Файл: Актуальность темы дипломной работы обоснована необходимостью изучения проблем развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров овд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовому регулированию подвергаются общественные отношения, которые составляют структуру системы подготовки кадров ОВД. Механизмом такого нормативно-организационного воздействия является совокупность юридический средств, позволяющих вносить необходимые изменения в систему подготовки кадров к работе в органах внутренних дел, результатом чего является совершенствование кадровой системы МВД России и формирования особого юридического режима 35.
На втором месте по значимости стоит назвать направление по обновлению учебных материалов, учебно-методических комплексов в соответствии с изменениями ситуации в обществе, изменяющихся требования, предъявляемых со стороны населения и государственного аппарата в отношении сотрудников и выполняемых ими служебных задач в сфере правоохранительной системы36.
С целью внесения изменений относительно содержания подготовки сотрудников к работе в органах внутренних дел необходимо определиться с источниками знаний, которые лежат в основе подготовки на современном этапе, а именно описать, что входит в систему правовых актов, составляющих фундамент знаний сотрудников.
К ним относят:
Данная схема отражает не только совокупность используемых материалов, но и отражает само содержание процесса подготовки сотрудников ОВД.
Изменения касательно нормативной базы уже были предприняты. Но происходящие в обществе изменения повлияли на процесс подготовки сотрудников, что вынуждает дополнительно использовать новые учебные материалы, актуализировать используемую нормативную базу, формировать новые специальности для подготовки: «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза», «Радиотехника», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Государственное и муниципальное управление» и др.37.
Если говорить о стандартах, которые используют на данный момент учреждения профессионального образования, то они модернизированы до уровня второго поколения, что свидетельствует о производимых изменениях в содержании процесса подготовки сотрудников ОВД, но результативно ли их использование является спорным вопросом.
По причине многоуровневого и длительного характера процесса согласования тех изменений в содержании, которые необходимо внести при модернизации содержания подготовки сотрудников ОВД, на момент уже окончательного утверждения порой они уже утрачивают своей актуальности
38.
Стандарты профессионального образования обновляют, как правило, раз в пять лет, но стоит задуматься, какие кардинальные изменения происходят как в обществе в целом, так и конкретно в правоохранительной системе, например, техническом оснащении сотрудников ОВД. Для оптимизации системы подготовки сотрудников стоит задуматься о сокращении данного периода до размера трех лет, таким образом, мы сможем добиться актуализации учебных планов, разрабатываемых на основе образовательных стандартов профессионального образования39.
Таким образом, научно-обоснованная выработка механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней ведомственного образования (внесение предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации по обновлению реализуемых ГОСов, уточнение специализаций подготовки и т.д.) является важной составляющей совершенствования профессиональной подготовки кадров в ОВД.
Наряду с этим нельзя забывать и о необходимости разработки и внедрения интенсивных методов обучения слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России, позволяющих ускорять усвоение знаний и приобретение умений и навыков.
Не менее важной составляющей механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения специалистов для ОВД должна стать система обратной связи практических органов с ведомственными образовательными учреждениями и контроля за качеством обучения. Ее реализация видится во введении комплектующими кадровыми аппаратами Министерства в практику своего функционирования карты сопровождения молодого сотрудника с заключением по итогам года работы о профессиональной пригодности и оценки уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России, а также регулярного проведения круглых столов с участием руководства, профессорско-преподавательского состава вузов, ссузов и их выпускников, представителей практических органов ОВД. Это позволит с одной стороны выработать меры по улучшению условий для адаптации выпускников, а с другой – обобщить, проанализировать и сформулировать соответствующие предложения практических сотрудников по совершенствованию научно- педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел
40.
Результаты при внедрении подобных направлений оптимизации процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД позволит оперативно выявить как недостатки в содержании процесса подготовки, так и наличие или отсутствие практикоориентированности занятий, включенных в учебный план. Выявление пробелов позволит оперативно их устранить и, таким образом, повысить эффективность процесса подготовки сотрудников ОВД41.
Таким образом, действуя во взаимодействии, рассмотренные выше методологические подходы, приведут к выработке принципиально новой модели совершенствования системы подготовки кадров органов внутренних дел, оптимизации содержания ведомственного образования в интересах правоохранительной практики, а профессиональное образование Министерства внутренних дел Российской Федерации в целом получит свою новую парадигму.
При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты системы профессиональной подготовки кадров ОВД должны развиваться упорядоченно, целенаправленно, согласованно, пропорционально друг другу, а не в ущерб один другому. Только так можно добиться системного, целостного направления развития, приводящего систему профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в наилучшее (оптимальное) состояние с целью увеличения полезного эффекта.
Глава 2. Особенности реализации советской образовательной политики в системе подготовки милицейских кадров
в 1960 – 1980-е гг.
2.1. Система профессионального образования милиционеров в 1960-е гг.
Начало 1960-х гг. было отмечено негативной динамикой в системе профессиональной подготовки милицейских кадров, что было вызвано начавшимся еще в конце 1950-х процессом реформирования. Изданным 13 января 1960 г. постановлением Совета Министров СССР №44-16 МВД СССР подлежало упразднению42. Вследствие такого преобразования ведомственные функции и полномочия МВД СССР были переданы министерствам внутренних дел союзных республик. 25 января 1960 г. МВД СССР №20 было принято соответствующее постановление по проведению процедурных мероприятий, связанных с его упразднением43.
30 апреля 1960 г. МВД РФСР было принято распоряжение № 64с, в котором министры внутренних дел автономных республик, начальники УВД исполкомов краевых и областных Советов депутатов трудящихся обязывались брать под личный контроль вопросы подбора кадров в органы МВД.
Указанный документ выдвигал серьезные требования к руководителям органом милиции и их кадровым работникам в проявлении особого внимания при подборе кадров. Лица, поступающие на службу в городские и районные отделы на должности рядовых и сержантов, подлежали тщательному изучению, за что начальники отделов несли персональную ответственность за их прием на службу
44.
В распоряжении МВД РСФСР от 10 мая 1960 г. № 80 обращалось внимание кадровых аппаратов на улучшение качественного состава кадров органов МВД, требовалось повысить организаторскую работу и контроль за обучением начальствующего состава в средних и высших учебных заведениях.
В приказе МВД РСФСР «О мероприятиях по улучшению подготовки кадров для органов МВД и расширению прав министров внутренних дел автономных республик, начальников УВД, краев и областей по руководству и контролю за деятельностью учебных заведений МВД РСФСР» от 21 мая 1960 г. № 250 специальные средние школы милиции, школы подготовки и усовершенствования начсостава, военные и пожарно-технические училища, подведомственные Управлению учебных заведений МВД РСФСР, в оперативном плане переходили в подчинение министрам внутренних дел автономных республик, начальникам Управлений внутренних дел краев и областей по месту дислокации. На них были возложены обязанности по подбору и расстановке кадров, контроль за состоянием политико-воспитательной работы и воинской дисциплины45.
По приказу МВД СССР № 025 1960 г. принятые в подчинение МВД РСФСР учебные заведения вновь наименовались:
- Высшая школа МВД (г. Москва);
- средние специальные школы милиции МВД в 8-ми города страны;
- средние школы по подготовке начсостава МВД РСФСР – в 4-х города;
- Ленинградская военно-политическая школа;
- пожарно-технические училища МВД РСФСР (г. Ленинград и г. Свердловск);
- военные училища МВД РСФСР (г. Саратов и г. Орджоникидзе).
21 июня 1960 г. МВД РСФСР издало приказ № 127, которым запрещалось направлять на вечерние и заочные отделения специальных средних школ МВД лиц, которые не могли привести документальное подтверждение наличия у них среднего образования.
Проблемы внешнеполитического толка, сложная социально-экономическая ситуация в стране начала 1960-х гг. послужили причиной множественных протестов, прошедших по всей стране. Происходили различные антимилицейские бунты, когда сотрудникам милиции приходилось противостоять толпам бастующих граждан.
Как пример можно привести ситуацию с Новочеркасским расстрелом, произошедшим 1 – 3 июня 1962 г. в г. Новочеркасск Ростовской области. Одна из групп разъяренных митингующих горожан, недовольных правительственной политикой, повышением цен и т.д., окружили городское отделение милиции, били окна. Один из правонарушителей пытался открыть огонь, но милиционерам удалось остановить погромщиков46
. Следует сказать, что подобного рода случаи были не единичны и зачастую они не обходились без кровопролития.
После произошедших в стране событий 1961 – 1962 гг. в правительственных кругах балы осознана острота назревших проблем. Как отмечает В.Ж. Дорохов, «к реальному, а не декларативному решению кадровой проблемы в органах милиции в правительственных кругах приступили только после того, как высшее руководство осознало всю шаткость своего положения в стране, тогда стало понятно, что в случае продолжения неблагоприятного развития ситуации защищать их будет просто некому»47.
Между тем, антимилицейские протесты и иные подобные происшествия происходили практически на протяжении всего десятилетия 1960-х гг.: 25.06.1961 г. в. г. Бийск; 30.06.1961 г. в г. Муром; 23-24.07.1961 г. в г. Александров; 16-17.06.1963 г. в г. Кривой Рог; 16.04.1964 г. в г. Бронницы; 18.04.1964 г. в г. Ставрополь; 13.07.1968 г. в г. Нальчик и др.)48.
На протяжении 1960-х гг. был принят ряд нормативных правовых актов, активизировавших деятельность по подготовке и обеспечению развития профессиональной деятельности сотрудников милиции: 17.08.1962 г. было утверждено «Положении о советской милиции»49, в котором, помимо прав и обязанностей сотрудников милиции по охране общественного порядка и борьбы с преступностью, закреплялись общие условия службы в милиции, а также условия материального обеспечения; 15.10.1962 г. было утверждено Положение о порядке принятия присяги50; и др.
В Постановлении № 901 был обозначен перечень основных критериев, которым должны были соответствовать сотрудники милицейских органов: «высокие морально-политические качества, преданность Родине, высокая профессиональная подготовка, честность и бдительность, самоотверженность при выполнении служебного долга»51. Соответственно перед работниками кадровых аппаратов была поставлена важная задача отбора работников сообразно выдвинутым в постановлении критериям.
Следует также отметить и предпринимаемые на уровне государства меры, положительно сказавшиеся на профессиональной подготовке кадров милиции. В частности, 16.06.1964 г. ЦК КПСС было принято специальное постановление «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования»52.
Согласно указанному постановлению, в качестве приоритетных задач здесь выдвигалось проведение объемной научной работы, которая должна в конечном счете получить качественный практический выход. Акцентировалось внимание на том, что преподаватели юридических вузов могут обеспечить эффективный учебный процесс только когда сами ведут активную научно-исследовательскую деятельность. Только таким образом преподаватели могут продемонстрировать на собственном примере творческий подход и увлечь обучающихся к научным поискам. Отмечалось, что юридические вузы должны занять передовые рубежи в правовой науке