Файл: Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Контрактная служба и внедрение информационных систем в сфере закупок
Контрактная служба в процессе достижения основных целей закупок (на примере города Севастополя)
Информационные системы в сфере закупок
Структура ПК «Региональная контрактная система города Севастополя»:
Второе, в ЕИС КС появилась возможность формировать и вести план закупок в структурированном виде, что делает возможным полную автоматическую обработку содержащейся в нем информации. Практика прошлых периодов, когда заказчики, как правило, размещали сведения о планах закупок на официальном сайте в виде скан-копий в формате pdf. сходит на нет.
В то же время отсутствуют ключевые элементы, позволяющие вызывать информационную систему, использующую единую информационную систему.
Таким образом, анализ общедоступной информации, опубликованной на официальном сайте, технической (эксплуатационной) документации официального сайта, сервисов официального сайта показал, что проблемы, характерны для официального сайта, и что проект по созданию ЕИС КС был запланирован и финансировался из федерального бюджета.
Отсутствует единство технологического цикла деятельности по государственным закупкам: на данный момент невозможно проследить путь чтобы с момента конкретной закупки, включенной в план закупок/график закупок, до исполнения контракта (отсутствует сквозной процесс перехода к документу в соответствии с работой заказчика, циклом).
Отсутствует интеграция бюджетных и закупочных процессов, которое может быть преодолено на технологическом уровне путем взаимодействия информационных систем государственных органов для управления бюджетным планированием с официальным сайтом. В связи с тем, что бюджетные и закупочные процессы на технологическом уровне разделены, трудно оценить эффективность закупок с точки зрения того, в какой степени осуществляются запланированные закупки и достижения поставленных целей. Согласно результатам опроса представителей клиентов, у них есть отдельный компьютер для взаимодействия с ЕИС КС и отдельный компьютер для электронного бюджета.
Отсутствие интеграции закупочного процесса с реализацией госпрограмм.В технических требованиях на создание ЕИС и развитие подсистемы Управления закупками не предусмотрено взаимодействие
с информационными системами управления государственными программами, в частности, с автоматизированной информационной системой «Государственные программы», ответственным за ведение которой является Минэкономразвития России, что порождает ряд проблем.
Технические проблемы, а именно: из-за планового технического обслуживания официальный сайт недоступен во многих регионах страны в рабочее время в соответствующей части территории Российской Федерации и низкая производительность официального сайта. Например, во время пиковой нагрузки, когда вы используете функцию поиска на официальном сайте, запрос обрабатывается в течение длительного времени, а затем появляется сообщение о том, что сайт временно недоступен.
Экспресс-мониторинг текущей функциональности ЕИС КС по состоянию на 14.03.2016 года показал неработоспособность некоторых из функций, доступных в публичной части:
-
Поиск в подразделе «Перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения (223-ФЗ)» раздела «Осуществление закупок» не дает результатов, сведения в разделе отсутствуют. -
Поиск по подразделу «Отчет о проведенных контрольных мероприятиях» раздела «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок» не дает результатов, сведения в разделе отсутствуют. -
Поиск в подразделе «Отчеты заказчиков» раздела «Информация о контрактах и договорах» не дает результатов при выборе значения «Годовой отчет о закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции» параметра «Тип отчета» и исключении прочих значений указанного параметра. -
В «Реестре контрактов, заключенных заказчиками» отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком и снижает прозрачность государственных закупок. В то же время, в «Реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» описываемый функционал имеется.
Предполагалось, что все или часть этих проблем будут решены после перехода к реализации договорных отношений с ЕИС КС. Однако этого не произошло. Кроме того, 14 % респондентов считают, что переход с официального сайта на ЕИС КС делает процедуры закупок менее удобными (Рисунок 10). Следует отметить, что доля таких респондентов несколько выше, чем доля тех, кто считает, что переход на ЕИС сделал их более комфортными. Подавляющее большинство респондентов не заметили никаких изменений в запуске «единой информационной системы».
Рисунок 10 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы оцениваете, переход с ООС (Общероссийский официальный сайт государственных закупок) на ЕИС в целом повысил удобство проведения закупочных процедур?»
Долгое время как в пользовательской, так и в экспертной среде считалось, что плановое техническое обслуживание на официальном сайте существенно мешало пользователям осуществлять поиск покупок, а представителям клиентов выполнять свои задачи по оформлению заказа. В этой связи в анкете содержался соответствующий вопрос. Результаты исследования показали, что даже после перехода на ЕИС КС периоды регулярного технического обслуживания системы продолжают оставаться проблемой (Рисунок 11).
Рисунок 11 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько часто регламентные работы на ЕИС препятствуют Вашей работе?»
Только 13 % респондентов увидели лучшие изменения в этом вопросе. Регулярное обслуживание ЕИС мешают опрошенным 5%. Остальные респонденты часто «испытывают стресс» (22 % респондентов) или иногда - 60 % респондентов.
Следует отметить, что не менее 65 % респондентов были вынуждены покинуть процедуры государственных закупок, отменить их, нарушить условия процедур государственных закупок из-за неработающей ЕИС. (Рисунок 12).
Рисунок 12 - Распределение ответов респондентов на вопрос «На сколько часто Вы отказывались от закупочных процедур, или вносили в них изменения, или нарушали сроки закупочных процедур в связи с
неработоспособностью ЕИС?»
Результаты исследования показывают, что работа ЕИС не оказала негативного влияния на работу каждого четвертого респондента, участвовавшего в исследовании.
Отдельный блок вопросов был посвящен работе горячей линии ЕИС. Эта горячая линия является «лицом» информационной системы для клиентов, которые работают непосредственно «на земле».
Рисунок 13 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Сколько в среднем минут Вам приходится тратить для успешного соединения с оператором горячей линии поддержки ЕИС?»
На рисунке 14 показана разбивка ответов на вопрос о временных затратах, понесенных сотрудниками клиентов в связи с ошибками операторов горячей линии. Только 23 % респондентов смогли дозвониться в первые 15 минут. Все остальные тратят гораздо больше времени, чем на каждый звонок.
Рисунок 14 - Распределение ответов респондентов на вопрос «В среднем с какого раза Вам удается дозвониться на горячую линию поддержки ЕИС?»
Следует также отметить, что опрос выявил проблему разных ответов, данных ответственными сотрудниками горячей линии на одни и те же вопросы - более 50 % респондентов столкнулись с ситуацией, когда они получали разные ответы на один и тот же вопрос в разное время (рисунок 15).
Рисунок 15 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько часто Вы получали разные ответы на один и тот же вопрос от операторов горячей линии поддержки ЕИС?»
Подавляющее большинство респондентов предлагают в качестве меры, которая позволит оптимизировать работу горячей линии, введение голосового меню, позволяющего связаться с соответствующим специалистом. Кроме того, такая мера, как присвоение регистрационных номеров каждому обращению, очень популярна среди респондентов. Наименее популярными механизмами являются онлайн-статистика для оценки качества горячей линии и записи разговоров.
Исследование позволило выявить области, в которых дефицит аналитических данных наиболее существенен:
- общие данные о закупках заказчика и его подведомственных организаций;
- аналитические данные, необходимые для расчета начальных (максимальных) цен государственных (муниципальных) контрактов;
- аналитические данные, необходимые для выбора способа определения поставщика;
- аналитические данные о результатах исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Исходя из оценок удобства различных функций ЕИС КС, наиболее продвинутая функциональность отмечена в рамках официального сайта: например, публикация уведомлений и документации о закупках и публикация протоколов, сотрудничество с реестрами - банковскими гарантиями, контрактами и недобросовестными поставщиками. Наименее удобной для респондентов является функция поиска, а также функциональность, позволяющая интегрировать работу в различные разделы вашего личного кабинета.
2.2. Авторская модель совершенствования управления деятельностью контрактной службы на основе эффективного использования информационных систем в сфере закупок (на примере города Севастополя)
На данный момент в РКС существует раздел - каталог предложений поставщиков, который находится в тестовом режиме. Я предлагаю модель усовершенствования данной системы.
Для этого необходимо разработать отдельное программное обеспечение как для поставщиков, так для РКС, где будет идти прямая взаимосвязь с каталогом (прайсом) поставщиков с постоянным автономным обновлением цен.
Данный функционал даст возможность напрямую, без запросов коммерческих предложений найти нужный товар, работы, услуги и не затрачивая время на ответ от поставщиков.
Это может быть поиск по коду ОКПД2 или по наименованию объекта закупки, либо с автоматическим распознаванием технического задания или описания объекта закупки при загрузке его в определенных расширениях (форматах) в РКС. В первую очередь это дает открытость и прозрачность ценообразования в целом, а еще это экономия времени и бюджетных средств на транспортные расходы, почту и т.д.
Также возможно предусмотреть формирования обоснования НМЦК уже напрямую в РКС, после проведенного анализа рыночных цен как в печатной форме, так и электронной.
В качестве эксперимента необходимо разработать данное программное обеспечение (для начала в демо версии) и осуществить наблюдение за актуальностью его использования. Это решит множество проблем, с которыми сталкиваются заказчики на пути обоснования НМЦК.