Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 551
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.
Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.
Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.
Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.
Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.
В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует
метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»:участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.
Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:
- объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;
- субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;
- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.
Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.
Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.
Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.
Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ, содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.
Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:
- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач
- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;
- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;
- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;
- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.
В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.
Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:
система социальных технологий педагогики досуга
Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятель-ности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогичес-кого процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.
Так, организационная подсистема предполагает создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределе-ния полномочий между сотрудниками, овладение маркетинговыми техноло-гиями
, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с обществен-ностью и т.д. Методическая подсистема отражает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобще-ния и распространения современного опыта, освоения инновационных техно-логий, обучения методике внедрения в практику парковой работы, проектных инициатив. Режиссерская подсистема требует от организаторов культурно-досуговых программ специальных творческих навыков или привлечения к их постановке профессионально подготовленных режиссеров. Социально-психологическая подсистема подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из субъектов социально-культурной, досуговой деятельности, развитие отноше-ний с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д.
К педагогическим основам процессуальной части относится выработка у самих технологов навыков педагогического требования и воздействия в работе с группой и отдельными индивидами. Определяются ключевые профес-сиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественных, технических и организационных средств.
В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта досуговой деятельности опирается прежде всего на положительные мотивы последнего (запросы). Основополагающим в реализации отношений субъекта и объекта является соблюдение требований педагогики сотрудничества (равноправный диалог организаторов и участников досуговой деятельности, свободное взаимодействие представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения, создание условий для интерактивного общения людей, их включения в образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство).
Современный подход к организации досуга связан прежде всего с разра-боткой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики.24 В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обус-ловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Каждая программа представляет собой логически выстроенную последовательность акций, поз-воляющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительский, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив). Второй тип программ заслуживает особого внимания в силу того, что:
Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организа-оры самодеятельности людей в социокультурной сфере.
Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятельности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотворительности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятель-ности ориентируется на изменение действующих условий, поиск и осуществ-ление принципиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.
Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.
Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных досуговых технологий в социальной работе и социальной педагогике.
Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты –«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.
В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффективность в генерировании творческих идей демонстрирует
метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»:участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.
Сам технологический процесс в сфере досуга включает следующие эле-менты:
- объект деятельности: коллективы людей и отдельные личности;
- субъект деятельности: социальные работники, воспитатели, организа-торы досуга;
- досуговую деятельность (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации досуга, средства и методы, используемые организаторами досуга для осуществления стоящих перед ними задач.
Технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надле-жащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации культурного досуга. До-суговую деятельность мы рассматриваем как особый вид педагогической деятельности, в технологическом процессе которой ценности культуры обус-лавливают формирование качественно новых отношений. Технологический процесс в сфере досуга обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы.
Все элементы функционирования технологического процесса в досуговой деятельности находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы – объект деятельности: школьники, молодежь, взрослые, среди которых организаторы досуга ведут свою работу. Организационная деятельность в сфере досуга должна быть направлена на удовлетворение духовных потребностей людей. Поэтому специалистам в области досуга надо знать и понимать эти потребности, повседневно изучать изменение культурных запросов и ориентаций, настроений различных групп населения, происходящих под влиянием политических, экономических, соци-альных и культурных процессов. Осознание факта подвижности, трансфор-мации потребностей создает принципиальные возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в досуговой деятельности.
Социальные технологии педагогики досуга очень гибки, их можно легко приспособить к любым условиям социально-педагогической деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы и методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов досуговой деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимых для нее увлечений.
Технология сложна по своей структурной организации. Главным и опре-деляющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребнос-тями определенной социальной группы и отражает своего рода социальный заказ, содержащий признаки высокой общественной значимости. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимой целенаправленную постановку и «инструментовку» досуговой деятельности. требует уточнения и определения «проблемного поля», включающего в себя не только главную стратегическую цель, но и формулировку тактических целей и задач. Подобное построение иерархических ступеней («древа целей», «пирамиды целей») выступает как способ интеграции различных действий и усилий разнообразных субъектов досуга в определенной последовательности, требующих последовательности действий и интеграций усилий различных элементов социально-культурной, досуговой деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.
Представляя систему технологического процесса схематично, выделим его структурные составляющие элементы:
- концептуальная часть социальных технологий педагогики досуга пред-полагает глубоко проработанное научное обоснование проблемы, включая философские, дидактические, социально-педагогические, культурологические стороны, выявление или осознание острых социально значимых целей и задач
- диагностическая часть технологического процесса решает задачи уточ-нения «проблемного поля» региона, отдельных социальных групп, личности;
- прогностическая часть социальных технологий направлена на выработку предположений и конечных результатов, к которым должны прийти органи-заторы досуга в результате осуществления проекта;
- собственно проектная часть включает в себя отбор конкретных действий и воплощение их в форму конкретного художественного или социального проекта;
- процессуальная часть реализует на практике технологический процесс; она включает управление, организацию, формы, средства, методы, диагнос-тику, анализ и возможную коррекцию социально-педагогического, досугового процесса.
В процессе осуществления социокультурного, проекта или досуговой программы все элементы технологического процесса взаимодействуют между собой на всех стадиях рождения и осуществления технологической конст-рукции: замысел ведет к поиску концептуальной основы содержания, средств, форм, методов, далее к выражению замысла в конкретном проекте, программе, затем – к подбору условий, способствующих получению оптимального результата.
Процессуальная часть вызывает пристальный интерес ученых и достаточно хорошо разработана в теории и практике досуговой деятельности (Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, Г.Н.Новикова). Ее можно представить в виде нескольких подсистем:
система социальных технологий педагогики досуга
организационная подсистема | методическая подсистема | режиссерская подсистема | социально-психологи-ческая подсистема |
организация, управление, объекты, субъекты, участки работы реклама «пиар»-акции | КД программы, СК проекты, методические рекомендации, сценарии, инновационный опыт | режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ | мотивированная сфера, структура личности воспитанников, проф. сознание специалиста, пед.мастерство орг. досуга |
Все подсистемы составляют технологическую систему досуговой деятель-ности и служат основой для осуществления целенаправленного педагогичес-кого процесса. Очень важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.
Так, организационная подсистема предполагает создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределе-ния полномочий между сотрудниками, овладение маркетинговыми техноло-гиями
, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с обществен-ностью и т.д. Методическая подсистема отражает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобще-ния и распространения современного опыта, освоения инновационных техно-логий, обучения методике внедрения в практику парковой работы, проектных инициатив. Режиссерская подсистема требует от организаторов культурно-досуговых программ специальных творческих навыков или привлечения к их постановке профессионально подготовленных режиссеров. Социально-психологическая подсистема подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из субъектов социально-культурной, досуговой деятельности, развитие отноше-ний с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д.
К педагогическим основам процессуальной части относится выработка у самих технологов навыков педагогического требования и воздействия в работе с группой и отдельными индивидами. Определяются ключевые профес-сиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественных, технических и организационных средств.
В технологическом процессе взаимодействие субъекта и объекта досуговой деятельности опирается прежде всего на положительные мотивы последнего (запросы). Основополагающим в реализации отношений субъекта и объекта является соблюдение требований педагогики сотрудничества (равноправный диалог организаторов и участников досуговой деятельности, свободное взаимодействие представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения, создание условий для интерактивного общения людей, их включения в образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство).
Современный подход к организации досуга связан прежде всего с разра-боткой и реализацией культурно-досуговых программ в рамках единой социальной политики.24 В самом широком смысле культурно-досуговую программу можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обус-ловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Каждая программа представляет собой логически выстроенную последовательность акций, поз-воляющих разрешить (или оптимизировать) реальную проблему личности или социальной группы, создать необходимые условия для социокультурной самодеятельности населения. Культурно-досуговые программы могут носить как информационно-просветительский, так и творческий характер (программы развития общественных инициатив). Второй тип программ заслуживает особого внимания в силу того, что: