Файл: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 267
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Проблема профессионального стресса – условия и факторы его
развития в трудовой деятельности медицинских работников
Для различных дисциплин, таких как социология, психология, физиология, политика, медицина, изучение проблем стрессов в профессиональной деятельности, является одной из важных. Все эти дисциплины ставят перед собой задачу – обеспечение достаточно высокой эффективности труда посредством поиска оптимального напряжения. Но самое главное, чтобы напряжение из-за длительного нервно-психического воздействия не привело к стрессовым ситуациям [24].
Различные типы стрессов, возникающие как в процессе работы, так и профессиональные, могут провоцировать потерю кадров и в целом нарушить работоспособность организации. Даже в отлично работающих организациях, где достаточно развиты профессиональное руководство и менеджмент, психологический стресс имеет воздействие разрушающего характера. Это объясняется в первую очередь сложной структурой, в которую включены: характер работы, характер взаимодействий в коллективе межличностного плана, особенностей структурно-организационного плана, культурой в самой организации, а также личностные особенности работников организации.
Стрессы, возникающие в организации, оказывают отрицательное воздействие как на саму организацию в целом, на ее конкурентоспособность на рынке услуг, стабильность, так и на каждого конкретного человека. Оказывая влияние на работника, стресс влияет как на психическое, так и на соматическое состояние человека. Как следствие, снижается продуктивность сотрудников, финансовая эффективность [73].
Изначально, именно при развитии промышленного производства началось более детальное изучение того, какое влияние на здоровье человека, его
20 психическое благополучие оказывают условия труда. Первоначально данной проблематикой занималась практическая медицина. Предметом исследования являлись профессиональные заболевания соматического характера. В результате данных исследований сформировались санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к условиям труда. Профилактические мероприятия, также впервые представленные в этих исследованиях, были направлены в первую очередь на профилактику производственного травматизма, а также предупреждение роста заболеваемости на производстве.
Характерной особенностью второй половины девятнадцатого века были исследования Р. Вирхова, положившие начало выделения «социальной медицины» в отрасль медицинских знаний, которые стали самостоятельными.
Характерной особенностью двадцатого века стал технический прогресс.
Благодаря данному процессу и информационности, психогигиена вышла на первый план и стала представлять собой самостоятельную научно- практическую дисциплину. Охрана психического здоровья работников стала занимать центральное место. Надо отметить, что «гигиена духа» встречалась в исследованиях врачей древнего мира. Медицинская ассоциация по психогигиене была создана и представлена в 1910 году.
Двадцатый век ознаменовался не только работами медиков по вопросам гигиены, но и исследованиями вопросов рабочей нагрузки, а именно психологических особенностей.
Первоначально, психологи изучали производственный процесс, в частности монотонию. Но со временем, исследования продолжились в области изучения социально-психологических стресс-факторов. Особый интерес вызывало влияние, которое оказывалось на производительность труда.
Исследования Э. Росс, К. Левина, В.Н. Бехтерева, Г. Оллпорта, В. Меде, были направлены на изучение влияния группы, на протекание психических процессов. Данный период времени также характеризовался новыми и важными открытиями в области нейрофизиологии [32].
21
С развитием психологии «на производстве» происходила все большая трансформация данной области науки. Все более специализированными становились предметы исследования. И как результат, возникли различные направления такие как: психология здоровья, организационная психология, психология труда, инженерная психология и эргономика, экономическая психология, психология рекламы.
Основными вопросами, которые стали главными на производстве, являлись вопросы, касающиеся состояний нервно-психической напряженности на производстве, адаптации и дезадаптации работников, а также вопросы утомления.
На современном этапе актуальными становятся проблемы, касающиеся управления стрессом на различных производствах, организациях. В первую очередь, это связано с изменениями в политической и социально-экономической области нашей жизни. Современные темпы нашего времени способствуют повышению роста конкуренции, более острой становится борьба за сбыт, вместе с этим повышаются нагрузки информационного и нервно-психического плана на человека.
В профессиональной деятельности существуют различные виды стрессов:
- организационный стресс;
- рабочий стресс;
- профессиональный стресс [81].
Характерной особенностью рабочего стресса являются условия труда, место работы, то есть, причины, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью.
Отрицательное влияние особенностей предприятия, на котором работает сотрудник, ведет к организационному стрессу.
Непосредственно профессия, род и вид деятельности ведет к возникновению профессионального стресса.
Данные понятия не являются синонимами, но достаточно близки. В зависимости от того, какие факторы являются главными, уместно использовать
22 то или иное определение. В большинстве случаев, в психологической литературе достаточно часто эти понятия используются как синонимы. Но зачастую все, же используется понятие «профессиональный стресс».
«Рабочий стресс», «управленческий стресс», «трудовой стресс»,
«производственный стресс», «организационный стресс» - все это многообразие понятий можно объединить одним понятием «профессиональный стресс».
Данное понятие является основным, изначальным для определения совокупности явлений, которые связаны с требованиями, предъявляемыми к ресурсам человека, а именно ресурсам адаптационным.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных концепций и присущих им моделей психологического стресса, которые несколько углубляют и расширяют его первоначальное понимание в виде «…комплекса причин и факторов, которые вызывают повышенную напряженность деятельности и которые тормозят решение задач поведенческого плана, или же состояния субъекта, возникающего при разного рода осложнениях ситуации» [35].
Так, в монографии К. Купера указывается на широкую вариативность возможных моделей профессионального стресса, типизировано которых более десяти. Он, для анализа этого феномена, использует термины «организационный стресс», «профессиональный стресс», и указывает роль комплекса факторов в совокупности с индивидуальными особенностями личности, играющих определяющую роль в образовании профессионального или организационного стресса [20, 47].
В современном научном мире наметился ряд ведущих концепций изучения профессионального стресса. Среди них можно выделить следующие [80]:
1. Аддитивная модель субъективных компонентов труда
Дж. Р. Олдхэма и Дж. Хакмана;
2. Двухфакторная модель контроля и ответственности Р. А. Карасека;
3. Модель личностных модераторов К.
4. Модель дисбаланса усилий и подкрепления И. Зигриста.
23
С одной стороны, представленное многообразие концепций показывает нам некую бессодержательность понятия «стресс», так как существует некая неопределенность. С другой стороны, получается, что профессиональный стресс в данном случае - это своеобразный ярлык. Данный ярлык является собирательным образом, который является отражением различных проблем, наблюдений, фактов, в жизнедеятельности человека.
Проведенный анализ теоретических источников позволил выделить три основных концептуальных парадигмы моделей профессионального стресса:
1 - Основополагающей в экологическом подходе является парадигма соответствия в системе «личность – среда». В данном случае стресс представлен с точки зрения дисбаланса. Дисбаланс наступает тогда, когда окружающая среда предъявляет требования к личности, но ресурсы личности ограничены, и она не может соответствовать этим требованиям. Последствиями такого дисбаланса являются как различные нарушения в плане физического здоровья работника, так и нарушение его трудовой деятельности и снижение эффективности труда.
2 – Значимой в психологической модели стресса является «процессуально- когнитивная» парадигма (Р. Лазарус). С данной точки зрения стресс трактуется как: «…процесс развития индивидуально-личностных форм адаптации в условиях деятельности, осложненной различными факторами». Активизация комплекса внутренних резервов организма для преодоления возникших трудностей, а также оценка ситуации с позиции когнитивного плана, все это основные компоненты рассматриваемой парадигмы.
3 - Основополагающей с точки зрения регуляторного подхода является парадигма регуляции состояний. Данный подход обеспечивает анализ стресса как состояния, который является итогом преобразований механизмов регуляции деятельности и поведения. Но это возможно только в том случае, когда стрессоры имеют длительное воздействие [82].
Анализ психологической литературы показывает, что перечисленные выше парадигмы представлены как некие конкурирующие структуры, хотя на самом деле, между ними нет серьезных разногласий и границ. На самом деле данные
24 парадигмы являются отражением различных механизмов развития профессионального стресса. Для разработки универсальной концепции профессионального стресса необходимо не только критично анализировать существующие концепции, но и искать необходимый диагностический инструментарий.
Существуют три уровня оценки профессионального стресса с точки зрения иерархии [34]:
1. представленный в моделях экологического типа макроанализ стрессовой ситуации. Развитие профессионального стресса в разрезе отрицательных последствий, а также причин развития данного вида стресса.
2. оценка уровня профессионального стресса посредством анализа промежуточных переменных, применяемая с точки зрения процессуально- когнитивной концепции, где выделенные переменные являются характеристикой личного отношения индивида к имеющимся ситуативным факторам и отражением его личного опыта реагирования на стресс.
3. оценка уровня профессионального стресса посредством микроанализа конкретно существующих механизмов активации адаптационных психофизиологических ресурсов личности, построенная на концепции профстресса регуляторного типа.
Такой иерархический подход в анализе затрагивает все уровни функционирования личности в организации в ходе профессиональной деятельности и открывает для поиска и понимания стресс-факторов как макроуровень, так и уровень индивидуальности в совокупности с реакциями организма. Это позволяет предполагать более качественное и глубокое решение практических задач профилактики и коррекции стресса, и обеспечить избирательность как в отношении инструментария анализа ситуации профессионального стресса, так и в отношении качественного анализа для выделения повреждающих личность факторов и отбора средств помощи и методов ее организации.
25
Итак, можно сказать, что комплекс факторов, которые входят в структуру данных моделей и представляют профессиональный стресс. Недостаточная заработная плата, необоснованно высокие требования, отсутствие влияния на сам процесс деятельности - все это можно назвать факторами, которые вызывают профессиональный стресс у работника в современной организационной системе.
1.3 Профессиональный стресс как источник профессионального
выгорания у медицинских работников
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере стресса обозначилась невозможность личности конструктивно справится с профессиональным стрессом и применение человеком различных деструктивных способов его преодоления.
Предполагают, что это может быть обусловлено высокой интенсивностью деятельности, снижением контроля за рабочими нагрузками, общим ростом напряженности и увеличением количества стресс-факторов в производственной ситуации и деятельности. Именно такая совокупность причин и определяет, возможно, общее ощущение психологического дискомфорта и неблагополучия, быстротечное развитие синдрома выгорания с вытекающими отсюда последствиями в виде профессионального выгорания и деформаций личности.
Особенно остро проблема психического здоровья личности обозначилась в конце предыдущего – начале нынешнего (21-го) столетия. Примерно в этот период в психологии, как зарубежной, так и в отечественной, появилось понятие
«профессиональное выгорание», под которым первоначально понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности [6].
Известно, что становление личности в профессии процесс длительный, сложный и многоаспектный, при этом он еще и непрерывен в своём постижении и развитии. В ходе профессионализации с человеком происходят изменения, обусловленные родом выбранной деятельности, ее содержанием и ее основным
26 смыслом и целью. Личность обретает в ходе подготовки необходимые способности, навыки и полноценную профессиональную компетентность, которая обеспечит ему профессиональную самореализацию. Но, как в любом сложно организованном процессе развития, здесь существуют свои этапы, кризисы и возможность разворачивания негативных сценариев при преодолении отдельных сложных точек профессионального становления (профессиональная стагнация, деформации личности, различные деструкции поведения и деятельности).
Феномен профессионального выгорания относится к категории деструктивных изменений личности в ходе трудовой детальности, а источником его, в общем виде, является хронически существующая на пути профессионализации напряженность с сопровождающими ее негативными эмоциями и чувствами (эмоциогенность труда).
На выгорание как психологическое явление ученые обратили свое внимание не так давно. Научные разработки по данной проблеме появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе) в 60-70-е гг. прошлого века [63]. Впервые этот феномен был описан Б. Г. Ананьевым [3] в
1968 году. По его мнению, «профессиональное сгорание» есть негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми.
В 1969 году Г. Бредли [28] исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором собственно понятия «выгорание» (англ. burnout) по праву считается американский психиатр Г. Фройденбергер (Н. Freudenberger)
[23], описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере.
В 1976 году социальный психолог К. Маслач [46] (C. Maslach) сделала следующий шаг в описании данного феномена. Она определила его уже как
27 синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений. Например, негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам
[46].
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно. В работах Г. Селье [71], Р. Лазаруса [41], М. Фридмана [64] показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакции на межличностные отношения в социальных профессиях.
В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют, усилившуюся в американском обществе, тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью.
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью. Для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером [23],
28 другие были весьма субъективны. Эмпирический материал содержали всего десятая часть всех публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкладывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате этого под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения.
Новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер [72].
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки психологии. Включившись в исследования, представители социологии, педагогики, медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную. Но, несмотря на огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным вопросам так и не было выработано.
Под «выгоранием» нередко понимается функциональный поведенческий стереотип, позволяющий экономить внутренние ресурсы организма. В. В. Бойко
[10] выгорание выделил в качестве выработанного человеком механизма психологической защиты, понижающего интенсивность эмоциональных проявлений в ответ на длительные стрессогенные воздействия.
Следовательно, данный феномен, являясь для субъекта механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией, сам по себе конструктивен, однако как явление, поражающее людей в профессиональной среде типа «человек-
развития в трудовой деятельности медицинских работников
Для различных дисциплин, таких как социология, психология, физиология, политика, медицина, изучение проблем стрессов в профессиональной деятельности, является одной из важных. Все эти дисциплины ставят перед собой задачу – обеспечение достаточно высокой эффективности труда посредством поиска оптимального напряжения. Но самое главное, чтобы напряжение из-за длительного нервно-психического воздействия не привело к стрессовым ситуациям [24].
Различные типы стрессов, возникающие как в процессе работы, так и профессиональные, могут провоцировать потерю кадров и в целом нарушить работоспособность организации. Даже в отлично работающих организациях, где достаточно развиты профессиональное руководство и менеджмент, психологический стресс имеет воздействие разрушающего характера. Это объясняется в первую очередь сложной структурой, в которую включены: характер работы, характер взаимодействий в коллективе межличностного плана, особенностей структурно-организационного плана, культурой в самой организации, а также личностные особенности работников организации.
Стрессы, возникающие в организации, оказывают отрицательное воздействие как на саму организацию в целом, на ее конкурентоспособность на рынке услуг, стабильность, так и на каждого конкретного человека. Оказывая влияние на работника, стресс влияет как на психическое, так и на соматическое состояние человека. Как следствие, снижается продуктивность сотрудников, финансовая эффективность [73].
Изначально, именно при развитии промышленного производства началось более детальное изучение того, какое влияние на здоровье человека, его
20 психическое благополучие оказывают условия труда. Первоначально данной проблематикой занималась практическая медицина. Предметом исследования являлись профессиональные заболевания соматического характера. В результате данных исследований сформировались санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к условиям труда. Профилактические мероприятия, также впервые представленные в этих исследованиях, были направлены в первую очередь на профилактику производственного травматизма, а также предупреждение роста заболеваемости на производстве.
Характерной особенностью второй половины девятнадцатого века были исследования Р. Вирхова, положившие начало выделения «социальной медицины» в отрасль медицинских знаний, которые стали самостоятельными.
Характерной особенностью двадцатого века стал технический прогресс.
Благодаря данному процессу и информационности, психогигиена вышла на первый план и стала представлять собой самостоятельную научно- практическую дисциплину. Охрана психического здоровья работников стала занимать центральное место. Надо отметить, что «гигиена духа» встречалась в исследованиях врачей древнего мира. Медицинская ассоциация по психогигиене была создана и представлена в 1910 году.
Двадцатый век ознаменовался не только работами медиков по вопросам гигиены, но и исследованиями вопросов рабочей нагрузки, а именно психологических особенностей.
Первоначально, психологи изучали производственный процесс, в частности монотонию. Но со временем, исследования продолжились в области изучения социально-психологических стресс-факторов. Особый интерес вызывало влияние, которое оказывалось на производительность труда.
Исследования Э. Росс, К. Левина, В.Н. Бехтерева, Г. Оллпорта, В. Меде, были направлены на изучение влияния группы, на протекание психических процессов. Данный период времени также характеризовался новыми и важными открытиями в области нейрофизиологии [32].
21
С развитием психологии «на производстве» происходила все большая трансформация данной области науки. Все более специализированными становились предметы исследования. И как результат, возникли различные направления такие как: психология здоровья, организационная психология, психология труда, инженерная психология и эргономика, экономическая психология, психология рекламы.
Основными вопросами, которые стали главными на производстве, являлись вопросы, касающиеся состояний нервно-психической напряженности на производстве, адаптации и дезадаптации работников, а также вопросы утомления.
