Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 861
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
118
– рост уровня благосостояния населения приграничных регионов;
– создание условий, способствующих прекращению оттока населения из сопредельных регионов;
– выравнивание уровней социально-экономического развития сопредельных регионов и формирование «региональных точек роста», в том числе как инструмента «втягивания» в экономический рост других регионов.
Для эффективного развития трансграничного сотрудничества целесообразно провести следующие мероприятия:
1. Создать интегрированную и унифицированную нормативно- правовую базу межрегионального и приграничного сотрудничества.
Возможно, с этой целью следует создать единый информационный портал, на котором любые заинтересованные лица или организации смогли бы получать консультации.
2. Для создания каналов информационного обмена между приграничными субъектами, а в перспективе и интеграции информационного поля, необходимо развивать в пространстве уже существующих средств массовой информации приграничный
(трансграничный) компонент.
3. Реализация комплекса мероприятий по развитию транспортно- инфраструктурного сотрудничества: разработка и реализация системных мер по обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта при осуществлении пассажирских и грузоперевозок, оптимизации функционирования транспортно-логистических узлов, железнодорожных станций и автотранспортных узлов на приграничных территориях.
4. Создать особую экономическую зону (ОЭЗ) с льготным налоговым режимом, которая будет предоставлять инвесторам возможность размещения производства на приграничных территориях с выгодным географическим положением.
5. Повысить техническую оснащённость пропускных пунктов приграничных субъектов.
6. Проработать чёткие механизмы заключения соглашений о приграничном сотрудничестве субъектами государства, а также муниципальными образованиями в законе «О приграничном сотрудничестве».
7. Оборудование автомобильных пограничных переходов и решение вопросов ветеринарно-санитарного контроля при осуществлении экспорта-импорта продукции.
119 8. Сформировать особые условия ведения предпринимательской деятельности за счёт эффективного использования местных ресурсов, привлечения инвесторов по обе стороны границы и развития предпринимательства путём повышения статуса приграничной торговли в положениях законодательных актов государства.
9. Урегулировать вопросы упорядочения миграции и приграничной торговли.
Список использованной литературы
1. Алексеева Т.А.
Современная политическая мысль
(XX-XXI вв.): Политическая теория и международные отношения /
Т.А. Алексеева. – М. : Аспект-Пресс, 2016. – 623 c.
2. Антонов В.А.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для бакалавров / В.А. Антонов. –
Люберцы: Юрайт, 2016. – 548 c.
3. Боклан Д.С.
Международное экологическое право и международные экономические отношения:
Монография
/
Д.С. Боклан. – М. : Магистр, 2017. –448 c.
4. Булатов А.С.
Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) /
А.С. Булатов [и др.] – М. : КноРус, 2018. – 352 c.
5. Гусаков Н.П.
Международные валютно-кредитные отношения: учебник / Н.П. Гусаков, И.Н. Белова, М.А. Стренина. –
М. : Инфра-М, 2017. – 352 c.
6. Зубенко В.В.
Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум / В.В. Зубенко,
О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 409 c.
7. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: учебник / Б.М. Смитиенко. – М. : Инфра-М, 2018. – 312 c.
120
УДК 336.71:336.225.674
Ларикова Людмила Фёдоровна,
доцент кафедры финансов, учёта и банкового дела, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,
Агеева Анна Александровна,
старший преподаватель кафедры финансов, учёта и банковского дела,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»,
Гринько Елена Тарасовна,
ассистент кафедры финансов, учёта и банковского дела,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
В ФИНАНСОВЫХ СТРУКТУРАХ
Аннотация: данная статья посвящена актуальной проблеме
проведения аудита финансовой отчётности с целью обеспечения
высокого уровня системы внутреннего контроля для эффективного
функционирования финансово-хозяйственной деятельности фирмы,
приведены этапы проведения внутреннего аудита.
Ключевые слова: аудит, финансовая структура, планирование
аудиторских проверок, контроль, мониторинг лимита операций.
Annotation: this article is devoted to the urgent problem of
conducting an audit of financial statements in order to ensure a high level of
internal control system for the effective functioning of the financial and
economic activities of the company. The stages of conducting an internal
audit are given.
Key words: audit, financial structure, audit planning, control,
monitoring of the transaction limit.
Эффективность функционирования финансовой структуры во многом определяет построение её системы управления. Контроль и аудит являются функциями управления, реализующими совокупность процедур, направленных на обеспечение достоверности и полноты информации, передаваемой руководству фирмы, чёткого выполнения распоряжений органов управления. Функции контроля и аудита не должны ограничиваться проверкой документации информационных систем, учётных и статистических материалов, отчётности и налогообложения. Их действенность во многом определяется
121 выявлением резервов повышения эффективности функционирования банка или другой управленческой структуры, определения рисков и разработки рекомендаций по их снижению.
Действующее законодательство обязывает коммерческие банки создавать структуры внутреннего аудита, которые функционируют в рамках действующего законодательства.
