Файл: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
Таблица 3 – Результаты расчета критерия Манна-Уитни
№
п./п.
Параметр
Вывод
1
Психоэмоциональное истощение (ПИ)
U
эмп
(50), различия не достоверны
2
Личностное отдаление (ЛО)
U
эмп
(36), различия не достоверны
3
Профессиональная мотивация (ПМ)
U
эмп
(34), различия не достоверны
4
Индекс психического выгорания (ИПв)
U
эмп
(41), различия не достоверны
5
Напряжение (Н)
U
эмп
(434.5), различия не достоверны
6
Резистенция (Р)
U
эмп
(447), различия не достоверны
7
Истощение (И)
U
эмп
(428.5), различия не достоверны
8
Эмоциональное истощение (ЭИ)
U
эмп
(24,5), различия достоверны при р≤0,05 9
Деперсонализация (Д)
U
эмп
(26), различия достоверны при р≤0,05 10
Редукция профессионализма (РП)
U
эмп
(46), различия не достоверны
11
Уровень эмпатийности (УЭ)
U
эмп
(445), различия не достоверны
12
Интерес к работе (ИкР)
U
эмп
(44), различия не достоверны
13
Удовлетворенность достижениями в работе
(УДвР)
U
эмп
(33,5), различия не достоверны
14
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками (УВсС)
U
эмп
(43,5), различия не достоверны
15
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством (УВсР)
U
эмп
(40), различия не достоверны
16
Уровень притязаний в профессиональной деятельности (УПвПД)
U
эмп
(49), различия не достоверны
17
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку (ПВРВЗ)
U
эмп
(41), различия не достоверны
18
Удовлетворенность условиями труда (УУТ)
U
эмп
(39,5), различия не достоверны
19
Профессиональная ответственность (ПО)
U
эмп
(44), различия не достоверны
20
Общая удовлетворенность трудом (ОУТ)
U
эмп
(43,5), различия не достоверны
59
Как видно из таблицы 3, расчет критерия Манна-Уитни позволил выявить два достоверных различия (при р≤0,05) в результатах первичной диагностики основной и контрольной группы. Так, у респондентов контрольной группы на констатирующем этапе исследования оказался выше уровень эмоционального истощения и деперсонализации. Эти данные необходимо учесть при установлении эффективности профилактической работы на контрольном этапе исследования.
2.3
Разработка
и
апробация
программы
предупреждения
профессионального выгорания медицинских работников
На этом этапе основной целью явилась необходимость разработки и апробации программы профилактики профессионального выгорания личности медицинских работников.
Для решения этих задач нами с экспериментальной (основной) группой испытуемых была проведена формирующая работа – осуществлены занятия по разработанной профилактической программе.
Программа разрабатывалась на основании установленных в ходе теоретического анализа проблемы фактов о специфике синдрома выгорания, его симптомов и особенностей их образования.
Цель и средства программы были определены благодаря теоретическому анализу проблемы ресурсов личности, которые способны поддерживать оптимальный уровень нервно-психического напряжения, а также методов и приемов, необходимых для самоанализа, саморегуляции и самоорганизации при организации личности самопомощи и организации условий здоровьесбережения в ходе повседневной жизни. Программа была практико-ориентирована и позволяла опосредовано стимулировать мотивацию участников на личную активность в целях сохранение здоровья и поддержания высокого уровня профессиональной и личностной эффективности.
60
Цель и задачи программы, разработанной нами, достигаются при помощи интеграции таких двух видов деятельности как психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Введение в программу просветительских методов обусловлено необходимостью обеспечить личности медицинских работников-участников экспериментального исследования осведомлённость по проблемам стресса, его негативных последствий в случае деструктивной переработки его последствий, его влияния на продуктивность деятельности и общую удовлетворенность жизнью личности. Также мы считаем необходимым довести до осознания медработников признаки нервно-психического истощения и последовательность нарастания тяжести симптомов эмоционального выгорания в совокупности с влиянием его на все сферы личности и особенностей проявления и влияния на поведение, общение и деятельность человека.
Психологическая профилактика достигалась при помощи активных методов, специальных психотехнических приемов и упражнений в рамках групповой работы.
Программа, направленная на профилактику профессионального выгорания у медицинских работников, представлена 9 занятиями. Общее количество часов
– 32 академических часа. Организация работы в рамках программы было следующим:
Вводная часть – 2 акад. ч.:
Основная (содержательная) часть – 28 акад. ч. (7 встреч продолжительностью 4 акад. ч);
Заключительная часть – 2 акад. ч.
Для разработки содержания программы нами был произведен теоретический анализ проблемы профилактики и коррекции синдрома эмоционального и профессионального выгорания.
Также нами были проанализированы возможности методов психогигиены, релаксации и саморегуляции, коммуникативных методов построения конструктивного взаимодействия и общения, а также методов когнитивного
61 анализа. Основанием для анализа и отбора методов и приемов, используемых в программе, явилась необходимость в определении, во-первых, их целесообразности в аспекте решаемых задач, во-вторых, эффективности и доступности в применении с учетом условий организации экспериментального исследования, и, в-третьих, доступность для внедрения участниками программы отдельных приемов и техник в повседневность жизни.
Цель программы – создание условий для овладения первичными навыками предупреждения развития синдрома эмоционального и профессионального выгорания у медицинских работников, а также его когнитивного осмысления и понимания механизма образования и признаков протекания.
Задачи:
1. Обеспечить условия для групповой работы испытуемых по профилактике профессионального выгорания.
2. Сформировать представления о синдроме эмоционального и профессионального выгорания, механизмов его образования и симптомах протекания и этапов нарастания их тяжести (когнитивный компонент профилактики и самопомощи).
3. Сформировать эмоционально-положительное отношение к здоровьесбережению и возможностям личности к собственным возможностям в профилактике деструктивного развития профессионального стресса и эффективности своевременной и регулярной самопомощи при нервно-психическом истощении.
4. Создать условия для получения испытуемыми первичных навыков самопомощи и саморегуляции собственных эмоциональных состояний в целях сохранения полноценной профессиональной самореализации.
При разработке программы и при отборе практического методического
(рабочего) материала нами были использованы разработки и научно- практические материалы таких ученых, как В. А. Аббабаков [1], К. Маслач [45],
О. В. Завязкин [26], В. Я. Апчел [5], Н. К. Иванова [29], Н. Е. Водопьянова [14],
А. Н. Кошелев [36], И. Ю. Митева [
48
], В. А. Бодров [8], Н. Осухова [55] и др.
62
Программа профилактики профессионального выгорания медицинских работников
Программа, разработанная нами, предполагает создать условия для овладения первичными навыками предупреждения развития синдрома эмоционального и профессионального выгорания у медицинских работников, а также для его когнитивного осмысления и понимания механизма образования и признаков протекания.
В ходе реализации программы запланирована непосредственная работа с участниками в группе с использованием специально подобранных заданий и технологий. Также, в программу введены задачи просвещения испытуемых, в ходе решения которых должен сформироваться необходимый уровень осведомленности участников по проблемам стресса, его деструктивных последствий для личности, а также его проявлений на уровне физиологических процессов организма и психологических и поведенческих особенностей личности.
Психологическое просвещение реализовывалась фронтально в группе, работа реализовывалась посредством лекций-бесед.
Работа в программе реализовывалась в течении девяти встреч, две их которых (первая и последняя) были посвящены введению в работу и ее завершению, а семь – представляли собой содержательную часть программы.
Первое, вводное, занятие посвящено было осмыслению цели предстоящей групповой работы, ее содержания и ожидаемых результатов. Также здесь решались задачи мотивации участников на овладения навыками самопомощи для обеспечения здоровьесберегающего стиля жизни. Основным методом вводной встречи был метод дискуссии и свободной беседы. Время занятия – 1 акад. ч.
Заключительное занятие посвящено подведению итогов, структурированию достижений как просвещенческого, так и профилактического блоков программы. Методы работы – обратная связь, групповая разработка
63 проектов внедрения в практику жизни освоенных приемов и обсуждение способов рациональной жизнедеятельности. Время занятия – 1 акад. ч.
Принцип организации занятий на содержательном этапе работы.
Занятия были организованы типичным образом. В каждом присутствовали такие этапы, как:
Этап «Приветствие», цель которого снять напряжение, создать условия безоценочности и открытости, создать установку на работу.
Этап «Психологическое просвещение»: обсуждение проблемы в аспекте цели программы в соответствии с тематическим планом программы.
Этап «Профилактика» - комплекс целесообразных содержательных методов и приемов, направленных на анализ состояний и способов его изменения и регуляции.
Этап «Завершение» - заключительная часть занятия, где решаются задачи его завершение с подведением итогов, выделением главного и акцентированием эмоционально положительного состояния.
Содержание программы профилактики профессионального выгорания медицинских работников
Встреча 1.
Тема «Профессиональный стресс и синдром выгорания».
Метод: дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
Стресс: норма жизни?
Можно ли его избежать? Нужно ли его избегать?
Можно ли предупредить деструктивное развитие последствий стресса?
Профессиональное выгорание – закономерность или нарушение?
Может ли обычный человек в реальных условиях предотвратить профессиональное выгорание и профессиональную деформацию личности?
64
Формат дискуссии – свободное высказывание, обсуждения актуально существующих представлений о проблеме.
Задача ведущего – обеспечивать структурирование содержания дискуссии в аспекте активации возможностей личности в преодолении последствий стресса и профилактики выгорания. Обеспечение достаточного уровня мотивации, необходимых для продуктивности работы на содержательном этапе программы.
Встреча 2.
Цель – актуализация поставленной проблемы, сбор информации от участников и работа над осознанным отношением к реально существующим состоянием и ситуацией в жизни.
Тема просвещения: «Профессиональный стресс: его суть и механизмы образования».
Цель: повышение компетенции респондентов по вопросам профессионального выгорания.
Основной этап:
1) сбор информации о проблемах участников группы, существующих в рамках рабочего процесса в профессии;
2) активная работа участников в подгруппах. Задания, приемы и технологии:
техника «Будем знакомы»:
упражнение «Идеальная производственная ситуация»,
техника «Письмо моему руководителю».
3) Обсуждение и обратная связь.
4) Поведение итогов. Формулирование установки на продолжение работы.
Встреча 3.
Цель – работа над осознанным отношением к реально существующим эмоциональным состояниям и ситуацией в жизни.
Тема просвещения: «Динамика развития стрессовых расстройств.
Симптомы и признаки».
65
Цель: повышение компетенции респондентов по вопросам профессионального выгорания.
Основной этап:
1) Встреча и организация работы.
2) Активная работа участников в подгруппах. Задания, приемы и технологии:
приветствие «Пожелание по кругу»;
обсуждение результатов диагностики и формулирование личных целей профилактики;
техника «Колесо личного благополучия»;
работа над целеполаганием.
3) Обсуждение и обратная связь.
4) Поведение итогов. Формулирование установки на продолжение работы.
Встреча 4.
Цель – работа над осознанным отношением к реально существующим эмоциональным состояниям и ситуацией в жизни, формирование готовности к самопомощи.
Тема просвещения: «Возможности личности в регуляции своих состояний и настроений».
Цель: повышение компетенции респондентов по вопросам профессионального выгорания и возможностей его профилактики.
Основной этап:
1) Приветствие «Нестандартное приветствие».
2) Групповое обсуждение способов и приемов саморегуляции и самоконтроля, имеющихся в арсенале участников группы.
3) Активная работа участников в подгруппах. Задания, приемы и технологии:
техника «Мои ассоциации», например, техника «Какой я цветок?
Животное?
Предмет?» и пр.
Цель: метафоризировать самовосприятие себя в аспекте актуального эмоционального
66 состояния для более полного осмысления сути самоощущения и смысла этого;
упражнение «Заблудившийся рассказчик».
4) Обсуждение и обратная связь.
5) Поведение итогов. Формулирование установки на продолжение работы.
Встреча 5.
Цель – работа над осознанным отношением к реально существующим эмоциональным состояниям и ситуацией в жизни, формирование готовности к самопомощи.
Тема просвещения: «Возможности личности в регуляции своих состояний и настроений: релаксация и саморегуляция».
Цель: повышение компетенции респондентов по вопросам профессионального выгорания и возможностей его профилактики.
Основной этап:
1) Анализ стратегии релаксации. Обсуждение этапов и особенностей овладения техниками релаксации.
2) Апробация метода прогрессивной мышечной релаксации.
овладение базовыми принципами релаксации,
тренировка процедуры напряжения-расслабления;
напряжение-расслабление последовательных групп мышц.
3) Технология опознания и утилизации неконструктивных компонентов или элементов. Упражнение «Мусорное ведро»,
4) Обсуждение и обратная связь.
5) Поведение итогов. Формулирование установки на продолжение работы.
Встреча 6.
Цель – работа над осознанным отношением к реально существующим эмоциональным состояниям и ситуацией в жизни, формирование готовности к самопомощи.
Тема просвещения: «Возможности личности в регуляции своих состояний и настроений: аутотренинг и его возможности».
67
Цель: повышение компетенции респондентов по вопросам профессионального выгорания и возможностей его профилактики.
Основной этап:
1) Анализ стратегии аутотренинга. Обсуждение этапов и особенностей овладения технологией аутотренинга.
2) Апробация базовых методов аутотренинга.
3) Технология опознания и утилизации неконструктивных компонентов или элементов. Упражнение «Найди и промолчи».
4) Обсуждение и обратная связь.
5) Поведение итогов. Формулирование установки на продолжение работы.
Встреча 7.
Цель – работа над осознанным отношением к реально существующим эмоциональным состояниям и ситуацией в жизни, формирование готовности к самопомощи.
Тема просвещения: «Возможности личности в регуляции своих состояний и настроений: когнитивный анализ и целеполагание».
Цель: повышение компетенции респондентов по вопросам профессионального выгорания и возможностей его профилактики.
Основной этап:
1) Анализ цели и стратегии когнитивного анализа. Обсуждение этапов и особенностей его проведения.
2) Апробация метода когнитивного анализа.
вводное упражнение «Селектор», направленное на активизацию внимания и умения видеть признаки, проявления, связи и последствия,
овладение приемами анализа сообщений, посредством выделения языков средств и организации речевого сообщения;
овладение приемами логического анализа.
3) Обсуждение и обратная связь.
4) Поведение итогов. Формулирование установки на продолжение работы.