Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Понятие социализация личности. Факторы, влияющие на социализацию личности.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:
Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).
В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.
Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.
Первичная социализация.Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.
Остальные виды социализации:
Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Основными институтами социализации являются:
- семья;
- сверстники;
- образовательные учреждения;
- религия;
- правовая система;
- средства массовой информации.
В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация
– это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.
По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием «Я»: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).
Концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями.
По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.
Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.
До 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).
2-7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).
7-11 лет – стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).
12-15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.
Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Зачастую социализация происходит через конфликт.
На основании многочисленных психологических исследований можно предполагать, что конфликтная личность – это достаточно проблемная личность. Она стремится во что бы то ни стало к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью своих конфликтных действий.
Такая личность часто является инициатором конфликтов, причем данные конфликты имеют, как правило, разрушающий характер и негативные последствия. В психологическом плане конфликтный человек является личностью дезадаптированной. То есть, такая личность воспринимает возникающие противоречия и проблемы как представляющие угрозу для ее интересов, статуса, достоинства, благополучия и пр.
Такое восприятие подталкивает ее на участие в конфликтном противостоянии. Однако эти личности обладают разнообразными психологическими характеристиками - и общими, и особенными12.
Например, к общим Т.С. Кабаченко относит высокую силу и подвижность нервных процессов с преобладанием процессов возбуждения; двойственность отношений; острое желание перехватить психологическую инициативу. Они обладают неадекватной самооценкой и с ранних лет приобретают опыт психологического противоборства. Наблюдается за ними и низкая нормативность регуляции поведения. К особенным он относит специфичность так называемых акцентуаций, а также и особенности характера (доминантность, недоверчивость, напряженность, опосредованность). Они в основном направлены на соперничество и противоборство. Уровень индивидуального проявляется в количественном выражении общего и особенного.13
Такую личность следует описывать системно. Такое описание конфликтной личности, как отмечают зарубежные исследователи, обязательно должно проводиться с учетом биологических, психофизиологических и психологических процессов, характерологических особенностей, личностной и профессиональной направленности. Это позволит осуществлять более точную и успешную психологическую диагностику конфликтной личности.
Основными методами снижения уровня конфликтности личности, компенсации ее возможных комплексов являются целенаправленные психологические воздействия, ориентированные на обобщенные личностно-деловые качества, соответствующие профессиональным эталонам14.
Характерными чертами конфликтной личности можно считать раздражительность, гневливость и вспыльчивость.
Следует заметить, что человек вовсе не может быть спокойным и уравновешенным постоянно. Даже самый уравновешенный человек, который неплохо владеет собой в любой ситуации, рано или поздно, может выйти из себя. Иногда внешнее спокойствие, сдержанность может скрывать внутреннюю глубокую тлеющую неудовлетворенность, которая может бурно проявиться при появлении какого-либо инцидента.
Однако, если человек отличается вспыльчивым характером, это еще является показателем его конфликтности. Несомненно, темперамент, характер влияют на манеру общения с людьми, но не определяет ее. Чаще всего межличностный конфликт возникает не просто в результате непонимания, а стойкого нежелания понять друг друга.