Законодательное утверждение необходимости создания служб внутреннего аудита в коммерческих банках определено высокой сложностью данной управленческой системы и адекватной величиной рисков и последствий от ухудшения финансового состояния банка. Финансово- промышленная группа является ещё более сложной управленческой системой, требующей ещё более тонких подходов к организации функций контроля и аудита.
В настоящее время идёт процесс слияния капитала, происходит образование концернов, консорциумов, финансово-промышленных групп. Образование таких управленческих структур направлено на повышение эффективности функционирования. При конструировании управленческой системы слабые звенья – убыточные фирмы, должны своевременно санироваться или закрываться. С другой стороны, диверсификация рынка и развитие новых направлений деятельности подразумевает образование новых корпораций. Своевременное определение финансового состояния того или иного звена, выявление нарушений и неэффективных схем работы, а также оценка перспектив развития во многом определяет эффективность функционирования фирмы. Разработка принципов построения внутреннего аудита в зависимости от сложности управляемой системы, будь то промышленное предприятие или финансовая структура, является в настоящее время достаточно актуальным вопросом с учётом экономической и правовой нестабильности.
Независимость аудиторской фирмы должна обеспечиваться непосредственной подчинённостью руководству фирмы. Главная задача службы внутреннего аудита состоит в обеспечении высокого уровня системы внутреннего контроля, поддерживающей управление фирмой. Для достижения поставленной цели служба внутреннего аудита проводит проверку деятельности предприятия, банка или другой системы с целью:
обеспечение выполнения требований действующего законодательства;
обеспечения полноты, своевременности и достоверности отображения операций в первичных документах, бухгалтерских реестрах;
122
выявление недостатков в системе внутреннего контроля и разработка рекомендаций и путей их совершенствования;
выявление сфер потенциальных убытков и условий их возникновения с учётом определения рисков.
При реализации функций контроля и аудита важное значение принимает планирование аудиторских проверок. Служба внутреннего аудита должна сосредоточить свои усилия на тех видах деятельности, которым соответствует наибольшая величина риска, как по своей природе, так и из-за неадекватности систем внутреннего контроля.
Планирование аудиторских проверок должно осуществляться в несколько этапов. Вначале определяются направления деятельности фирмы, банка, финансово-промышленной группы, которые должны быть проверены в отчётном периоде. Далее определяется уровень соответствующего каждому из них риска. Причём, уровень риска ставится в соответствие качеству систем внутреннего контроля.
Приоритетами при определении направлений аудита являются решения руководства (совета директоров и т.п.) об аудите тех направлений деятельности, которые оцениваются как рискованные, а также аудит по факту наступления рискованного события.
Самым простым способом определения направлений аудиторской проверки является выделение основных направлений операционной деятельности банка. Их условно можно поделить на услуги, которые предоставляются клиентам (межбанковские кредиты, кредиты юридическим лицам, валютные операции, депозиты и др.), и другие виды деятельности (управление персоналом, бухгалтерский учёт, административное управление и др.). Служба внутреннего аудита должна быть проинформирована о новых услугах, новых системах, которые начали применяться в банке.
На втором этапе планирования оцениваются бизнес риски, присущие каждому из направлений аудита. При оценке бизнес рисков, независимо где проводится аудиторская проверка, в банке, промышленном предприятии или управленческой системе, включающей финансовые и промышленные структуры, необходимо также учитывать ряд других факторов:
суть бизнеса;
суть осуществляемой операции;
уровень организации бухгалтерского учёта;
значимость данного вида деятельности для банка, предприятия или финансово-промышленной группы;
аналогичность операции;
наличие условий, которые не благоприятствуют проведению операции;
123
характеристика информационных и бухгалтерских систем;
термин эксплуатации систем;
опыт работы с системами персонала;
возможность поддержки проведения операции разного уровня;
зависимость операции от других видов деятельности управленческой системы;
состояние и комплексность автоматизации прикладных программ;
состояние системы защиты информации;
влияние других проблем, возникающих в процессе реализации операции.
После оценки рисков идёт процесс их документирования с сопоставлением их характеристик по прошлым аудиторским проверкам. В процессе документирования отражаются факторы, которые повышают риск, и которые его снижают.
Оценка рисков и отнесение их к тому или иному рейтингу, а также результаты предыдущей аудиторской проверки позволяют определить периодичность внутреннего аудита (таблица 1).
Таблица 1 – Таблица периодичности аудита
Предыдущая оценка
Рейтинг бизнес рисков
Высокий
Средний
Низкий
Неудовлетворительно
6 месяцев
1 год
Раз в 1-2 года
Удовлетворительно
1 год
Раз в 1-2 года
Раз в 2 года
Хорошо
Раз в 1-2 года
Раз в 2 года
Раз в 2-3 года
Данные таблицы 1 характеризуют периодичность аудиторских проверок на основе рейтинга рисков. Так, например, если бизнес риски были оценены как «высокие», а предыдущий отчёт проверки деятельности был признан как низкий, то в этом случае таблица рекомендует интервал аудиторских проверок шесть месяцев, т.е. следует проводить аудит данного управленческого звена дважды в год.
Данные таблицы носят рекомендательный характер. При определении периодичности аудиторских проверок решающее значение имеет профессиональный подход к тому или иному направлению исследований. В график проверок могут быть внесены поправки с обоснованием изменения периодичности проведения аудита. Интервалы могут отличаться от предложенных в таблице.
Кроме того, в работе целесообразно использовать элемент неожиданности, что позволит держать звенья управляемой системы в постоянной готовности.
124
Определившись с периодичностью проведения аудиторских проверок, рассмотрим подходы, которые целесообразно использовать в процессе аудита финансовых и промышленных структур.
Аудиторскую проверку необходимо проводить в соответствии с блок-схемой, которая отражает последовательность операций, которые необходимо осуществить для успешного завершения того или иного вида деятельности. Пошаговый анализ в блок-схеме включает в себя сбор информации, аналитические процедуры, углублённую проверку операций, сопутствующую документацию и учётные данные, встречная проверка между предприятиями партнёрами или внутри финансово-промышленной группы, а также проверка системы контроля в действии.
Под аналитическими процедурами понимают исследование и оценку данных путём сравнения с другой информацией, имеющей отношение к предмету. Аналитические методы необходимо использовать только тогда, когда имеется в наличии связь между отдельными показателями. Данные методы широко используются для исследования и сравнения финансовой и нефинансовой информации, в том числе, сравнения плановых показателей с фактическими цифрами.
Виды анализа можно условно разделить на четыре группы. Это общая проверка на достоверность, анализ тенденций, анализ коэффициентов, бизнес анализ.
Общая проверка на достоверность – это использование данных, полученных из внутренних и внешних источников, для оценки сумм с точки зрения достоверности. Например, можно приблизительно рассчитать сумму процентов, начисленных на остаток счета клиента, на основе среднемесячной суммы остатка на его счёте и среднемесячной ставке процентов, а затем сравнить теоретические расчёты с процентами, фактически начисленными на остаток по счету.
Анализ тенденций – это анализ однотипных данных на протяжении определённого периода времени для выявления тех периодов, которые не попадают под общую тенденцию.
Анализ коэффициентов – это анализ взаимозависимости между двумя или тремя финансовыми показателями. Например, анализ зависимости затрат на оплату труда от численности работающих.
Бизнес анализ – оценка обоснованности и степени достоверности определённой финансовой информации на основе собственных знаний особенности бизнеса.
Успех применения аналитических методов и полезность полученных результатов зависит от ряда условий:
возможности получения разъяснений по тенденциям и отклонениям от общего правила;
125
достаточно глубокого понимания внутренними аудиторами особенностей работы проверяемого подразделения или фирмы, чтобы дать самостоятельную оценку коэффициентов, тенденций или другой информации;
достоверности данных, которые использовались как входные при проведении анализа;
аналитические методы утрачивают свою эффективность в условиях высокой инфляции, за исключением тех случаев, когда в расчётах в качестве одной из переменных величин используется индекс инфляции.
Важным методом аудиторской проверки является повторное проведение операций. Повторное проведение операций позволяет повторить все этапы контроля или процесса обработки операции в системе для проверки точности работы системы. Повторное проведение операций позволяет получить аудиторские данные двух типов:
1. Подтверждение правильности математических расчётов и процесса обработки данных (операций) путём проверки правильности начисления сумм или независимого повторного расчёта с последующим сравнением полученных сумм с данными расчёта.
2. Определение ранее невыявленных ошибок по операциям, которые прошли все этапы внутреннего контроля.
Доказательства существования и эффективности работы системы внутреннего контроля можно получить путём запроса необходимой информации и дополнительных разъяснений. Если в процессе обработки операции были выявлены ошибки, то это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии системы внутреннего контроля.
Лимит по доходам/расходам – это ограничение, устанавливаемое на величину доходов/расходов, которые должна принести конкретная операция. Процедура формирования и мониторинга лимита операций представлена на рисунке 1.
Лимит
это ограничение, устанавливаемое на объем проводимой операции. Например, установление лимита на активную операцию банка ограничивает прирост сальдо свыше определённого лимита. То есть ограничивается риск возможных невозвратов по активным операциям. При установлении лимита на пассивную операцию ограничивается сумма ресурсов, которая должна служить источником для активных операций. То есть ограничивается риск возникновения возможного дефицита ресурсов, которые по срочности привязаны к активным операциям.
126
Рисунок 1
Процедура формирования и мониторинга лимитов операций
Для страховых компаний – это лимиты на страхование определённых видов рисков и связанные с этим финансовые схемы.
Для промышленного предприятия – лимиты на выпуск определённого вида продукции, приобретение соответствующих материалов и комплектующих, определённые виды контрактов и схемы сотрудничества с финансовыми организациями и деловыми партнёрами (например, бартерные операции).
Комплекс лимитирования операций включает в себя решение следующих прогнозных задач:
Этап 2. Контроль достоверности аналитических расчётов и правильности кодирования счетов.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 34