увеличение прибыли и конкурентоспособности. В этой связи собственники и менеджеры требуют действенных методов управления.
Эффективное функционирование предприятия зависит от рационального использования ресурсов и денежных средств.
Построение единой системы управления позволит обеспечить конкурентоспособность продукции предприятия за счёт низких затрат и цен. Из-за нестабильной экономической ситуации, управления затратами все более характеризуются как фактор обеспечения эффективного развития предприятия.
Под затратами предприятия понимают всю совокупность израсходованных ресурсов на производство продукции, на которой специализируется предприятие. Они дают чёткую характеристику стоимости производства продукции.
Существует разделение затрат по видам деятельности предприятия, по экономическому содержанию и по способу отнесения затрат на отдельные виды продукции. Рассмотрим подробнее каждую из групп [2, с. 28–40].
По видам деятельности:

операционные затраты (производство продукции, оказание услуг, выполнение необходимых работ);

инвестиционные затраты (вложения денежных средств в основные средства, капитальное строительство, прочее);

финансовые приветствовать (денежные средства в виде кредитов или займов, ценных бумаг).
По экономическому содержанию:

материальные затраты (понимают затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, запасные части);

затраты на оплату труда (оплата труда работников, премии);

отчисления на социальные мероприятия (затраты на социальное страхование);

амортизация (амортизация необоротных активов);

прочие операционные затраты (затраты, не включённые в предыдущие элементы, затраты на связь, командировку и т. п.).
По способу отнесения на отдельные виды продукции:

прямые (расходы непосредственно связаны с изготовлением определённого вида продукции);

косвенные (затраты, которые невозможно прямо отнести к производству определённого вида продукции).

107
Следует отметить, что среди прямых затрат выделяют ещё три категории:
1. Прямые материальные затраты включают полную стоимость использованных материалов, что стали частью готовой продукции;
2. Прямые затраты на оплату труда включают заработную плату рабочих, непосредственно производящих эту продукцию;
3. Другие прямые затраты – это затраты, которые не относятся к прямым материальным затратам и прямым затратам на оплату труда
(амортизация, аренда основных средств, отчисления на социальные мероприятия).
Соотношение прямых и косвенных затрат свидетельствует о сложности и точности калькулирования.
Выделяют отдельно производственные накладные затраты – затраты, связанные с процессом производства, но которые не могут быть прямо отнесены к определённому виду изделия (материалы на ремонт помещений производственных цехов).
Непроизводственные затраты включают: расходы на сбыт, административные затраты, прочие непроизводственные затраты операционной деятельности. Они относятся на себестоимость продукции и покрываются только за счёт будущей прибыли.
Для экономии ресурсов, которые потребляет предприятие для изготовления продукции используют систему структурирования затрат. Структура затрат предприятия – это соотношение отдельных групп затрат по определённым признакам.
Примером может служить структура затрат по экономическим элементам, которая чётко показывает соотношение потреблённых в процессе производства ресурсов. В зависимости от этой доли затрат по экономическим элементам, деятельность предприятия разделяют на:
– материалоёмкое (преобладают материальные затраты в себестоимости);

трудоёмкое (преобладают затраты на оплату труда и социальные программы);

капиталоёмкое (потребность в крупных инвестициях в основные средства).
Система управления затратами наиболее чётко проявляется в своих функциях. Эти функции управления затратами включают: прогнозирование и планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль, мотивацию, учёт и анализ [2; 18–22 c].
Функция организация определяет определённый порядок управления затратами на предприятии, ответственных за это лиц, сроки выполнения работ, виды информации и документов и способы


108 организации. Определяются возможные места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности за их соблюдение.
Функция координации и контроля затрат предусматривает текущее сравнение фактических затрат с плановыми, выявление отклонений от плана и принятие оперативных мер по их ликвидации.
Функция мотивации заключается в поиске различных способов взаимодействия с персоналом, влияния на него с целью соблюдения запланированных расходов и выявления возможной экономии ресурсов. Мотивация осуществляется как через материальные, так и моральные факторы.
Функция учёта затрат заключается в наблюдении, идентификации, измерении и регистрации фактов расходования ресурсов в процессе хозяйственной деятельности предприятия. На предприятиях учёт осуществляется по экономическим элементам затрат, по статьям калькуляции, по местам возникновения затрат и центрами ответственности.
Функция анализа затрат помогает оценить эффективность использования всех ресурсов предприятия. Промежуточный анализ направлен на текущее регулирование процесса выполнения плана затрат. В то время как итоговый анализ связан с оценкой реализации плановых заданий в целом. Именно по его результатам разрабатываются стратегические мероприятия по совершенствованию системы управления затратами на предприятии.
За принятие определённых управленческих решений отвечают менеджеры (каждый в своей области и в пределах своих обязанностей), которые создают целый структурное подразделение – центр ответственности [1; 46-56 c].
Центры ответственности делятся на четыре основных типа:

центры затрат отвечают только за осуществление затрат в процессе своей деятельности),

центры дохода (отвечают за доход, который они приносят предприятию в результате своей деятельности),

центры прибыли (контролируют затратную и доходную стороны деятельности. Центром прибыли является как предприятие, так и его филиалы.

центры инвестиций управляют не только оборотным капиталом, но и необратимыми активами, осуществляют инвестиции и контролируют их окупаемость. Центром инвестиций выступает само предприятие.
Методы управления затратами определяются через следующие концепции [2; 165–190 c].

109
Концепция SCM (strategic cost management) базируется на принципах стратегического менеджмента. Является результатом слияния трёх направлений теории стратегии предприятия: анализ цепочки ценностей; стратегическое позиционирование; анализ и управление факторами, определяющими образование затрат.
Цепочка ценностей – согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия: от источников сырья до готовой продукции, доставленной конечному потребителю, включая после продажное обслуживание.
Стратегическое позиционирование базируется на достижениях предприятия (низкая себестоимость продукции, высокое качество товара, новейшие технологии, удачная организация маркетинга и производства), которые дают ему определённые конкурентные преимущества на рынке перед другими предприятиями.
В наше время предприятия не могут должным образом функционировать и быть прибыльными без использования надлежащей системы затрат. Руководители и топ-менеджеры предприятий должны повышать свой квалификационный уровень, получать знания в сфере управления затрат и использовать эти знания.
Для эффективной работы предприятия руководители и менеджеры высших звеньев должны осуществлять жёсткий контроль затрат, планировать затраты на основе норм, позволяющих обеспечить выполнение необходимых производственных задач.
Если внедрить систему стандартизации, которая будет унифицировать ресурсы по видам и типам, то таким образом можно значительно уменьшить затраты на их закупку. Кроме этого тщательное документирование затрат с обязательным отражением специального разрешения на использование ресурсов позволит отслеживать остатки определённых материалов на складах предприятия и обеспечит своевременную закупку необходимых материалов для непрерывного производства.
Центры ответственности должны определять цели, задачи и модели управления производственными затратами, нормировать затраты на материалы, рабочую силу и общепроизводственные затраты, контролировать и регулировать затраты по местам их возникновения. Руководство должно стараться искать пути соблюдение уровня затрат в пределах запланированных норм и смет, это поможет предприятию избежать лишних затрат.
При нестабильной экономической ситуации предприятия используют свои внутренние резервы по снижению затрат. Это возможно при рационализации структурных характеристик