Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 551

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует
метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»:участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:

- объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;

- субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;

- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.

Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.

Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.



Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ, содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.

Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:

- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач

- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;

- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;

- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;


- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.

В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.

Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:

система социальных технологий педагогики досуга

организационная

подсистема

методическая

подсистема

режиссерская

подсистема

социально-психологи-ческая подсистема

организация,

управление,

объекты,

субъекты,

участки работы

реклама

«пиар»-акции



КД программы,

СК проекты,

методические

рекомендации,

сценарии,

инновационный

опыт



режиссерский

замысел,

план репетиций,

прогон,

показ

мотивированная

сфера,

структура личности

воспитанников,

проф. сознание

специалиста,

пед.мастерство орг.

досуга


Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятель-ности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогичес-кого процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.

Так, организационная подсистема предполагает создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределе-ния полномочий между сотрудниками, овладение маркетинговыми техноло-гиями
, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с обществен-ностью и т.д. Методическая подсистема отражает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобще-ния и распространения современного опыта, освоения инновационных техно-логий, обучения методике внедрения в практику парковой работы, проектных инициатив. Режиссерская подсистема требует от организаторов культурно-досуговых программ специальных творческих навыков или привлечения к их постановке профессионально подготовленных режиссеров. Социально-психологическая подсистема подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из субъектов социально-культурной, досуговой деятельности, развитие отноше-ний с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д.

К педагогическим основам процессуальной части относится выработка у самих технологов навыков педагогического требования и воздействия в работе с группой и отдельными индивидами. Определяются ключевые профес-сиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественных, технических и организационных средств.

В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта досуговой деятельности опирается прежде всего на положительные мотивы последнего (запросы). Основополагающим в реализации отношений субъекта и объекта является соблюдение требований педагогики сотрудничества (равноправный диалог организаторов и участников досуговой деятельности, свободное взаимодействие представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения, создание условий для интерактивного общения людей, их включения в образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство).

Современный подход к организации досуга связан прежде всего с разра-боткой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики.24 В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обус-ловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Каждая программа представляет собой логически выстроенную последовательность акций, поз-воляющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительский, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив). Второй тип программ заслуживает особого внимания в силу того, что: