Файл: Урок 106. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Урок 106. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: способствовать формированию умений измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины; совершенствовать умения решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выполнять решение практических задач, связанных с делением отрезка на равные части, с использованием циркуля и линейки

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения

– Выполните сравнение величин, поставьте знаки: >, < или =.

18 кг 25 г … 18250 г 4 ч 5 мин … 240 мин

18 т 25 кг ... 18025 кг 4 ч 50 мин ... 450 мин

18 ц 25 кг ... 1825 кг 4 ч 3 мин ... 240 мин

18 ц 25 кг ... 18250 кг 4 мин 3 с ... 270 с

18 ц 250г ... 1825 г 4 мин 30 с ... 270 с

Решение:

18 кг 25 г < 18250 г 4 ч 5 мин > 240 мин

18 т 25 кг = 18025 кг 4 ч 50 мин < 450 мин

18 ц 25 кг = 1825 кг 4 ч 3 мин > 240 мин

18 ц 25 кг < 18250 кг 4 мин 3 с < 270 с

18 ц 250 г > 1825 г 4 мин 30 с = 270 с

– Из следующих математических записей выберите уравнения:

а) х · 7 = 63 г) а + 15 = 40

б) у + 3 · 8 д) у – 20 > 60

в) 25 · (653 – 299) е) 15 + 16 · 2

– Устно вычислите корни данных уравнений.

Решение:

а) х · 7 = 63

х = 9

г) а + 15 = 40

а = 25


Ответ: а) г)

– Запишите верные равенства, вставив пропущенные цифры.

3636 : 5 = 7273 80309 · 9 = 7 7 1

4540 : 5 = 9080 30027 · 5 = 15 5

Решение:

36365 : 5 = 7273 80309 · 9 = 722781

45400 : 5 = 9080 30027 · 5 = 150135

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 97).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Как выполнил задание каждый из учеников?

– Кто выполнил задание правильно? Проверьте, используя циркуль.

– Какую ошибку допустила Катя?  Какую ошибку допустил Саша?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
– Маша выполнила задание правильно.
– Катя допустила ошибку: радиусы окружностей должны быть больше половины отрезка. Саша допустил ошибку: радиусы окружностей должны быть равны.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Применять правила делового сотрудничества.

Осуществлять контроль по результату

Задание 2

– Как с помощью циркуля и линейки разделить отрезок на две равные по длине части? Составьте план действий






Алгоритм деления отрезка на 2 равные части:

– Из концов отрезка А и В при помощи циркуля проведите две ду-ги окружности радиуса R. Радиус окружности сделайте несколь-ко большим половины отрезка АВ. Доведите дуги до взаимного пересечения. Таким образом вы получите точки C и D, равноудаленные от отрезка АВ. Проведите через точки С и D прямую линию, пересекающую отрезок АВ. Точка пересечения этой линии и отрезка будет искомой точкой О, в которой отрезок АВ разделяется на две равные части

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Работа по учебнику (с. 98–100).

Задание 6.

– Не выполняя указанных вычислений, определите, больше или меньше числа 100 результаты действий.

Решение:

2475 – 876 больше 1000 903 · 20 больше 1000

603 + 495 больше 1000 427 : 70 меньше 1000

Задание 7.

– Ответьте на вопросы.

– Во сколько раз 1 кг больше 100 г?
– Во сколько раз 1 ц меньше 1 т?
– Во сколько раз 1 ц больше 10 кг?

Ответы:

– В 10 раз 1 кг больше 100 г.

1 кг = 1000 г, 1000 г : 100 г = 10 (раз).

– В 10 раз 1 ц меньше 1 т.

1 т = 10 ц; 10 ц : 1 ц = 10 (раз).

– В 10 раз 1 ц больше 10 кг.

1 ц = 100 кг; 100 кг : 10 кг = 10 (раз).

Задание 8.

– Какое свойство умножения выражает каждое равенство?

– Сформулируйте каждое свойство.

Объясняют каждое равенство:

1) 324 · 17 = 17 · 324.

џ От перестановки множителей значение произведения не изменяется.

2) (12 · 8) · 30 = 12 · (8 · 30).

џ Сочетательный закон умножения относительно сложения.

3) (165 + 38) · 70 = 165 · 70 + 38 · 70.

Чтобы умножить сумму на число, надо каждое слагаемое умножить на это число, полученные результаты сложить. Это распределительное свойство умножения относительно сложения.

Задание 9.

– Составьте задачу и решите её двумя способами.

Запись: Всего – 3600 пар

Детская обувь – ? пар, три четверти

Женская – ? пар

Решение: I способ

1) 3600 : 4 · 3 = 27000 (пар) – детской обуви.

2) 3600 – 2700 = 900 (пар) – женской обуви.

II способ

1) Какую часть составляет женская обувь? (Одну четвертую часть.)

2) 3600 : 4 · 1 = 900 (пар) – женской обуви.

Задание 10.

– Сколько рублей стоит книга?

Решение:

36 + 36 : 3 · 2 = 36 + 24 = 60 (р.) – стоит книга.

Задание 11.

– Ответьте на вопросы, используя данные таблицы.

– На сколько граммов литр нефти тяжелее литра керосина?
– Чему равна масса 2 л ртути?



– На 40 граммов литр нефти легче литра керосина.

840 – 800 = 40 (г).

– 27 кг 200 граммов весят 2 л ртути.

13 кг 600 г · 2 = 27 кг 200 г.




– Что легче: 2 л бензина или 1 л ртути?

– Во сколько раз масса 80 л морской воды больше массы 1 л керосина?

– Легче 1 л ртути.

690 г · 2 = 1380 г = 13 кг 800 г;

13 кг 800 г > 13 кг 600 г.

– В 125 раз масса 80 л морской воды больше массы 1 л керосина.

1 кг 250 г · 80 = 100000 г, 100000 г : 800 г = 125

(раз).

Задание 12

– Составьте выражения и найдите их значения

Решение:

1) 3407 + 19007856 = 19011263

2) 1010203 – 998877 = 11326

3) 196 · 408 = 79968

4) 123140 : 524 = 235

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как разделить отрезок на 2 равные части?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



Урок 107. Решение практических задач, связанных с делением

отрезка на две части. Практическая работа

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: способствовать формированию умений измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины; совершенствовать умения решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выполнять решение практических задач, связанных с делением отрезка на равные части, с использованием циркуля и линейки

Метапредметные:

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики; осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию

Личностные:применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными.

420 · = 840 · 3 = 999

840 : = 210 : 5 = 1000

290 + = 500 + 376 = 600

666 –  = 239 – 127 = 700

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Решение:

420 · 2 = 840 333 · 3 = 999

840 : 4 = 210 5000 : 5 = 1000

290 + 210 = 500 224 + 376 = 600

666 – 427 = 239 827 – 127 = 700

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Интеллектуальная разминка.

Задание на смекалку.

Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до поросят

(если бы они стояли на месте) 4 минуты. Поросятам бежать до домика Наф-Нафа 6 минут. Волк бежит в 2 раза быстрее поросят. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?

Ответ: волк будет бежать 7 минут. Поросята успеют.

Геометрический материал


– Сколько отрезков на чертеже?



Решение:

12 отрезков на чертеже


III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 98).

Задание 3.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Разделите произвольный отрезок на 2 равные части с помощью циркуля и линейки.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Делят произвольный отрезок на 2 равные части с помощью циркуля и линейки.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость

Задание 4.

– Составьте алгоритм деления отрезка на 4 части и на 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.

Делят отрезок на 4 части и на 8 равных частей

с помощью циркуля и линейки.





Задание 5

– Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах

Работают самостоятельно в парах

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику

(с. 100–102).

Задание 13.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Найдите значения выражений.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 14.

– Вычислите неизвестное число.

а) 605 : = 121 б) – 7056 = 12000

в) · 75 = 900 г) 30010 –  = 89

Решение:

а) 605 : 5 = 121 б) 19056 – 7056 = 12000

в) 12 · 75 = 900 г) 30010 – 29921 = 89

Задание 15.

– Истинно или ложно высказывание?

Решение:

1) истинно; 2) истинно; 3) ложно;

4) истинно; 5) ложно; 6) истинно.

Задание 16.

– Не выполняя вычислений, запишите выражения в порядке увеличения их значения.

Запись:

2 · 1100; 1100 · 4; 6 · 1100; 8 · 1100; 1100 · 9; 10 · 1100.

Задание 17.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Выполните вычисления.

– С какой скоростью бежал Петя?

Запись:

Мальчики



t

s

Петя

?

2 мин

540 м

Собака

150 м/мин

Решение:

1) 540 : 2 = 270 (м/мин) – скорость сближения.

2) 270 – 150 = 120 (м/мин) – скорость Пети.

Задание 18.

– Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах.

Работают самостоятельно.

8 · 10000 = 80000 1000 : 1000 = 1

50 · 10000 = 500000 85000 : 1000 = 85

32 · 10000 = 320000 124000 : 1000 = 124

100 · 10000 = 1000000 2400000 : 1000 = 24000

Задание 19.

– Петя съел несколько порций мороженого и заболел. Врач выписал ему лекарство от кашля: в упаковке 20 таблеток по 50 мг лекарства в каждой. Сколько граммов лекарства в этой упаковке?

Решение:

50 · 20 = 1000 (мг) ‒ в упаковке.

1000 мг = 1 г.

Задание 20.

– Дима, Коля и Таня по очереди помогают маме убирать квартиру. Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

– В какие дни дежурит каждый из детей?
– Кто убирает квартиру в среду, кто – во вторник?
– В какой день все дети отдыхают?

– В какие дни помогают маме мальчики?


– Дима дежурит в понедельник, четверг. Коля – во вторник, пятницу. Таня – в среду, субботу.

– Таня убирает квартиру в среду, Коля – во вторник.

– В воскресенье все дети отдыхают.

– В понедельник, вторник, четверг, пятницу маме помогают мальчики.

Задание 21.

– Рассмотрите частные. Прежде чем вычислять, прикиньте, сколько цифр будет в частном.

Решение:

1384 : 4 = три цифры

48006 : 6 = четыре цифры

9306 : 9 = четыре цифры

50250 : 5 = пять цифр

Задание 22

– Рассмотрите умножение в столбик. Объясните ошибки в записях

– В первой записи – неверно выполнено умножение; во второй записи – неверно записано второе неполное произведение, в третьей записи – нет второго неполного произведения, в четвертой записи – потеряли ноль

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.



Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи



Ресурсный материал к уроку

Задание 13.

2912 : 8 + 1200 : 300 – 1 · 144 : 12 = 356



(207 · 304 – 12967 + 3072 : 24) · 0 = 0

102867 – 867 · 90 + 57000 : 380 = 24987



(51855 + 9857) : 532 : 58 : 2 · 10000 = 10000




Урок 108. Контрольная работа № 7 по теме «Деление на двузначное число»

Тип урока: контроль знаний и способов действий

Педагогические задачи: проверить умения делить многозначное число на двузначное, решать задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся применять правило деления суммы на число; объяснять использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений; выполнять деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трехзначное число; решать арифметические задачи

Метапредметные:

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; формулируют проблемы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Коммуникативные: контролируют действия партнера

Личностные: имеют желание учиться; понимают причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действуют в ситуации неуспеха
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

I. Содержание контрольной работы.

Знакомит с содержанием контрольной работы, комментирует задания.

Задают вопросы по содержанию контрольной работы. Самостоятельно выполняют задания контрольной работы.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Вариант 1

1. Решите задачу: Три дня ученик читал по 45 страниц в день, а потом ещё 50 страниц. Сколько страниц осталось ему прочитать, если в книге 300 страниц?

1. Решение:

1) 45 · 3 = 135 (с.) – прочитал за 3 дня.

2) 135 + 50 = 185 (с.) – прочитал всего.

3) 300 – 185 = 115 (с.) – осталось прочитать.

2. Выполни действия:

11016 : 27 481 : 13 2052 : 19 12096 : 56 16533 : 33

3. Вычисли значение выражения:

2603 · 58 + (1000000 –19975): 75

4. Площадь участка 156 м2. Ширина участка –

12 м. Чему равна длина этого участка?

5. Реши уравнение:

204 · 500 – х = 390

2. Ответы:

408 37 108 216 501
3. Ответ:

164041.

4. Ответ: длина участка 13 м.
5. Ответ:

х = 101610

Вариант 2

1. Решите задачу:

Пять дней магазин продавал по 65 м шёлка, а потом продал ещё 300 м. Сколько метров осталось продать, если всего было 1000 м шёлка?

2. Выполни действия:

5070 : 78 12502 : 14 15652 : 26 529 : 23 26334 :19

3. Вычисли значение выражения:

16095 : 15 + (940 · 70 – 7948)

4. Площадь участка 224 м². Длина участка 16 м. Чему равна ширина этого участка?

5. Реши уравнение:

701 · 200 – х = 920

1. Решение:

1) 65 · 5 = 325 (м) – шелка продал за 5 дней.

2) 325 + 300 = 625 (м) – продал всего.

3) 1000 – 625 = 375 (м) – осталось продать.

2. Ответы:

65 893 602 23 1386

3. Ответ:

58925.

4. Ответ: ширина участка 14 м.
5. Ответ:

х = 139280

II. Итог урока. Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что было трудным в контрольной работе?

– Кто успешно справился со всеми заданиями?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности