Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В такой ситуации следует попытаться сдерживаться и контролировать себя, иначе противостояние и борьба могут длиться достаточно долго, неизбежно подрывая психосоматическое здоровье.

По мнению Н.В. Гришиной, к конфликтам часто приводят такие распространенные чувства и намерения, как черная зависть и корысть. Это может быть зависть к материальным благам у другого, социальному статусу и даже к интеллектуальным умениям других.

Завистливый человек вредит в первую очередь себе, а затем уже окружающим. Можно выстроить следующую цепочку возникновения конфликта: зависть – злость ненависть – конфликт. И все же, какими бы ни были мотивы и намерения, связующим звеном всегда оказывается злость и озлобленность. «Злоба – это порок, природная извращенность», как считал Рене Декарт 15.

К конфликтным можно отнести человека с демонстративными или доминирующими свойствами личности. В плане темперамента, к ним чаще относят холериков, которым свойственна активная, но не всегда успешная деятельность в самых разнообразных направлениях. Они стремятся все время быть на виду, имеют завышенную самооценку и весьма амбициозны. Эти типы стремятся постоянно быть в центре внимания. Стараются всегда хорошо выглядеть в глазах других.

Отношение таких личностей к людям определяется тем, как к ней относятся другие. Люди с такими характеристиками легко себя чувствуют в поверхностных конфликтах, возникающих по малозначительным причинам. Однако, весьма хорошо такая личность может приспособиться и к конфликтным ситуациям другого рода. В у них основном преобладает ярко эмоциональное поведение, рациональное начало выражено у них достаточно слабо.

Планирование своей деятельности такой человек осуществляет от случая к случаю и тем реже воплощает сои мечты в жизнь. Он избегает также и кропотливой, систематической работы, особенно под жестким контролем. В напряженной ситуации он вовсе не уходит от конфликтов, в ситуации спора, чувствует себя весьма превосходно. Чаще всего он сам является провокатором и сам оказывается источником спора, однако сам себя таковым не считает.

Следующая конфликтная личность – это ригидный и косный тип. Эти люди не умеют быть гибкими и быстро перестраиваться, они не умеют учитывать в своем поведении изменение ситуации, обстоятельств и приспосабливаться к ним, не умеют также принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих. Они также весьма честолюбивы и часто проявляют болезненную обидчивость, подозрительность и злопамятность.


Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение. Они также обладают завышенной самооценкой и постоянно требуют одобрения и подтверждения собственной значимости. Часто не учитывая изменения ситуации и проявляют прямолинейность и бестактность. Отсутствуют у них и навыки дипломатии. С большим трудом и нежеланием принимают точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Ожидают со стороны выражения почтения и воспринимают это как должное, а выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимают как оскорбление и обиду. По отношению к своим поступкам они совершенно не критичны. Отличаются люди этого плана повышенной чувствительность по отношению к мнимым или действительным несправедливостям, однако ярко и бурно своих эмоций не проявляют.

Следующий типаж конфликтной личности – это неуправляемый тип. Отличаются люди такого плана импульсивностью и недостаточно себя контролируют. Его поведение трудно предсказуемо. Часто ведет себя вызывающе и агрессивно. Может он в критической ситуации не обращать внимания на общепринятые нормы и поведения, и на принятые нормы в коллективе. Также обладает завышенной самооценкой и амбициями. Эта личность постоянно требует подтверждения своей собственной значимости, а во многих своих неудачах склонен обвинять только других. Также он не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить свои планы в жизнь. Кроме того, у такой личности недостаточно развита способность соотносить свои поступки с общими целями группы и с конкретными обстоятельствами. Если даже имеется прошлый негативный опыт, он из этого прошлого опыта, даже горького, извлекает мало уроков, пригодных и полезных для будущего.

Еще один разновидность – это сверхконфликтная личность. Можно сказать, что это педант. Личность такого типа всегда предельно пунктуальна, придирчива, чаще занудна, хоть и исполнительна. Он как правило отталкивает людей от себя. Характеризуется она следующими особенностями поведения - предъявляет повышенные требования в основном к себе, педантично и весьма скрупулезно относится к работе, но более завышенные требования предъявляет к окружающим. Предъявляя свои претензии, часто делает это жестко, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как постоянные придирки. Он болезненно и чрезмерно чувствительно относится ко всем моментам и деталям.

В силу перечисленных характеристик, такая личность обладает повышенной тревожностью и склонна придавать гиперболизированное значение замечаниям окружающих. Может она иногда резко и беспричинно порывать отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его не заслуженно обидели. От всех этих проявлений такая личность страдает сама, болезненно переживает свои неудачи, и часто расплачивается за них даже

целым букетом болезней - появляются бессонница, головные боли и т.п. Такая личность очень сдержана во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях и не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Еще одна из разновидностей конфликтной личности – это на первый взгляд бесконфликтный тип. Но чаще всего, это личность, сознательно уходящая и убегающая от конфликта. Свойственно таким людям перекладывать ответственность в принятии решения на других (если это руководитель - то на своего заместителя), к тому же и она еще и беспринципная. Между тем конфликт может нарастать и обрушиваться на такую личность. Весьма болезненно переживают это такого типа руководители. Нарастание конфликтной ситуации для руководителя чревата неприятными последствиями.

