Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 544

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уровень этнической толерантности жителей крупного города (на примере эмпирического исследования в Тольятти)
XXI век характеризуется активным взаимодействием стран и народов, с целью взаимообогащения культур. Современные процессы глобализации, изменившие культуру, экономику и политику приводят к проблеме возникновения нетерпимости, результатом которой является отказ в объединении этносов. В этой ситуации возрастает проблема совместного сосуществования различных этнических и социальных групп, приобретает актуальность проблем толерантности.

Вследствие трансформации российского общества, его интеграции в мировое пространство, снижения согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предпосылок толерантности.

Толерантность – особое качество личности, характеризующее его активную нравственную позицию, состоящую во взаимодействии с людьми независимо от их этнической, культурной, религиозной, социальной принадлежности. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.1

Целью данного исследования являлось получение социологической информации, отражающей уровень этнической толерантности горожан и ее значимость в их жизни.

Объектом исследования являются жители г.о. Тольятти.

Исследование носит пилотажный характер, поэтому выборочную совокупность в размере 100 человек можно считать достаточной. Тип выборки – квотная, пропорциональная выборка. Основной критерий разделения респондентов – это возраст. Было выделено две возрастные группы: 18-25 лет и 35-50 лет. Помимо возраста учитывались пол, национальность и уровень образования.

Предметом исследования является уровень этнической толерантности жителей г.о. Тольятти.

По данным социологического опроса удалось выяснить, что больше половины опрошенных (56%) считают, что в районе их проживания существует проблема нетерпимого отношения к людям другой национальности. Чаще всего со случаями нарушения достоинства человека из-за его национальной принадлежности респонденты видели по телевизору или в сети интернет (41%) или наблюдали это лично (53%). Чаще всего свидетелями таких конфликтов участники опроса сталкивались в магазине и других общественных местах (27%) или же на улице и во дворе (27%). Полученные результаты могут свидетельствовать о низком уровне толерантности к представителям других национальностей.


Что касается межнациональных отношений внутри страны, то участники опроса считают, что межнациональные отношения постепенно ухудшаются (51%), такого мнения придерживается 60% женщин. Лишь 10% респондентов считают, что отношения улучаются. Исходя из полученных данных, можно говорить о реальном существовании проблем в сфере межнациональных отношений.

Кроме того, обеспокоенность значительной части респондентов ситуацией в сфере межнациональных отношений в г.о. Тольятти прежде всего обусловлена нарастанием миграционных потоков. На вопрос «Возникают ли у Вас опасения по поводу увеличения в нашем городе количества мигрантов (приезжих)? Если да, то какие?» всего лишь 11% опрошенных отметило, что опасений не возникает.

Предполагалось, что мужчины обращают внимание на национальную принадлежность меньше и уровень их толерантности соответственно выше, чем у женщин. Данную гипотезу удалось подтвердить с помощью вопроса о том, «как чувствуют себя респонденты при общении с представителями других этнических групп». Выяснилось, что среди мужчин 4/5(84,2%) чувствуют себя скорее комфортно или абсолютно комфортно. В то время как среди женщин только 3/5 (64,5%) чувствуют себя комфортно.

Так же респондентам был предложен ряд суждений, среди которых были как позитивные, так и негативные. Стоит отметить, что 56% женщин выбрали негативные суждения, в то время как среди мужчин 31%. Так же немало важно, что 26,2% женщин считают, что Россия должна быть страной для русских.

Что касается возрастных характеристик, то данное суждение отмечало чаще взрослое поколение (26%), чем молодежь (20%). Если сравнивать общее число позитивных и негативных суждений, то молодое поколение отмечало положительные суждения чаще (135%), чем зрелое поколение (104%), что опровергает предложенное на подготовительном этапе гипотезу о том, что уровень толерантности старшего поколения выше, чем молодого.

Если сравнивать респондентов по уровню образования, то люди с высшим и незаконченным высшим образованием придают значение национальности меньше (52%) чем люди с общим, средним и средним профессиональным образованием (71%).

Так же, люди с общим, средним и средним профессиональным образованием чаще (47%) чем респонденты с высшим и незаконченным высшим (29%) негативно реагируют на то, что в их доме/городе живут люди другой национальности. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что уровень образования положительно влияет на толерантность человека. Люди с высшим образованием в большей степени проявляют толерантность по отношению к представителям других национальностей.



Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что проблема в сфере межнациональных отношений существует и на сегодняшний день является актуальной. На уровень этнической толерантности оказывает воздействие ряд факторов, в число которых входят пол, возраст и уровень образования. Таким образом, современные процессы глобализации и преобразование российского государства поставили на повестку дня переход к новому толерантному типу социальных и социально-правовых отношений. Для его осуществления необходимо формирование и массовое воспроизводство такого типа личности, который характеризовался бы развитой правовой культурой, одним из важнейших элементов которой является культура толерантности.
Список литературы:

1.Лиджиева И.В. Этническая толерантность как фактор формирования гражданского общества в полиэтническом регионе // Вестник института. – 2012. - № 1(24). – С. 90-93.

2.Кулаченко М.П. Этническая толерантность – как объективная потребность современного общества. – Орел: ОГУ им. И.С. Тургеньева, 2015г. – 3 с.

3.Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tolerance.ru/declar.html

4.Хайруллина Н.Г. Мониторинг межэтнической ситуации в Тюменской области // Фундаментальные исследования. – 2015г. - № 9. – C.178-181.
Н. Г. Каримова (Казань, Казанский (Приволжский Федеральный Университет, научный руководитель – д.с.н., к.п.н. А. М. Нагимова).

ПАССИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН КАК НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Лозунг истинного гражданского общества — не «Пусть это сделает правительство», а «дайте нам сделать это самим». (Эйзенхауэр Д.)
Понятие «гражданское общество» не мыслится без участия в нем человека и власти. Само по себе гражданское общество должно сосуществовать отдельно от государства, но непрерывно с ним взаимодействовать. То есть между людьми и государственной властью постоянно происходит взаимовлияние и, как следствие, происходит развитие разнообразных общественных структур демократического типа общества. Российская Федерация относится к числу демократических государств, но сказать о том, что в стране присутствует развитое гражданское общество, которое способно выдвигать общественно-значимые проблемы, могут не многие. И социальная активность граждан, их общественный интерес играет, чуть ли не самое важное значение в становлении гражданского общества и влиянии его на властные структуры.


1 декабря 2015 года Фонд борьбы с коррупцией представил фильм «Чайка», который содержал информацию о расследовании бизнеса и криминальных связях сыновей генерального прокурора России - Артеме и Игоре Чайка. [1] Видеофильм был выставлен на популярном видеохостинге YouTube и за 4 с небольшим месяца набрал около пяти миллионов просмотров. Конечно, это не все население России, но достаточно много, для того чтобы вызвать вопросы, споры и ажиотаж среди общественности. Об этой ситуации задали вопрос на пресс-конференции Президента Российской Федерации 2015 года, но суть изучения не в характере отношения власти к данной тематике, а скорее общества. Позже, на том же видеохостинге было представлено видео, который содержал опрос населения о мнениях по поводу данного расследования и возможных дальнейших действиях граждан. Превалирующее большинство отвечающих на вопрос о том, можно ли как-то разрешить данную ситуацию, говорили, что это невозможно. Этот факт говорит о том, что позиция граждан к развитию общества довольно пассивна. Своего участия в решении проблем большинство граждан не видит.

Наглядно проявляется массовая пассивность граждан и по отношению к проводящимся выборам. Из всех стран, называющих себя демократическими, только в России наблюдается феномен, когда власть выбирает сама себя. [2] Гражданам предоставляются способы навязывания выбора власти, также большинство, достигшее выборного возраста, отказывается идти на выборы, оправдываясь тем, что «это ничего не изменит/ не решит».

Более 50% опрошенных граждан РФ, в исследовании, проводившемся национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», посчитали, что «сегодня в России трудно быть общественно активным человеком». [3]

Нужно сказать о том, что и положительные примеры построения и существования гражданских общественных групп так же присутствуют, в частности, В Республике Татарстан. С 2010 года в г. Казань инициативная группа жителей реализовала социальный проект «Город без преград». Цель своей деятельности они определили, как «улучшение качества жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения посредством комплексной адаптации среды». [4] Своими действиями они пытаются сформировать новое отношение к инвалидам, учитывать и интересоваться потребностями граждан с ограниченными возможностями. Так, один из их проектов, который они создали – интерактивная карта, под названием «Казань недоступная». Это своеобразная, интерактивная карта обозначена метками, которые дают понять, возможно ли то или другое место для благоприятного передвижения. Различные части (дороги, пешеходные переходы и т.п.) города обозначаются метками с определенным цветом (зеленый – доступно, красный – не доступно, жёлтый – средней доступности). Любой человек может посмотреть её, а также сфотографировать и добавить метку с описанием, тем самым сделав вклад в общественное дело.


Таким образом, выяснилось, что на пути к гражданскому обществу главным компонентом является активная личность, которая в коллективе единомышленников готова выступать с требованиями и пожеланиями. Можно сказать, о том, что до того момента пока сами граждане Российской Федерации не поверят в свои силы, изменений к лучшему и движения к государству, приближенного к идеалу, не будет. Такой личности должны быть присущи воля, гражданская позиция, способность к конструктивному диалогу с другими членами общества. Необходимо искать поиски и возможности изменения данной ситуации.
Список литературы:

  1. Сайт ФБК https://chaika.navalny.com/

  2. Катушов К. П., Мунянова Б. М. Через выборы к гражданскому обществу Электронный ресурс: http://elibrary.ru/download/47842080.htm

  3. Мониторинг состояния гражданского общества, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Электронный ресурс: https://www.hse.ru/monitoring/mcs/informmcs

  4. Сайт национальная премия гражданская инициатива, Город без преград http://premiagi.ru/initiative/801