На современном этапе актуальными становятся проблемы, касающиеся управления стрессом на различных производствах, организациях. В первую очередь, это связано с изменениями в политической и социально-экономической области нашей жизни. Современные темпы нашего времени способствуют повышению роста конкуренции, более острой становится борьба за сбыт, вместе с этим повышаются нагрузки информационного и нервно-психического плана на человека.
В профессиональной деятельности существуют различные виды стрессов:
- организационный стресс;
- рабочий стресс;
- профессиональный стресс [81].
Характерной особенностью рабочего стресса являются условия труда, место работы, то есть, причины, которые непосредственно связаны с профессиональной деятельностью.
Отрицательное влияние особенностей предприятия, на котором работает сотрудник, ведет к организационному стрессу.
Непосредственно профессия, род и вид деятельности ведет к возникновению профессионального стресса.
Данные понятия не являются синонимами, но достаточно близки. В зависимости от того, какие факторы являются главными, уместно использовать
22 то или иное определение. В большинстве случаев, в психологической литературе достаточно часто эти понятия используются как синонимы. Но зачастую все, же используется понятие «профессиональный стресс».
«Рабочий стресс», «управленческий стресс», «трудовой стресс»,
«производственный стресс», «организационный стресс» - все это многообразие понятий можно объединить одним понятием «профессиональный стресс».
Данное понятие является основным, изначальным для определения совокупности явлений, которые связаны с требованиями, предъявляемыми к ресурсам человека, а именно ресурсам адаптационным.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных концепций и присущих им моделей психологического стресса, которые несколько углубляют и расширяют его первоначальное понимание в виде «…комплекса причин и факторов, которые вызывают повышенную напряженность деятельности и которые тормозят решение задач поведенческого плана, или же состояния субъекта, возникающего при разного рода осложнениях ситуации» [35].
Так, в монографии К. Купера указывается на широкую вариативность возможных моделей профессионального стресса, типизировано которых более десяти. Он, для анализа этого феномена, использует термины «организационный стресс», «профессиональный стресс», и указывает роль комплекса факторов в совокупности с индивидуальными особенностями личности, играющих определяющую роль в образовании профессионального или организационного стресса [20, 47].
В современном научном мире наметился ряд ведущих концепций изучения профессионального стресса. Среди них можно выделить следующие [80]:
1. Аддитивная модель субъективных компонентов труда
Дж. Р. Олдхэма и Дж. Хакмана;
2. Двухфакторная модель контроля и ответственности Р. А. Карасека;
3. Модель личностных модераторов К.
4. Модель дисбаланса усилий и подкрепления И. Зигриста.
23
С одной стороны, представленное многообразие концепций показывает нам некую бессодержательность понятия «стресс», так как существует некая неопределенность. С другой стороны, получается, что профессиональный стресс в данном случае - это своеобразный ярлык. Данный ярлык является собирательным образом, который является отражением различных проблем, наблюдений, фактов, в жизнедеятельности человека.
Проведенный анализ теоретических источников позволил выделить три основных концептуальных парадигмы моделей профессионального стресса:
1 - Основополагающей в экологическом подходе является парадигма соответствия в системе «личность – среда». В данном случае стресс представлен с точки зрения дисбаланса. Дисбаланс наступает тогда, когда окружающая среда предъявляет требования к личности, но ресурсы личности ограничены, и она не может соответствовать этим требованиям. Последствиями такого дисбаланса являются как различные нарушения в плане физического здоровья работника, так и нарушение его трудовой деятельности и снижение эффективности труда.
2 – Значимой в психологической модели стресса является «процессуально- когнитивная» парадигма (Р. Лазарус). С данной точки зрения стресс трактуется как: «…процесс развития индивидуально-личностных форм адаптации в условиях деятельности, осложненной различными факторами». Активизация комплекса внутренних резервов организма для преодоления возникших трудностей, а также оценка ситуации с позиции когнитивного плана, все это основные компоненты рассматриваемой парадигмы.
3 - Основополагающей с точки зрения регуляторного подхода является парадигма регуляции состояний. Данный подход обеспечивает анализ стресса как состояния, который является итогом преобразований механизмов регуляции деятельности и поведения. Но это возможно только в том случае, когда стрессоры имеют длительное воздействие [82].
Анализ психологической литературы показывает, что перечисленные выше парадигмы представлены как некие конкурирующие структуры, хотя на самом деле, между ними нет серьезных разногласий и границ. На самом деле данные
24 парадигмы являются отражением различных механизмов развития профессионального стресса. Для разработки универсальной концепции профессионального стресса необходимо не только критично анализировать существующие концепции, но и искать необходимый диагностический инструментарий.
Существуют три уровня оценки профессионального стресса с точки зрения иерархии [34]:
1. представленный в моделях экологического типа макроанализ стрессовой ситуации. Развитие профессионального стресса в разрезе отрицательных последствий, а также причин развития данного вида стресса.
2. оценка уровня профессионального стресса посредством анализа промежуточных переменных, применяемая с точки зрения процессуально- когнитивной концепции, где выделенные переменные являются характеристикой личного отношения индивида к имеющимся ситуативным факторам и отражением его личного опыта реагирования на стресс.
3. оценка уровня профессионального стресса посредством микроанализа конкретно существующих механизмов активации адаптационных психофизиологических ресурсов личности, построенная на концепции профстресса регуляторного типа.
Такой иерархический подход в анализе затрагивает все уровни функционирования личности в организации в ходе профессиональной деятельности и открывает для поиска и понимания стресс-факторов как макроуровень, так и уровень индивидуальности в совокупности с реакциями организма. Это позволяет предполагать более качественное и глубокое решение практических задач профилактики и коррекции стресса, и обеспечить избирательность как в отношении инструментария анализа ситуации профессионального стресса, так и в отношении качественного анализа для выделения повреждающих личность факторов и отбора средств помощи и методов ее организации.
25
Итак, можно сказать, что комплекс факторов, которые входят в структуру данных моделей и представляют профессиональный стресс. Недостаточная заработная плата, необоснованно высокие требования, отсутствие влияния на сам процесс деятельности - все это можно назвать факторами, которые вызывают профессиональный стресс у работника в современной организационной системе.
1.3 Профессиональный стресс как источник профессионального
выгорания у медицинских работников
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере стресса обозначилась невозможность личности конструктивно справится с профессиональным стрессом и применение человеком различных деструктивных способов его преодоления.
Предполагают, что это может быть обусловлено высокой интенсивностью деятельности, снижением контроля за рабочими нагрузками, общим ростом напряженности и увеличением количества стресс-факторов в производственной ситуации и деятельности. Именно такая совокупность причин и определяет, возможно, общее ощущение психологического дискомфорта и неблагополучия, быстротечное развитие синдрома выгорания с вытекающими отсюда последствиями в виде профессионального выгорания и деформаций личности.
Особенно остро проблема психического здоровья личности обозначилась в конце предыдущего – начале нынешнего (21-го) столетия. Примерно в этот период в психологии, как зарубежной, так и в отечественной, появилось понятие
«профессиональное выгорание», под которым первоначально понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности [6].
Известно, что становление личности в профессии процесс длительный, сложный и многоаспектный, при этом он еще и непрерывен в своём постижении и развитии. В ходе профессионализации с человеком происходят изменения, обусловленные родом выбранной деятельности, ее содержанием и ее основным
26 смыслом и целью. Личность обретает в ходе подготовки необходимые способности, навыки и полноценную профессиональную компетентность, которая обеспечит ему профессиональную самореализацию. Но, как в любом сложно организованном процессе развития, здесь существуют свои этапы, кризисы и возможность разворачивания негативных сценариев при преодолении отдельных сложных точек профессионального становления (профессиональная стагнация, деформации личности, различные деструкции поведения и деятельности).
Феномен профессионального выгорания относится к категории деструктивных изменений личности в ходе трудовой детальности, а источником его, в общем виде, является хронически существующая на пути профессионализации напряженность с сопровождающими ее негативными эмоциями и чувствами (эмоциогенность труда).
На выгорание как психологическое явление ученые обратили свое внимание не так давно. Научные разработки по данной проблеме появились почти одновременно в США и в России (Советском Союзе) в 60-70-е гг. прошлого века [63]. Впервые этот феномен был описан Б. Г. Ананьевым [3] в
1968 году. По его мнению, «профессиональное сгорание» есть негативное явление, возникающее у представителей «помогающих» профессий, а также связанных с непосредственным общением с людьми.
В 1969 году Г. Бредли [28] исследовал и описал сходные состояния, которым были подвержены сотрудники американских пенитенциарных учреждений. Однако автором собственно понятия «выгорание» (англ. burnout) по праву считается американский психиатр Г. Фройденбергер (Н. Freudenberger)
[23], описавший в 1974 году данный феномен как психологическое состояние людей, оказывающих профессиональную помощь и в силу этого находящихся в постоянном тесном общении с клиентами, зачастую в эмоционально напряженной атмосфере.
В 1976 году социальный психолог К. Маслач [46] (C. Maslach) сделала следующий шаг в описании данного феномена. Она определила его уже как
27 синдром, включающий в себя не только эмоциональное, но и физическое истощение, а также ряд деструктивных профессиональных и личностных изменений. Например, негативное отношение к работе, утрату эмпатии и возрастающее отрицательное отношение к пациентам или клиентам, к коллегам
[46].
Устойчивость к воздействию различных стрессоров в профессиональной деятельности занимала психологов разных направлений уже достаточно давно. В работах Г. Селье [71], Р. Лазаруса [41], М. Фридмана [64] показано деструктивное влияние длительного стрессогенного воздействия на психологическую устойчивость, общее самочувствие человека, а также его удовлетворенность результатами собственной деятельности, как стресс-реакции на межличностные отношения в социальных профессиях.
В литературе даже появился термин «бессильный помощник», описывающий реакцию работников на продолжительный «стресс общения».
Несмотря на существующий интерес к проблеме, наибольшее внимание к данному феномену приходится на 70-е годы двадцатого века. Среди причин называют, усилившуюся в американском обществе, тенденцию к индивидуализации, стремление к личной самореализации, а также реорганизацию социальных служб, предпринятую в США на правительственной основе. В довоенный период роль социально-психологической поддержки осуществлялась главным образом неформально – родственниками, соседями, друзьями, религиозными общинами. Результатом вмешательства американского правительства в структуру социальных служб стало усиление их бюрократически-правовой основы. Повышение уровня ожиданий как со стороны общества по отношению к работникам социальных служб, так и работников служб в отношении профессиональной самореализации не выдержали столкновения с реальностью.
Огромное количество исследований и публикаций, появившихся в это время, отличалось чрезвычайной разнородностью. Для одних был характерен клинический подход к проблеме, предложенный Г. Фройденбергером [23],
28 другие были весьма субъективны. Эмпирический материал содержали всего десятая часть всех публикаций. В смысл понятия «выгорание» каждый автор вкладывал свои критерии, границы его расширялись до любых пределов, в результате этого под данным понятием стало возможным понимать практически любой феномен, что создало опасность потери его смысла в целом. Отсутствие единой концептуальной модели потребовало изменение подхода к изучению феномена «выгорания», необходимость систематизации его экспериментального изучения.
Новый этап исследований дополнил научными методами разнородные теоретические модели. Были разработаны стандартизированные методики, позволяющие не только диагностировать «выгорание», но и получить данные о его структуре и причинах возникновения. Исследовательский подход, в отличие от клинического, позволил расширить понимание данного феномена и его механизмов. В результате представление о «выгорании» как атрибуте профессий типа «человек-человек» дополнилось за счет представителей других профессиональных сфер [72].
На рубеже веков представления о феномене «выгорания» вышли за рамки психологии. Включившись в исследования, представители социологии, педагогики, медицины превратили данную проблему уже в междисциплинарную. Но, несмотря на огромное количество эмпирических исследований, единой позиции по основным вопросам так и не было выработано.
Под «выгоранием» нередко понимается функциональный поведенческий стереотип, позволяющий экономить внутренние ресурсы организма. В. В. Бойко
[10] выгорание выделил в качестве выработанного человеком механизма психологической защиты, понижающего интенсивность эмоциональных проявлений в ответ на длительные стрессогенные воздействия.
Следовательно, данный феномен, являясь для субъекта механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией, сам по себе конструктивен, однако как явление, поражающее людей в профессиональной среде типа «человек-