Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 843

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52
– местное самоуправление, включающее в себя те виды государственной администрации, сфера компетенции которых распространяется только на локальную часть экономической территории, за исключением местных органов фондов социального страхования;
– фонды социального страхования, включающие в себя все центральные, региональные и местные институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление социальных льгот и деятельность которых соответствует критериям
Евростата.
Таким образом, государственный долг, в соответствии с условиями Руководства по государственному дефициту и долгу, является сложной категорией, включающей в себя совокупную консолидированную задолженность бюджетов бюджетной системы и фондов социального страхования, к которым в Российской
Федерации можно отнести государственные внебюджетные фонды.
При экстраполяции данного определения на Российскую Федерацию государственным долгом можно считать консолидированный долг бюджетной системы РФ.
Можно отметить их значительное расхождение с Договором о
Европейском союзе (Маастрихтским договором) и материалами
Евростата. Согласно Бюджетному кодексу РФ «к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства
Российской Федерации ... возникшие в результате государственных заимствований
Российской
Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным
Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего
Кодекса» [4. ст. 97]. При этом классификация долга на внутренний и внешний осуществляется согласно валюте займа [4. ст. 6].
Таким образом, содержание государственного долга в трактовке российского законодательства отличается от норм и практики зарубежных стран. Оно включает долговые обязательства, принятые на себя именно Российской Федерацией, т.е. при проведении сравнения с
Руководством Евростата это будет задолженность на уровне центрального правительства.
Следовательно, трактовка государственного долга по Бюджетному кодексу является более узкой по сравнению с законодательством Европейского союза.
Методология расчёта данных, относящихся к государственному долгу РФ, представленных на сайте Центрального банка РФ,


53 отличается от методологии вышеперечисленных органов власти.
Центральный банк РФ рассчитывает показатели как по внешнему, так и по внутреннему долгу. Государственный внутренний долг
Российской Федерации рассматривается Центральным банком только в части рынка государственных ценных бумаг, т. е. только в отношении одной составляющей государственного внутреннего долга, закреплённой Бюджетным кодексом РФ. Внешний долг Российской
Федерации ЦБ РФ рассчитывает в соответствии с требованиями
Специального стандарта Международного валютного фонда на распространение данных (ССРД), соответствующими методике расчёта, применяемой
Европейским союзом, по которым классификация основывается на принципе резидентства, а не по валюте, как предлагается законодательством РФ. В показатель
«внешний долг Российской Федерации», который ещё можно назвать
«совокупным внешним долгом РФ», включается задолженность:
– органов государственного управления (федеральных органов управления и субъектов РФ);
– органов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ и органов государственного управления в части кредитов МВФ);
– банков;
– прочего сектора (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами);
– банков и прочего сектора – долговые обязательства перед прямыми инвесторами.
Таким образом, определение «внешний долг РФ» отличается от определения «государственный внешний долг РФ» на совокупность задолженности банков и прочего сектора. Задолженность органов денежно-кредитного регулирования – это фактически задолженность центрального правительства перед МВФ. Таким образом, для целей анализа государственного внешнего долга РФ из указанных пунктов на основании методики, принятой Европейским союзом, остаётся только совокупная задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования.
Проанализировать государственный внутренний долг РФ по данной методике представляется крайне сложным
При проведении сравнительного анализа методологий расчёта данных МВФ и ЦБ РФ можно отметить их частичное соответствие.
Однако в аналитических отчётах этих структур рассчитываются разные показатели, включающие задолженность разных институциональных секторов. Методология расчёта государственного долга, предлагаемая
МВФ, кардинально отличается от методологий, применяемых


54
Минфином РФ и Евростатом. Сравнительная характеристика методик расчёта показателей государственного долга представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Методологии расчёта государственного долга
Таким образом, статистические данные относительно государственного долга, рассчитываемые на основании законодательства РФ, не соответствуют показателям, используемым при анализе объёма государственного долга и долговой нагрузки других стран. Следовательно, провести полный сравнительный анализ
Российской Федерации с другими странами в части показателей, касающихся государственного долга (как внутреннего, так и внешнего) достаточно сложно в связи с отсутствием в российском законодательстве методологии их расчёта, согласующейся с мировой практикой. Актуальным представляется вопрос о внесении изменений в законодательную базу России или разработке чёткой методологии расчёта статистических показателей государственного долга, единой для национальной статистики и для представления на международном уровне.
Список использованной литературы
1. Договор о Европейском союзе (Протокол о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита) [Электронный ресурс]. –
Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

55 2. Рейтинг стран по уровню долговой нагрузки
[Электронный ресурс].

Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_dolg_2010.pdf
3. Manual on Government Deficit and Debt – Implementation of
ESA95

2012 edition.
Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-RA-12-
003/EN/KS-RA-12- 003-EN.PDF.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.).
5. Официальный сайт Министерства финансов Российской
Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru
6. О
Министерстве финансов
Российской
Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329.
УДК 338.43.02:339.137.2
Петренко Татьяна Анатольевна,
аспирант,
научный руководитель: Скороход Наталья Николаевна,
доцент кафедры экономической теории и прикладной статистики, канд. экон. наук, доцент,
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Аннотация: в статье рассмотрена методика построения
конкурентной стратегии аграрного предприятия в условиях развития
рыночных отношений. Выделены основные взаимосвязанные
составляющие, которые формируют конкурентную стратегию.
Раскрыта роль и значение управления конкурентоспособностью
аграрной продукции для формирования конкурентных преимуществ
предприятия.
Ключевые слова:
конкурентоспособность,
управление,
конкурентная стратегия, рынок, качество продукции.
Annotation: the article is devoted to the methodology of constructing
a competitive strategy of an agricultural enterprise in the conditions of
market relations. The main interrelated components that form a competitive
strategy are highlighted. The role and importance of managing the
competitiveness of agricultural products for the formation of competitive
advantages of the enterprise is revealed.
Key words: competitiveness, management, competitive strategy,
market, product quality.


56
В условиях современной экономической и политической нестабильности, глобального финансово-экономического кризиса, проблема выбора предприятиями АПК стратегии конкуренции приобретает особую значимость. Усиление конкуренции на мировом рынке, в том числе, и рынке сельскохозяйственной продукции, требует от предприятий агропромышленного комплекса повышенного внимания к обеспечению своей конкурентоспособности.
Агропромышленный комплекс ЛНР является одной из первостепенных отраслей отечественной экономики и самым тесным образом зависит от других отраслей. Это является проблемой АПК ЛНР, которая отрицательно сказывается на темпах развития данного комплекса.
Именно конкурентоспособность как экономическая категория синтезирует в себе качество продукции и цену, товарную политику, маркетинг, экономический потенциал аграрного предприятия и уровень его производства. Под конкурентоспособностью предприятия понимают его способность успешно функционировать в условиях конкурентной среды.
Выбор стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий должен быть направлен на достижение именно такой цели. Вместе с тем без существенного повышения конкурентоспособности отечественных аграрных предприятий невозможно обеспечение высоких и, что наиболее важно, стабильных темпов экономического роста отечественной экономики.
Особое место в построении конкурентоспособной экономики занимает аграрный сектор, который формирует уровень национальной продовольственной безопасности, определяет стоимость продовольственной продукции и её качество. Конкурентоспособная продукция должна не только отвечать по своим свойствам товару-
конкуренту, но и быть лучше его. Её высокий уровень отражается в более высокой рентабельности производства и сбыта, в большей доле рынка.
Поэтому актуальность проблемы повышения конкурентоспособности аграрных предприятий предопределяет необходимость формирования комплексной конкурентной стратегии с учётом их производственного потенциала.
Основные теоретические положения формирования конкурентоспособности предприятий рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных учёных Г. Азоева, С. Кваши, Д. Легезы,
М. Малика, Л. Михайловой, П. Саблука и других. Учёные определяют конкурентоспособность предприятия как уровень его компетенции в отношении других предприятий-конкурентов в накоплении и использовании производственного потенциала определённой направленности [8]. Предприятие становится конкурентоспособным при реализации своего потенциала, что позволяет сформировать


57 устойчивое рыночное преимущество [1]. Благодаря раскрытию и применению скрытых возможностей предприятия, возможно достижение не только устойчивого рыночного преимущества, но и состояния устойчивого развития.
Регулирование конкуренции применительно к вопросам формирования стратегии конкурентной борьбы были рассмотрены
Н. Портером, М. Трейси, И. Ансоффом, и др., их усилиями создан теоретико-методологический фундамент исследования данной проблемы, решён ряд её методологических и прикладных аспектов по формированию стратегии конкурентной борьбы, теории достижения лидерства на рынке. В то же время, несмотря на многочисленные разработки, некоторые теоретико-методологические проблемы, связанные с комплексным освещением вопросов методики построения конкурентной стратегии аграрного предприятия, до сих пор остаются нерешёнными.
В условиях неустойчивой экономической среды, управления конкурентоспособностью аграрного предприятия означает не только процесс производства продукции соответствующего качества, не только использование той или иной ценовой стратегии, но и необходимость учитывать изменения в рыночных условиях, и проводить анализ их влияния на сельскохозяйственных товаропроизводителей, на уровень их рыночного потенциала. Сейчас сложилась непростая ситуация по обеспечению соответствия сельскохозяйственного производства высоким рыночным требованиям. Когда требований много, аграрные товаропроизводители самостоятельно оценивают важность таких параметров, как качество, цена, скорость поставки и маркетинговая гибкость, и вынуждены искать решения для их удовлетворения. Иногда возникает ситуация с требованиями, воплощение которых неэффективно для аграрного предприятия, например, поставки экологически чистой продукции по низкой цене, минимальной цене при расширенном товарном ассортименте и высокой скорости поставки. Решать эти вопросы аграрному предприятию приходится за счёт формирования эффективной системы управления, которая обеспечила бы соответствие сельскохозяйственного производства маркетинговым требованиям, и способствовала бы повышению их конкурентоспособности. Поэтому выбор конкурентной стратегии заключается в поиске эффективного способа удовлетворения требований рынка аграрным предприятием.
Невозможно определить обобщающую стратегию для всех предприятий. Каждое предприятие даже одной отрасли, является уникальным, поскольку зависит от позиций на рынке, его потенциала,