Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 591
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
130
С целью повышения уровня учета и контроля системы менеджмента консолидация полномочий в условиях ведения бизнеса крупной компанией нивелирует необходимость создания дочерних предприятий, а значит, ком- муникационные связи в глобальной системе управления государством будут более эффективными. Необходимым условием устранения разобщенности и разнородности функционала будет всего лишь подключение всех необходи- мых структурных элементов государственной системы к созданной платфор- ме для обеспечения взаимодействия по единым для всех правилам и эффек- тивного выстраивания каналов коммуникации и передачи данных.
Так, модель управления страной будет отражена системой, где органы власти обеспечивают предоставление государственных сервисов гражданам и бизнесу на основе единой законодательной базы, «зашитой» в единую госу- дарственную информационную систему. По сути, это и есть «электронное правительство», которое сегодня постепенно создается
126
Таким образом, как показало исследование, тотальная интеграция и введение единых прозрачных правил для всех участников системных подраз- делений государственного управления не только повысят эффективность и качество государственного менеджмента, но и сократят штат служащих. По- мимо этого, такая модель сделает лишней целые промежуточные пласты го- сударственных ведомств, потому что министерства будут получать обратную связь о выполнении поставленных задач непосредственно от отраслей и ре- гионов в режиме реального времени по объективным показателям-метрикам.
Эта же система благодаря «плоскому» управлению и прозрачности всех дан- ных поможет избавиться от такой серьезной проблемы, как коррупция.
То есть, в условиях цифровой трансформации происходит не только сервисизация бизнеса, на факт и специфику проявления которой мы неодно-
126
Верзилин Д.Н., Максимова Т.Г., Антохин Ю.Н. Развитие цифровых технологий многокритериального оценивания состояния эколого-экономических объектов // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование. Материалы международной научно-практической конференции. – СПб., 2018. – С. 176-177;
Князьнеделин Р.А., Курбанов А.Х. Обеспечение безопасности системы государственных закупок в условиях цифровизации общества и международных санкций // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сборник научных тру- дов 8-й Международной научно-практической конференции. – Курск, 2019. – С. 202-205.
131 кратно обращали внимание ранее, но и сервисизация государства. Формиру- ется новая модель сервисного государства, основанная на цифровых техни- ческих решениях и ИТ-технологиях, в рамках которой взаимодействие госу- дарства с населением и бизнесом осуществляется посредством цифровых платформ «электронного государства» в рамках системы оказания государст- венных услуг. Вследствие этого, значительная часть публичного сектора, на- ходящегося под государственным контролем, деятельность которого связана с производством общественных благ, может быть обоснованно отнесена к сфере услуг.
Возникновение новых видов деятельности, обновление старых на осно- ве цифровых технологий меняет, порождая амбивалентные последствия для национальной экономики, хозяйственные отношения, структуры и модели государственного управления, которое в свою очередь прямым образом влияет на все общественные процессы и сферы. Правительства многих стран разрабатывают программы содействия переходу национальных систем госу- дарственного управления на цифровые технологии. Скорость распростране- ния нового технологического уклада становится ключевым конкурентным преимуществом.
Измерению этих трансформаций в последнее время большое внимание уделяется аналитиками в России. К индексу сетевой готовности добавились индекс цифровой экономики и общества, глобальный индекс включенности.
Неравномерность развития процессов цифровизации и цифровой трансфор- мации на уровне государственного управления и их темпов в России порож- дают растущую пропасть между сферами хозяйствования. Таким образом, вышеизложенное обосновывает необходимость разработки и внедрения об- новленной модели государственного управления на основании цифровизации в условиях современной непрерывной цифровой трансформации и сервиси- зации всех составляющих социально-экономических систем.
Рассмотренная задача цифровой трансформации системы государст- венного управления является одним из актуальных и значимых направлений,
132 оказывающих непосредственное влияние на скорость цифровизации России и требует выработки адекватного сложившимся условиям решения, поэтапная разработка которого освещается в дальнейших разделах диссертационной работы.
133
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 19
3.2. Формирование ключевых компетенций персонала в процессе циф-
ровой трансформации и цифровизации экономики
Технологические изменения внесли серьезные коррективы как в фор- мирование глобальной экономической системы, так и в экономику отдельных рынков и предприятий. Организации всех типов и размеров уже сегодня по- лагаются на цифровые или информационно-коммуникационные технологии
(далее — ИКТ), чтобы остаться конкурентоспособными. Из-за важности и повсеместности ИКТ бизнес-лидеры должны быть в состоянии управлять цифровыми ресурсами и инфраструктурой. Однако, несмотря на то что мно- гие организации уже включились в «цифровую гонку», не все понимают, как встроиться в новую цифровую реальность.
Формирование ключевых компетенций в период становления цифрово- го государства играет важную роль и обладает определенной спецификой, потому что скоро не будет иметь место ни одна сфера деятельности, в кото- рой не использовались бы или не лежали в основе компетенции в сфере ИКТ.
Адаптироваться и нормально функционировать в современном мире поможет только владение и постоянное развитие ключевых компетенций в данной сфере. Лучшие компании – так называемая «цифроэлита» (Digirati) – сочета- ют активность в сфере цифровых технологий и сильное руководство, совер- шая переход от просто использования ИТ к трансформации бизнеса. Это то, что называют «цифровой зрелостью». Компании по этому признаку сущест- венно различаются, и те, которые являются более зрелыми с точки зрения цифровых технологий, превосходят своих конкурентов в бизнесе.
Аналитики из Capgemini Consulting и MIT Sloan School of Management проанализировали более 400 крупных компаний из разных отраслей, чтобы понять, что для них значит цифровой бизнес. Результаты исследования пока- зали, что от применения новых технологий и методик управления финансо- вые показатели зависят следующим образом:
134 компании, активно использующие технологии и новые методы управ- ления, в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов; организации, которые много инвестируют в цифровые технологии, но при этом уделяют мало внимания управлению, имеют финансовые показате- ли на 11% ниже; более консервативные компании, которые улучшают только менедж- мент, получают плюс 9% к прибыли, но потенциально могут приобрести с помощью цифровых технологий втрое больше; те, кто еще не выбрали стратегию развития, имеют негативные финан- совые показатели в сравнении с другими игроками рынка - минус 24%.
По результатам исследования очевиден вывод о том, что сегодня нуж- ны люди, способные не только провести цифровую трансформацию, но и разработать для цифровых предприятий новые бизнес-модели. Таким обра- зом, цифровая трансформация и формируемая цифровая экономика требует новых специалистов с иными навыками и ключевыми компетенциями, что неизбежно влечет за собой реформирование системы образования, появление современных образовательных институтов и предложение актуальных про- грамм обучения на рынке образовательных услуг.
Организационная структура трансформируемых компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO
(Chief Digital Officer – директор по цифровой трансформации) или, например,
Директор по подбору digital-специалистов. Требования к компетенциям «ста- рых» сотрудников меняются: директор по развитию всѐ чаще должен владеть технологиями, а производитель контента – работать со статистикой и анали- тикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.
Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится развитие культурной среды цифровой трансформации и организация взаимодействия сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаѐтся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, со-
135 средоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда рабо- тодателя. Задача же CEO – уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой экономике и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолде- рам.
Сложно представить успех трансформации в организации, которая де- лает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совме- стное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру. С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внима- ния, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.
В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффек- тивность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать ин- формационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного поль- зователя. Внешняя коммуникация становится не просто положительной или отрицательной – она становится «умной». Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями.
Другой наблюдаемый эффект цифровой трансформации – новые фор- маты и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети. Чтобы опередить конкурентов в завтраш- ней цифровой экономике развивать компетенции персонала необходимо уже сегодня.
На основании принятой Программы Правительства РФ «Цифровая эко- номика РФ» министерствам и вузам поручено совместно разработать и обно- вить образовательные стандарты. В сотрудничестве с академическими учре-
136 ждениями, промышленностью и ИТ-сектором требуется определить ряд на- правлений учебной деятельности, стандарты, навыки и компетенции, тре- буемые в цифровой экономике, в соответствии с международными и госу- дарственными стандартами образования и на основе опыта и примеров по- добных программ ведущих мировых и национальных вузов. Таким образом, в контексте сложившихся обстоятельств формированию ключевых компетен- ций отводится особая роль, поскольку они и есть начало цифрового развития.
Новые знания, как и динамизм, управляемость, адаптивность, мобиль- ность, инновационность, являются системными элементами нового вида кон- куренции – гиперконкуренции, появившейся в результате развития цифровой экономики. Перечисленные аспекты являются глобальными преимущества- ми, которыми обладают мировые страны-лидеры. Управлять предприятием с ростом влияния информационных технологий стало намного сложнее. Поя- вились не только управленческие проблемы, но и организационные, а именно
– связанные с бизнес-процессами.
С развитием цифровой экономики в деятельности предприятий появи- лись существенные изменения, а именно: появление информационного про- изводственного фактора, ставшего значимым ресурсом; увеличение затрат на производство, так как информация как товар и фактор имеет цену; снижение транзакционных издержек за счет применения ИКТ; рост значимости челове- ческого фактора при внедрении производства, основанного на ИКТ; сниже- ние значимости фактора неопределенности за счет активного применения информационного ресурса
127
. Перечисленные коррективы связаны с измене- нием в отношениях между покупателем и производителем, которые были в традиционной экономике, по сравнению с развитием цифровой. Эти отноше- ния становятся более тесными и индивидуализированными, что характерно для сервисизации.
127
Перпеляк А. И. Цифровая экономика: Новые возможности для бизнеса [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки : сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. № 4 (51). URL: https://sibac.info/archive/technic/4(51).pdf
137
Отношения между покупателем и производителем в традиционной экономике складывались следующим образом: главная роль – производитель, так как он генерировал идею продукта, а покупатель, в свою очередь – делал выбор уже из того, что произвел и предлагает именно производитель. (Воз- можно и обратное соотношение ролей в рамках т.н. «экономики потребите- ля». Но неизменным является то, что одна из сторон этого взаимодействия является доминирующей.)
Современный покупатель, в условиях цифровой экономики, имеет воз- можность стать участником процесса создания новой потребительной ценно- сти, генерировать идеи новых продуктов и услуг. Данное обстоятельство можно охарактеризовать как первый шаг к изменениям в бизнес – среде, ко- торый основан на тесном взаимодействии с потребителем. Подобного рода сотрудничества чаще всего проявляются в производстве продукта по инди- видуальному заказу, созданию дизайна продукта, разработка функционала нового товара и т.п.
Эпоха цифровой экономики выдвигает на первый план стратегически важный актив - знания, от которых зависит устойчивое экономическое раз- витие компаний разных отраслей. В связи с этим, целесообразно формиро- вать новые подходы к разработке стратегий развития бизнеса, основанных на современных инструментах и методах интеграции корпоративных знаний в систему управления компанией. Грамотное использование ресурсов пред- приятия, своевременное формирование и развитие компетенций позволяет предприятию получить соответствующие желаемые результаты своей хозяй- ственной деятельности на целевом рынке
128
. Они отражаются в показателях, таких как доля рынка, уровень удовлетворенности клиентов, количество но- вых клиентов, уровень продаж и т.д.
128
Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования. Аналитический обзор в рам- ках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от декла- раций к реальности»
Сентябрь
2017.
Интернет ресурс.
Режим доступа: https://vbudushee.ru/files/4countrycases_1.pdf
138
Эффективное управление имеющимися данными, с использованием важных активов – навыков, знаний, иными словами соответствующих клю- чевых компетенций, напрямую влияет на финансовые результаты работы предприятия. В условиях цифровой трансформации самыми востребованны- ми техническими компетенциями (hard skills) становятся: создание новых бизнес-моделей (платформы, экосистемы, сети); анализ данных (data science); интеграция с партнерами через открытый программный интерфейс (open
API); цифровая безопасность на уровне дизайна системы (security by design); владение хотя бы одной из прорывных технологий (искусственный интел- лект, робототехника, 3D-видео, облачные сервисы, виртуальная и дополнен- ная реальность, интернет вещей, блокчейн); e-менеджмент, т. е. высокоэф- фективный менеджмент, организованный с помощью информационных тех- нологий; владение современными менеджерскими практиками (Lean, Kanban,
6 Sigma, SCRUM, DevOps).
В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архи- тектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффек- тивной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.
Самые востребованные soft skills: дизайн-мышление, т. е. ориентация на пользователя при разработке продуктов и услуг; цифровая психология, т. е. поведенческая экономика с учетом анализа больших данных; эмоциональ- ный интеллект; коммуникационные навыки.
Важно, что у России есть огромный потенциал для развития сферы HR: российские разработчики более чем конкурентоспособны на мировом уровне, а предприниматели быстро воспринимают новые идеи и готовы инвестиро- вать в них собственные средства. Например, с момента появления на миро- вой арене технологии «блокчейн» прошло не более пяти лет, а Россия по уровню ее адаптации сегодня, по мнению автора диссертации, попадает в пя-