Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

149 в составе компаний с различным масштабом деятельности и значительным объемом взаимодействия с клиентами или внутрифирменной коммуникации, цифровизация процессов в нематериальных секторах. Образовательные про- граммы АЦЭ будут готовить профессионалов, у которых есть знание, навыки и компетенции для внедрения и поддержания эффективного, конкурентоспо- собного использования информационных технологий для управления орга- низацией в эпоху цифровизации экономики.
Обучающимся будет предоставлена возможность применить свои зна- ния и навыки в реальной предпринимательской среде в рамках программы сотрудничества вуза с передовыми компаниями. В рамках программы обуче- ния студентам будут предоставлены реальные аналитические задачи и про- блемы, решая которые они смогут развивать свои навыки и применять свои деловые решения на практике. Предполагается, что слушатели программ
Академии: устранят разрыв между управленческими и информационными технологиями; смогут решать бизнес-задачи и разрабатывать бизнес- стратегии, основанные на передовых технологиях; будут способны улучшить организационные процессы при помощи современных технологий и методо- логий.
К наиболее актуальным направлениям специализации, по мнению ав- тора, относятся: управление бизнес-процессами в цифровой экономике; управление цифровой трансформацией организации; управление проектами в цифровой экономике; управление ИТ-инфраструктурой организации; управ- ление организациями в сфере ИТ-услуг. Базовые дисциплины, помимо блока базовых управленческих дисциплин, для указанных направлений будут как минимум включать следующие.
1. Цифровая экономика и цифровая инфраструктура бизнеса. Данная дисциплина дает фундаментальные знания и полное осмысление термина
«цифровая экономика», раскрывает все его философско-хозяйственные ас- пекты, основные методологические подходы и концепции развития, ценности и цели, а также границы цифровой экономики. В рамках дисциплины рас-

150 сматриваются актуальные проблемы и вопросы, требующие дополнительных исследований в современных экономических реалиях.
2. Управление на базе цифровых технологий. В рамках данной дисцип- лины формируются как необходимые управленческие, так и технические на- выки. Данный курс призван стать интегрированной основой для стратегиче- ского использования технологий в управлении и цифрового преобразования организаций. Дисциплина превращает студента в технически подкованного менеджера, который может внедрить цифровые технологии, повысить произ- водительность и эффективность бизнес-процессов и быть прогрессивным предпринимателем.
3. Управление проектами в цифровой экономике. Данная дисциплина разработана для того, чтобы предоставить знания и профессиональный набор навыков, требуемый для анализа, проектирования и управления проектами и компаниями в эпоху цифровой экономики. Обучающиеся будут вовлечены во множество тематических теоретических исследований и практических разра- боток с целью получения актуальных знаний, практических навыков и необ- ходимых компетенций в области применения ИТ-технологий для эффектив- ного управления организацией или руководства командами.
4. Цифровые платформы и их экосистемы. Роль индустрии цифровых платформ в формировании современной экономики заключается в интегра- ции информационных ресурсов и программного обеспечения. Для построе- ния эффективного бизнеса в современных условиях необходимо понимать принципы построения отраслевых цифровых платформ.
Современный мир становится все более и более технологичным. Тех- нологическая мысль сливается с экономической. Продуктом происходящих процессов является «цифровая экономика». В ближайшие десятилетия все отрасли, рынки, направления деятельности будут переориентированы в соот- ветствии с требованиями новых цифровых экономических моделей. Все вы- шеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что реформирование сис- темы образования на основе современных технологических изменений и с


151 учетом актуальных экономических тенденций неизбежно. Подготовка кадров с ключевыми компетенциями и навыками в сфере цифровизации становится первоочередной задачей.
Образовательные программы, разрабатываемые в рамках корпоратив- ных образовательных институтов, таких как АНО ДПО «АЦЭ», призваны стать вкладом в развитие новой модели управления и ведущим фактором роста цифровой экономики в РФ. Важно, что потребители (заказчики) подоб- ных образовательных услуг получат продукт в удобном для эффективного освоения материала формате, который послужит основой развития актуаль- ных ключевых компетенций.
Также в рамках корпоративного университета могут создаваться уни- кальные интеллектуальные продукты, которые будут способствовать форми- рованию долгосрочного конкурентного преимущества или позволят потреби- телю (заказчику) решить поставленные задачи эффективно, качественно и в кратчайшие сроки.

