Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 529
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главные измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж, а также каналы доступа к ним. Таким образом стратификация возникает по поводу общественного распределения результатов труда, ограниченных ресурсов материального и духовного потребления. В достижении консенсуса между различными социальными группами и интересами состоит главное предназначение гражданского общества. Если говорить о сущности социального неравенства, то оно наблюдается везде, где есть иерархия. Социальное неравенство произрастает на экономической почве, но тесно взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, в том числе с политикой, что выражено в разной степени использования властных ресурсов государства гражданами. В результате этих взаимосвязей, как свидетельствует мировой опыт, страны с высоким уровнем социального неравенства развиваются медленнее, а экономический рост может не снизить, а повысить уровень бедности [3]. Увеличение степени социального неравенства связано с протекающими в обществе неравноценными социальными обменами.
Превышение определенного порога приводит к большому различию в уровне жизни между группами общества, т.е. ущемлению определенных групп населения. По сути, высокий уровень бедности и неравенство сдерживают возникновение среднего класса, как следствие широкие слои населения не могут на практике реализовать свои права и обязанности [4]. Данное обстоятельство приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, служит причиной для возникновения, развития и распространения социальных конфликтов, нарушения целостности общественной системы. Сильная социальная дифференциация может служить фактором угрозы политической стабильности, а её снижение фактором угроз безопасности общества. Так как угроза безопасности общества проистекает не только от факторов, ослабляющих государство, но и от факторов, ослабляющих гражданское общество: социально-экономические кризисы, снижение уровня качества жизни, в том числе, и запредельное социальное неравенство, то приоритетом национальной безопасности должна стать защита интересов не только государства, но и личности и гражданского общества в целом [5]. Тем не менее, государство как наиболее мощный и динамичный субъект общественно политических отношений создает закрепленные в законах правила действия элементов гражданского общества. Оно в условиях их фактического неравенства обеспечивает их равенство перед законом, в системе гуманистических ценностей. Разрешение социальных противоречий и уменьшение социального неравенства являются важными факторами обеспечения социальной стабильности и безопасности. Удержание социального равновесия в обществе возможно при мобилизации основных механизмов, обеспечивающих его функционирование: экономических, политических, правовых, организационных, культурных и социальных, которые связаны с совокупным объемом ресурсов в конкретном обществе.
Большинству современных обществ присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов, как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между ней и другими группами населения, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает что средний класс немногочислен, и элита лишена связи с остальными группами. Такой социальный порядок способствует образованию конфликтов, препятствующих нормальному развитию гражданского общества.
Список литературы
-
Gellner, Ernest. Conditions of Liberty: Civil Society and its Rivals. - Allen Lane: Penguin, 1994, 225 p. Переводнарусский: ЭрнестГеллнер. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники – М.: МШПИ, 2003. -240 с. -
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность / П.А.Сорокин. - М., 1992. -
Разумов А.А. Финансово-экономический кризис и новая парадигма государственной социальной политики в России / А.А.Разумов // Уровень жизни населения в России. - 2009. -№8 / 9. -
Ивановский З.В. Латинская Америка: испытания демократии. / З.В. Ивановский // Вопросы политической модернизации. В 2-х частях. -Часть 1, М.- 2009. -
Раманцева Е.С., Титова Л.Г. Политическая власть как фактор решения проблем старшего поколения / Е.С.Раманцева, Л.Г.Титова // Среднерусский вестник общественных наук. -2010--№8.
С.И. Садовников (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.с.н Клюева Т.В.)
КОНКУРЕНЦИЯ КАК условие функционирования гражданского общества (на примере предприятий досугового питания г. Ульяновска)
В настоящее время в сфере рыночных отношений возрастает количество непосредственных участников. Таковыми являются: продавцы, покупатели, производители и потребители. Все эти субъекты взаимодействуют между собой, и таким образом образуются экономические отношения. В результате их взаимодействия складываются такие понятия современной экономики как спрос и предложение. Спрос – определенное количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести по устраивающей их цене, и в определенное время. Предложение – определенное количество товара, которое производители предлагают на рынке товаров и услуг, следовательно, желают продать эти товары и услуги по выгодной для них цене в определенное время. В результате этого процесса устанавливаются цены на продажи и объемы продаж. Всё это и есть процесс взаимодействия между субъектами рыночных отношений.
Все итоги деятельности любых фирм зависят не только от затрат на производства, но и от типа рынка, на котором этим фирмам приходится существовать. Фирма, которая выходит на рынок со своими товарами или услугами всё чаще сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые уже находятся на данном рынке. Они тоже желают продать и продают свои товары или услуги. Из-за нехватки или ограниченности ресурсов, все фирмы, которые находятся на одном рынке, вынуждены соперничать между собой для того, чтобы выжить в условиях конкуренции. Одними из основных ресурсов будут являться денежные средства покупателей, которыми они располагают и тратят на данном рынке.
Конкуренция – соперничество между производителями. Оно может осуществляться по - разному. Все фирмы должны учитывать тип конкуренции, с которыми они могут столкнуться на рынке. Типы конкуренции должны интересовать не только производителей, но и покупателей, ведь это напрямую будет затрагивать их интересы.
Целью статьи является определение особенностей конкуренции среди предприятий общественного питания в городе Ульяновске, респондентами которого стали жители, проживающие в Ульяновске от 18 лет и старше. Общее число респондентов 366 человек.
Рынок досугового питания г. Ульяновска высококонкурентный. На нем действуют игроки разных категорий. На формирование имиджа заведения досугового питания будут влиять общие установки населения в области досуга и отношения к предприятия досугового питания в целом, а также специфические характеристики, связанные с коммуникацией конкретного предприятия (в нашем случае – бара Records с аудиторией.
В данном разделе мы проанализируем общие механизмы формирования имиджа заведения досугового питания.
На отношение аудитории к предприятию досугового питания будет влиять: частота посещения заведений, типы предпочитаемых заведений (от этого зависит, какие дополнительные формы досуга сможет использовать потребитель), цели посещения предприятий досугового питания.
В целом жители Ульяновска, особенно молодые группы достаточно активно посещают предприятия досугового питания. Только 7% бывают в заведениях досугового питания реже, чем раз в месяц (Рис.1).
Рисунок 1. Частота посещения предприятий досугового питания
(в%, n=364)
Наиболее активно предприятия досугового питания посещают руководители и предприниматели – четвертая и пятая часть этих групп соответственно бывает в кафе и ресторанах каждый день. Это связано с высоким уровнем доходов в данных статусных группах, а также с особым характером производственной деятельности – в отечественной практике руководители и бизнесмены часто встречаются с партнерами вне офиса – в ресторанах и кафе, чаще днем – на бизнес-ланчах, кофе-брейках, но бывает и вечером – на ужинах.
Женщины и мужчины одинаково часто посещают рестораны и кафе. Однако мотивы посещения и предпочитаемые типы заведений досугового питания у них разные (таблица 1).
Таблица1. Мотивы посещения заведения досугового питания
(в%, n=364)
| | Пол | Возраст | Социальный статус | ||||||||
Всего | мужской | женский | 18-22 | 23-29 | 30-45 | 45 и старше | Рабочий, служащий без специального образования | Специалист | Предприниматель | Руководитель среднего и высшего звена | Учащийся, студент | |
100 | 50 | 50 | 12 | 25 | 50 | 13 | 6 | 41 | 15 | 17 | 14 | |
Поесть | 40 | 49 | 30 | 64 | 59 | 29 | 19 | 57 | 33 | 47 | 30 | 50 |
Встретиться с друзьями | 51 | 46 | 57 | 71 | 67 | 42 | 38 | 81 | 55 | 49 | 28 | 72 |
Провести время с семьёй | 25 | 38 | 14 | 2 | 14 | 34 | 38 | 24 | 27 | 16 | 57 | 4 |
Завести новые знакомства | 23 | 18 | 28 | 7 | 4 | 34 | 33 | 0 | 19 | 28 | 53 | 4 |
Воспользоваться бесплатным Wi-Fi | 19 | 23 | 20 | 0 | 5 | 34 | 25 | 38 | 28 | 25 | 25 | 0 |
Встретиться для деловых переговоров | 14 | 16 | 14 | 5 | 9 | 17 | 29 | 5 | 23 | 19 | 0 | 2 |
Послушать музыку/ посмотреть клипы | 24 | 29 | 14 | 16 | 5 | 33 | 15 | 10 | 7 | 63 | 33 | 13 |
Мотивами посещения заведений досугового питания были названы в первую очередь желание вырваться от будничной рутины, отвлечься от работы и различных забот и дел, расслабиться, отдохнуть, пообщаться с друзьями и близкими, желание отвлечься от работы или домашнего уюта, встретиться с друзьями или новыми людьми, попробовать интересные блюда, коктейли, напитки, и увидеть что-то новое, необычное, яркое.
Основной мотив посещения кафе, ресторанов, баров у женщин – встреча с друзьями, также среди них больше тех, кто использует заведение для того, чтобы завести новые знакомства, получить новые впечатления. Только следом идут гастрономические желания, потребность в вкусной и необычной кухне, качественном баре. Хорошая кухня привлекает 30% представительниц прекрасного пола.
Мужчины чаще руководствуются мотивом «поесть» при выборе заведения досугового питания, достаточно часто они используют рестораны для того, чтобы встретиться с друзьями, провести время с семьей – женщины, видимо, чаще проводят время с семьей вне предприятий досугового питания. Бесплатный вай-фай в ресторанах привлекает рабочих, специалистов, представителей более старшего поколения. Молодежь, в том числе учащаяся – студенты и школьники – активно используют мобильный интернет, поэтому, видимо в бесплатных услугах ресторана в этом направлении не нуждаются. Музыка и клипы – еще одна составная часть досуга в ресторанах и кафе. Привлекает этот мотив прежде всего предпринимателей, руководителей, лиц среднего возраста.
Молодежь не выбирает этот мотив, во-первых, в силу экономических ограничений: нет собственных заработков, которые можно тратить на это направление, а, во-вторых, исходя из действующих практик – многие молодые люди предпочитают послушать музыку, посмотреть клипы, используя собственные гаджеты и социальные сети.
Среди форматов заведений досугового питания наибольшим предпочтением ульяновцев пользуются традиционные: ресторан, кафе, бар (44-46% опрошенных), также популярны – кофейни, бистро, предприятия быстрого питания (рисунок 2).
Рисунок 2. Предпочитаемые виды предприятий досугового питания
(в%, n=364)
Заведения досугового питания в первую очередь являются местом отдыха, и упор в развитии нужно делать именно на нем, реализуя через невербальные и вербальные методы воздействия: дизайнерские решения, музыка, видеосопровождение, свет, элементы интерьера, запах, креативные механизмы; поведение персонала, общение с клиентами, а так же через мероприятия и событийный маркетинг, который позволяет разбавить ежедневную рутину представителей целевой аудитории, разнообразить времяпровождение, оставить приятное впечатление о заведении и проведенном времени.