ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 признак —> импликационное пространство антонимического признака: бездействие
12 признак —> импликационное пространство признака с отрицательной оценкой: показуха
13 признак — > оценка признака: люблю, редкость
14 признак — > локус: заграница, собрание, школа, клуб...
15 признак —> дейксис: он
16 признак —> процесс и результат приложения признака: труд
17 признак —> условие проявления признака: на общественных началах
18 признак (понимаемый как вопрос) — > ответ: конечно
19 признак — > (субъективно трактуемый) знак наличия признака: галстук
20 признак —> грамматическое варьирование квазисинонимов: весело, серьезно
21 признак —> грамматическое варьирование квазиантонимов: дурная
22 признак — > грамматическое варьирование обозначения носителя: товарищу
23 признак — > фразеологическое варьирование признака: наказуема, наказуемый (инициатива наказуема)
24 признак —> метафорическое варьирование (сравнение) носителя признака: трактор, ураган
25 признак — > прагматическое варьирование приложения признака: цель
Семантическую структуру ассоциативного поля можно представить и иным образом, вписав ее в схему словарных значений (ЛСВ) стимула. Такого рода опыты часто делались разными исследователями, и их результат всегда оказывался положительным: среди реакций обычно находятся образцы, которые реализуют все, зафиксированные в толковом словаре, лексико-семантические варианты многозначного стимула. Кроме того, в ассоциативном поле всегда имеется некоторый "остаток", некоторый набор реакций, выходящих за пределы лексической семантики и грамматических отношений стимула и несущих когнитивную или прагматическую информацию, т.е. передающих знания о мире или отношение к миру носителей языка.
Проиллюстрируем это положение на примере ассоциативной статьи глагола ходить, для которого в толковом словаре под редакцией АП. Евгеньевой выделено 17 значений, не приводя полностью всех реакций, а ограничившись их образцами (в скобках указана общая частота ответов с данным значением):
1. способность ходить: учиться, не могу, развиваться физически, ребенок (5);
2. передвигаться ногами, делая шаги, а также по маршруту (о транспорте) и о небесных светилах: пешком, б-осиком, быстро, бегать, ноги, передвигаться, по улице, по канату, шагать, земля, сутулясь, толпой, хромая, шагом, шкандыбарить; ездить, лететь, плыть, машина; небо, солнце
(280);
3. с целью: в кино, в школу, по грибы, в кабак, к нему, за хлебом, напрасно, танцевать (126);
4. двигаться по какой-нибудь поверхности (например, рука с углем ходила по холсту...): водить (1);
5. переходить, передаваться (из рук в руки), распространяться: (0);
6. двигаться взад и вперед: вперед, плавно, вдоль, взад-вперед (8);
7. колыхаться, дрожать, трястись: плитка, прыгать (2);
8. находиться в действии: часы (3);
9. закисая, бродить,подниматься: бродить (5);
10. иметь стоимость, быть в обращении: (0);
11. ухаживать, заботиться: болеть, нежить, ухаживать (5);
12. быть кем-либо, состоять в звании, должности: жить, долго жить (3);
13. носить, быть одетым: сапоги, ботинки, в туфлях, голым
(8);
14. находиться, пребывать в каком-либо состоянии, настроении: беззаботно, думая, молча, нагло, спокойно (7);
15. делать ход в игре: конем, пешкой, сгоряча, умно (5);
16. испражняться, мочиться: в себя (<под себя?) (1);
17. делать что-либо длительное время: вприсядку' (1).
Не обсуждая вопроса об адекватности выделения в толковом словаре именно таких (17-ти) ЛСВ, отметим, что "лакуны" в ассоциативном поле, соответствующие 5-му и 10-му значениям глагола ходить, компенсируются в масштабе всей ABC актуализацией этих значений в обратном словнике, т.е. когда глагол ходить выступает уже не в роли стимула, а в качестве реакции: платит — ходит (значение "иметь стоимость"); сплетни —ходили, толки —ходят (значение "передаваться, распространяться").
Общий итог распределения реакций по словарным значениям стимула оказывается весьма выразительным: к первым трем лексико-семантическим вариантам, реализующим основное значение глагола ходить ("передвигаться шагами"), т.е. составляющих "семантический стержень слова", по В.В. Виноградову, относится до 90% всех ответов. Хотя, как мог убедиться читатель, все прочие значения глагола
ходить в реакциях тоже представлены, но главным образом единичными ответами. Такое соотношение может быть интерпретировано как "актив" и "пассив": основное номинативное значение стимула принадлежит активному семантическому запасу носителей языка, тогда как другие его значения составляют пассивное знание носителей.
Что касается "остатка" реакций, не укладывающихся в простые семантические и синтаксические отношения, реакций, характеризующих когнитивный уровень языковой способности, и квалифицируемых как единицы "картины мира", то в данной статье в их числе — метафоры (павой, петухом, мерить), фразеологизмы (на голове, по струнке, ходуном, по пятам — всего 40 ответов), картинно-наглядные реакции, несущие знак какого-то мысленного образа, типовой "картинки" (коромысло, костыль). Каждая из этих последних реакций подразумевает моментальный снимок, своего рода остановленный кинокадр, запечатлевший в первом случае человека (в русском языковом сознании — скорее всего женщину), который несет воду на коромысле, а во втором — человека, передвигающегося с помощью костыля.
Прагматический уровень языковой способности представлен в этом поле, во-первых, следами отсылки к прецедентным текстам русской культуры: ходить — не знаю куда (< "Пойди туда, не знаю куда...") и по мукам (< "Хождение по мукам"); во-вторых, реакцией, составляющей вкупе со стимулом законченное высказывание и содержащей в этой "взаимной информации" субъективно-оценочное отношение носителя языка к общему смыслу глагола и стоящей за ним реальности: ходить пешком надоело.
Если теперь перейти от содержательных характеристик, связывающих пары