152
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19

3.3. Бизнес-модель, основанная на цифровой платформе,
и еѐ роль в цифровой трансформации
Как было показано выше, цифровая трансформация – это следующий за цифровизацией этап развития цифровой экономики, на котором происходит трансформация бизнес- и операционной модели организации на основе при- менения инновационных технологий, позволяющих не просто оптимизиро- вать эффективность и увеличить производительность компаний, а создать принципиально новые цепочки создания ценности и выпускать уникальные инновационные, более прибыльные продукты и услуги. Соответственно рас- тет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потен- циал развития любой социально-экономической системы обусловлен усиле- нием интеграции, повышением эффективности и внедрением инновационных цифровых технологий.
В предпринимательских кругах нашей страны, в силу низкого уровня информированности и осведомленности менеджмента, зачастую бытует мне- ние, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять програм- мистов-разработчиков сайтов, мобильных приложений, электронных ко- шельков и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. А после этого ком- пания «автоматически» трансформируется в цифровую. Это глубокое заблу- ждение. Цифровая трансформация – это не просто автоматизация (т.е. вне- дрение технологий в существующее производство), как мы уже неоднократ- но отмечали. Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии раз- вития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления ко- мандой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.
Существует три сферы цифровой трансформации: клиентский опыт; операционные процессы; бизнес-модели.

153
Как правило, компании не направляют свои усилия по цифровой трансформации сразу во все три сферы. Каждая компания выбирает свой путь цифровой трансформации исходя из особенностей деятельности и сооб- ражений руководства. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего по- нимания клиента и увеличения точек контакта с ним (цифровая трансформа- ция клиентского опыта). Другие – за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников (циф- ровая трансформация операционных процессов). Третьи – меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и ос- ваивают новые рынки или создают их (цифровая трансформация бизнес- модели).
Наиболее перспективными вариантами цифровой трансформации представляются направления изменения бизнес-модели и операционной мо- дели. Однако, и здесь есть свои нюансы. Бизнес-модели компаний фокуси- руются на том, как организация ведет свой бизнес, создает и обеспечивает ценность для рынка. Операционные же модели ориентированы на эффектив- ность внутренних бизнес-процессов. Важно отметить, что трансформацион- ный путь через изменение операционной модели деятельности довольно рис- кован для компаний, стремящихся к росту в цифровой экономике. Гораздо целесообразнее и рациональнее путь построения цифровой бизнес-модели, они не отягощены активами, опираются на данные прямого взаимодействия с клиентами и используют цифровые платформы для выстраивания прямых инновационных и инвестиционных взаимодействий с партнерами. Развитие компаний, совершивших переход на цифровые бизнес-модели, осуществля- ется итеративно, с максимальным использованием эффекта синергии, мас- штаба и развития сети.
В то время как компании решают вопросы повышения эффективности своих внутренних бизнес-процессов в операционных моделях, они недоста- точно внимания и ресурсов расходуют на трансформацию бизнес-моделей, ориентированных во внешнюю среду организации на понимание того на-


154 сколько эффективно организация осуществляет введение новшеств, как при помощи цифровых технологий обеспечивает ценность для клиентов и пр. От- сюда, как результат – слишком углубленное развитие операционных моде- лей, препятствует процветанию компаний в цифровой среде.
Понимание сути отличия цифровой трансформации на основе операци- онных и бизнес-моделей имеет основополагающее значение для приобрете- ния и наращивания конкурентных преимуществ в развивающейся цифровой экономике. Тогда как операционные модели нацелены на успех и повышение эффективности текущей деятельности, бизнес-модели ориентированы на долгосрочную перспективу. Соответственно ориентация компании на транс- формацию операционной модели исходит из сложившихся условий конку- ренции и существующих рынков, при этом не учитываются фундаменталь- ные изменения, которые переживает каждая отрасль в эпоху тотальной циф- ровизации.
Главным фактором, активизирующим становление и развитие цифро- вой экономики, бесспорно, являются инновации, однако, стоить заметить, что наиболее успешные инновационные прорывы за последнее десятилетии в мировой экономике были отнюдь не технологическими, а связанными с трансформацией бизнес-моделей. Самый яркий пример – это компания Uber, революция, которую совершила компания на рынке транспортных услуг так- си, основывается не на платформе, а именно на новой бизнес-модели компа- нии. Возникший термин «уберизация», означает не внедрение инновацион- ных цифровых технологий и платформ в том числе, а именно коренную трансформацию бизнеса, экономики и общества в целом. Сегодня термин
«уберизация» используется также в качестве обозначения цифровой угрозы для традиционного бизнеса.
Цифровые технологии оказывают существенное влияние на возможные виды цифровых бизнес-моделей. В свою очередь, новые бизнес-модели оп- ределяют новые операционные модели, поэтому приоритизация последних тормозит цифровую трансформацию компании: интеграция цифровых техно-

155 логий в существующие операционные модели может повысить эффектив- ность бизнеса, но не приведет к прорывному росту доходов.
Новые бизнес-модели, основанные на цифровых технологиях и, в том числе, на цифровых платформах предоставляют компаниям уникальные кон- курентные преимущества в трансформируемой экономике и имеют лишь ог- раниченный успех в традиционном бизнесе. Поэтому крайне важно понимать разницу между трансформацией операционных моделей и трансформацией бизнес-моделей, а также роль, которую бизнес-модели играют в оцифровке экономики.
Изменение бизнес-модели не обязательно должно быть радикальным или сопровождаться повышенным риском, существуют возможности эволю- ционного пути цифровой трансформации, который увеличивает ценность и меняет отношения с клиентами. Рассмотрим далее основные виды бизнес- моделей, которые возможны в современных условиях цифровой трансформа- ции и как с их помощью компании достичь устойчивого роста в эпоху циф- ровизации.
1.
Создатели продуктов – компании, которые производят и реали- зуют материальную продукцию или имеют к ней доступ. Производственные компании, розничные продавцы и поставщики телекоммуникационных услуг относятся к этой группе, которая на сегодня охватывает около 64% компа- ний;
2.
Создатели услуг – это компании, нанимающие и обучающие ква- лифицированных сотрудников, развивающие их профессиональные компе- тенции и в совокупности предоставляющие их услуги. К компаниям с такой бизнес-моделью относятся банковские, страховые, консалтинговые и инжи- ниринговые компании, доля которых составляет около 24%;
3.
Создатели технологий – это компании, занимающиеся разработ- кой интеллектуальных ресурсов и защитой интеллектуального капитала – это, как правило, нематериальные продукты с невероятно низкими предель- ными издержками роста, такие как, например, программное обеспечение. По


156 своей («виртуальной») природе, бизнес, основанный на нематериальных ак- тивах, обеспечивает большую синергию и экономию на масштабе. К этой группе относятся поставщики программного обеспечения, разработчики на- но- и биотехнологий, данную бизнес-модель имеют около 11% компаний;
4.
Создатели сетевого взаимодействия «чистых» компаний, занятых одним направлением (видом) экономической деятельности – это компании которые создают и обеспечивают сетевое взаимодействие компаний, вещей и информации, значительно облегчая и упрощая связи и транзакции между ни- ми (так называемая совместная экономика), как правило, такие компании яв- ляются разработчиками цифровых платформ, на базе которых выстраивается сетевое взаимодействие между пользователями платформы. На сегодняшний день, в соответствии с такой бизнес-моделью бизнес ведут менее 1% компа- ний.
Заметим, что модели «создатели технологий» и «создатели сетевого взаимодействия» по своей экономической сущности близки к модели «созда- тели услуг», хотя и отличаются от нее во многих значимых аспектах, т.к. пе- редача технологий и сетевое взаимодействие подразумевают формирование эффективной системы сервисного обмена. Создатели технологий и создатели моделей сетевого взаимодействия сосредоточены на цифровой бизнес- платформе, которая выступает в качестве рынка для их (и их партнеров) ус- луг. Они преобразовали традиционную, фиксированную и линейную цепочку создания материального «конечного продукта/услуги», к многосторонней и межотраслевой цепочке создания стоимости, обеспечивающей «результат для клиента», который существует в форме комплексной услуги.
Для бизнес-модели сетевого взаимодействия, основанной на платфор- ме, характерны два ключевых принципа – это сервисный формат продукта и гибкая форма оплаты, которые обеспечивают высокую скорость вывода ин- новационных продуктов на рынки и гарантируют уникальную возможность удовлетворения потребностей клиентов.

157
Появление временно-убыточных (сначала быстрый рост капитализа- ции, потом прибыль) цифровых платформ, кардинальным образом изменяет все отрасли экономики, «подрывая» рынки. Складывающиеся длительное время компании традиционного бизнеса теряют клиентов в привычной ранее схеме продажи товаров или услуг. Потребитель массово и достаточно быстро переходит к новым моделям поведения, которые ему наиболее выгодны. Но- вые «цифровые» бизнесы не только захватывают долю на рынке, они карди- нальным образом снижают цены, что вызывает в большинстве случаев взрывной рост спроса. Однако при подобном расширении объемов рынка, компаниям, остающимся в привычном формате, практически ничего не дос- тается. Более того, с определенного момента они стремительно теряют эф- фективность и вынуждены уходить с рынка или трансформироваться в зави- симые от новых игроков бизнесы.
Постепенно приходит понимание значимости отраслевых цифровых платформ не только, как эффективных технологических решений, но и как мощнейшего фактора, формирующего экономическое пространство, обу- славливающего рост валового продукта и повышающего производительность труда. Экономическую деятельность на базе цифровых платформ, которые облегчают транзакции, когда пользователям предоставляется временный дос- туп к поставщику услуг (собственности) или, в противном случае, владельцы имеют недоиспользованные активы, услуги или навыки, то есть фактически несут убытки, часто называют «совместной экономикой».
Такие операции не влекут изменений в товарах или услугах, но изме- няют способы их создания, потребления и представления. В отличие от тра- диционной промышленности или сферы услуг, компании совместной эконо- мики характеризуются сетевыми бизнес-моделями, которые получают не- большую комиссию за цифровую транзакцию. Основным средством этих со- вместных цифровых платформ является использование программного обес- печения и данных для управления клиентским опытом, связанными с каким- либо активом. Но, будучи новым и более эффективным способом, он начина-