Файл: Дипломная работа над темой Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления (особенности и порядок разрешения дел).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

3) предотвращение этим лицом вредных последствий совершенного нарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Кроме того, субъекты, рассматривающие дело о правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ), следовательно, перечень таких обстоятельств является открытым.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, напротив, является закрытым. В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться какие-либо иные, кроме ниже перечисленных:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц о его прекращении;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за предыдущее нарушение лицо продолжает считаться административно наказанным;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения состоянии опьянения (в зависимости от характера совершенного нарушения это обстоятельство может не признаваться отягчающим) (ст. 4.3 КоАП РФ).

При назначении административных наказаний за совершение лицом нескольких правонарушений необходимо иметь в виду следующее. По общему правилу, наказание назначается за каждое совершенное нарушение. Однако, если лицо совершило одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса РФ об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту (судье, органу, должностному лицу), то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания. При этом могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Давность привлечения к административной ответственности, т.е. срок, в течение которого может быть назначено наказание, устанавливается в ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок для вынесения постановления по делу составляет два месяца со дня совершения правонарушения, а специальный срок, касающийся некоторых категорий правонарушений (нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.), в том числе правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации, равен одному году.


Существуют и два исключения из установленного правила. При длящемся правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения нарушения. В случае принятия заключения об отказе в возбуждении уголовного дела или же прекращении уголовного дела, но при наличии в деяниях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия соответственного заключения.

Если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства, срок давности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела к субъекту, уполномоченному его рассматривать (ст. 4.5 КоАП РФ).

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (т.е. является административно наказанным), установлен следующим образом: в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении данного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). День окончания исполнения вынесенного постановления определяется исходя из содержания наказания (полная выплата суммы наложенного штрафа, окончание отбывания административного ареста и т.п.)[3, с. 553].

При назначении административного наказания могут возникнуть вопросы о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. По общему правилу, эти вопросы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Существует одно исключение: при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба судья вправе одновременно с назначением наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (ст. 4.7 КоАП РФ).

1.2 Состав административного правонарушения.

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всякий раз имеет возможность считаться административным нарушения закона, потому что в определенном деянии имеет возможность отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.



Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения дает собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: тип, личная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится урон.

Совокупным объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и кое-каких иных секторов экономики российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь нужна для определения событий наступления негативных результатов, т.е. для определения реальности пришествия этих результатов в итоге противоправного действия, а не по другим основаниям. К примеру, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация такого условия, что после аварий потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, имел ли водитель, при соблюдении правил дорожного движения,
избежать столкновения с пешеходом, или же причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных поступков самого пострадавшего. Кроме того, нужно установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Обозначенные условия имеют все шансы устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Многие административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3 КоАП РФ относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). В частности, указанные органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.15 КоАП РФ (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст. 19.16 КоАП РФ (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта), либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст. 19.17 КоАП РФ (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог);

К компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится и составление протоколов об административных правонарушениях по большинству административных правонарушений рассматриваемой главы КоАП РФ (п. 1 ч. 2. ст. 28.3).

Помимо органов внутренних дел, отдельные дела об административ­ных правонарушениях против порядка управления вправе рассматривать судьи, военные комиссары, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, органы и войска пограничной службы, органы государственного горного и промышленного надзора, органы транспортной инспекции, стандартизации, метрологии и сертификации и др. Должностные лица указанных органов (за исключением судей) по отдельным статьям рассматриваемой главы вправе составлять и протоколы об административных правонарушениях.


Глава 2. Административные правонарушения, посягающие на порядок управления.

2.1. Общая характеристика правонарушений против порядка управления.

Установленный порядок исполнения органами государственной власти собственных возможностей в всевозможных сферах социальной жизни гарантирует обычное функционирование государственных институтов. Под установленным порядком управления понимается система политики правовых институтов, обеспечивающих нормальное функционирование государственной власти в Российской Федерации[1]. По данному посягательства на данный институт ослабляют авторитет власти и приводят к нарушению прав и интересов граждан.

Административные нарушения закона, посягающие на поставленный порядок управления, закреплены в главе 19 КоАП РФ и составляет 31 состав. Они ориентированы напротив: установленного порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, порядка деятельности контрольных и надзорных органов исполнительной власти, естественных монополий, защиты конкуренции, предоставления в установленные сроки земельных участков и водных объектов, картографии, использования государственной символики, нормальной деятельности уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторов, изоляторов временного содержания; нормальной деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской помощи или иных спецслужб, миграционного законодательства, законодательства, регулирующего технические регламенты, стандарты, сертификацию и единство измерений, лицензионного и регистрационного законодательства; административного надзора и военно-мобилизационных обязанностей, законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, нарушения ТК РФ, нарушения законодательства об образовании, нарушения законодательства о рекламе, законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Многие административные правонарушения против порядка управления согласно ст. 23.3 КоАП РФ относятся к компетенции органов внутренних дел (полиции). В частности, указанные органы имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.15 КоАП РФ (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации); ст. 19.16 КоАП РФ (умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта), либо утрата удостоверения личности гражданина (паспорта) по небрежности); ст. 19.17 КоАП РФ (незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог);