Файл: Digital analysis in Digital Transformation Aim.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чаще всего цифровая трансформация проводится в связи с тем, что для проектов внедрения цифровых технологий, не- редко разрозненных, находятся объяснения их экономической эффективности. Кроме того, инициаторами цифровой трансформации зачастую становятся собственники предприятий, включая государственные органы, которые заняты поиском путей повышения эффективности их деятельности. Эти мероприятия проводятся в расчете на получение дополнительных экономических выгод, конкурентных преимуществ, а не- редко и из-за того, что такие изменения типичны для отрасли, в которой работает предприятие. Между тем источник и выгода от проведения цифровой трансформации нередко неочевидны.

Сегодня признанной научным сообществом концептуальной базы системного проведения цифровой трансформации не существует. Практическая же база проведения цифровой трансформации находится в стадии формирования и постоянных изменений. Значительное увеличение количества публикаций о цифровой трансформации можно наблюдать в 2019–2021 гг., что подтверждает высокий интерес к данной теме. На практике цифровая трансформация поддерживается нормативными и рекомендательными документами [3] или отраслевыми независимыми стандартами, в том числе практическими руководствами по осуществлению цифровой трансформации. Одним из наиболее структурированных рекомендательных стандартов в этой области можно считать разработку The Open Group

«Digital Practitioner Body of Knowledge™

Standard» [4], выпущенную в 2020 г. в качестве практической методологии по про- ведению цифровой трансформации.

Кроме того, практика накопления так называемых кейсов цифровой трансформации в организациях обширна, но ее сложно пере- давать от одной организации к другой ввиду высокой специфики разработки цифровых решений. Успешные внедрения цифровых технологий слабо поддерживаются методологическими выводами и наблюдениями. Эти вопросы нами проанализированы ранее в работе, посвященной уровням цифровой зрелости промышленного предприятия [5]. В итоге процесс цифровой трансформации уникален для каждого предприятия, а гарантировать успешность реализации как отдельного кейса внедрения цифро- вых технологий, так и процесса цифровой трансформации в целом, состоящего только из таких кейсов, на новом объекте внедрения невозможно, поскольку суть изменения

процессов не определена, а концептуальные основы цифровой трансформации в виде знания, пригодного для дальнейшей пере- дачи, не оформлены или не доступны в широкой практике. При этом главным остается вопрос о том, где и в каких случаях в цикле или отдельных процессах деятельности организации необходимо проводить цифровую трансформацию. Иными словами, при цифровой трансформации не ясно, что же следует трансформировать и какие изменения необходимы в ходе такой транс- формации.


В настоящее время цифровая трансформа- ция представляется исследователям и практикам, скорее, как процесс разработки и реализации программы взаимосвязанных проектов внедрения цифровых технологий, нежели структурированная деятельность по фундаментальному изменению компонентов деятельности предприятия, его отдельных процессов или их участков. При этом под- ход к выбору основного места приложений усилий по проведению трансформации, места выбора так называемого трансформационного решения [6] в исследованиях не определен.

Целью настоящей статьи является раз- работка концептуального представления о порядке выбора трансформационного решения, которое может стать основой про- ведения цифровой трансформации. Именно проведение такого анализа с целью определения места применения трансформационного решения позволит подойти к решению задачи унификации успешных кейсов цифровой трансформации, их концептуализации и последующего воспроизводимого применения в различных условиях работы организаций широкого спектра видов деятельности. Концептуальное знание о вы- боре места приложения трансформационного решения необходимо, чтобы проводить цифровую трансформацию независимо от места ее осуществления и обеспечивать гарантированные результаты ее выполнения в любой организации.

В ряде исследований цифровая трансформация рассматривается как полное преобразование исследуемой социально-экономической системы [7]. Безусловно, данный подход обоснован, но на практике цифровая трансформация может затрагивать не толь- ко предприятие в целом, но и отдельный производственный участок. Поэтому необходимо внести уточнения в это определение.

Кроме того, цифровую трансформацию ис- следователи характеризуют как создание условий для системного преобразования функционирования социально-экономической системы в целом [7].

В контексте настоящей статьи речь пойдет не об организации как об экономической системе, а о конкретном объекте цифровой трансформации, которым может быть под- разделение или даже участок бизнес- либо производственного процесса. Именно в объекте проведения цифровой трансформации можно найти место применения трансформационного решения. В статье, посвящен- ной уровням цифровой зрелости [5], исследователями предложен собственный подход, который состоял в том, что цифровая транс- формация представляет собой повышение уровня цифровой зрелости, которая, в свою очередь, состоит в замещении человеческого интеллектуального и физического труда, а также его роли в управлении машинами и производственным процессом компонентами цифровых технологий. Цифровая зрелость, по мнению авторов указанной статьи [5], может быть содержательно определена. Она имеет шесть уровней (по отношению к применению цифровых технологий в деятельности):



1. Отсутствие — полностью ручной труд и

работа аналоговых машин.

2. Существование — применение цифровых технологий участниками в социальной жизни, но не на производстве.

3. Применение — применение цифровых технологий для решения ряда задач.

4. Использование — построение процессов и взаимодействия на основе цифровых технологий.

5. Замещение — постепенное замещение функций управления, выполняемых че- ловеком, цифровыми технологиями.

6. Автономность — переход к тому, что цифровые технологии создают новые про- цессы взаимодействия, средства и пред- меты труда, налаживают и управляют производством, а предприятие работает без участия человека.

Такое видение цифровой трансформации позволяет размышлять о том, в чем состоит ее суть применительно к организации в целом или к участкам ее деятельности. Цифровыми, по нашему определению, являются технологии, которые позволяют действовать или взаимодействовать, снижая фактор когнитивных ограничений человека, преодолевая время и пространство, в одинаковой степени людям, устройствам, машинам и системам как равным агентам с определенными в этом взаимодействии создателем цифровой технологии или плат- формы ролями. Дальнейшие выводы и концептуальные основы цифровой трансформации в настоящей статье основаны на этом ее определении.

В современном понимании практик цифровой трансформации принято выделять роль руководителя цифровой трансформации. Он прежде всего отвечает за разработку и реализацию программы цифровой трансформации. Кроме того, он в ответе за показатели и результаты выполнения этой программы. Роль руководителя цифровой трансформации описана в ряде опубликованных практических материалов, в том числе в книге «Учебник 4CDTO. Настольная книга руководителя по цифровой трансформации» [8]. В ней руководитель цифровой трансформации определен как лидер внедрения технологических решений в организации.

Фактически роль руководителя цифровой

трансформации должна быть сведена к выбору места приложения, выбору и внедрению трансформационного решения таким образом, чтобы трансформируемый процесс или организация в целом переходили на новый уровень цифровой зрелости в каждой фазе проведения цифровой трансформации. Данный процесс цифровой трансформации можно проводить до тех пор, пока трансформируемый объект не перейдет в состояние автономной технической системы, которую можно встроить или передать для дальнейшей интеграции в другую, более сложную систему или организацию. Именно в этом состоит замещение людей и аналоговых машин цифровыми технологиями, которое является сутью цифровой трансформации, с нашей точки зрения.


Вместе с тем выбор места применения

трансформационного решения определяет эффективность проводимых изменений. Если участок процесса или компонент деятельности организации не сдерживали их эффективность (процесса или организации) в достаточной степени, либо их изменение не влияет на трансформацию в целом, то применение трансформационного решения не будет эффективным. Изменения ради изменений бессмысленны. Поставив перед собой вопрос о том, как правильно выбирать место применения трансформационного решения в процессе или организации, мы применили различные методы проведения исследования.

Методы исследования

В процессе исследования использован следующий подход:

1. Проведен анализ представленных в научных публикациях и разработках консультационных компаний концепций, методик цифровой трансформации и анализа процессов.

2. Выполнен анализ публикаций о цифровой трансформации, чтобы выделить подходы к выбору трансформационного решения и суть его применения.

3. Выявлены и обобщены ключевые характеристики подхода к выбору места применения трансформационного решения, определен подход к проведению этого этапа цифровой трансформации.

Подготовка теоретических и исследовательских материалов для проведения исследования осуществлялась с применением критериев поиска, представленных в таблице 1:

Table 1

Cloud of search criteria for materials during the study

Критерии поиска на английском языке

Digital transformation; digital transformation proj- ect OR programme management; transformational solution; digital transformation framework; core OR essence of digital transformation


Инструментами поиска и анализа текущих представлений о цифровой трансформации послужили научные и публицистические издания, аналитические от- четы, нормативные и рекомендательные документы по вопросам цифровой транс- формации и развития цифровой экономики, материалы профильных конференций и методологические рекомендации консалтинговых компаний, предлагающих услуги в области проведения цифровой трансформации. Фактически материалы этих консультационных компаний, так называемые публикации в формате Insights, на момент выхода в свет настоящей статьи представляют собой один из наиболее актуальных и ценных источников о практике проведения цифровой трансформации.


Известные представления о выборе места применения трансформационного решения
Понятие трансформационного решения встре- чается только в разработке Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ [6]. Работы других исследователей и практиков представляют или рассматривают процесс изменений при цифровой трансформации в общем виде.

В частности, исследователи отмечают, что цифровая трансформация оказывает существенное влияние на организацию работы персонала и за счет применения цифровых технологий, средств коммуникации позволяет значительно повысить автономность принимаемых решений [9]. Это дает право утверждать, что возможно высвобождение усилий, времени руководителей, и это создает потенциал дальнейшего развития организации.

Нередко цифровая трансформация выступает в качестве комплекса базовых подсистем [10]. К ним относятся:

1. Люди и компетенции.

2. Культура и взаимодействие.

3. Инфраструктура и инструменты.

4. Данные.

5. Оптимизация процессов.

6. Бизнес-модели.

Важно, что именно данные становятся ос- новой изменений при цифровой трансформации деятельности любой организации. Это отмечают различные исследователи и практики, изучающие вопросы в области цифровой трансформации. Нередко встречается утверждение о том, что цифровая трансформация прежде всего представляет собой изменения культуры, а не только технологические преобразования в организациях [11]. Такое понимание не вносит ясности в процесс цифровой трансформации и ее результаты, но содержится часто в публикациях.

Исследователи отмечают и систематическое отставание теоретических конструкций, в том числе в области цифровой трансформации, от практики управления [12]. Именно это состояние развития представлений о цифровой трансформации наблюдалось в момент подготовки настоя- щей статьи. Значимым аспектом цифровой трансформации является накопление компетенций в области цифровых технологий в организации в целом [12], хотя данный подход нельзя считать присущим только цифровой трансформации, поскольку он характеризует многие практики и направления работы промышленного предприятия.

Работа современного предприятия базируется на взаимодействии двух типов: иерархического и функционального [13]. Указанные типы взаимодействий можно считать основными для современных организаций, но они препятствуют цифровой трансформации, поскольку ограничивают работу организации в целом и развитие отдельных процессов в частности. В ходе цифровой трансформации может быть востребован подход к смешанному стилю организации работы, в том числе отказ по ряду направлений от традиционных подразделений, работа только в формате проектных команд [14]. Вместе с тем подход к построению организационной структуры не определяет успех цифровой трансформации.