Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования саратовская государственная юридическая академия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 278

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
При этом суд должен действовать в защиту охраняемых государством прав и интересов, а сам процесс осуществляется в порядке, который достаточно конкретно определен процессуальными нормами. В современной литературе исследователями предлагается множество определений судебной власти.
В данном определении «бросается в глаза» упоминание муниципальных органов в числе органов, осуществляющих судебную власть. В связи с чем, следует напомнить ряд норм действующего законодательства: согласно ч. 2 ст. 4
Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
1
в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской
Федерации; в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
2
мировые судьи в
Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации
3
Судебная власть представляет собой разновидность именно государственной власти, в рамках которой осуществляются властные функциональные полномочия по разрешению различных правовых конфликтов, которые возникают в рамках громадного количества разнообразных общественных отношений. При этом перед судом стоит задача разрешить возникший спор, обязав стороны неукоснительно следовать нормам права и исполнять то решение, которое примет суд.
Основное предназначение суда состоит в разрешении множества правовых конфликтов, которые имеют место между физическими и юридическими
1
См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08 декабря 2020 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.;
2020. № 50. (Часть 1). Ст. 8029.
2
См.: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270; 2021. № 27. (Часть
1). Ст. 5112.
3
См.: Азизова В.Т. К вопросу о месте судебной власти в системе разделения властей //
Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Т. 30, № 2. С. 158.

14 лицами, а также между человеком и государством (при совершении правонарушения).
Суд разрешает такие конфликты посредством конституционного, гражданского, административного либо уголовного судопроизводства.
В рамках функционального предназначения судебная власть, устанавливая истину по делу и принимая в итоге беспристрастное решение, восстанавливает справедливость, защищает интересы государства, права и свободы личности, защищает законные интересы иных субъектов общественных отношений
(юридических лиц, муниципальных образований). Ткачева Н. В. считает, что одной из важнейших функций судебной власти признается «ограждение свободы личности, на стражу которой становится суд для устранения посягательств, направленных против нее как преступными действиями частных лиц, так и распоряжениями властей посторонних».
В числе функций судебной власти указываются такие, как функция правосудия, осуществления судебного контроля, в том числе конституционного контроля, функция толкования Конституции РФ, судебного надзора, выделяется также воспитательная функция и миссия предупреждения правонарушений, формулирование законодательной инициативы, работа по обобщению судебной практики и анализу современной судебной статистики; -функция вышестоящих судов по надзору за нижестоящими судами, осуществление контроля за процессом организацией работы судебных органов;

функция правотворчества;

деятельность по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, по защите судом иных прав и свобод личности; при этом, судопроизводство определяется в качестве основной функции судебной власти, так как ее социальное предназначение возможно реализовать только посредством отдельных видов судопроизводства;

судебная власть призвана обеспечивать господство права в государстве.
В число внутренних функций судебной власти также возможно отнести


15 работу по внутреннему структурированию деятельности органов суда, по унификации судебного правоприменения, по обобщению и анализу судебной практики.
Таким образом, важнейшей, основополагающей функцией судебной власти в Российской Федерации является функция правосудия, т. е. функция осуществления правоприменительной деятельности в установленном законом процессуальном порядке по рассмотрению и разрешению споров и дел в целях защиты и охраны законных интересов человека, организаций, государства.
1.2. Признаки судебной власти
Почти все авторы, более подробно рассматривающие и изучающие такую тему как «судебная власть», выделяют практически похожие признаки судебной власти. Наиболее подробно их выделяет Лазарев В.А., который определяет, что судебная власть характеризуется следующими основными признаками:
1. Судебная власть — вид государственной власти. Она — одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.
2.
Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами.
Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом.
Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с предыдущим признаком.

16
Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом.
4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны.
Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией Российской
Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе».
Изменение его возможно только на основе изменения данных актов.
Конституция Российской Федерации запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти.
При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции
Российской Федерации и закону «О судебной системе». Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Закона «О судебной системе». Судопроизводство — это форма реализации судебной


17 власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами.
7. Процессуальный порядок деятельности — еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе
Конституции Российской Федерации.
Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с
Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде
Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43—83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное — по правилам, установленным соответственно
Гражданским Процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовным
Процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным кодексом
Российской Федерации. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется Кодексом об административных правонарушениях (разд. 4 и 5).
Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры,
— важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.
8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону «О судебной системе».
Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.
9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их

18 неисполнение влечет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом
Российской Федерации.
Как видим, правосудие может быть определено как деятельность судов, осуществляемая в процессуальной форме и направленная на защиту прав, свобод и законных интересов участников судебного процесса путем разрешения гражданских, уголовных, административных и иных дел. А судебная власть является более широким понятием, независимой, самостоятельной, обособленной ветвью власти в Российской Федерации.

19
Глава 2. Органы, осуществляющие судебную власть
2.1. Судьи как носители судебной власти
В РФ, носителями судебной власти, главным образом выступают судьи, которые наделены согласно действующему конституционному порядку, полномочиями на осуществление правосудия, и исполняющие свои обязанности, на профессиональной основе.
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 119), судьями могут стать граждане РФ, которые достигли 25 лет, и имеют высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической профессии, не менее пяти лет.
Федеральным законом, также могут устанавливаться дополнительные требования, к судьям судов РФ.
При этом, судьей вышестоящего суда, имеет право стать гражданин РФ, который достиг 30 лет. А судьей Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного
Суда РФ, гражданин РФ, который достиг 35 лет, и имеющий стаж работы по юридической профессии, не менее 10 лет. [12, с.217]
В общих чертах, устанавливаются следующие требования:

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, а также иные законы.

Он вовремя исполнении своих полномочий, а также во время внеслужебных отношений, должен избегать всего, что могло бы в какой-то мере, умалить авторитет судебной власти, а также достоинство судьи, или вызвать сомнение, в его объективности, справедливости, беспристрастности.

Судья не имеет права быть депутатом;

Судья не должен принадлежать, к политическим партиям или движениям;

Судья не имеет права, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать свою работу в должности судьи, с иной


20 оплачиваемой работой, помимо научной, преподавательской, литературной, или же творческой деятельности.
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 128), судьи Конституционного
Суда, Высшего Арбитражного Суда, и Верховного Суда РФ, назначаются
Советом Федерации, согласно представлению Президента РФ. Судьи иных федеральных судов, назначаются Президентом РФ в том порядке, который установлен федеральным законом.
В Конституции РФ (а именно статье 120), закреплено то, что судьи, являются независимыми, и подчиняются только Конституции РФ, а также федеральному закону. В своей деятельности, направленной на осуществление правосудия, они не подчинены никому. Независимость судей - является важнейшим условием для самостоятельности, а также авторитетности судебной власти. Закрепленная законом независимость судей, дает возможность в объективном и беспристрастном осуществлении правосудия, защите права, а также законных интересов граждан. [14, с.260]
Действующим законодательством РФ (Законом «О статусе судей в
Российской Федерации» и пр.) предусматриваются следующие правовые гарантии, независимости судей:

установленная и закрепленная действующим законодательством процедура по осуществлению правосудию, которой исключается, постороннее воздействие на судей (решение выносится судом в совещательной комнате, в которой находиться могут, только те судьи, которые входят в состав суда, по данному делу, и т.п.);

осуществление преследования по закону, любого вмешательства, в деятельность направленную на осуществление правосудия;

освобождение судей, от обязанности отчитываться о своей деятельности, перед кем бы то ни было;

установление законом, специального порядка по приостановлению и прекращению полномочий судьи;

21

право судьи, на отставку по собственному желанию, вне зависимости от возраста;

предоставление судье, за счет государства, как материального, так и социального обеспечения, которое соответствует его статусу;

особая защита государством: судьи, членов его семьи, их имущества.
Судья, наделен правом на хранение, а также ношение служебного огнестрельного оружия. Служебное огнестрельное оружие, выдается для него, органами внутренних дел, согласно его заявлению.
Принцип подчинения судей, только Конституции, а также федеральному закону, связан неразрывно, с предусмотренным в статье 120 Конституции РФ, положением, в соответствии с которым, суд, установив во время рассмотрения дела несоответствие акта государственного (или иного органа) закону, принимает решение, в соответствии с законом. Действие данной конституционной нормы, распространяется на любые акты, любого органа, или же должностного лица.
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 121), судьи являются несменяемыми. Несменяемость судьи, означает стабильное сохранение за им, занимаемой должности. Смена такой должности, может произойти, только с согласия данного судьи, которое было получено, по его доброй воле.
Несменяемость является одной из существенных гарантий, для независимости судьи.
В соответствии с Конституцией РФ (статьей 121), полномочия судьи, могут быть прекращены, или приостановлены, не иначе как в том порядке, и по тем основаниям, которые установлены федеральным законом. Данные порядок и основания, предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".
В Конституции РФ (статье 122) указывается на то, что судьи являются неприкосновенными. Неприкосновенность судей, является одной, из наиболее существенных гарантий, их независимости. Неприкосновенность может быть распространена, не только на личность судьи, но также и на его жилище, и


22 служебное помещение (корреспонденцию, имущество и документы, транспорт, который им используется, а также средства связи).
Неприкосновенность судьи, по большей степени, обеспечивается тем, что он в соответствии с Конституцией РФ (статьей 122), не может быть привлечен, к уголовной ответственности, никаким другим способом, кроме как в том порядке, который определен и закреплен федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи, может быть возбуждено, только Генеральным прокурором
Российской Федерации, или тем лицом, которое исполняет его обязанности, в случае наличия на возбуждение уголовного дела, согласия от квалификационной коллегии судей. Такая коллегия, после дачи своего согласия, на возбуждение дела, осуществляет контроль за ходом его расследования. Только с согласия данной коллегии, судью могут подвергнуть приводу, заключить под стражу, привлечь к участию в деле, как обвиняемого. Заключение судьи под стражу, может быть допущено, только с санкции Генерального прокурора, или того лица, которое исполняет его обязанности, или согласно решению суда.
Уголовное дело по отношению к судье, со гласно его требования, которое было заявлено до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено, только Верховным Судом Российской Федерации.
Необходимо отметить то, что обеспечение неприкосновенности судей, не сводится только к особому порядку по привлечению их, к уголовной ответственности.
Судья также, не подлежит административной ответственности. К нему, не может быть применена, ни одна из мер, по административному взысканию. К судье, не может быть применено также, ни одно из дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены трудовым законодательством.
2.2. Принципы реализации судебной власти
Принципы организации и функционирования судов неразрывно связаны с принципами правосудия, вместе они формируют идеологическую основу возникновения, становления и функционирования многих социальных явлений в

23 сфере реализации судебной власти. Конституционные принципы организации и деятельности судов хорошо разработаны в отдельных законодательных актах и являются важными на всех этапах для вынесения справедливого решения по судебному разбирательству.
Принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности, что позволяет утверждать о наличии системы принципов правосудия.
Принцип осуществления правосудия только судом. Этот принцип определяет, что правосудие в РФ исполняется только судами в лице судей, а также присяжными и арбитражными заседателями (ст. 118 Конституции). В ст.
8 УПК указанно, что только лишь суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Также особая роль суда в осуществлении правосудия приводится в ст. 5 ГПК и в ст. 4 АПК. Приговор суда может быть отменён или изменен только в вышестоящей инстанции, если в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции были допущены ошибки, предусмотренные законом. За присвоение полномочий суда, лицом не являющимся судьей, предусмотрено наказание в соответствии со ст. 288 УК РФ.
Принцип равенства всех перед законом и судом. Все граждане в одинаковом порядке, предусмотренном федеральным законодательством, могут привлекаться к суду органами судебной власти на равных условиях. Исключения из приведенного правила предусмотрены Конституцией для Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы РФ, а также судей. Такие исключения «имеют публично-правовой характер и служат публичным интересам, являются гарантиями осуществления этими лицами общественно полезных функций, профессиональной деятельности в интересах всех членов общества».
Согласно ст. 49 Конституции РФ ни один обвиняемый в совершении преступления не считается виновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и вступившим в силу приговору суда. В своё