Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 842
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45 различным направлениям, а также финансовая поддержка России является той базой, которая помогает развитию республики, обеспечению её безопасности, национальной, экономической и продовольственной, а также укреплению отношений между двумя государствами.
С целью защиты национальных интересов РЮО, обеспечения её безопасности в 2013 году была принята Концепция национальной безопасности
Республики
Южная
Осетия.
Обеспечение продовольственной безопасности РЮО в соответствии с указанной
Концепцией, относится к числу национальных интересов РЮО в экономической сфере. В числе национальных интересов РЮО также: повышение конкурентоспособности национальной экономики, обеспечение высокого качества жизни населения, обеспечение энергетической безопасности, формирование сильного предпринимательского класса, привлечение прямых иностранных инвестиций, устойчивое функционирование банковской системы, современное сельскохозяйственное производство, доступ и источникам сырья, и товарам, производство которых невозможно или неэффективно и др. [3].
В числе других угроз экономической безопасности в Концепции указывается неспособность обеспечения продовольственной и экономической безопасности государства, чрезмерная зависимость от импорта товаров и услуг [там же]. Таким образом, тема обеспечения продовольственной безопасности актуальна на сегодняшний день и, думается, будет оставаться такой в ближайшее время.
Считаем необходимым привести содержание данного понятия, чтобы чётко понимать, что включается в понятие «продовольственная безопасность».
Продовольственная безопасность – относительно новый термин, под которым понимают ситуацию, при которой все население страны в любой момент времени имеет доступ к пище, которая необходима для ведения здоровой жизни. Доступ имеется ввиду как физический, так и экономический. Таким образом, обозначая роль РФ в обеспечении продовольственной безопасности
(что в принципе звучит бессмысленно в том плане, что РФ и РЮО – два самостоятельных государства), необходимо отметить тот факт, что за счёт российской финансовой помощи у населения республики есть экономический доступ к продуктам питания, которые также в основном завозятся из
РФ, т.е. за счёт РФ имеет место физический доступ к ним.
Стратегической целью продовольственной безопасности является надёжное обеспечение населения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьём и продовольствием.
46
Гарантией её достижения является стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.
Переходя непосредственно к вопросам обеспечения продовольственной безопасности в Республике Южная Осетия, следует отметить, что несмотря на предпринимаемые меры, потенциал агропромышленного комплекса страны использован далеко не полностью, а состояние продовольственной безопасности вызывает некоторые опасения исходя из того, что в настоящее время среди большинства зарубежных экспертов, занимающихся проблемами национальной продовольственной безопасности преобладает точка зрения, что конкретное государство должно стремиться обеспечить уровень потребления продовольствия в стране в 70-75% за счёт производства основных жизненно важных продуктов питания на базе собственного национального агропромышленного комплекса.
Высокая же импортная зависимость РЮО по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия ставит во главу угла проблему восстановления и развития сельского хозяйства республики. Остро стоит проблема зависимости от импорта на рынке продукции растениеводства и животноводства. Однако, необходимо отметить, что наметились определённые сдвиги в решении указанной проблемы, о чём свидетельствуют статические данные по состоянию сельского хозяйства республики в табл. 1.
Таблица 1 – Продукция сельского хозяйства в РЮО [4]
Наименование показателя
2016 г.
2017 г.
2018 г. продукция растениеводства, тыс. руб.
175277,6 1698771,3 153482,2 продукция животноводства, тыс. руб.
831456,5 9018553,9 832012,3
Всего, в тыс. руб.
1006734,1 1071725,2 985494,5
По данным Статистического управления РЮО [4], объём произведенной сельхозпродукции за 2017 год вырос по сравнению с 2016 годом, однако в 2018 году наблюдается снижение показателя.
Как видно из данных табл. 2, количество КРС в Республике на сегодняшний день составляет около 43% от того, что имелось в Южной
Осетии в 1989 году. Однако, учитывая тот факт, что в ЮОАО в 1989 году проживало 100 тыс. чел., а на сегодняшний день всего лишь
56 тыс. 450 человек, то по данному направлению ситуацию нельзя назвать кризисной.
47
Таблица 2 – Поголовье скота в РЮО (в сравнении)
Наименование показателя
1989 год
2018 год
КРС
35200 15120
Однако, количественные и качественные показатели производства сельскохозяйственной продукции остаются существенно ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров.
Продовольственная безопасность государства может считаться обеспеченной, если в случае прекращения поступления на территорию страны продуктов питания из-за рубежа, не возникает дефицит продовольствия, что возможно приведёт к продовольственному кризису, а этого можно избежать за счёт высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а именно: картофель – 95%, зерно, молоко и молокопродукты – 90%; соль пищевая – 85%; мясо и мясопродукты – 85%, рыба и рыбопродукты, сахар, растительное масло – 80%.
В мировой практике применяются два основных подхода к обеспечению продовольственной безопасности: первый – когда в приоритете поддержка национального сельскохозяйственного товаропроизводителя (страны EC); второй – имеет место равная поддержка как сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и потребителей продовольствия (США) В Республике Южная Осетия необходимо использовать поддержку и потребителей, и сельхозтоваропроизводителей.
Развитие сельского хозяйства в Республике Южная Осетия – это не просто одна из важнейших задач, от этого в значительной мере зависит решение проблемы продовольственного самообеспечения населения, что является одной из решающих условий социально- экономической стабильности. Необходимо создать экономические условия для успешного развития крестьянско-фермерских хозяйств
(КФХ), причём приоритетным должен быть не абсолютный рост их численности, а финансовое оздоровление и материально-техническое обеспечение созданных хозяйств. Целесообразно сконцентрировать использование бюджетных средств на «прорывных» направлениях, прежде всего, на развитие птицеводства, свиноводства и овощеводства.
Следует оказывать первоочередную финансовую поддержку наиболее сильным КФХ, проявившим себя.
Работа для перевода сельского хозяйства на новые формы организации труда, т.е. на создание крестьянско-фермерских хозяйств усилилась после августа 2008 года. Несмотря на то, что в 1997 году был разработан и введён в действие закон РЮО «О крестьянском
48
(фермерском) хозяйстве», активизация работы по созданию КФХ была позже. На конец 2005 года в РЮО функционировало 5 КФХ, в 2007 – 44 КФХ, на начало 2019 года – 84 КФХ.
Как видно из табл. 3, большее количество КФХ наблюдается в
2014 году, однако наблюдается и их сокращение за последние годы.
Численность работников в КФХ тоже сократилась, однако мы наблюдаем увеличение среднемесячной оплаты труда в 2018 году, по сравнению с 2017 годом. В то же время, в 2016 году размер среднемесячной оплаты труда был наиболее высоким и был равен
12125 руб., что превышало размер прожиточного минимума.
Таблица 3 – Основные показатели численности и оплаты труда по крестьянско-фермерским хозяйствам РЮО [4]
Наименование показателей
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г. 2018 г.
Число к/ф хозяйств
110 82 108 96 84
Среднегодовая численность работников, чел.
323 259 329 319 259
Среднемесячная оплата труда, руб.
6450 7725 12125 9950 10375
Очень важным является вопрос эффективного использования земельных угодий. С целью её повышения, по нашему мнению, следует: использовать сельскохозяйственные угодья строго по целевому назначению; повысить эффективность арендных отношений; создать специальный земельный фонд для организации крестьянских(фермерских) хозяйств; проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях;
Необходимо решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоёмких задач [2]:
– поддержка сельских жителей, социальное возрождение села;
– формирование кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации в отрасли;
– создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий;
– активная поддержка крестьянско-фермерских хозяйств;
– создание молодёжных фермерских поселений;
– улучшение материально-технической базы сельского хозяйства;
– защита внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции;
49
– обеспечение поддержки и защиты цен на местную сельскохозяйственную продукцию;
– освобождение КФХ, ведущих хозяйственную деятельность в горных сёлах, от уплаты налога на землю на 10 лет;
– развитие сети каналов оптовой реализации сельскохозяйственной продукции;
– развитие страхования;
– восстановление ирригационной системы;
– развитие земельного законодательства и др.
Создание молодёжных фермерских хозяйств считаем одним из важных направлений по развитию сельского хозяйства и, как следствие, обеспечения продовольственной безопасности Республики
Южная Осетия. Благодаря реализации указанной идеи частично решаются и другие проблемы, такие как: возвращение людей в сёла, большая часть которых за последние годы практически пустеет и др.
Молодёжь в этих сёлах, по задумке, должна заниматься сельским хозяйством и иметь гарантированный рынок сбыта своей продукции, т.е. государство обязано у них закупать сельскохозяйственную продукцию для нужд армии, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. В дальнейшем, можно развивать и агротуризм в этих районах. Дома в этих сёлах должны предоставляться не на безвозмездной основе, а оплачивать за неё молодёжь будет сельскохозяйственной продукцией. С рождением каждого ребёнка на селе государство должно списывать 300 тыс. руб., таким образом, молодые семьи будут априори заинтересованы, чтобы у них было больше детей. Благодаря такого подходу, решается частично и проблема воспроизводства населения. Учитывая тот факт, что в результате грузино-осетинского конфликта погибло очень много людей в Республике, в т.ч. репродуктивного возраста, эта проблема достаточно актуальна.
Реализация вышеуказанных предложений позволит обеспечить продовольственную безопасность РЮО как важнейшей составной части экономической безопасности страны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 34
Список использованной литературы
1. Закон РЮО «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20.04.2005.
2. Кабисова Мария Вячеславовна
Организационно- экономический механизм восстановления агропромышленного производства в депрессивном регионе (на материалах Республики
Южная Осетия) / Мария Вячеславовна Кабисова. – Автореф. дис. на соиск. степени канд. экон. наук. – Владикавказ, 2011.
50 3. Концепция национальной безопасности Республики Южная
Осетия от 26.09.2013.
4. Статистический ежегодник РЮО-2018.
УДК 336. 27. 01
Осипов Михаил Николаевич,
магистрант,
Фирсанова Мария Викторовна,
аспирант,
научный руководитель: Скороход Наталья Николаевна, доцент кафедры экономической теории и прикладной статистики, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЙ РАСЧЁТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Аннотация: в статье проводится сравнение методологий
расчёта показателей государственного долга, используемых в России
и странах Европейского союза. Рассматриваются индикаторы долга.
Показано относительное соответствие данных методологий
Ключевые слова:
государственный
долг;
сектор
государственного
управления;
методология
расчёта
государственного долга.
Annotation: the article compares the methodologies of calculation of
public debt indicators used in Russia and the countries of the European
Union. Debt indicators are considered. The relative compliance of these
methodologies is shown.
Key words: public debt; sector of public administration; Methodology
for calculating public debt.
В современных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государства является практически обязательным условием развития экономики страны и рациональное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти.
В соответствии с принятым 7 февраля 1992 г. Маастрихтским договором, который определяет «процедуру, касающуюся чрезмерного дефицита» для государств – членов Европейского союза и на критические показатели которого ориентируются другие страны для оценки своей долговой нагрузки, «контрольными величинами» являются:
51
– отношение планируемого или фактического дефицита к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах – 3%;
– отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах – 60% [1].
По данным, предоставленным Центром экономических исследований, по итогам 2010 г. 26 стран мира превысили критический уровень отношения долга к ВВП [2]. К 2012 г. ситуация с долговой нагрузкой стран ещё больше обострилась. В Маастрихтском договоре под долгом подразумевается «номинальная стоимость общей валовой задолженности, остающейся на конец года, консолидированная между и внутри секторов общего управления». При этом под общим управлением подразумевается «управление на национальном, региональном или местном уровнях, а также фонды социального обеспечения, за исключением коммерческих операций» [1].
В отчётных документах при расчёте уровня долговой нагрузки или других показателей, связанных с государственный долгом, как правило, используется именно такой подход к его определению.
Позиция
Евростата во многом соответствует критериям
Маастрихтского договора. В Руководстве по государственному дефициту и долгу, разработанном и опубликованном в 2012 г.
Евростатом, предлагается методология расчёта государственного дефицита и долга, которая является пояснением к Европейской системе национальных и региональных счетов (ЕСС-95), с целью получения прозрачных, достоверных и сопоставимых данных относительно разных стран, не только входящих в Европейский союз, но также находящихся за его пределами [3]. Согласно данному Руководству
«государственный долг определяется как общий консолидированный валовой долг в номинальной стоимости в следующих категориях государственных обязательств: наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, кроме акций и за исключением финансовых производных инструментов, и кредиты».
По информации
Евростата, государственный дефицит и долг – это статистический отчёт о деятельности сектора государственного управления.
Сектор государственного управления состоит из четырёх подотраслей:
– центральное правительство, включающее в себя центральные органы власти, сфера компетенции которых распространяется обычно на всю экономическую территорию, за исключением фондов социального страхования;
– государственная власть, осуществляющая деятельность на уровне ниже, чем центральное правительство, и выше, чем органы местного самоуправления, за исключением фондов социального страхования;