Файл: Иван Константинович Айвазовский моря пламенный поэт.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр развития творчества «Радуга»
город Лермонтов
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Иван Константинович Айвазовский-
моря пламенный поэт»
Выполнил учащийся
Изостудии «Вдохновение»
МБУ ДО ЦТ «Радуга»
Игнатов Артем
Руководитель:
Дмитриенко Елена Викторовна
Педагог дополнительного образования
член Союза дизайнеров России
город Лермонтов
2021 год
Содержание:
-
Введение………….. 3 -
Основная часть.
Глава 1. Биография И.К. Айвазовского, особенности его творчества............... 3
Глава 2. Картинная галерея Айвазовского. Основная экспозиция............... 7
Глава 3. Основные произведения великого художника............10
3.1. Большой рейд в Кронштадте.............................................. 11
3.2. Десант Н.Н.Раевского у Субаши........................................ 12
3.3. Чёрное море......................................................................... 13
3.4. Радуга................................................................................... 15
3.5. Прощание Пушкина с Черным морем................................ 16
3.6. Девятый вал.......................................................................... 17
Глава 4. Значение творчества Айвазовского............................. 19
-
Заключение.........................................................21
4. Список использованной литературы......... 23
1. Введение
Иван Константинович Айвазовский – великий российский художник, а также один из величайших художников-маринистов мира. Исследование различных сторон его жизни и творчества актуально и сегодня, поскольку его заслуги как живописца очень велики: он поднял маринизм как направление на небывалую высоту, способствовал развитию русской живописи и её славе во всём мире. Художника не зря называли «моря пламенный поэт» – он как никто другой умел изображать морскую стихию во всех её проявлениях.
Меня очень заинтересовало творчество этого выдающегося художника. Благодаря своей работе я узнал много нового, интересного и полезного о жизни пейзажиста, об особенностях его творчества.
Цель проекта: дать характеристику жизни и деятельности И.К. Айвазовского.
Задачи проекта: рассказать биографию художника;
- перечислить основные произведения живописца и кратко охарактеризовать их;
- определить значение творчества Айвазовского для России и российской живописи.
Объект исследования: живопись России XIX века.
Предмет исследования: жизнь и деятельность И.К. Айвазовского.
Исследование базируется на научной, научно-популярной и учебной литературе о деятельности И.К. Айвазовского.
При написании работы использовались следующие методы: сбор и анализ литературы; анализ наиболее известных картин художника.
Глава 1. Биография И.К. Айвазовского, особенности его творчества
У выдающегося живописца Ивана Константиновича Айвазовского армянские корни. В XVIII веке его предки переселились из Западной Армении, которая на тот момент принадлежала Османской империи, в южную Польшу. А в начале XIX века отец будущего художника, торговец Константин (Геворг) Гайвазовский, со своей женой Рипсиме, искусной вышивальщицей, перебрался оттуда в Крым, в город Феодосию.
В Феодосии 17 июля 1817 году и родился мальчик Ованес, впоследствии Иван. Кроме него, в семье было ещё два сына и две дочери.
Маленький Ованес проявил исключительные способности к музыке и хорошо играл на скрипке. Одновременно он активно занимался рисованием, которое очень любил.
Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился у известных в то время художников – пейзажиста Максима Воробьева, баталиста А. Зауервейда и мариниста Ф. Таннера.
Мастерство Айвазовского росло чрезвычайно быстро, и работы, выставленные в годы учёбы, возбуждали всеобщий интерес. С одобрением отозвался о них и Пушкин, встреча с которым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатление на молодого художника. Осенью 1837 года за достижения в творчестве совет Академии присудил Ивану Айвазовскому большую золотую медаль и вынес решение отправить его на два года в Крым для совершенствования мастерства, что фактически означало завершение обучения в Академии художеств. Перед выпускником была поставлена задача – писать виды приморских городов.
Ходя по Чёрному морю вокруг полуострова на боевых кораблях, Айвазовский близко познакомился с адмиралами М. Лазаревым, Ф. Литке, В. Корниловым, П. Нахимовым, П. Панфиловым, проникся глубокой верой в силу русского флота и стал впоследствии непревзойденным певцом его побед. Поручение академии было с успехом выполнено.
В 1840 году Айвазовский уехал в Италию. Там он сблизился с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки – Н. Гоголем, В. Боткиным, И. Панаевым. Пребывание Айвазовского в «маленькой Армении» на острове святого Лазаря близ Венеции помогло ему и как живописцу – здесь, в богатой библиотеке конгрегации, он впервые проник в изумительный красочный мир армянской книжной миниатюры, украшавшей средневековые манускрипты.
Из Венеции молодой живописец направился во Флоренцию, затем в Амальфи и Сорренто, где остановился в доме, принадлежавшем некогда великому поэту Торквато Тассо. В следующие два года он попеременно жил в Неаполе и Риме, копируя великих художников, рисуя местную природу и т.п.
В целом Италия наложила глубочайший отпечаток на все последующее творчество художника. Айвазовский работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Большой успех ожидал Айвазовского также в Венеции, а затем Париже, Лондоне, Амстердаме. Как единственный представитель русского искусства он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. А десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.
В итоге, уехав из России на усовершенствование, на родину Айвазовский вернулся прославленным художником и членом нескольких академий. В Санкт-Петербурге 28-летний мастер также был удостоен академических регалий, а позднее его назначили художником при Главном военно-морском штабе. В одночасье Айвазовский превратился в знаменитость.
Беспримерная слава, материальная обеспеченность и царский дворец не прельстили молодого академика. Он решил навсегда покинуть столичный Петербург и поселиться в родном городе. В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию. Здесь, в маленьком, оторванном от культурных центров провинциальном городе, в кругу своих близких,Айвазовский создал обособленный собственный мир, свою малую родину с ей одной присущей атмосферой, живущую по законам, которые сам он, ее полновластный хозяин, установил. Он чувствовал себя в этом уютном мире по-настоящему свободным. Айвазовский прожил долгую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими и незабываемыми образами.
Творческая биография художника достаточно ясна и прозрачна. Айвазовский не знал взлетов и падений. Его не преследовали неудачи, не огорчала немилость властей, не тревожили нападки критики и равнодушие публики. Созданные им произведения покупали как русские цари – Николай I, Александр III, Николай II, – так и другие европейские монархи. Он объездил всю Европу, побывал также в Америке и Африке.
Айвазовский оставил след в истории не только как художник, но и как меценат. Популярность принесла ему солидный капитал, который он щедро направлял на благотворительность. Так, на его деньги в Феодосии были основаны новая армянская школа и типография, построена новая и отремонтирована старая армянские церкви, он создал общегородское художественное училище и историко-археологический музей, воздвиг часовню в память героя Кавказа генерала Котляревского, провёл в город питьевую воду, способствовал строительству железной дороги. Его стараниями Феодосия превратилась в один из центров живописной культуры на юге России, в котором сформировалась самобытная пейзажная школа.
Айвазовский прожил долгую жизнь и умер в возрасте восьмидесяти трёх лет в самом конце XIX столетия, 19 апреля (2 мая) 1900 года. Согласно предсмертной воле покойного, его погребли в Феодосии, во дворе церкви СурбСаргис, где он был крещён и венчался. Надгробная надпись гласит: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
Таким образом, Иван Константинович Айвазовский был не только великим художником, который обогатил русское искусство, но и выдающимся человеком, общественным деятелем и меценатом.
Глава 2. Картинная галерея Айвазовского. Основная экспозиция
Национальная картинная галерея имени И. К. Айвазовского — музей маринистической живописи, находящийся в городе Феодосия.
В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера.
Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами "Берег моря ночью. У маяка" (1837), где чувствуется влияние его учителя М. Воробьёва, "Ялта" (1838), созданная под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина, "Старая Феодосия" (1839), в которой уже заметны поиски своего живописного языка.
Во время итальянской командировки были написаны работы "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1842), "Неаполитанский залив утром" (1843), "Кораблекрушение" (1843). В них художник глубоко чувствует состояние природы, улавливает тончайшие нюансы в передаче цвета.
Во второй половине 1840-х годов Айвазовский с подлинным артистизмом и мастерством создает первоклассные картины "Георгиевский монастырь" (1845), "Лунная ночь у взморья. Константинополь" (1847), "Вечер в Крыму. Ялта" (1848), "Венеция" (1849). Для них характерны продуманность и законченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образа моря, яркие эффекты лунного и солнечного света. Образ моря в картинах художника созвучен поэзии А. С. Пушкина.
В лучших романтических традициях в 1850-е годы созданы полотна "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1850), "Марина. Мельница на берегу" (1851), "Малага" (1854), "Вико близ Неаполя в лунную ночь" (1856), "Утро на берегу залива" (1853), "Итальянский пейзаж. Вечер" (1858), "Башни на скале у Босфора" (1859). Среди работ, написанных в это время, особо следует отметить "Море. Коктебель" (1853) как одну из самых выразительных и совершенных по мастерству.
Новым достижением в живописном искусстве явилась картина "Море. Симеиз" (1864). Она написана широко и свободно без излишней детализации, колорит ее более холодный и естественный, он выдержан в единой цветовой гамме и поражает богатством тоновых переходов. С большой эмоциональностью создан грандиозный по размерам и замыслу холст "Буря на Северном море" (1865). Здесь художник вдохновенно передает пафос борьбы человека с грозной морской стихией. В это же время он пишет первоклассные работы: "Восход солнца у берегов Ялты", "Буря на океане", "Туманное утро в Италии" (все 1864).
Начиная с 1870-х годов в творчестве Айвазовского последовательно и постоянно появляются реалистические черты и, в то же время, еще продолжают жить традиции романтического направления. Картины "Кораблекрушение" (1876), "Восход солнца" (1870-е) - это гимн красоте природы. Здесь художник мастерски использует богатство отношений цвета и света. В работах уживаются реалистические и романтические черты одновременно. В произведениях "Солнечный день" (1884), "Берег моря" (1886), "Группа облаков" (1889) еще более усиливаются реалистические тенденции. Здесь нет привычных для прежних работ световых и красочных эффектов, драматических сюжетов, они выдержаны в серебристо-голубой или серебристо-серой цветовой гамме. Эти пейзажи правдивы, и в то же время, поэтичны[12].