Файл: Вопросы для экзамена умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


требованиями. Учебные пособия УМК «Планета знаний»

нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), лежащие в основе учебно-методическогокомплекта, способствуют формированию у детей младшего школьного возраста прочных знаний, умений и навыков в

каждой предметной области и универсальных (метапредметных) умений, развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию, решению важных воспитательных задач.

Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформу­лировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные задачи:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления; — формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;— формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональ­ных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычис­лении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

8. УМК «Инновационная начальная школа». Основные положения. Методические особенности обучения математики.

Основная образовательная программа начального общего образования системы «Начальная инновационная школа» разработана с учётом национальных региональных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации; образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений; Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15; особенностей информационно-образовательной системы «Начальная инновационная школа». Общеобразовательные организации, работающие полностью или частично по системе «Начальная инновационная школа» вправе использовать представленную в данном издании основную образовательную программу начального общего образования в качестве основной образовательной программы начального общего образования своей начальной школы. Также общеобразовательные организации могут использовать предложенный материал для внесения при необходимости дополнений или изменений в уже существующую основную образовательную программу начального общего образования.


- признание учеником взаимосвязи математики с окружающей действительностью, необходимости использовать средства математики для объективной характеристики предметов, явлений и событий (выбор величины для измерения предметов, пространственные и количественные отношения и т.п.) - использование языковых средств и математической терминологии для описания и характеристики математической сущности рассматриваемого объекта окружающего мира; - готовность рассматривать разные подходы и способы разрешения одной и той же

математической задачи и сотрудничать в поиске и выборе рационального решения (работая в паре, группе), уважительное отношение к иному мнению; - наличие познавательного интереса к математике как науке и практическая

заинтересованность в использовании математических знаний в повседневной жизни(прикидка, оценивание, подсчет, поиск разных решений и выбор оптимального); - адаптация к изменяющемуся информационному пространству, стремление к поиску новой информации и нового решения учебной проблемы с использованием изученных математических знаний и приемов поиска. Учащиеся могут проявлять: -положительное отношение к результатам своего труда и труда других детей. - анализом результата собственной и коллективной деятельности; - умением оценивать свою деятельность. Учащиеся должны уметь: - оценивать себя по критериям, предложенным учителем. Учащиеся должны иметь: -представления о проявлении эмоционального отношения к окружающему миру.

9. Развивающая система Л.В. Занкова. Основные положения. Методические особенности обучения математики.

Введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). C 2003 года научный руководитель Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова - Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор ФНМЦ. Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.



В настоящее время в России отсутствует общая практика применение методики Занкова в школах. По ней работают лишь отдельные педагоги в качестве эксперимента. Тем не менее, на данный момент на основе занковской концепции разрабатываются учебно-методические комплексы для учеников средней школы. Можно вынести предположение, что с налаживанием “преемственности” эта технология будет реализовываться более системно. — установка учителя на задачу общего развития учащихся. Развитие Л. В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних глубинных интеграционных процессов. Общее развитие — появление таких новообразований во всех сферах психики — в сфере ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование является плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. Задача общего развития ребенка ставится во главу угла и рассматривается как основа успешного овладения программным учебным материалом. Исходя из общей цели, стоящей перед системой обучения, направленной на общее развитие школьников, курс математики нацелен на выполнение следующих задач:

• способствовать продвижению школьника в общем развитии, т.е. развивать его мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные позиции личности, не вредить его здоровью;

• дать представление о математике как о науке, обобщающей реально существующие и происходящие в жизни явления, способствовать познанию окружающей действительности, показать внутреннюю логику и красоту математической науки;

• сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику в жизни, подготовить его к изучению систематических курсов алгебры и геометрии в последующих звеньях школы.

Для сравнения напомним цели обучения математике в традиционной начальной школе:

• обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области неотрицательных целых чисел;

• сформировать элементарные навыки работы на микрокалькуляторе;

• дать начальное развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых конкретных примерах;

• развивать математическую память и речь.

Вторая особенность — процесс обучения должен строиться на других дидактических принципах.


10. Развивающая система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Основные положения. Методические особенности обучения математики

Развивающее обучение системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (РО) - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения, одна из государственных систем развивающего обучения Цель развивающего обучения - развитие ученика как субъекта учения. Развивающее обучение предполагает кардинальное изменение содержания школьного образования, основу которого должна составлять система научных понятий.

Авторы концепции развивающего обучения разработали представление об эталонной учебной деятельности, как познавательной, построенной по теоретическому типу. Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению В.В. Давыдовы и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы назвали развивающим. «Как показывает психолого-педагогические наблюдения и исследования, – писал В.В. Давыдов, – в принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей познавательных процессов и личности (например, традиционное обучение развивает у младших школьников эмпирическое мышление). Мы же, – продолжает он, – описываем не развивающее обучение «вообще», а только тот его тип, который соотносим со школьным возрастом и нацелен на развитие у школьников теоретического мышления и творчества как основы личности» (В.В. Давыдов, 1996, с. 250).

Особенность системы обучения математики Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.

11. Сравнительный анализ основных положений методических подходов к изучению математике в начальной школе по данным УМК и развивающим системам образования Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В современное время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная система обучения, система Л.В. Занкова и система Эльконина-Давыдова. Родители сегодня выбирают школу, учителя, систему обучения, по которой будет учиться будущий первоклассник. Основу традиционного обучения составляют принципы, сформулированные еще Я.А. Коменским:


1. Научность важнейший принцип обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части. Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение детей умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения.

2. Природосообразность. Я.А.Коменский призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

3. Последовательность и систематичность. Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.

4. Доступность. Данный принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным.

5. Прочность. Этот принцип требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Так же этот принцип предполагает, чтобы обучение