Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 589

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

158 ет распространяться очень широко и на другие сферы человеческой деятель- ности, ведь «информация – это нефть XXI века».
Ведущие мировые компании готовятся инвестировать в знания. Миро- вая экономика собирается с силами для очередного ускорения и в этом ей должна помочь новая инфраструктура – экосистема отраслевых цифровых платформ. Платформенные технологии в трансформации бизнес-моделей компаний обеспечивают: реализацию одной или нескольких критически важ- ных функций, в конкретной экономической сфере; определенные стандарты и порядок общей архитектуры решений/продуктов; открытый или полуот- крытый вход для других компаний, для возможности развития на основе се- тевого взаимодействия и партнерства; допуск к участию в развитии плат- формы как комплементарные компании (поставщиков дополняющих товаров и услуг), так и конкурентов.
Некоторые зарубежные специалисты отмечают, что «мировое сообще- ство стремительно входит в эпоху цифровой платформенной экономики, в которой используемые инструменты и механизмы на основе Интеренета и онлайн-платформ составляют фундамент экономической и социальной жиз- ни»
133
. К традиционным бизнес-моделям относятся создатели активов и соз- датели услуг, цифровая эпоха предопределила создание двух других видов бизнес-моделей – это создатели технологий и создатели компаний сетевого взаимодействия. Мировые исследования приводят данные, что компании, выстраивающие бизнес по модели сетевого взаимодействия, основанного на платформенных технологиях отмечают рост рыночной стоимости в 2-4 раза и рост рыночной капитализации примерно на 200%.
Как и многое в цифровой экономике, совместная экономика мгновенно стала мировым явлением. Согласно отчету PricewaterhouseCooper, пять сего- дняшних ключевых секторов совместной экономики (поездки, совместное использование автомобилей, финансы, работа с персоналом и потоковая пе-
133
Parker G. G., Alstyne Marshall W. V.,Choudary S.P. «Platform Revolution: How Networked Markets Are Trans- forming the Economy and How to Make Them Work for You», 2016. - 256 p.

159 редача музыки/видео) имеют потенциал увеличения глобальных доходов в экономике с 15 млрд долларов США в 2014 году до 335 млрд долларов США к 2025 году. Следует ожидать динамики развития цифровой совместной эко- номики и в «тяжелых» отраслях промышленности.
Популярные примеры этого потенциального развития уже есть: Airbnb - в индустрии гостеприимства и Uber – в транспортных услугах. Обе компании показали, что онлайн-платформы можно применять для организации доступа к использованию активов в глобальном масштабе. Компании уже превзошли оценку дохода в 1 млрд долларов США менее чем за десятилетие от их осно- вания и достигли рыночной оценки в 30 и 66 млрд долларов США соответст- венно, не имея номеров, квартир или транспортных средств.
Успех компаний привел к тому, что привлек новых участников из дру- гих отраслей для участия в совместной экономике. Uber, например, уже ис- пользуется для доставки грузов авиапассажиров в необходимое время и не- обходимое место, что приводит к изменениям в планировке аэропортов, так как помещения, ранее для этого предназначенные, оказываются ненужными.
Такой способ доставки оказался востребованным как логистическими компа- ниями, так и для доставки покупок в магазинах. Его применение приводит также к проектно-строительным изменениям в магазинах и складском хозяй- стве.
Модель бизнеса, основанного на сетевом взаимодействии, посредством цифровой платформы, безусловно, эффективна в цифровой экономике и обеспечивает использующим ее компаниям неоспоримое конкурентное пре- имущество. Прогрессивные компании традиционного бизнеса, чья бизнес- модель не может быть трансформирована, стремясь сохранить свой бизнес и приобрести конкурентные преимущества в цифровой среде, нашли выход в гибридном подходе, который предполагает объединение нескольких видов бизнес-моделей, в частности:


160
- ряд фармацевтических компаний разрабатывает новые лекарства (вы- ступая создателями технологий) и производят эти лекарства (создатели про- дуктов);
- большинство автомобильных компаний производят автомобили (ос- новная бизнес-модель – создатели продуктов), в то же время, предоставляя финансовые и страховые услуги (создатели услуг), и все чаще, предоставля- ют новые цифровые услуги (создатели инноваций).
В качестве примера успешной практики гибридного подхода к транс- формации модели бизнеса можно привести такие пять известных мировых компаний как Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon и Facebook, одной из со- ставляющих сегодняшнего успеха которых является сочетание основной бизнес-модели с моделью бизнеса сетевого взаимодействия на основе цифро- вой платформы. Это позволило данным компаниям добиться эффекта синер- гии в рамках своей модели, дифференцировать ключевые элементы услуг по параметрам роста, прибыльности и рыночной стоимости и стать «цифровыми суперкомпаниями».
Чтобы в условиях развития цифровой экономики успеть создать ус- пешную бизнес-модель компании, соответствующую реалиям ускоряющей свое развитие цифровой среды, необходимо не просто подключиться к неко- торой цифровой платформе, а эффективно управлять каналами и мощностя- ми своих экосистем и использовать их в многосторонней системной модели бизнес-взаимодействия на базе цифровой платформы.
В каждой экономической отрасли наиболее прогрессивные компании, вставшие на путь цифровой трансформации выстраивают новые бизнес- модели прямого сетевого взаимодействия на основе цифровых платформ, для лучшего и скорейшего удовлетворения растущих запросов потребителей, увеличивая эффект синергии системного бизнес-взаимодействия за счет рос- та и увеличения прибыли, удовлетворенности клиентов, повышения эффек- тивности бизнеса, снижения транзакционных издержек.

161
В качестве примеров успешных практик прорывной цифровой транс- формации посредством внедрения бизнес-модели на основе сетевого взаимо- действия посредством цифровой платформы, рассмотрим опыт различных мировых компаний в отраслях экономики, наиболее готовых к цифровой трансформации.
Промышленность.
Производственные компании активно занимаются выстраиванием мо- дели бизнеса на основе сетевого взаимодействия посредством цифровых платформ. Так такие известные мировые лидеры как Bosch и Schneider
Electric активно занимаются созданием и внедрением услуг IoT, а Siemens взяла на себя обязательство стать «цифровой промышленной компанией», включая обучение персонала и реорганизацию бизнес-модели компании. В апреле 2018 года Siemens представил портфель решений для цифрового предприятия, позволяющий воплотить концепцию «Индустрия 4.0» или чет- вертой промышленной революции.
«Разработав ряд решений, которые дополняют друг друга, мы создали необходимую техническую платформу для такого преобразования. Внедрив решения для цифрового предприятия наши пользователи и заказчики могут раскрыть весь потенциал концепции «Индустрия 4.0». Решения для цифрово- го предприятия уже сейчас помогают нашим заказчикам ускорить вывод продукции на рынок и улучшить ее качество, одновременно повышая гиб- кость и эффективность производства – и все это в рамках текущих проектов.
Таким образом, их успехи являются неоспоримым доказательством преиму- ществ и ценности, которые дают решения «Siemens» для дискретного произ- водства и перерабатывающих отраслей промышленности», – отметил на пресс-конференции Ганноверской ярмарки Клаус Хельмрих, член правления
«Siemens АГ»
134 134
«Сименс» представил портфель решений для цифрового предприятия [Электронный ресурс] / 25.04.2018.
Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/line/2018-04-25_simens_predstavil_portfel_reshenij_dlya_tsifrovogo
, свободный.


162
В центре внимания находится пакет предложений для цифрового пред- приятия, который постоянно пополняется решениями, позволяющими повы- сить гибкость проектирования, производственных процессов и структур. К таким решениям относятся средства создания цифровых двойников, исполь- зуемых сегодня для виртуального моделирования всей цепочки добавленной ценности, наряду с комплексом ведущих решений по автоматизации и об- лачной системы интернета вещей – MindSphere. Подключение к MindSphere является одним из основополагающих аспектов новых бизнес-моделей на ос- нове данных для заказчиков.
В эпоху цифровизации надежная защита конфиденциальных данных немыслима без обеспечения должного уровня информационной безопасно- сти. В сфере информационной безопасности промышленных приложений и инфраструктур компания «Siemens» уже добилась значительных успехов и не намерена останавливаться. Организациям в промышленном секторе доступен широкий портфель продуктов и сервисов, разработанных в соответствии с концепцией «глубинной защиты». В этот портфель включены решения для защиты заводов и сетей, а также обеспечения целостности систем.
На Ганноверской ярмарке 2018 представлен пример использования по- добных решений в автомобилестроении. Он демонстрирует, как цифровиза- ция повышает гибкость проектирования автомобилей и эффективность их производства. В комплексе решений для цифровых предприятий имеются все необходимые средства для получения подобных преимуществ, а именно тех- нологии для полной интеграции отдельных этапов производства, создания единой платформы обработки данных (от проектирования автомобиля до планирования и запуска его производства) и поддержки постгарантийного обслуживания. Это касается как строительства новых, так и модернизации действующих производственных площадок и особенно актуально, если целе- вым объектом является завод по производству электрических и гибридных автомобилей.

163
Цифровая трансформация перерабатывающих отраслей промышленно- сти уже в самом разгаре. Учитывая это, «Siemens» предлагает заказчикам портфель комплексных решений с интеграцией аппаратных и программных компонентов.
Наиболее развитой с точки зрения цифровой трансформации считается аэрокосмическая промышленность. Для удовлетворения высокого спроса на продукцию этой отрасли необходимо повысить производительность работы, а это невозможно без автоматизации и комплексной интеграции цифровых инструментов и рабочих процессов. Внедрив решения для цифрового пред- приятия «Siemens», малые, средние и крупные организации могут уже сего- дня получить дополнительные преимущества и успешно конкурировать на международном рынке. Повышение гибкости открывает возможности для эффективного производства различных моделей даже в малых объемах.
Таким образом, цифровизация становится доступной для всех компа- ний независимо от размера. Немецкая фирма Klöckner представила смелую стратегию не только создать цифровую платформу для собственных услуг, но и открыть ее для третьих сторон и конкурентов.
Автомобилестроение.
Крупные производители автомобилей начали внедрять сетевое взаимо- действие, инвестируя или покупая ориентированные на обслуживание циф- ровые бизнес-платформы. Весьма разумно, что некоторые создали отдельные бизнес-подразделения для управления этими видами деятельности с исполь- зованием операционных моделей и персонала, например, Daimler Moovel
Group и Volkswagen MOIA.
Средства массовой информации.
Большинство медийных компаний сталкиваются со значительными уг- розами для своей основной бизнес-модели – трансляции и производства кон- тента на основе рекламы. В качестве ответа на угрозу конкуренции в сфере цифровых технологий немецкий независимый ProSiebenSat.1 решил добавить в свой ассортимент цифровую коммерцию и онлайн-рынки, расширив свою


164 компетенцию в привлечении и монетизации большой потребительской ауди- тории. В то же время печатные медиа-компании Schibsted в Норвегии и
Naspers в Южной Африке развернули свои бизнес-модели, на основе сетево- го взаимодействия с портфелем онлайн-площадок, порталов, аукционов и ча- стных сайтов. Что позволило Schibsted достигнуть в 2017 году рекордной операционной прибыли, а Naspers продолжает расти почти на 20-30% в год.
Розничная торговля.
Все больше европейских ритейлеров начали внедрять бизнес-модель на основе сетевого взаимодействия посредством цифровых плат- форм. Французский ритейлер электроники Darty вышел на стороннюю торго- вую платформу в 2014 году, резко расширив выбор товаров, которые он те- перь может предложить своим клиентам, значительно расширив трафик на свой веб-сайт, и получил в два раза больше прибыли от товаров, продавае- мых на рынке, по сравнению с его традиционным торговым бизнесом.
Zalando – успешный европейский сайт электронной коммерции, специализи- рующийся на моде и одежде, недавно включил в свою бизнес-модель сетевое взаимодействие, открыв свою цифровую платформу для третьих сторон.
Связь и телекоммуникации.
Можно привести несколько примеров успешной организации сетевого взаимодействия в телекоммуникационной сфере. Например, Nordic Telenor инвестировала в бизнес онлайн-объявлений в рамках своей новой цифровой стратегии, а BT Global Services создала высоко инновационную платформу облачных сервисов, но это конечно уникальные исключения. Telco говорит о возможностях корпоративного IoT, но фокусируется на возможности под- ключения, а не на разработке дорогостоящих экосистемных платформах. В данной отрасли процесс цифровой трансформации только набирает обороты.
Банковские услуги.
Европейские банки начинают понимать рост роли сетевого взаимодей- ствия, частично обусловленный открытым банковским регулированием
(«PSD2»). Такие лидеры, как ING Group, говорят о планах оставаться конку-

165 рентоспособными лидерами, создавая основанные на платформе цифрового бизнеса экосистемы сторонних сервисов, выходящих за рамки банковской деятельности. Deutsche Bank недавно внедрив в бизнес-модель платформен- ный сервис и сетевое взаимодействие, вывел на рынок мультибанковские ус- луги агрегирования и рынок розничных депозитов, возглавив тем самым соз- дание общеевропейской межотраслевой схемы цифровой идентификации
Verimi. Fintech и цифровые лидеры, такие как Alibaba, продолжают нацели- ваться на высокодоходные розничные банковские услуги с низким уровнем трансформации бизнес-моделей, таких как Alipay для онлайн и мобильных платежей.
Страхование.
Ping An из Китая в прошлом году стал лидером рынка, благодаря успе- ху своей стратегии управления цифровыми экосистемами, которая позволяет ему оставаться наиболее привлекательным для клиентов, используя услуги сторонних компаний. Действительно, Ping An позиционирует себя как «тех- нологическая компания с лицензиями на финансовые услуги».
Рост бизнеса на основе цифровых технологий – это обязательное усло- вие развивающейся цифровой экономики. Для внедрения новых бизнес- моделей на основе цифровых платформ в целях обеспечения конкурентоспо- собности в цифровой экономике, компаниям необходимо выполнить сле- дующие мероприятия:
1.
Развивать компетенции Команды Лидеров и персонала в сфере цифрового менеджмента: изменить взгляды на формирующуюся цифровую экономику – как неизбежное ближайшее будущее функционирования всех социально-экономических систем, а также роль сетевого взаимодействия в развитии бизнеса в цифровой экономике, больших данных, интернета вещей и прочих цифровых технологий. Сформировать представление и понимание, роста некоторых компаний в геометрической прогрессии и как новые цифро- вые бизнес-модели могут быть интегрированы в существующие операцион- ные бизнес-процессы для увеличения доходов. Понимать последствия и пре-


