Файл: Иван Константинович Айвазовский моря пламенный поэт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Будучи живописцем Главного морского штаба И. К. Айвазовский написал замечательные полотна, запечатлевшие все главные победы России на море. В экспозиции галереи представлены "Бой в Хиосском проливе" и "Чесменский бой" (обе 1848), "Бриг "Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями" (1892), "Осада Севастополя" (1850-е), "Малахов курган" (1893), "Приход русских войск в Феодосию в 1771 году" (1871) и другие. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, а, наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержание произведений. Интересной страницей в искусстве Айвазовского стали работы, изображающие природу Украины. В картинах "Камыши на Днепре" (1857), "Обоз чумаков" (1862), "Во время жатвы на Украине" (1897), "Свадьба на Украине" (1890-е) художник смело пишет яркие пылающие закаты солнца, трепетно передает красоту природы, умело вводит в пейзаж жанровые сцены.

Впечатляющие картины живописца созданы на исторические, мифологические и библейские темы: "Приезд Екатерины II в Феодосию" (1883), "Наполеон на острове Святой Елены" (1897), "Путешествие Посейдона по морю" (1894), "Встреча Венеры на Олимпе" (1895), "Переход израильтян через Чермное море" (1873), "Хождение по водам" (1873). Сюжеты этих произведений стали поводом для создания картин с изображением моря.

1890-е годы для Айвазовского были необычайно плодотворными несмотря на солидный возраст. В 1892 году он отправляется в самое далекое путешествие в Америку. После возвращения в Феодосию, под впечатлением увиденного, пишет картину "Ниагарский водопад" (1893). В эти годы художник, как правило, создает монументальные по смыслу и размерам полотна "Прибой у крымских берегов" (1892), "Остров Иския близ Неаполя" (1892), "Корабль Мария во время шторма" (1892), "От штиля к урагану" (1895), "Восход луны" (1899). Они отличаются простотой композиции, отсутствием ярких внешних эффектов и сдержанностью красочной гаммы, вдохновенным реалистическим изображением моря.

В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно "Среди волн". Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.


 

Глава 3. Основные произведения великого художника 

Иван Константинович Айвазовский стал основоположником маринизма в русской живописи. Более того, он считается одним из самых выдающихся маринистов мира. Знаменитый художник оставил поистине огромное наследие. И большинство его картин посвящено морю, совершенно разному – то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неукротимому. Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в постоянном движении, в бесконечной изменчивости форм. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы жизни моря и с неподражаемым мастерством сумел передать их в увлекательных и поэтических образах. Гениальные произведения Ивана Константиновича Айвазовского заняли почетное место в сокровищнице не только русской живописи, но и всего мирового искусства.

Посвятив свой блестящий талант морской тематике, художник создал незабываемые поэтические образы моря в самых разнообразных его проявлениях. Глубоко содержательное и гуманистическое искусство Айвазовского поставило его в один ряд с лучшими мастерами реалистического искусства XIX века.

Морская стихия полностью завладела воображением живописца и стала для него главной темой. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой талант маринистике. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и той среде, в какой протекли его детство и юность.

Художник открыл свой метод изображения по памяти, даже без этюдов, ограничиваясь лишь беглыми набросками карандашом. Обосновывая этот метод, он говорил: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры». Художник тонко чувствует и мастерски передает состояние природы – с помощью тоновых переходов и едва уловимых нюансов цвета.

Начиная писать картину, Айвазовский изображал небо, или, как он называл его, воздух. Какой бы величины ни был холст, Айвазовский писал «воздух» в один сеанс, даже если он растягивался до 12 часов кряду. Именно таким титаническим усилием достигалась передача воздушности и цельности цветовой гаммы неба.

Айвазовский с детства любил море и сумел создать правдивый и поэтичный образ беспредельной стихии, романтическому восприятию которой оставался верен всегда.



Биография художника отличается ровностью и отсутствием каких-либо ярких знаковых событий. Поэтому основными вехами биографии великого российского живописца являются его произведения.

 

3.1. Большой рейд в Кронштадте 

Одна из самых ранних работ художника – «Большой рейд в Кронштадте». На холсте изображены морской порт города Кронштадт, который располагается всего в 26 километрах от Санкт-Петербурга, прямо посреди Финского залива, и величественный военный корабль. «Написать это потрясающее полотно Айвазовского побудили впечатления от поездки в летнее учебное плавание кораблей Балтийского флота по Финскому заливу, куда молодой художник отправился в 1836 году». Уже в том же году это полотно было представлено на осенней выставке в Академии художеств.

После этой выставки художника отметили как одного из лучших пейзажистов России, и все его работы получили высокую оценку специалистов.


3.2. Десант Н.Н.Раевского у Субаши 

"Десант Раевского у Субаши" была написана Айвазовским в 1839 году. Эта картина поступила в Самарский музей из Ленинграда в 20-е годы 20-го века, из Пушкинского Дома Академии наук России. На обороте есть надпись: "Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать". Картина была написана в то время, когда Айвазовский был еще воспитанником Императорской академии художеств. Можно сказать, что это первые шаги будущего большого мастера. Полотно имеет свою историю. Оно было создано под впечатлением от участия в Кавказской войне. По приглашению генерала Николая Николаевича Раевского-младшего художник стал непосредственным наблюдателем высадки русского десанта в районе Субаши (Сочи) и основания форта Головинский. Айвазовский написал картину сразу по возвращению в Феодосию. Она стала первым в его творчестве изображением морской батальной сцены и была приобретена императором Николаем I .


3.3. Чёрное море 

В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений - картину «Черное море». Сдержанное напряжение и эпическая сила волновали художника при создании подобных пейзажей.


На картине море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скупой, сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Картина свидетельствует о том, что Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания, в ясно ощутимой потенциальной мощи ее. И, конечно, в этой картине он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию.

И. Крамской о картине Айвазовского "Черное море" сказал: "Это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".

Волна и небо - две стихии наполняют все пространство картины, где-то далеко маленький силуэт корабля. Едва намеченный кистью, он уже привносит человеческое начало в пейзаж, задает масштабы произведения и делает нас, зрителей, соучастниками изображения, сопереживающими не только стихиям природы, но и человеку внутри нее. Тем более, что само Черное море не спокойно. Айвазовский называл картину " Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря". За этими словами одни зрители видели в картине зарождающуюся революционную стихию, другие же видели эмоциональный образ, передающий душевные переживания, показывающий неразрывную связь человека и природы: море волнуется, ритм его валов столь верно уловлен художником, что и зритель начинает ощущать беспокойство, "широту дыхания" природы.

"Черное море" не самое масштабное по размерам полотно в творчестве художника, но это итог переживаний, осмысления любимого образа стихий и вершина мастерства Айвазовского.

 

3.4. Радуга

Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники исповедовали жесткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. В это же время критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина "Радуга", обозначившая новый этап в творчестве художника.


В сюжете картины «Радуга» (1873 год) – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, – нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но её красочная гамма и живописное решение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов. Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лёг радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную значительность.

Вся картина написана разнообразными оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть более яркими, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета.



 

3.5. Прощание Пушкина с Черным морем

В 1836 году на академической выставке в Санкт-Петербурге встретились художник кисти и художник пера. На молодого тогда еще Айвазовского знакомство с А.С.Пушкиным на выставке произвело неизгладимое впечатление. Айвазовский писал после этой встречи, что и без того его любимый поэт, после его знакомства стал предметом его вдохновения, дум и длинных рассказов и бесед о нем. Айвазовский, являясь тогда студентом Академии художеств получил большое одобрение в отзывах Пушкина о нем.

Преклоняясь перед талантом великого русского поэта всю свою жизнь, Айвазовский посвятил ему целый цикл (около 2000) картин. Он соединил в них поэзию моря с образом Пушкина.

В содружестве с И.Репиным, Айвазовский создал картину «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем» в юбилейный пятидесятилетний год со дня гибели Пушкина. На пушкинскую тему эта картина является одной из самых лучших, где Айвазовский написал пейзажный фон, а Илья Репин – фигуру Пушкина.

 

3. 6. Девятый вал

В ряду ранних произведений художника выдающееся место принадлежит картине "Девятый вал", которая представляет собою вершину первого, романтического периода в его творчестве. Картина была написана в 1850 году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил. Картины его восторженно встречались широкими кругами зрителей, знатоками и ценителями искусства, критиками.