ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В частности, концепция базируется на теоретической основе: «Любой вопрос изучается на 4 уровнях».
1. Предметный уровень (действия с предметами).
2. Уровень вербальный (ученик рассказывает то, что он делает)
3. Уровень перехода на схемы-отрезки (предметы
заменяются схемой).
4. Уровень - символическая модель (выражения).
Не исключением является методика обучения решению задач. Способы работы над задачей, о которых я буду говорить, используются от момента знакомства с понятием «задача» и до конца обучения в 4 классе. Хочу подчеркнуть, что знакомство с понятием «задача» отнесено на более поздний период, (в «Гармонии» это 2 класс). Но это не значит, что дети не решают математические задачи. Они складывают, вычитают, выполняют разностные сравнения, анализируют, оперируют различными терминами, такими как арифметическое действие, математическое выражение, увеличение и уменьшение на несколько единиц и т.д. Просто в 1 классе не вводится термин «задача» и не разбирается её структура. Таким образом, обучающиеся во 2 классе приступают к решению задач с целым багажом сформированных умений и навыков. Это, во-первых. Во-вторых, организуя работу над задачей, учителю следует иметь в виду, что основная цель обучения младших школьников решению задач не только и не столько в том, чтобы правильно решить данную конкретную задачу, а в формирование общих умений решать её арифметическим способом. В-третьих, работа над задачей нацелена на умении читать текст задачи, понимать его и выбирать действия для решения. А для этого Истомина использует целый арсенал аналитических, в том числе и провокационных методов, лишь бы текст задачи был донесён до сознания ребёнка и понят им. В основе знакомства с понятием «задача» лежит теоретическая установка: «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой». Это основа основ для учащихся при изучении способов работы над задачей.
19. Методы и приемы работы над математическим материалом по программе М.И. Моро.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и
алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических
знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими
школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний,
связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о способах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами; узнают об основных свойствах и связях между компонентами и результатами арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами этих величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию связей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
20. Методы и приемы работы над математическим материалом по программе Л.Г. Петерсон
В программе определены цели начального обучения математике, методологические основания их реализации с позиций непрерывности образовательного процесса между всеми ступенями обучения и способы достижения результатов образования, установленных ФГОС НОО. Рассмотрены структура содержания курса, технология и дидактические условия организации деятельности учащихся, основное содержание, тематическое и поурочное планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение
В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, и умения учиться в целом, развитие логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и речи, воспитание интереса к учению, ответственности, самостоятельности и личностных качеств созидателя, творца.
В пособиях подробно описана система работы учителя по курсу математики «Учусь учиться»: психолого-педагогические основания организации образовательного процесса, обеспечивающего реализацию ФГОС НОО, структура содержания курса, цели и методики изучения всех разделов, поурочное планирование каждого раздела с указанием типов уроков по дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...», приведены ответы и решения ко всем заданиям курса. Обеспечены электронными дисками с вариантами сценариев всех уроков курса по ТДМ, демонстрационными и раздаточными материалами, презентациями в Power Point.
21. Методы и приемы работы над математическим материалом по программе В.Н. Рудницкой.
Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдаётся письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приёмы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил. Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приёмами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трёхзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс). Письменные приёмы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап — научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное — неоднозначное число (второй этап). В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при выполнении арифметических расчётов. Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.
22. Методы и приемы, способствующие поддержанию активности и инициативности, самостоятельности обучающихся
Необходимо отметить, что инициативность в подростках развивается при заинтересованности и активной системной поддержке всех участников учебно-воспитательного пространства образовательного учреждения: директора, заместителей директора, психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, классных руководителей, родителей. При работе по развитию инициативности важно вовремя отрабатывать возникающие или проявляющиеся в связи с этим у детей, страхи и комплексы, постоянно поддерживать дружескую творческую атмосферу. Без учета данного подхода никаким способом обучающийся не захочет проявиться, сделать что-либо полезное себе и обществу (хотя бы школьному социуму). Школа возможностями ученического самоуправления может содействовать становлению инициативной личности способной: найти для себя различные способы выстраивания личностного и делового общения; научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным; изучать современный социум, для того чтобы найти свое место в нем; научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации; научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям; учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело; учиться проектировать свою деятельность. Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обращаемся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение учащихся к управлению делами своего класса. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школьным ученическим коллективом. Н.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод о том, что самоуправление учащихся − это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива. Представления учёных о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники Цели самоуправленческой деятельности школьного классного коллектива: во-первых, содействие развитию учащегося; помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, инициативность, дисциплинированность; во-вторых, организация эффективного функционирования школьного классного коллектива; в-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.
1. Предметный уровень (действия с предметами).
2. Уровень вербальный (ученик рассказывает то, что он делает)
3. Уровень перехода на схемы-отрезки (предметы
заменяются схемой).
4. Уровень - символическая модель (выражения).
Не исключением является методика обучения решению задач. Способы работы над задачей, о которых я буду говорить, используются от момента знакомства с понятием «задача» и до конца обучения в 4 классе. Хочу подчеркнуть, что знакомство с понятием «задача» отнесено на более поздний период, (в «Гармонии» это 2 класс). Но это не значит, что дети не решают математические задачи. Они складывают, вычитают, выполняют разностные сравнения, анализируют, оперируют различными терминами, такими как арифметическое действие, математическое выражение, увеличение и уменьшение на несколько единиц и т.д. Просто в 1 классе не вводится термин «задача» и не разбирается её структура. Таким образом, обучающиеся во 2 классе приступают к решению задач с целым багажом сформированных умений и навыков. Это, во-первых. Во-вторых, организуя работу над задачей, учителю следует иметь в виду, что основная цель обучения младших школьников решению задач не только и не столько в том, чтобы правильно решить данную конкретную задачу, а в формирование общих умений решать её арифметическим способом. В-третьих, работа над задачей нацелена на умении читать текст задачи, понимать его и выбирать действия для решения. А для этого Истомина использует целый арсенал аналитических, в том числе и провокационных методов, лишь бы текст задачи был донесён до сознания ребёнка и понят им. В основе знакомства с понятием «задача» лежит теоретическая установка: «Задача состоит из условия и вопроса, которые связаны по смыслу между собой». Это основа основ для учащихся при изучении способов работы над задачей.
19. Методы и приемы работы над математическим материалом по программе М.И. Моро.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и
алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических
знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими
школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний,
связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о способах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами; узнают об основных свойствах и связях между компонентами и результатами арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами этих величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию связей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
20. Методы и приемы работы над математическим материалом по программе Л.Г. Петерсон
В программе определены цели начального обучения математике, методологические основания их реализации с позиций непрерывности образовательного процесса между всеми ступенями обучения и способы достижения результатов образования, установленных ФГОС НОО. Рассмотрены структура содержания курса, технология и дидактические условия организации деятельности учащихся, основное содержание, тематическое и поурочное планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение
В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, и умения учиться в целом, развитие логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и речи, воспитание интереса к учению, ответственности, самостоятельности и личностных качеств созидателя, творца.
В пособиях подробно описана система работы учителя по курсу математики «Учусь учиться»: психолого-педагогические основания организации образовательного процесса, обеспечивающего реализацию ФГОС НОО, структура содержания курса, цели и методики изучения всех разделов, поурочное планирование каждого раздела с указанием типов уроков по дидактической системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...», приведены ответы и решения ко всем заданиям курса. Обеспечены электронными дисками с вариантами сценариев всех уроков курса по ТДМ, демонстрационными и раздаточными материалами, презентациями в Power Point.
21. Методы и приемы работы над математическим материалом по программе В.Н. Рудницкой.
Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдаётся письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приёмы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил. Обучение письменным приёмам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приёмами с двузначными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трёхзначные числа (3 класс) и вообще на любые многозначные числа (4 класс). Письменные приёмы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап — научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное — неоднозначное число (второй этап). В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при выполнении арифметических расчётов. Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.
22. Методы и приемы, способствующие поддержанию активности и инициативности, самостоятельности обучающихся
Необходимо отметить, что инициативность в подростках развивается при заинтересованности и активной системной поддержке всех участников учебно-воспитательного пространства образовательного учреждения: директора, заместителей директора, психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, классных руководителей, родителей. При работе по развитию инициативности важно вовремя отрабатывать возникающие или проявляющиеся в связи с этим у детей, страхи и комплексы, постоянно поддерживать дружескую творческую атмосферу. Без учета данного подхода никаким способом обучающийся не захочет проявиться, сделать что-либо полезное себе и обществу (хотя бы школьному социуму). Школа возможностями ученического самоуправления может содействовать становлению инициативной личности способной: найти для себя различные способы выстраивания личностного и делового общения; научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным; изучать современный социум, для того чтобы найти свое место в нем; научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации; научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям; учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело; учиться проектировать свою деятельность. Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обращаемся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение учащихся к управлению делами своего класса. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школьным ученическим коллективом. Н.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод о том, что самоуправление учащихся − это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива. Представления учёных о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники Цели самоуправленческой деятельности школьного классного коллектива: во-первых, содействие развитию учащегося; помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, инициативность, дисциплинированность; во-вторых, организация эффективного функционирования школьного классного коллектива; в-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.