166 имущества для акционеров, как с точки зрения риска и вознаграждения, так и дивидендной политики.
2.
Принять и активно использовать подход «портфель бизнес- моделей» к собственной стратегии роста: внедрить новый способ динамиче- ского перераспределения капитала и ресурсов на цифровые ресурсы и новые рыночные возможности, внедряя цифровые технологии и создавая сетевые взаимодействия таким образом, чтобы повышать спрос на наиболее при- быльные направления основного бизнеса. Адекватно оценивать результаты внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы.
3.
Определить видение роста и перспективы развития, гармонично сочетая новые и старые бизнес-модели: сформулировать миссию, видение и цели компании таким образом, чтобы привлечь новых перспективных и ком- петентных сотредников, удержать клиентов и заинтересовать инвесто- ров. Изменить мышление от линейных цепочек создания стоимости продукта к многосторонним моделям, обеспечивающим улучшение результатов для клиентов благодаря дифференцированным партнерским экосистемам.
4.
Усовершенствовать операционную модель на основе динамиче- ского портфеля бизнес-моделей: необходимо преобразовать организацию, перестроить ее организационные, коммерческие и технические архитектуры, чтобы внедрять прорывные цифровые технологии в целях ускорения процес- сов цифровой трансформации компании.
5.
Обновить показатели: разработать параметры и правила взаимо- действия с клиентами и партнерами, которые соответствуют цифровому про- странству, ориентируя корпоративное мышление на экспоненциальные воз- можности роста, которые стали возможными благодаря «сетевым эффектам».
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что российским предпри- ятиям необходимо в кратчайшие сроки осознать возможность и необходи- мость инновационных изменений своих бизнес-моделей в соответствии с вы- зовами цифровой экономики. Инновационные цифровые технологии, за счет применения которых ряд компаний завоевали лидирующие позиции в совре-

167 менной экономике, могут быть внедрены и использоваться в компаниях лю- бого размера и отрасли для ускорения процесса цифровой трансформации.
По прогнозам экспертов, переход к цифровой экономике ведущих стран мира может быть завершен в ближайшие пять лет и привести к удвоению их
ВВП
135
Вводами по данному разделу диссертационной работы могут служить следующие заключения. Изучение особенностей цифровой трансформации социально-экономических систем свидетельствует об отсутствии универ- сального механизма и алгоритма воплощения трансформационных преобра- зований. В качестве ключевых положений, составляющих совокупность осо- бенностей цифровой трансформации важно привести следующие: необходимость первоочередной цифровой трансформации системы го- сударственного управления как основного института активизирующего, ре- гулирующего и поддерживающего процессы цифровизации и цифровой трансформации общества, для чего целесообразным представляется исполь- зование положительного опыта цифровой трансформации государственного регулирования в других странах с учетом российской специфики и примене- ния технологии цифровых платформ; ускоренное формирование и постоянное развитие компетентностного потенциала персонала предприятия, вовлеченного в процессы цифровой трансформации, является обязательным условием и объективной необходи- мостью успешности проводимых цифровых преобразований, что позволить не только быстро адаптироваться в цифровом пространстве, но и обеспечит нормальное функционирование компании; эволюционная трансформация бизнес-модели компании, основанная на внедрении модели сетевого взаимодействия, посредством цифровой плат- формы, безусловно, эффективное решение в цифровой экономике, обеспечи-
135
Добрынин А.П. и др. Цифровая экономика — различные пути к эффективному применению технологий
(BIM, PLM, CAD, IOT, SmartCity, BIGDATA и др.) / А.П. Добрынин, К.Ю. Черных, В.П. Куприяновский,
П.В. Куприяновский, С.А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4.
No. 1. P. 4–10.