Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 562
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие как форма мышления – это закрепляемая термином (или слово-сочетанием) мысль, отражающая предметы и явления социокультурной действительности со стороны их отличительных, а в научном познании существенных признаков. Конкретное использование понятия требует адек-ватного понимания его содержания, его смыслового значения. Понятие раскрывает присущее термину признаки, основные и главные свойства и отношения, опираясь на которые можно познать его производные качества. Поскольку значения терминов, изучаемых объектов часто фиксируются в понятиях, определение можно рассматривать как формирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения составляют важнейшую часть научной теории, ибо дать определение, значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Этим обуславливается роль определений в научном познании.
Понятие как форма отражения социокультурной действительности несет двойную смысловую нагрузку: содержание – совокупность отраженных в нем признаков и объем – множество элементов, каждому из которых принад-лежат определенные признаки, относящиеся к содержанию понятия.
Как одна из отраслевых педагогических наук, педагогика досуга, исследуя развитие человека в досуговой деятельности, заимствует ряд терминов из соци-альной педагогики, социальной работы, социологии досуга. Являясь одновре-менно и отраслью культурологического знания, педагогика досуга использует понятия и термины, сложившиеся в социально-культурной сфере. В принятых в 1992 г. Основах законодательства Российской Федерации о культуре в статье 3 четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятель-ности. Законодательное закрепление культурологических терминов имеет прин-ципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса «Педагогика досуга».
Однако в определении понятийного аппарата педагогики досуга нельзя обойтись простым заимствованием определений из других наук. Одна из важных задач сегодня состоит в том, чтобы квалифицированно определить древо проблем педагогики досуга. Основная трудность на этом пути связана с пока еще неадекватным пониманием объекта и предмета научной дисциплины. Тем не менее мы считаем возможным предложить в предварительном порядке ряд наиболее актуальных для разработки проблем Сюда входят проблемы: взаимосвязь социального и культурного в досуговой деятельности; социально-культурная ситуация развития личности; технология социально-культурной профилактики девиантного ведения; общее и особенное в толковании понятий «социальная педагогика», «социальная работа», «социально-культурная Дея-тельность»; культурно-воспитательный опыт народной педагогики; обычай как фактор нормативной регулиции социального поведения; игровая деятельность в системе средств развития социальных свойств ребенка; общественное мнение как форма социального контроля; деятельность по целенаправленной педаго-гизации социально-культурной среды обитания; досуговое общение как фактор социального развития личности; детское сообщество как фактор социализации человека; семья как традиционный социокультурный институт; культурологи-ческие основания социальной педагогики, социальной практики и поведен-ческой психотерапии.
Исходя из накопленного опыта по ряду перечисленных проблем, можно попытаться составить перечень основных дефиниций, употребляемых в про-цессе досуговой деятельности. Овладение знаниями в области педагогики досуга предполагает, в первую очередь, уяснение определенной совокупности наработанных в ней понятий и терминов. Использование понятийного аппарата, выражающего специфику педагогической деятельности в досуговой сфере, является одной из важных научно-методических задач.
В организации современной досуговой деятельности широко используется следующие термины и понятия:
Адаптация социальная – вид взаимодействия личности или социальной группы с социально-культурной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Она определяется целями деятель-ности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за откло-нения от этих норм.
Активность социальная – характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, которая заключается в сознательной направленности его деятельности по преобразованию социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социально-культурных инициатив, формировании у себя необхо-димых социальных качеств. Она может осуществляться в различных формах деятельности (индивидуальной, групповой, массовой). Через социальную активность выражается уровень социальных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать свой деятельностью окружа-ющий мир. Важную роль в социализации человека играет досуговая деятель-ность, которая обеспечивает воспроизводство, развитие личности, способности к труду. Социальная активность является одной из основополагающих социо-логических категорий, которая применяется в разработке проблем социальной деятельности и поведения.
Аудитория (посетители, слушатели, зрители) – относительно устойчивая совокупность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их досугового интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители учреждений культуры).
Бюджет времени – совокупность или отрезок времени (суток, недели, месяца, года и т.д.), в которых протекают жизненные процессы отдельных лиц или групп в том или ином виде деятельности. Он выражает возможность наполнения содержанием различных видов жизнедеятельности (труд, занятия любимым делом, учеба, отдых, развлечения и т.д.) и исчисляется в количест-венных пропорциях.
Время социальное – форма реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерениях, социально-исторического существования людей, составляющая необходимый ресурс (условие) их деятельности. Характери-зуется длительностью, последовательностью, повторяемостью, одновремен-ностью, ритмом.
Гуманитаризм есть направление мышления и деятельности, ориентиро-ванное на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного зна-ния в качестве средства гуманизации жизни.
Гуманизм – это направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безус-ловном уважении свободы каждой личности.
Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществ-ляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие лич-ностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые проблемы.
Деятельность – специфическая форма отношения человека к окружаю-щему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преоб-разование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат.
Деятельность культурно-досуговая (КДД) - данный термин вошел в научный оборот в начале 80-х годов ХХ века. Его появление (автор Л.Коган), с одной стороны, отражало попытку найти обобщающее, собирательное определение противоречивой практике культурного досуга, именовавшейся в различные периоды советской истории как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа». С другой стороны, появление термина «культурно-досуговая деятельность» являлось логическим следствием теоретического осмысления проблемы куль-турного досуга, ориентированного на принципиально новое понимание куль-туры, отличного от узкого ее рассмотрения только как культурное потребление. Сегодня она интерпретируется как живой культуротворческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественного творчества, приоб-щение к лучшим образцам, самоорганизация на почве культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговую деятельность правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей социально-культурной деятель-ности. Современное понимание сущности культурного досуга как одного из видов нерегламентированной человеческой деятельности, как составной части культуры позволяет отойти от традиционных советских стереотипов и штампов, помогает понять многосложную практику организации культурно-досуговой деятельности.
Диагностика досуговых социокультурных процессов – выявление на основе анализа содержательно-структурных элементов в соответствии с предложенной моделью деятельности и последующим определением факто-ров, влияющих на ее регуляцию.
Знания – обобщенный опыт человечества, отражающий различные области деятельности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.
Институт социальный – устойчивая форма закрепления общественных связей и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающий стабильное функционирование общественных отношений, Выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.
Институт социально-культурный – целостное образование, возникаю-щее и функционирующее в сфере досуга и организационно объединяющее людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-куль-турных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Информация социальная – знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействия их интересов. Основные характеристики социально значимой информации: количество, ценность (полезность), содержание (смысл, значение), правдивость, адекватность, достоверность, точность, оперативность, надежность.
Инфраструктура социальная – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-полити-ческой, культурной и семейно-бытовой. Характеризует взаимодействие матери-ально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности).
Культура – исторически определенный уровень развития общества, твор-ческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах органи-зации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самопроизводства личности посредством ее собственной деятельности.
Культура досуга – набор ценностных ориентаций и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время.
Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную зна-чимость, здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Культурное достояние народов Российской Федерации – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение.
Культурные аспекты федеральных и региональных программ развития – перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.
Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития – совокупность принципов и норм, которыми руковод-ствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Важнейшие сферы культурной деятельности:
- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;