Файл: Практики (нужное подчеркнуть) Профессиональный модуль пм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1485

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

17. Ознакомление с содержанием, организацией и методикой проведения внеурочных воспитательных мероприятий в первые дни ребенка в школе.

Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд перво­классника - серьезное испытание для самого младшего школьника. У первоклассника появляется множество барьеров, преодоление которых необходимо для успешного дальнейшего обучения. При переходе из дошкольного образовательного учреждения меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У младшего школьника сменяется  ведущий вид деятельности, а именно, игра заменяется обучением.

Известно, что старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. В этот период в психике ребенка происходят сложные изменения и новообразования: потеря непосредственности, возникновение форм поведения, опосредованных правилами и нормами, осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. Вместе с тем следует отметить, что затянувшийся процесс привыкания, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности.

Свои первые шаги в школе ребенок делает с помощью преподавателя, от которого зависит заинтересованность и успехи в обучении ученика. Именно поэтому первые дни ребенка в школе имеют свои особенности.

Первые дни в школе – это знакомство с учителем, одноклассниками, изучение правил поведения в различных ситуациях.


В адаптационный период очень важным является установление отношений между учителем и детьми. Можно охарактеризовать их как весьма тонкие, поскольку любое неправильное действие учителя может привести к их нарушению: положительное эмоциональное восприятие школы сменяется на отрицательное. Учителю необходимо  быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным – человеком, с которым приятно заниматься любой деятельностью: учением, игрой, беседой.

Многие дети испытывают серьёзные трудности в установлении межличностных отношений с одноклассниками. В связи с этим знакомство обучающихся можно провести в игровой форме, так как младшие школьники находятся в процессе перехода от игры к учебе, игра все еще остается их ведущим видом деятельности. Например, проведение игры «У кого такое имя?», во время которой педагог называет имена, а обучающиеся встают, услышав свое имя. Инициатором общения младших школьников на этапе адаптации является учитель, поэтому ему необходимо создать благоприятные условия для взаимодействия первоклассников. Например, можно предложить обучающимся сыграть в игру «Расскажи о себе», «Кто я такой», «Где я живу», «Моя семья», «Узнай по описанию», «Портрет моего друга» и другие.

На первых занятиях обучающиеся узнают правила поведения в школе: как нужно здороваться и прощаться, как заходить в помещение, как вести себя в столовой, на уроке и перемене, правило поднятой руки, как вести себя в случае опоздания, в сложных ситуациях. Учитывая психические возрастные особенности обучающихся, правила повторяются до полного их усвоения.

Еще одной особенностью организации учебного процесса является сохранение подвижного режима, а именно: проведение динамических пауз и перемен, физминуток во время занятий. Бывшим дошкольникам сложно переносить статическое напряжение, поэтому их деятельность должна быть и активной, и разнообразной.

Наша начальная школа — это счастливый островок детства, где ученики делают свои первые самостоятельные шаги в мир открытий и свершений.

Сделать процесс образования личностно-значимым для каждого ребёнка, помочь преодолеть сложности в адаптации, заложить основу для его самореализации в среднем и старшем звене — главная задача учителя начальной школы. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.



При учете всех требований и рекомендаций учитель начальной школы может оказать помощь в успешной адаптации к новым условиям среды, оказать психологическую поддержку нуждающимся обучающимся.

18. Анализ эффективных методических приемов в обучении первоклассников.
Учитель начальных классов каждые четыре года набирает новых детишек. И каждый раз приходится придумывать что-то такое, что поможет быстрее организовать малышей на серьёзную работу, включить их с первых уроков в быстротечную школьную жизнь.

