Файл: Механизмы обеспечения экономической безопасности в условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 847

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58 динамики развития, поведения конкурентов, особенностей выпускаемой продукции, состояния экономики, социальной среды и многих других факторов [3]. При выборе конкурентной стратегии следует учитывать факторы целесообразности её применения, а именно:
– долгосрочные перспективы отрасли;
– возможности отстаивать свои позиций на рынке;
– возможности использовать, полученные предприятием в результате реализации, финансовые средства в более перспективном направлении [6].
При этом следует учитывать, что основные действия по выбору стратегии будут зависеть от уровня эффективности управления в организации и самой организации функционирования предприятия.
В экономической литературе под общими стратегиями понимается основной управленческий план предприятия, направленный на налаживание его функционирования и развития в долгосрочной перспективе, путём выполнения продуктово-товарных, ресурсных и функциональных стратегий, необходимых для достижения стратегических целей [8]. Рассматривается такое понятие, как стратегический набор предприятия, который должен предусматривать действия, направленные на развитие, интеграцию и использование основных ресурсов предприятия

его активов, опыта и компетенции [7].
Поскольку конкурентная стратегия аграрного предприятия значительно шире стратегии управления качеством продукции, то кроме решения задачи производства высококачественной сельскохозяйственной продукции необходимо решать комплекс экономических задач, ориентированных на исследование рынка. Это обуславливает формирование конкурентной стратегии аграрного предприятия на основе взаимосвязанных составляющих, а именно качества продукции; характеристики аграрного предприятия

товаропроизводителя и характеристики рынка.
Качество продукции характеризуется такими параметрами, как физические свойства, внутренние особенности, содержание питательных веществ, а также соблюдение санитарных норм и правил безопасности, стоимостные характеристики (цена реализации, себестоимость). На качество продукции будут влиять уровень использования производственного потенциала, организация производства, уровень производительности труда, природно- климатические условия. Качественные параметры продукции, которые учитываются при противостоянии конкурентов, является главным критерием для покупателя.


59
Характеристика аграрного товаропроизводителя опосредованно проявляется в качестве продукции и определяется техническим уровнем производства (уровнем оборудования, квалификацией персонала, прочее). Конкурентоспособность продукции с её качественными характеристиками, в свою очередь, повышает конкурентоспособность предприятия как субъекта рынка, во вторую очередь

обеспечивает более высокую доходность производства, способствует выходу субъектов рынка на внешний рынок, полнее удовлетворяет потребности общества [4].
Характеристика рынка определяет потребность в продукции и диктует определённые условия её реализации. Именно рынок формирует объёмы производства продукции, и в конечном итоге, её цену. Тем более характерно это утверждение для аграрного рынка, когда отдельные аграрные товаропроизводители не имеют возможности влиять на рыночные элементы. Одновременно через маркетинговую стратегию предприятия

его рекламно- информационную деятельность, периоды выхода аграрной продукции на рынок, ценовую стратегию, использование современных средств продвижения продукции на рынке,

возможно оказывать влияние на рынок. В конкурентной стратегии крайне важна именно последняя составляющая

рынок. Следует учитывать также сильную конкуренцию между сельскохозяйственными товаропроизводителями, которая обусловлена прежде всего нестабильностью внешней среды, в том числе инфляцией, безработицей, тяжёлой политической ситуацией, стремительным снижением уровня платёжеспособности населения, поэтому, от правильно выбранного направления развития, зависит дальнейшая перспектива функционирования отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Деятельность любой организации проявляется в раскрытии существующего потенциала, который позволяет увеличивать её доходы, и в постоянном поиске новых возможностей его развития. Правильно выбранная стратегия развития аграрного предприятия является неотъемлемым компонентом, который обеспечивает его жизнедеятельность и соответствующее нормативно-правовое регулирование, без которого невозможно устойчивое развитие экономики.
Предпосылкой разработки конкурентной стратегии является обеспечение соответствия между стратегическими целями аграрного предприятия и любыми средствами их достижения

экономическими, финансовыми, организационными, материальными. При этом наиболее мощным является ресурсный потенциал, образующий конкурентное преимущество аграрного предприятия, которое оно способно сохранить в условиях острой конкурентной борьбы.


60
Рассмотрев составляющие, можно выделить существенные отличия в понятиях качество продукции и конкурентоспособность продукции и, соответственно, в системе управления качеством продукции на предприятии и в его конкурентной стратегии. Качество продукции можно охарактеризовать, как совокупность её свойств, характеризующих степень способности данной продукции удовлетворять потребности потребителей согласно её целевому назначению [2]. Тогда как конкурентоспособность продукции является более широким понятием и включает помимо качества продукции, как характеристику аграрного товаропроизводителя, так и характеристику рынка, на котором реализуется продукция аналогичного качества.
Конкурентоспособные продукты

это результат функционирования конкурентоспособной организации, способной их создать, изготовить и обеспечить необходимый уровень потребления у заказчиков.
Основное здесь

имеющийся потенциал, умение его эффективно использовать и развивать, а также степень развития рыночных отношений. То есть высокое качество продукции не является ещё гарантией её конкурентоспособности на товарных рынках. Рыночной конкуренции присуща экономическая борьба между товаропроизводителями, поставщиками и потребителями товаров за наиболее выгодные условия их производства, реализации или потребления. Это одновременно метод выбора оптимального хозяйственного решения между ними.
Экономическая целесообразность выбора правильного решения подтверждается состоянием рыночного равновесия между спросом и предложением на конкретном рынке.
При формировании конкурентных преимуществ аграрных предприятий решающую роль играет эффективность использования экономических ресурсов. Конкурентные преимущества являются характерным для определённой отрасли перечнем факторов, приносящих ей преимущества перед другими отраслями, а также одним предприятиям отрасли перед другими. Эти факторы не являются постоянными, они меняются в зависимости от: особенностей отраслей; сегментов рынка, которые обслуживаются, а также времени и этапа
«жизненного цикла» отрасли и предприятия. Для каждой отрасли есть свои специфические требования к комбинации конкурентных преимуществ, но для развития предприятия любой отрасли, каждый из них может стать инструментом победы в конкурентной борьбе [5].
Качественные параметры продукции формируются аграрным товаропроизводителем исходя из интересов потребителя (интересов рынка), а конкурентоспособность продукции определяется


61 потребителем, и в ней отражается технологический уровень производства и свойства самого рынка.
Управление конкурентоспособностью продукции со стороны сельскохозяйственного товаропроизводителя означает не только обеспечение тех или других её потребительских свойств, не только использование той или иной ценовой стратегии, но и учёт доходов того сегмента потребительского рынка, на котором предполагается реализовать принятое решение в сфере маркетинга, так как оптимальные конкурентные стратегии определяются характеристиками тех сегментов, на которых предполагается осуществить предложение соответствующей аграрной продукции.
Процесс формирования конкретной конкурентной стратегии аграрного предприятия требует проведения экономических исследований с целью выявления несоответствия (экологичность, физические свойства и т.п.) собственной продукции по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов на данном рынке важнейшим параметрам качества продукции. Конкурентоспособность аграрной продукции определяется показателями: качество продукции и цена.
При этом значение её показателей зависят от силы влияния внешних и внутренних элементов её конкурентного преимущества. Внешние

влияют на цену продукции, которая складывается под воздействием рыночных условий, а внутренние

влияют на качество продукции, которая сформирована на основе уровня развития ресурсного потенциала предприятия и других факторов.
К параметрам, которые используются для определения уровня конкурентоспособности продукции, относят: нормативные параметры, характеризующие свойства продукции за счёт стандартов, технических условий, и рыночные, где реализуется продукция. В случае несоответствия действующим стандартам и техническим условиям, продукция не может быть использована для удовлетворения существующих потребностей, и поэтому не имеет для покупателя потребительской ценности.
Следовательно, определить конкурентоспособность любой продукции возможно лишь проводя сравнение с другой продукцией в процессе реализации, поэтому это относительный показатель.
Продукция, которую реализует производитель на аграрном рынке, должна соответствовать определённым параметрам. Первым параметром, который толкает потребителя к совершению покупки, является качество. Покупка будет осуществлена, если анализ свойств продукции показывает, что последняя удовлетворяет существующие у покупателя потребности и принесёт ему необходимый полезный эффект. Если не все свойства продукции соответствуют требованиям


62 покупателя, это означает его неконкурентоспособность, в таком случае он обращается к другим производителям-конкурентам данного товара.
Осуществляя оценку различных товаров, которые предложены на аграрном рынке, потребитель, вместе с сравнением их качественных характеристик, учитывает величину затрат, которые он осуществляет на её приобретение. Фактически это означает, что покупатель определяет размер потребительских цен на необходимый ему товар и использует их при сравнении в процессе выбора. Стремясь достичь оптимального соотношения между уровнем потребительских качественных характеристик продукции и своими расходами, он выбирает на рынке тот товар, по которому будет достигнут максимум полезного эффекта на единицу затрат. Таким образом, для того чтобы выяснить конкурентоспособность любой продукции, необходимо не просто сравнить товары по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя, то есть провести сравнение конкурирующих товаров по уровню цены потребления.
Поэтому для производителя приоритетными направлениями деятельности является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, заключающейся в:
– повышении эффективности аграрных предприятий за счёт технологического переоснащения;
– совершенствовании экономических и финансовых условий функционирования аграрных предприятий, которое предусматривает упрощение доступа к финансовым ресурсам, систему государственной поддержки и совершенствование налогообложения;
– повышение стандартов на продукцию сельского хозяйства до мировых, внедрение международных стандартов.
На основе групповых показателей по нормативным, экологическим, технологическим и экономическим параметрам формируется интегральный показатель конкурентоспособности продукции. А так как выражением конкурентоспособности предприятия является продукция, которую оно производит, то изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности аграрных товаропроизводителей на рынке.
Из выше изложенного можно сделать следующие выводы.
В условиях рыночной экономики основным условием жизнеспособности аграрного предприятия является его конкурентоспособная продукция. Для обеспечения собственной рыночной «ниши» аграрные товаропроизводители должны правильно