Для такой личности характерно следующее поведение – неустойчивость в оценках и мнениях, легкая внушаемость и внутренняя противоречивость. Для нее характерны некоторая непоследовательность поведения. Чаще всего она ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях и поэтому плохо эта личность видит перспективу. По этой причине достаточно сильно зависит от мнения окружающих – коллег или сотрудников. Не обладает такая личность также и достаточной силой воли, и не задумывается глубоко над последствиями своих поступков. Чаще всего в критической ситуации она излишне стремится к компромиссу.

Представленные разновидности конфликтных личностей встречаются наиболее часто, но не дают все же полного перечня своих характеристик. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы – повышенной возбудимостью и пониженной тормозимостью. В то же время, холерик быстро остывает и переходит к неконфликтному взаимодействию.

Личность с завышенным или заниженным уровнем притязаний также может быть причастным к возникновению межличностных на основе своего внутриличностного конфликта. Адекватный уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Негативную реакцию со стороны окружающих, вызывает завышенная самооценка, а заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.


Кроме этих выделяют еще некоторые разновидности конфликтных личностей. Например, целенаправленно конфликтный - рассматривает конфликт как средство достижения собственных целей. Часто выступает активной стороной в развязывании конфликта. Эта личность склонна к манипуляциям, психологическим играм во взаимоотношениях. Особенно расчетливо действует в конфликтной ситуации и способна просчитывать возможные варианты ее развития на многие шаги вперед и явно трезво оценивая сильные и слабые стороны в позициях сторон, хорошо владеет четко отработанной техникой общения в горячем споре. Эта личность представляет собой наиболее опасный тип конфликтной личности.

Можно выделить еще один тип конфликтной личности – так называемый «танк». Это как правило грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Для него характерна гордо поднятая голова, громкий голос и ощущение самоуверенности. Эти личности абсолютно уверены в том, что они знают нужды и чаяния своих коллег и что их советы - самые компетентные. Весьма эгоистичны и совершенно уверенны в своей правоте. Они убеждены, что окружающие должны уступать ему дорогу. Негативно относятся к тому, что кто-то ставит под сомнение его правоту. Чрезмерно озабочен своим авторитетом и болезненно самолюбив. Весьма настороженно относится к юмору и шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытое посягательство на его личность, честь и достоинство. Попытки обсудить какие- либо профессиональные и иные проблемы с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут совершенно бесполезны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру – ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такого типа личность нацелена исключительно на дело, а люди для него являются винтиком и инструментом.

В сложившемся конфликте этот тип критикует он не объективные причины, а вполне конкретных людей. Делает он это с большим воодушевлением, увлеченно, со знанием дела, с реально подготовленными фактами, выводами и заключениями. Он очень хорошо знает как все должно быть, имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет, а будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо тщетной попыткой оправдать кого-либо.


Еще одна разновидность – это обвиняющий тип. Он руководствуются острым желанием выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его с его речевого потока невозможно, он не теряет нити своей речи. Обычно после одного-двух часов неутомимого раскрытия истины такому типу становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Не следует хоть малым намеком дать ему понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Если это сделать, то он повторит свою длинную речь еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

Можно также наблюдать и еще одну разновидность - это такие типы конфликтных личностей, как жалобщики. Они бывают двух типов: реалистичные и параноидальные, которые жалуются на воображаемые обстоятельства.

В некоторых случаях можно столкнуться с данным типом людей в качестве слушателя, в других – в качестве предмета их жалоб и обвинений. Чаще всего в своих речевых оборотах они применяют слова - "всегда" или "никогда". Эти типы очень эмоционально и красноречиво описывают свои беды, и делая это так, что у слушателя нередко складывается мнение в их пользу. Было бы большой ошибкой соглашаться с жалобщиками или наоборот доказывает им, что они не правы. Стоит скорее всего перефразировать их жалобы своими словами, и дать им понять, что переживание их замечено. Также следует применять стратегии слушания в общении и выслушивать его независимо от того, прав он или не прав.

Таким образом, можно ему вернуть ощущение собственной значимости. А уже после высказывания сути его основной жалобы, можно будет искать способ прекращения разговора или перевода его на другую тему. Также рекомендуется переключить его внимание на решение проблемы, выяснить, что он собирается делать, какие способы решения проблемы видит.

Наблюдается в конфликте еще и сверхпокладистые. Они всегда и во всём уступают другим людям, и на первый взгляд не создают особых трудностей в процессе взаимодействия, но только на первый. Время от времени они создают проблемы не только себе, но и другим. На него нельзя полагаться, так как часто его слова расходятся с делом. Применяя стратегии общения, ему следует показать, что вы хотите правдивости с его стороны и постараться убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться не тем, что он во всём с вами соглашается, а тем, насколько он будет правдив, и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем.