Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 552

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


во-первых, культура явится условием самореализации личности в том случае, если основой социокультурного поведения человека станет его твор-ческая активность, внутренне детерминированная самодеятельность. Перевод общественных ценностей в личные невозможен без свободной самодеятель-ности человека, его «встречной» активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности – «для себя», проделав при этом огромную духовную работу, надо осуществить эти ценности в условиях повседневности. Лишь творческая самобытность, индивидуальность, востребованная обществом, гарантирует «приращение» и накопление культурных ценностей, их изменение (развитие и сохранение). И здесь роль самодеятельных движений трудно переоценить;

во-вторых, учитывая ограниченные материальные ресурсы и финансовые возможности культуры, сегодня целесообразнее вкладывать деньги не только в сами культурно-досуговые программы, но и в условия, стимулирующие создание различных культурно-досуговых образований – самодеятельных объе-динений, национально-культурных центров, политических клубов, досуговых кооперативов и т.п. В этом случае учреждаемые культурно-досуговые образо-вания сами станут со временем инициаторами социокультурных программ.

В свою очередь, как информационно-просветительские, так и программы «общественных инициатив» могут формироваться по двум основаниям:

1) категория населения;

2 приоритетные направления социокультурной деятельности (доминирую-щий интерес).

Примерная структура культурно-досуговых программ

для определенной социальной группы

1. Категория населения и характеристика проблемной ситуации данной группы.

2. Цели и задачи программы.

3. Содержание программы и формы КДД.

4. Пространство социокультурной деятельности.

5. Исполнители.

6. Сроки исполнения.

7. Оценка затрат и источников финансирования.

При формировании данного типа программ важно определить критерии для выявления той или иной социальной группы. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), необходимо учитывать жизненный цикл и образ жизни, положение в обществе, круг интересов и др.

Примерная структура культурно-досуговых программ,


разрабатываемых на основе доминирующего интереса

Данный тип программы ориентируется на уже существующие и действующие группы, объединенные интересом к политике, искусству, коллекционированию, спорту и т.д.

1. Приоритетное направление социокультурной деятельности.

2. Цели и задачи программы.

3. Форма реализации.

4. Пространство социокультурной деятельности.

5 Правовое обеспечение

6. Состав организаторов-учредителей.

7. Оценка затрат.

Условно можно выделить несколько этапов формирования культурно-досуговых программ по интересам:

1) Генерирование в рамках избранного приоритетного направления социо-культурной деятельности (искусство, история, нравственность, экология, здоровье, политика, труд и т.п.) яркой и нетривиальной для данного региона идеи, содержащей:

- признаки высокой общественной значимости;

- отвечающей интересам определенной социальной группы.

2) Формулировка целей и задач программы, решение которых даст возможность сформировать те культурные и нравственные ценности, которые общество хотело бы видеть у своих граждан.

3) Определение набора видов деятельности, соответствующих целевому назначению культурно-досуговой программы и реальных для осуществления в условиях того или иного региона. Следует учитывать, чтобы и по форме, и по содержанию они не дублировали, но дополняли бы деятельность государст-венных и общественных институтов региона.

Необходимо отметить, что обозначенные выше два типа культурно-досу-говых программ, (формируемые по критерию общности проблем той или иной социальной группы и по критерию преобладающего интереса) в рамках региона должны быть сбалансированы. И на предприятии, и в учебном заведении, и по месту жительства мы может выделить не только группы по социально-демографическим признакам со своими специфическими проблемами (под-ростки, пенсионеры), но и группы по интересам, которые объединяют, как правило, представителей различных социально-демографических категорий и социальных групп населения.

Принципиальное методологическое значение для программ приобретает последовательная трансформация социальных задач в конкретно-педагоги-ческие. Это позволяет придать программам воспитательную, развивающую и рекреативную направленность. Основополагающими для их реализации явля-ются и требования педагогики сотрудничества.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы,

связанные с созданием, освоением и педагогическим использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе рекреационные программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т.д.; группповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Выбор тематики и разработка культурно-досуговых проектов и программ диктуется социальным заказом, потребностями различных категорий населе-ния, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития каждого человека. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» сов-ременной социокультурной сферы.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социаль-но-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит сущность понятия социальные технологии досуговой деятельности?

2. Раскройте сущность и содержание системы технологий педагогики досуга.

3. Дайте характеристику общим, функциональным и дифференцированным технологиям, применяемым в сфере культуры и досуга.

4. Раскройте сущность и особенности формирования культурно-досуговых программ.
Список рекомендуемой литературы:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

2. Дудченко В.С. Инновационные технологии: Учеб.-метод. пособие. – М., 1996.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова, - М.: МГУКИ 1998.

4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. – СПб, 1997.

5. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной дея-тельности: Учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2004.


3.2 Технология организации досуга детей и подростков
В системе социального воспитания подрастающего поколения большое место занимает организация досуга детей и подростков. Формирование лич-ностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Среди факторов, определяющих направленность социализации детей и подростков, следует прежде всего выделить влияние родительской семьи, школы, общества сверстников, средств массовой коммуникации и внешколь-ных учреждений досуговой деятельности. Анализ результатов психолого-педагогических исследований выявляет следующие проблемные области ран-ней юности: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я».25 Характеристика данной социальной группы включает такие черты, как максимализм, негативизм, нетерпимость – качества, которые составляют своеобразный «подростковый синдром». В сегодняшней атмосфере демократических перемен у подростков эти черты проявляются ярче, чем у других возрастных категорий.

Проблемная ситуация, характерная для досуга детей и подростков заключается, во-первых, в отсутствии специально предназначенных мест для общения, условий для самореализации личности в сфере досуга, в рамках образовательных институтов. Оказалась в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития в организованных структурах, пытаются восполнить дефицит условий самореализации деструктивными, разрушающими культуру и личность процессами, асоци-альными и противоправными формами поведения, пополняют отряды бомжей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.

Во-вторых, отрицательно на развитии детского досуга сказывается его коммерциализация. Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, объединений, пользующихся спросом у подросткового поколения, стали платными. Переход многих учреждений культурного досуга на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Подростки, относящиеся к семьям с низким прожиточным уровнем, оказались отрезанными от этой сферы досуга.


В-третьих, компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Неумение правильно организовать свой досуг приводит совре-менных подростков к компьютерной зависимости. Долгое просиживание перед компьютером приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гипо-динамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.

В-четвертых, еще одной важной проблемой досуга является неспо-собность удовлетворить потребности подросткового возраста в общении. Дети не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Зачастую не имея возможности полноценного непосредственного общения со сверстниками, подростки пополняют дворовые и уличные компании. Ценности, объединяющие такие сообщества, не всегда оказываются позитивными с точки зрения социальной значимости.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным.

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подростающего поколения всегда являлись:

- формирование гармонически развитой личности;

- нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;

- удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.

Но, к сожалению, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что многие культурно-досуговые акции, проводимые с подростками, часто носят развлекательный характер и не направлены на решение этих задач. Для того, чтобы полноценно использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально активную досуговую деятельность. Эта работа может быть осуществлена в различных структурах:

- по месту действия (школа, детские культурно-досуговые учреждения, лагеря отдыха);

- по целям деятельности (учеба, отдых, общественные инициативы);

- в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, творчество, игра, труд);

- по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);