Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 593

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

139 терку лидеров, и это несмотря на то, что оборот биткойна у нас запрещен.
Таким образом, есть надежда и уверенность, что темпы роста цифровой эко- номики в нашей стране будут не просто высокими, а более высокими, чем в странах-лидерах, и статистика последних лет это только подтверждает.
Однако, человеческий фактор оказывает не только содействие, но и создает ряд сложностей цифровой трансформации социально-экономических систем.
Сложность первая – критическая нехватка компетентных специалистов.
В Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запущена первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке ди- пломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. В числе образовательных дисциплин – тренд-аналитика, архитектура цифровой сис- темы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital мар- кетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой преду- смотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные про- граммы для решения задач компании. Главный навык специалистов по циф- ровой трансформации – это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно.
Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро пере- учиваться и наращивать свои профессиональные компетенции – основные факторы успеха в digital-эре.
Сложность вторая – ограничение скорости преобразований. Организа- ция не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режи- ме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между циф- ровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. От- ветственность за решение проблемы ложится на профессиональный менедж- мент. Так, например, в Банке России сначала был подготовлен операционный ландшафт и внедрено проектное управление, эффективное как в классиче-

140 ской парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была за- пущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целе- вой бизнес-модели».
Сложность третья – консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочия- ми тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компе- тенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.
Однако больше всего развитию цифровой экономики в России мешают, как ни странно, традиции и устои. Т.е. неформальные институты. Люди при- выкли вести бизнес по определенным схемам, которые вырабатывались дол- гие годы и хорошо зарекомендовали себя в прошлом, а просто вписывать существующие процессы в рамки цифровой модели бизнеса либо невозмож- но, либо бессмысленно.
Есть и еще один общий фактор, который часто приводит к сбоям в цифровизации бизнеса и серьезным разочарованиям. Он заключается в не- правильном понимании владельцами (и многими топ-менеджерами) компа- ний самого понятия «цифровизация». Люди воспринимают ее как традици- онную автоматизацию с той лишь разницей, что автоматизировать нужно все и сразу. Между тем, как мы уже обосновывали – это совершенно разные ве- щи. Автоматизация подразумевает снижение доли ручного труда в том или ином процессе, не более того: все просто и эффект легко просчитывается.
Цифровизация же неизбежно предполагает изменение самих процессов для построения новой модели бизнеса. Ключевым здесь является понятие цифровой платформы, объединяющей бизнес компании с ее клиентами, партнерами, поставщиками и т.д. Очевидно, что способы взаимодействия участников в рамках платформы и логистические цепочки, построенные на ее


141 основе, существенно отличаются от тех, что присущи традиционным бизнес- моделям. Более того, непроизводительные процессы часто просто отсекаются
– переход к цифровой экономике априори предусматривает расширение роли аутсорсинга, других форм сетевого взаимодействия, а также рост уровня сер- висизации как конкретной компании, так и экономики в целом.
Любые перемены ассоциируются у владельцев бизнеса с рисками, что, в общем-то, понятно, но находятся те, кто рискует и выигрывает. Это порож- дает своеобразную волну успеха цифровых идей, которая размывает опасе- ния бизнесменов и в конечном итоге толкает цифровую экономику вперед.
Необходимо отметить, что кроме информационных систем, предприятиям необходимо внедрить соответствующую культуру. Для решения возникших проблем предприятий, связанных с переходом на новых формат работы, не- обходимы компетентные в этом вопросе люди. Поэтому, ключевой фактор успешного профессионального роста в современном цифровом мире, это формирование следующих ключевых компетенций: способность к постоян- ному обучению и готовность постоянно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям.
Иными словами, постоянно растет важность не конкретных знаний, а способность их получать. В эпоху набирающей обороты цифровой экономи- ки, ощущается острая нехватка людей, которые способны обрабатывать большой поток информации, и при этом, выделять из него самое главное.
Цифровая экономика ставит амбициозные цели перед человеком, компания- ми и государств будущего. Ключевыми вызовами для экономики, образова- ния и общества в целом являются: подготовка кадров, требования к компе- тенциям и всеобщей цифровой грамотности.
Основными целями развития цифровой экономики, с рассматриваемых позиций, являются: ликвидация цифровой безграмотности; опережающая подготовка кадров; замена «отживших» элементов, таких как диплом, трудо- вая книжка на индивидуальный профиль человека.

142
В России на сегодняшний день, число IT–специалистов, составляет примерно 1,5% от всех работающих. В развитых странах этот показатель варьируется от 3% до 5%
129
. Данный показатель свидетельствует о том, что имеется нехватка квалифицированных кадров в данной сфере. Поэтому, в эпоху цифровой экономики, необходимо развитие междисциплинарных зна- ний IT. Речь идет о том, что этими навыками должны обладать люди разных специальностей.
Современный мир характеризуется быстрыми и слабо предсказуемыми изменениями, при этом темп подобного рода изменений все время ускоряет- ся, а неопределенность становиться признаком эпохи. Наступивший век – век трансформации рынка труда, потому как цифровая экономика трансформи- рует все стороны жизни человека. Имеется увеличивающийся материальный, интеллектуальный и технологический разрыв между людьми, организациями, да и странами в целом. Исследователи в данной сфере, предсказывают, что до 50% всех нынешних рабочих мест могут быть автоматизированы
130
Наблюдается так называемый переход к другому типу труда, при кото- ром становятся не важны специализированные знания и навыки. Им на смену приходят общие «компетенции 21 века» - когнитивные, социально- эмоциональные и цифровые. Формируется новое представление о человече- ском капитале, основным компонентом которого становиться активность, не- кая трансформирующая сила по отношению к обстоятельствам. Способность адаптироваться к изменениям, умение и желание учиться и переучиться при- обретает все большую ценность. Особую ценность приобретают адаптив- ность к изменениям, умение учиться и переучиваться. Устойчивость общест- ва и формирование прогрессивной культуры зависят от формирования новой грамотности – финансовой, гражданской, правовой, коммуникативной, меди- цинской и т.п.
129
Формирование цифровой экономики – вопрос нацбезопасности России. Экономика и бизнес. Интернет ресурс. Режим доступа: www. tass.ru.
130
Цифровая экономика – будущее, которое уже с нами. Аналитический центр при Правительстве Россий- ской Федерации. Интернет ресурс. Режим доступа: www.ac.gov.ru


143
В сложившихся условиях возникает проблема нового содержания обра- зования. На протяжении большого периода времени разные страны активно развивают эксперименты в области формирования компетенций 21 века. На- ша страна добилась существенных успехов в образовании в данном направ- лении. К примеру, выпускники начальной школы из России читают лучше всех в мире, по итогам теста TIMMS. Россия в 2015 году вошла в группу стран по развитию способности применять школьные знания в реальной си- туации по итогам теста PISA
131
Необходимо отметить, что финальный результат любого обучения, об- разования – возможность применения конкретным человеком его знаний и опыта. Для достижения этого, необходимо менять парадигму для системы подготовки кадров, в том числе и образования. Важнейшие факторы, которые характеризуют новый экономический уклад, при этом указывают на ограни- чения традиционной системы производства кадров, выделены в Стратегии научно – технологического развития России. К таким факторам можно отне- сти следующие: инновационный цикл сжат, то есть сокращается время между получе- нием новых знаний и созданием технологий, продуктов, услуг; размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках; резкое увеличение объема научно – технической информации, возник- новение и развитие принципиально новых способов работы с ней; возросший рост требований к исследователям, конкуренция талантли- вых высококвалифицированных специалистов; рост влияния международных стандартов.
131
Кунцман А. А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики
[Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. Электрон. экон. журн. 2016. № 11. URL: http://www.uecs.ru/economika-truda/item/4131-2016-11-02-07-33-48

144
Процесс формирования знаний и навыков необходимо строить на осно- ве комплекса инновационных конвергентных образовательных решений, ко- торые включают: тщательное проектирование и сопровождение актуальных базовых зна- ний, которые необходимы для формирования фундаментальных знаний; применение технологий интегрированных образовательных программ, с целью повышения эффективности и сокращения сроков обучения; широкое использование сетевых методов обучения; применение гибких шаблонов построения учебных программ; применение многообразных форм дополнительного образования и са- мообразования; применение и активное использование методов средств поддержки контрольно-измерительных и аттестационных процессов.
В свете вышеизложенного особый интерес представляет один из проек- тов Группы Компаний «Наше агентство сервиса» (далее ГК «НАС») (эволю- ция развития, цифровая трансформация и основные аспекты деятельности которой будут детально представлены в следующей главе) – Корпоративный
Университет «Академия Цифровой Экономики» (далее – «АЦЭ»)
132
. Для поддержания передовых позиций на рынке и комплексного развития компа- ния также ставит приоритетной задачей подготовку профессиональных кад- ров и формирование актуальных ключевых компетенций у сотрудников. В связи с этим в конце 2017 года было принято решение о создании в структуре
ГК НАС Корпоративного Университета - «Академии Цифровой Экономики».
Целью реализации проекта является создание научно-образовательного дивизиона (научно-образовательной инфраструктуры) группы компаний
«Наше Агентство Сервиса» в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образо-
132
Грибанов Ю. И., Аленина К. А. Концепция научно-образовательного дивизиона в составе корпоративной структуры в целях формирования исследовательских компетенций и технических заделов для поддержания системного развития, развития цифровой инфраструктуры и внедрения цифровых технологий // Бизнес. Об- разование. Право. 2018. № 2 (43).


145 вания. Организационная структура создаваемого АНО ДПО «АЦЭ» включает в себя три основных блока: образовательный; научно-исследовательский и опытно-конструкторский; интеллектуально-консалтинговый.
На период проектного запуска утверждена временная организационная структура Академии в следующем составе подразделений: кафедра цифрово- го аутсорсинга; кафедра цифрового образования; центр интеллектуальных систем. Миссия АНО ДПО «АЦЭ» - синтез практических знаний, готовых к немедленному применению (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 – Миссия и задачи Академии Цифровой Экономики (АЦЭ)
Она заключается в:

в разработке научно-методического обеспечения и реализации про- грамм дополнительного профессионального образования на основе компе- тентностно-ориентированной модели человеческого капитала для цифровой экономики;

146

методологическом обеспечении деятельности НАС по формирова- нию технологической инфраструктуры цифровой экономики в рамках кон- цепции научно-технической революции «Индустрия. 4.0»;

содействии развитию человеческого капитала, формировании кор- поративной культуры и приверженности персонала ценностям ГК НАС;

проведении фундаментальных и прикладных исследований в сфере искусственного интеллекта;

выполнении опытно-конструкторских работ и внедрении инноваци- онных систем автоматизации бизнес-процессов и социальных коммуникаций, отличающихся от представленных на рынке функциональных аналогов уни- версальностью и адаптивностью базовой технологии, а также экономической эффективностью, обеспечивающих конкурентоспособность продуктов и воз- можности их коммерческого продвижения.
Основной задачей Академии является разработка и предложение на рынок доступных интеллектуальных и образовательных продуктов с акту- альным контентом в максимально удобном для потребителя (заказчика) фор- мате, способствующих формированию ключевых компетенций и навыков в цифровой экономике и эффективному решению поставленных задач цифро- вой трансформации управления.
Таким образом, в портфель интеллектуальных продуктов АЦЭ войдут следующие: программы повышения квалификации и профессиональной пе- реподготовки; индивидуальные образовательные программы «под заказ»; на- учно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; консалтинговые услуги.
Для достижения целей деятельности Академия:

разрабатывает учебно-методическое обеспечение и реализует обра- зовательные программы;

осуществляет квалифицированное консультационное сопровожде- ние профессионального самоопределения, повышения квалификации и про-


147 фессиональной переподготовки, формирования и развития профессиональ- ной карьеры, эффективного использования индивидуального и корпоратив- ного человеческого капитала;

проводит фундаментальные и прикладные исследования и разра- ботки в области цифровизации экономической деятельности, искусственного интеллекта, сетевых коммуникаций;

выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, внедрению и сопровождению информационно- технологических, телекоммуникационных, киберфизических средств и сис- тем;

содействует внедрению и использованию корпоративных и отрас- левых сетевых платформ и средств комплексной автоматизации (рисунок
3.3). Сегодня важно организовать исследования в области цифровой транс- формации экономики, а затем применять полученные результаты на практике для создания уникальных, конкурентных, эффективных цифровых платформ.
Рисунок 3.3 - Направления деятельности Академии Цифровой Экономики в рамках реализации концепции «Индустрия 4.0»

148
Информационно-технологические ресурсы Академии, удобные для ис- пользования пользователями (заказчиками) с различными потребностями и способствующие быстрой и качественной передаче образовательного (ин- формационного) контента и эффективному освоению материала, включают:
1)
«электронную академию» (автоматизированную систему управле- ния образовательной деятельностью и менеджмента качества);
2) электронное обучение с подключением на защищенный быстрый канал (локальная учебная сеть на 10–12 мест в классе и 50 дистанционно);
3) локальную платформу-автомат дистанционного обучения и кон- такт-взаимодействия;
4) информационно-библиотечную систему;
5) стандартные средства для ПК.
Изначально процесс обучения будет происходить с использованием пор- тала, собственной образовательной платформы Академии. В перспективе ос- новой данной платформы станет уникальный комплекс — автомат- консультант, функционирующий на базе технологии искусственного интел- лекта. Целевой аудиторией предоставления образовательных услуг станут: персонал ГК НАС; партнеры ГК НАС; руководители и специалисты отрас- лей, интегрируемых в инфраструктуру цифровой экономики; другие потре- бители.
В качестве первоочередных задач Академия ставит реализацию про- граммы повышения квалификации для специалистов предприятий и органи- заций (в том числе бюджетного сектора и госструктур) по основам, тенден- циям и практическим возможностям технологий цифровой экономики. В перспективе Академия должна обеспечить профессиональную переподготов- ку и профориентационную поддержку специалистов на этапе трансформации профессионально-квалификационной структуры предприятий и целых отрас- лей на этапе цифровой интеграции.
Преимущественными сферами продвижения инновационных цифровых продуктов станут технологическое развитие и модернизация контакт-центров