На уроках в первом классе учитель чувствует себя в какой-то степени дрессировщицей, которая даёт кусочек сахара своим воспитанникам за хорошее поведение, внимание на уроках, активную работу. У Елены Николаевны кусочками сахара для первоклассников являются наборы призов. Это маленькие картинки, которые она распечатывает из интернета, нарезает на квадратики, размером 3x3 см. Важно, чтобы эти картинки были чёрно-белыми, а не цветными. Я считаю, что эти «призы» убивают сразу двух зайцев. Во-первых, ребёнок старается получить этот кусочек сахара от учителя во время урока. А во-вторых, на перемене, дети закрашивают эти черно-белые картинки теми цветами, которыми они хотят. А значит, перемены будут проходить гораздо тише и спокойнее. Потому, что дети на них заняты любимым делом - раскрашиванием. Для этих призов у ребят специальные конвертики-«кошельки».

Учитель объясняет детям, что эти призы – их зарплата за труд в школе, которую они зарабатывают своим знаниями, своей дисциплинированностью. Этот приём очень хорошо помогает, так как современные дети хорошо понимают, что деньги надо уметь зарабатывать. Плюс ещё момент соревнования. В конце каждой недели подсчитывают призы и выявляем самого «богатого» ученика в классе за неделю. При подведении итогов учитель подчёркивает, что богатство зависит от собственного труда и от вложения личных сил каждого ученика. Этот приём дисциплинирует учащихся, повышает мотивацию к обучению.

Ещё в своей работе по организации первоклассников педагог использует листы достижений учащихся. Это половинка листа, формата А-4, которая лежит у каждого ученика на столе. Детям сначала выдаётся чистый лист бумаги. Потом по ходу работы, они заполняют этот лист. Осенью можно рисовать на нём листочки, яблочки, грибочки. Зимой – снежинки и снеговиков. Весной – солнышко и цветочки. В конце каждого урока, во время рефлексии, а иногда, и по ходу урока, дети заполняют эти листы достижений. Кто на уроке был активен – рисует листочек. Кто очень активен может нарисовать 2 или 3 листочка. Кто не принимал участие в работе – ничего не рисует, а на следующем уроке он постарается включиться в работу и тогда заполнит свой лист достижений новым символом. Можно ввести цветовую гамму. Допустим, кто просто работал на уроке -рисует зелёный листочек, кто очень активно – жёлтый листочек. А самые-самые активные и внимательные рисуют красные листочки. Можно варьировать рисунки по размеру.
Большие снежинки рисуют дети, которые очень хорошо отвечали на уроке. Средние -рисуют активные дети, но у которых были замечания по поведению. А маленькие снежинки рисуют дети, которые пытались давать ответ, но ответ был недостаточно полным или не совсем правильным.
Вот таким педагогическим приёмам я научилась у моего наставника. С помощью них ей удаётся управлять большими классами, укрощать энергию, порой неуправляемых девчонок и мальчишек.
19. Анализ особенностей педагогического общения в 1 классе.
Особенности оценочного общения с детьми: - оценки-значки (кружочки, треугольнички, квадратики, звёздочки), эмоциональное отношение, выраженное в слове, в жесте, в мимике педагога, которое означает согласие, одобрение, похвалу, замечание, порицание, упрек; - содержательные оценки, как высказывание оценочных суждений. Учителю необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

На уроке и в тетрадях учитель оценивает учащихся значками: кружочки, треугольнички, квадратики, звёздочки,

Содержание общения учителя с детьми на уроке в соответствии с программой и планом урока. На перемене общение с учётом личного опыта детей.
Под влиянием педагога у ребенка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение к учебной деятельности, формируется интерес к результатам своего труда, произвольность.

Наиболее положительное влияние на деятельность и эмоциональное состояние ребёнка оказывает обращение по имени, уважительное отношение как ко взрослому

Доминирует стиль общения во взаимодействии педагога с детьми согласованно-положительный , который обеспечивает максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.

Педагог реализует ли фасилитационную функцию общения. Функция фасилитации (облегчения общения), где учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть.

Тема 4. Особенности организации и проведения диагностической работы учителя начальных классов в период адаптации первоклассников к школьному обучению
20.Изучение деятельности учителя начальных классов по диагностике и коррекции готовности детей к обучению в школе.

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.

Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:

  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;

  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;

  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;

  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.