Файл: Ульяновский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главные измерения стратификации – доход, власть, образование, престиж, а также каналы доступа к ним. Таким образом стратификация возникает по поводу общественного распределения результатов труда, ограниченных ресурсов материального и духовного потребления. В достижении консенсуса между различными социальными группами и интересами состоит главное предназначение гражданского общества. Если говорить о сущности социального неравенства, то оно наблюдается везде, где есть иерархия. Социальное неравенство произрастает на экономической почве, но тесно взаимодействует со всеми сферами общественной жизни, в том числе с политикой, что выражено в разной степени использования властных ресурсов государства гражданами. В результате этих взаимосвязей, как свидетельствует мировой опыт, страны с высоким уровнем социального неравенства развиваются медленнее, а экономический рост может не снизить, а повысить уровень бедности [3]. Увеличение степени социального неравенства связано с протекающими в обществе неравноценными социальными обменами.

Превышение определенного порога приводит к большому различию в уровне жизни между группами общества, т.е. ущемлению определенных групп населения. По сути, высокий уровень бедности и неравенство сдерживают возникновение среднего класса, как следствие широкие слои населения не могут на практике реализовать свои права и обязанности [4]. Данное обстоятельство приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, служит причиной для возникновения, развития и распространения социальных конфликтов, нарушения целостности общественной системы. Сильная социальная дифференциация может служить фактором угрозы политической стабильности, а её снижение фактором угроз безопасности общества. Так как угроза безопасности общества проистекает не только от факторов, ослабляющих государство, но и от факторов, ослабляющих гражданское общество: социально-экономические кризисы, снижение уровня качества жизни, в том числе, и запредельное социальное неравенство, то приоритетом национальной безопасности должна стать защита интересов не только государства, но и личности и гражданского общества в целом [5]. Тем не менее, государство как наиболее мощный и динамичный субъект общественно политических отношений создает закрепленные в законах правила действия элементов гражданского общества. Оно в условиях их фактического неравенства обеспечивает их равенство перед законом, в системе гуманистических ценностей. Разрешение социальных противоречий и уменьшение социального неравенства являются важными факторами обеспечения социальной стабильности и безопасности. Удержание социального равновесия в обществе возможно при мобилизации основных механизмов, обеспечивающих его функционирование: экономических, политических, правовых, организационных, культурных и социальных, которые связаны с совокупным объемом ресурсов в конкретном обществе.


Большинству современных обществ присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов, как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между ней и другими группами населения, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает что средний класс немногочислен, и элита лишена связи с остальными группами. Такой социальный порядок способствует образованию конфликтов, препятствующих нормальному развитию гражданского общества.

Список литературы

  1. Gellner, Ernest. Conditions of Liberty: Civil Society and its Rivals. - Allen Lane: Penguin, 1994, 225 p. Переводнарусский: ЭрнестГеллнер. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники – М.: МШПИ, 2003. -240 с.

  2. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность / П.А.Сорокин. - М., 1992.

  3. Разумов А.А. Финансово-экономический кризис и новая парадигма государственной социальной политики в России / А.А.Разумов // Уровень жизни населения в России. - 2009. -№8 / 9.

  4. Ивановский З.В. Латинская Америка: испытания демократии. / З.В. Ивановский // Вопросы политической модернизации. В 2-х частях. -Часть 1, М.- 2009.

  5. Раманцева Е.С., Титова Л.Г. Политическая власть как фактор решения проблем старшего поколения / Е.С.Раманцева, Л.Г.Титова // Среднерусский вестник общественных наук. -2010--№8.



С.И. Садовников (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель – к.с.н Клюева Т.В.)

КОНКУРЕНЦИЯ КАК условие функционирования гражданского общества (на примере предприятий досугового питания г. Ульяновска)
В настоящее время в сфере рыночных отношений возрастает количество непосредственных участников. Таковыми являются: продавцы, покупатели, производители и потребители. Все эти субъекты взаимодействуют между собой, и таким образом образуются экономические отношения. В результате их взаимодействия складываются такие понятия современной экономики как спрос и предложение. Спрос – определенное количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести по устраивающей их цене, и в определенное время. Предложение – определенное количество товара, которое производители предлагают на рынке товаров и услуг, следовательно, желают продать эти товары и услуги по выгодной для них цене в определенное время. В результате этого процесса устанавливаются цены на продажи и объемы продаж. Всё это и есть процесс взаимодействия между субъектами рыночных отношений.



Все итоги деятельности любых фирм зависят не только от затрат на производства, но и от типа рынка, на котором этим фирмам приходится существовать. Фирма, которая выходит на рынок со своими товарами или услугами всё чаще сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые уже находятся на данном рынке. Они тоже желают продать и продают свои товары или услуги. Из-за нехватки или ограниченности ресурсов, все фирмы, которые находятся на одном рынке, вынуждены соперничать между собой для того, чтобы выжить в условиях конкуренции. Одними из основных ресурсов будут являться денежные средства покупателей, которыми они располагают и тратят на данном рынке.

Конкуренция – соперничество между производителями. Оно может осуществляться по - разному. Все фирмы должны учитывать тип конкуренции, с которыми они могут столкнуться на рынке. Типы конкуренции должны интересовать не только производителей, но и покупателей, ведь это напрямую будет затрагивать их интересы.

Целью статьи является определение особенностей конкуренции среди предприятий общественного питания в городе Ульяновске, респондентами которого стали жители, проживающие в Ульяновске от 18 лет и старше. Общее число респондентов 366 человек.

Рынок досугового питания г. Ульяновска высококонкурентный. На нем действуют игроки разных категорий. На формирование имиджа заведения досугового питания будут влиять общие установки населения в области досуга и отношения к предприятия досугового питания в целом, а также специфические характеристики, связанные с коммуникацией конкретного предприятия (в нашем случае – бара Records с аудиторией.

В данном разделе мы проанализируем общие механизмы формирования имиджа заведения досугового питания.

На отношение аудитории к предприятию досугового питания будет влиять: частота посещения заведений, типы предпочитаемых заведений (от этого зависит, какие дополнительные формы досуга сможет использовать потребитель), цели посещения предприятий досугового питания.

В целом жители Ульяновска, особенно молодые группы достаточно активно посещают предприятия досугового питания. Только 7% бывают в заведениях досугового питания реже, чем раз в месяц (Рис.1).


Рисунок 1. Частота посещения предприятий досугового питания

(в%, n=364)
Наиболее активно предприятия досугового питания посещают руководители и предприниматели – четвертая и пятая часть этих групп соответственно бывает в кафе и ресторанах каждый день. Это связано с высоким уровнем доходов в данных статусных группах, а также с особым характером производственной деятельности – в отечественной практике руководители и бизнесмены часто встречаются с партнерами вне офиса – в ресторанах и кафе, чаще днем – на бизнес-ланчах, кофе-брейках, но бывает и вечером – на ужинах.


Женщины и мужчины одинаково часто посещают рестораны и кафе. Однако мотивы посещения и предпочитаемые типы заведений досугового питания у них разные (таблица 1).
Таблица1. Мотивы посещения заведения досугового питания

(в%, n=364)





Пол

Возраст

Социальный статус

Всего

мужской

женский

18-22

23-29

30-45

45 и старше

Рабочий, служащий без специального образования

Специалист

Предприниматель

Руководитель среднего и высшего звена

Учащийся, студент

100

50

50

12

25

50

13

6

41

15

17

14

Поесть

40

49

30

64

59

29

19

57

33

47

30

50

Встретиться с друзьями

51

46

57

71

67

42

38

81

55

49

28

72

Провести время с семьёй

25

38

14

2

14

34

38

24

27

16

57

4

Завести новые знакомства

23

18

28

7

4

34

33

0

19

28

53

4

Воспользоваться бесплатным Wi-Fi

19

23

20

0

5

34

25

38

28

25

25

0

Встретиться для деловых переговоров

14

16

14

5

9

17

29

5

23

19

0

2

Послушать музыку/ посмотреть клипы

24

29

14

16

5

33

15

10

7

63

33

13



Мотивами посещения заведений досугового питания были названы в первую очередь желание вырваться от будничной рутины, отвлечься от работы и различных забот и дел, расслабиться, отдохнуть, пообщаться с друзьями и близкими, желание отвлечься от работы или домашнего уюта, встретиться с друзьями или новыми людьми, попробовать интересные блюда, коктейли, напитки, и увидеть что-то новое, необычное, яркое.

Основной мотив посещения кафе, ресторанов, баров у женщин – встреча с друзьями, также среди них больше тех, кто использует заведение для того, чтобы завести новые знакомства, получить новые впечатления. Только следом идут гастрономические желания, потребность в вкусной и необычной кухне, качественном баре. Хорошая кухня привлекает 30% представительниц прекрасного пола.

Мужчины чаще руководствуются мотивом «поесть» при выборе заведения досугового питания, достаточно часто они используют рестораны для того, чтобы встретиться с друзьями, провести время с семьей – женщины, видимо, чаще проводят время с семьей вне предприятий досугового питания. Бесплатный вай-фай в ресторанах привлекает рабочих, специалистов, представителей более старшего поколения. Молодежь, в том числе учащаяся – студенты и школьники – активно используют мобильный интернет, поэтому, видимо в бесплатных услугах ресторана в этом направлении не нуждаются. Музыка и клипы – еще одна составная часть досуга в ресторанах и кафе. Привлекает этот мотив прежде всего предпринимателей, руководителей, лиц среднего возраста.

Молодежь не выбирает этот мотив, во-первых, в силу экономических ограничений: нет собственных заработков, которые можно тратить на это направление, а, во-вторых, исходя из действующих практик – многие молодые люди предпочитают послушать музыку, посмотреть клипы, используя собственные гаджеты и социальные сети.

Среди форматов заведений досугового питания наибольшим предпочтением ульяновцев пользуются традиционные: ресторан, кафе, бар (44-46% опрошенных), также популярны – кофейни, бистро, предприятия быстрого питания (рисунок 2).



Рисунок 2. Предпочитаемые виды предприятий досугового питания

(в%, n=364)

Заведения досугового питания в первую очередь являются местом отдыха, и упор в развитии нужно делать именно на нем, реализуя через невербальные и вербальные методы воздействия: дизайнерские решения, музыка, видеосопровождение, свет, элементы интерьера, запах, креативные механизмы; поведение персонала, общение с клиентами, а так же через мероприятия и событийный маркетинг, который позволяет разбавить ежедневную рутину представителей целевой аудитории, разнообразить времяпровождение, оставить приятное впечатление о заведении и проведенном времени.