Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 547
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2. «Роль гражданских объединений в решении проблем общества"
Д.А. Абрамова, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Среди условий становления гражданского общества Ж.Ж. Руссо выделил решение проблем конфронтации имущих с неимущими. В российском обществе наблюдается сильный разрыв между бедными и богатыми, который становится барьером в становлении справедливого гражданского общества.
Современное понимание проблемы социального неравенства связано с изучением процессов социальной интеграции и дезинтеграции. Социальная интеграция - процесс гармонизации отношений между различными социальными группами, их объединение вокруг актуальных проблем функционирующего гражданского общества. Противоположный процесс социальная дезинтеграция проявляется в исчезновении единых социальных ценностей. Полная социальная дезинтеграция разрушает систему общественных отношений. Становление гражданского общества в России связано с важными изменениями в социальной структуре. Новая социальная структура характеризуется крайней неустойчивостью. Происходит перестраивание механизмов стратификации, возникает множество маргинальных групп с неопределенным статусом, складываются возможности для формирования среднего класса [1, с. 33]
Цель данной статьи - выявить влияние социального неравенства на развитие гражданского общества в России. Для реализации этой цели мы провели социологическое исследование «Семья как фактор социальной мобильности учащейся молодежи» среди студентов ульяновских вузов и ссузов. Выборка анкетного опроса составила 360 человек.
По результатам исследования было выяснено, что для половины студентов (52%) материальная обеспеченность является важной ценностью и стоит на третьем месте по важности после крепкой семьи и здоровья. Каждая четвертая семья имеет низкий доход и затрудняются в покупке необходимых товаров, и только пятая часть семей может позволить себе покупку дорогих вещей.
Проведение корреляционной зависимости между уровнем жизни студентов и их учебными результатами показало, что более успешными являются студенты из семей со средним достатком. По сравнению с другими студентами, они чаще учатся на отлично и имеют награды за особые успехи в учебе. Объяснить это можно тем, что образование воспринимается представителями данной экономической страты как один из немногих ресурсов, который поможет им достичь более высокого положения.
Обобщенный анализ результатов социологических исследований показывает, что социальная структура в современной России имеет следующую структуру [2]. Примерно четверть россиян являются малообеспеченными. Треть российского населения может считаться аналогом формирующегося среднего класса. Доля промежуточного слоя, еще не ставшего средним классом, но вместе с тем успешно выживающего, зависит от определенного региона.
Критическое неравенство российского общества приводит к тому, что дезинтеграция социальных слоев становится фактором, тормозящим развитие гражданского общества. К такому выводу пришли социологи Института комплексных социальных исследований РАН под руководством Н.Е. Тихоновой [3, с. 24].
Н.Е. Тихонова предложила классификацию социальных сетей, через которые происходит интеграция российских граждан, и выделила три формы их реального функционирования в жизни индивидов: 1) включенность в сети повседневных контактов (шкала «доверие и помощь» – поддержка близких, друзей, коллег); 2) включенность в институционализированные сети (шкала «ассоциации» – включенность в организации, партии, клубы); 3) наличие связей как особой формы сетей (шкала «связи» – использование знакомств, обеспечивающих доступ к высокоэффективным и дефицитным ресурсам) [3, с. 28]. Большинство граждан России включены в сети неформальных дружеских контактов (шкала «доверие и помощь»); лишь 11% респондентов продемонстрировали низкий уровень владения данной формой интеграции.
В институционализированные социальные сети с разной степенью интенсивности включены лишь 15% россиян; причем, на высоком и среднем уровнях – около 3%. Данный результат совпадает с показателями членства россиян в ассоциациях, некоммерческих организациях. Социальная интеграция через «связи» демонстрирует высокую корреляцию с уровнем жизни респондентов: если в целом включенность в шкалу «связи» составляет 16%, то среди представителей 2-х верхних страт – 76% [3, с. 31]. Социальный капитал в форме связей более эффективен, чем в форме дружеской помощи; при этом, он тесно коррелирует с материальным положением.
Итак, в современном российском обществе наблюдается отчетливо выраженная тенденция к дезинтеграции социального пространства. Наиболее частые формы дезинтеграции - распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов. Одним из следствий изменений социальной структуры является отслоение малообеспеченных групп населения от общества, рост недоверия к другим людям и общественным институтам, что негативно влияет на формирование и становление гражданского общества в России.
Необходимо реформировать систему социальной поддержки бедных и малообеспеченных слоев населения, разрабатывать стратегии и программы, направленные на учет разносторонних интересов различных групп общества, а также поиск эффективных идей, вокруг которых могут интегрироваться как бедные, так и богатые.
Список литературы
1.Смирнова Н.В. Социально-экономические аспекты трансформации социального неравенства в современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2009, № 8. С. 32-41
2.Смирнова Н.В. Динамика социального неравенства в современной России // Общество: политика, экономика, право: научный ежегодник. — 2008.-Вып. 2. – С. 57-64
3. Тихонова, Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства. - Общественные науки и современность. – 2004, № 4. – С. 24-35.
Азадова С. Н., О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
КЛУБЫ ЛЮБИТЕЛЕЙ КИНО КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В современном обществе из всех видов искусства кино занимает уникальное место. Оно способно охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино имеет возможность воздействия на широкую зрительскую аудиторию, может продуцировать в обществе определенное отношение норм и ценностей, а также модели поведения. Кино вызывает живой интерес у различных социальных групп. Как правило, в вопросах кинематографии люди делятся по определенным предпочтениям: кто-то любит смотреть боевики, кто-то смотрит только комедии или мелодрамы, а кто-то не имеет определенного любимого жанра и смотрит всё подряд. Все эти люди составляют гражданское общество.
Существует много проблем гражданского общества, важнейшими из которых являются – мобилизация населения на решение различных проблем, а также сохранение объединяющих ценностей, таких как: солидарность, социальная ответственность, уважение к жизни и достоинству человека. При этом большая часть молодых людей не включена в активную жизнь общества, хотя существует много различных общественных объединений людей по интересам, в которых они могут делиться опытом и идеями, проявлять солидарность и общаться. Одно из таких объединений – клуб любителей и ценителей кино.
Киноклуб – это форма самоорганизации зрителей с целью удовлетворения познавательных эстетических потребностей, самодеятельное добровольное объединение любителей киноискусства [1].
Клуб любителей кино - это возможность посмотреть и обсудить совместно с другими участниками понравившийся или просто чем - то затронувший фильм. Актуальность данной темы обусловлена следующим обстоятельством: любительские объединения по интересам – новый формат общения молодежи друг с другом, естественный способ приобщения их к творчеству. Их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч) как онлайн, так и офлайн. Киноклубы – это то место, где люди могут общаться друг с другом, где можно получить совет специалиста о том, какой фильм стоит смотреть или на что в фильме обратить внимание. Обсуждение искусства было и будет, пока у нас существует право на выбор духовных источников.
Цель статьи - выяснить отношение молодежи к творческим объединениям, на примере киноклубов, и их роли в решении важных проблем. Для реализации этой цели в 2016г. нами проведено исследование «Влияние кинематографа на жизненные ориентации молодежи». Опрошено 364 респондента - студенты вузов, колледжей и учащиеся старших классов.
Респондентам был задан вопрос «Знаете ли Вы киноклубы в нашем городе?». Более половины опрошенных не знают о таких творческих объединениях; около 40% ответили, что знают и имеют представление о клубах. Участие в работе киноклубов невысокое: всего 5% участвовали хотя бы по одному разу. Как видно из исследования, большинство опрошенной молодежи областного центра вовлечено в киноклубы. Почему это происходит? Киноклубы – не входят в так называемые «модные тенденции» современной молодежи. Просмотр фильма для молодых людей – это привычное явление, с которым они могут поделиться с друзьями и близкими, но обсуждение на более высоком уровне не входит в их планы.
Еще одной причиной выступает недостаток информации о таких клубах, низкий уровень их продвижения. Но тем не менее, с каждым такое бывает: послевкусие от фильма может оставаться достаточно долго. Хочется им поделиться, понять, что это было, раскрыть ноты, зазвучавшие после просмотра. Кинофильм, как любое художественное произведение имеет множество слоев и подтекстов, он способен ответить на многие вопросы и решить многие проблемы.
В ходе опроса мы выяснили, какие проблемы волнуют современную молодежь. Рейтинг «проблемных зон» молодежи выглядит следующим образом: на 1-м месте – преодоление тяги к алкоголю и курению; трудности в учебе и профессиональном становлении (48-50%); на 2-м месте – проблемы отношений со второй половинкой, преодоление Интернет-зависимости (42-43%); на 3-м месте – борьба со скукой, депрессией, а также с наркозависимостью (25-30%). Все проблемы, названные молодыми людьми, связаны с условиями жизни, традициями и привычками в семье, а также они ярко представлены в российских фильмах. Хорошие, умные фильмы могут помочь молодым людям сформировать жизненные цели и стратегии поведения. Чем старше возраст молодежи, тем больше уверенность в этих источниках. При этом, в разных возрастных сегментах молодые люди демонстрируют невысокий уровень опоры на себя в жизни, а к фильмам обращаются за советами не более трети молодежи.
Совместный просмотр и дальнейшее обсуждение позволяет значительно расширить восприятие даже самого незамысловатого фильма. При всей так называемой объективности мира наше восприятие субъективно. Делясь с другими, мы взаимно обогащаемся, расширяя свою картину мира. Содержание фильма раскрывается гораздо глубже, развертывается многоярусность и многоплановость кинокартины, продукт киноиндустрии становится настоящей терапией и наставником.
Киноклубы имеют свое представительство в социальных сетях, но, к сожалению, в офлайн-коммуникациях пока их мало. Как правило, в социальных сетях обмениваются своими мыслями люди, имеющие непосредственное отношение к киноискусству; другим там не всегда интересно. Недавно в Ульяновске стартовал артпроект «Киноклуб: культура, образование, коммуникации» [2]. Цель проекта – сделать кино доступным для жителей малых населенных пунктов, разнообразить их досуг, дать возможность всем жителям области смотреть хорошее качественное кино, обсуждать друг с другом как новые, так и уже ставшие классикой кинофильмы. У большинства кинотеатров областного центра существуют свои киноклубы. Реализация проекта должна помочь сделать их жизнеспособными объединениями.
Таким образом, молодежь слабо заинтересована в посещении клубов любителей кино, но фильмами интересуется – российскими и зарубежными. Важно донести до молодежи пользу киноклубов; возможность создания каталога лучших фильмов по версии молодых зрителей. Киноклуб — надежная и эффективная форма социального общения и воспитания зрителей, ведь ни одно другое искусство не знает подобного самодеятельного объединения.
Д.А. Абрамова, О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Среди условий становления гражданского общества Ж.Ж. Руссо выделил решение проблем конфронтации имущих с неимущими. В российском обществе наблюдается сильный разрыв между бедными и богатыми, который становится барьером в становлении справедливого гражданского общества.
Современное понимание проблемы социального неравенства связано с изучением процессов социальной интеграции и дезинтеграции. Социальная интеграция - процесс гармонизации отношений между различными социальными группами, их объединение вокруг актуальных проблем функционирующего гражданского общества. Противоположный процесс социальная дезинтеграция проявляется в исчезновении единых социальных ценностей. Полная социальная дезинтеграция разрушает систему общественных отношений. Становление гражданского общества в России связано с важными изменениями в социальной структуре. Новая социальная структура характеризуется крайней неустойчивостью. Происходит перестраивание механизмов стратификации, возникает множество маргинальных групп с неопределенным статусом, складываются возможности для формирования среднего класса [1, с. 33]
Цель данной статьи - выявить влияние социального неравенства на развитие гражданского общества в России. Для реализации этой цели мы провели социологическое исследование «Семья как фактор социальной мобильности учащейся молодежи» среди студентов ульяновских вузов и ссузов. Выборка анкетного опроса составила 360 человек.
По результатам исследования было выяснено, что для половины студентов (52%) материальная обеспеченность является важной ценностью и стоит на третьем месте по важности после крепкой семьи и здоровья. Каждая четвертая семья имеет низкий доход и затрудняются в покупке необходимых товаров, и только пятая часть семей может позволить себе покупку дорогих вещей.
Проведение корреляционной зависимости между уровнем жизни студентов и их учебными результатами показало, что более успешными являются студенты из семей со средним достатком. По сравнению с другими студентами, они чаще учатся на отлично и имеют награды за особые успехи в учебе. Объяснить это можно тем, что образование воспринимается представителями данной экономической страты как один из немногих ресурсов, который поможет им достичь более высокого положения.
Обобщенный анализ результатов социологических исследований показывает, что социальная структура в современной России имеет следующую структуру [2]. Примерно четверть россиян являются малообеспеченными. Треть российского населения может считаться аналогом формирующегося среднего класса. Доля промежуточного слоя, еще не ставшего средним классом, но вместе с тем успешно выживающего, зависит от определенного региона.
Критическое неравенство российского общества приводит к тому, что дезинтеграция социальных слоев становится фактором, тормозящим развитие гражданского общества. К такому выводу пришли социологи Института комплексных социальных исследований РАН под руководством Н.Е. Тихоновой [3, с. 24].
Н.Е. Тихонова предложила классификацию социальных сетей, через которые происходит интеграция российских граждан, и выделила три формы их реального функционирования в жизни индивидов: 1) включенность в сети повседневных контактов (шкала «доверие и помощь» – поддержка близких, друзей, коллег); 2) включенность в институционализированные сети (шкала «ассоциации» – включенность в организации, партии, клубы); 3) наличие связей как особой формы сетей (шкала «связи» – использование знакомств, обеспечивающих доступ к высокоэффективным и дефицитным ресурсам) [3, с. 28]. Большинство граждан России включены в сети неформальных дружеских контактов (шкала «доверие и помощь»); лишь 11% респондентов продемонстрировали низкий уровень владения данной формой интеграции.
В институционализированные социальные сети с разной степенью интенсивности включены лишь 15% россиян; причем, на высоком и среднем уровнях – около 3%. Данный результат совпадает с показателями членства россиян в ассоциациях, некоммерческих организациях. Социальная интеграция через «связи» демонстрирует высокую корреляцию с уровнем жизни респондентов: если в целом включенность в шкалу «связи» составляет 16%, то среди представителей 2-х верхних страт – 76% [3, с. 31]. Социальный капитал в форме связей более эффективен, чем в форме дружеской помощи; при этом, он тесно коррелирует с материальным положением.
Итак, в современном российском обществе наблюдается отчетливо выраженная тенденция к дезинтеграции социального пространства. Наиболее частые формы дезинтеграции - распад или исчезновение общих социальных ценностей, общей социальной организации, институтов, норм и чувства общих интересов. Одним из следствий изменений социальной структуры является отслоение малообеспеченных групп населения от общества, рост недоверия к другим людям и общественным институтам, что негативно влияет на формирование и становление гражданского общества в России.
Необходимо реформировать систему социальной поддержки бедных и малообеспеченных слоев населения, разрабатывать стратегии и программы, направленные на учет разносторонних интересов различных групп общества, а также поиск эффективных идей, вокруг которых могут интегрироваться как бедные, так и богатые.
Список литературы
1.Смирнова Н.В. Социально-экономические аспекты трансформации социального неравенства в современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2009, № 8. С. 32-41
2.Смирнова Н.В. Динамика социального неравенства в современной России // Общество: политика, экономика, право: научный ежегодник. — 2008.-Вып. 2. – С. 57-64
3. Тихонова, Н. Е. Социальный капитал как фактор неравенства. - Общественные науки и современность. – 2004, № 4. – С. 24-35.
Азадова С. Н., О.В. Шиняева (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет)
КЛУБЫ ЛЮБИТЕЛЕЙ КИНО КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В современном обществе из всех видов искусства кино занимает уникальное место. Оно способно охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино имеет возможность воздействия на широкую зрительскую аудиторию, может продуцировать в обществе определенное отношение норм и ценностей, а также модели поведения. Кино вызывает живой интерес у различных социальных групп. Как правило, в вопросах кинематографии люди делятся по определенным предпочтениям: кто-то любит смотреть боевики, кто-то смотрит только комедии или мелодрамы, а кто-то не имеет определенного любимого жанра и смотрит всё подряд. Все эти люди составляют гражданское общество.
Существует много проблем гражданского общества, важнейшими из которых являются – мобилизация населения на решение различных проблем, а также сохранение объединяющих ценностей, таких как: солидарность, социальная ответственность, уважение к жизни и достоинству человека. При этом большая часть молодых людей не включена в активную жизнь общества, хотя существует много различных общественных объединений людей по интересам, в которых они могут делиться опытом и идеями, проявлять солидарность и общаться. Одно из таких объединений – клуб любителей и ценителей кино.
Киноклуб – это форма самоорганизации зрителей с целью удовлетворения познавательных эстетических потребностей, самодеятельное добровольное объединение любителей киноискусства [1].
Клуб любителей кино - это возможность посмотреть и обсудить совместно с другими участниками понравившийся или просто чем - то затронувший фильм. Актуальность данной темы обусловлена следующим обстоятельством: любительские объединения по интересам – новый формат общения молодежи друг с другом, естественный способ приобщения их к творчеству. Их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч) как онлайн, так и офлайн. Киноклубы – это то место, где люди могут общаться друг с другом, где можно получить совет специалиста о том, какой фильм стоит смотреть или на что в фильме обратить внимание. Обсуждение искусства было и будет, пока у нас существует право на выбор духовных источников.
Цель статьи - выяснить отношение молодежи к творческим объединениям, на примере киноклубов, и их роли в решении важных проблем. Для реализации этой цели в 2016г. нами проведено исследование «Влияние кинематографа на жизненные ориентации молодежи». Опрошено 364 респондента - студенты вузов, колледжей и учащиеся старших классов.
Респондентам был задан вопрос «Знаете ли Вы киноклубы в нашем городе?». Более половины опрошенных не знают о таких творческих объединениях; около 40% ответили, что знают и имеют представление о клубах. Участие в работе киноклубов невысокое: всего 5% участвовали хотя бы по одному разу. Как видно из исследования, большинство опрошенной молодежи областного центра вовлечено в киноклубы. Почему это происходит? Киноклубы – не входят в так называемые «модные тенденции» современной молодежи. Просмотр фильма для молодых людей – это привычное явление, с которым они могут поделиться с друзьями и близкими, но обсуждение на более высоком уровне не входит в их планы.
Еще одной причиной выступает недостаток информации о таких клубах, низкий уровень их продвижения. Но тем не менее, с каждым такое бывает: послевкусие от фильма может оставаться достаточно долго. Хочется им поделиться, понять, что это было, раскрыть ноты, зазвучавшие после просмотра. Кинофильм, как любое художественное произведение имеет множество слоев и подтекстов, он способен ответить на многие вопросы и решить многие проблемы.
В ходе опроса мы выяснили, какие проблемы волнуют современную молодежь. Рейтинг «проблемных зон» молодежи выглядит следующим образом: на 1-м месте – преодоление тяги к алкоголю и курению; трудности в учебе и профессиональном становлении (48-50%); на 2-м месте – проблемы отношений со второй половинкой, преодоление Интернет-зависимости (42-43%); на 3-м месте – борьба со скукой, депрессией, а также с наркозависимостью (25-30%). Все проблемы, названные молодыми людьми, связаны с условиями жизни, традициями и привычками в семье, а также они ярко представлены в российских фильмах. Хорошие, умные фильмы могут помочь молодым людям сформировать жизненные цели и стратегии поведения. Чем старше возраст молодежи, тем больше уверенность в этих источниках. При этом, в разных возрастных сегментах молодые люди демонстрируют невысокий уровень опоры на себя в жизни, а к фильмам обращаются за советами не более трети молодежи.
Совместный просмотр и дальнейшее обсуждение позволяет значительно расширить восприятие даже самого незамысловатого фильма. При всей так называемой объективности мира наше восприятие субъективно. Делясь с другими, мы взаимно обогащаемся, расширяя свою картину мира. Содержание фильма раскрывается гораздо глубже, развертывается многоярусность и многоплановость кинокартины, продукт киноиндустрии становится настоящей терапией и наставником.
Киноклубы имеют свое представительство в социальных сетях, но, к сожалению, в офлайн-коммуникациях пока их мало. Как правило, в социальных сетях обмениваются своими мыслями люди, имеющие непосредственное отношение к киноискусству; другим там не всегда интересно. Недавно в Ульяновске стартовал артпроект «Киноклуб: культура, образование, коммуникации» [2]. Цель проекта – сделать кино доступным для жителей малых населенных пунктов, разнообразить их досуг, дать возможность всем жителям области смотреть хорошее качественное кино, обсуждать друг с другом как новые, так и уже ставшие классикой кинофильмы. У большинства кинотеатров областного центра существуют свои киноклубы. Реализация проекта должна помочь сделать их жизнеспособными объединениями.
Таким образом, молодежь слабо заинтересована в посещении клубов любителей кино, но фильмами интересуется – российскими и зарубежными. Важно донести до молодежи пользу киноклубов; возможность создания каталога лучших фильмов по версии молодых зрителей. Киноклуб — надежная и эффективная форма социального общения и воспитания зрителей, ведь ни одно другое искусство не знает подобного самодеятельного объединения.