Файл: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры Орел огу. 2010. 156 стр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 561
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- музейное дело и коллекционирование;
- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
- научные исследования культуры;
- международные культурные обмены;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения и создания, распространения и освоения культурных ценнос-тей;
- иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, рас-пространяются и осваиваются культурные ценности.
В статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Микросреда социальная – объективная социальная реальность, представ-ляющая совокупность материальных, политических, социально-психологи-ческих и других факторов, взаимодействующих с личностью в процессе их жизнедеятельности и оказывающих на нее влияние. Типы микросреды определяются по следующим основным признакам: деятельности личности (производственно-трудовой, общественно-политической, учебно-воспита-тельной, культурно-досуговой, спортивной и т.д.); семейно-бытовому, территориальному, национальному, возрастному.
Общение – взаимодейстаие индивидов, в котором происходит обмен ин-формацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Досуговое общение является необхо-димым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса, вида досуговой деятельности.
Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно свое-образное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализа-цию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется творческий потенциал человека.
Ориентация личности ценностная – содержание социального уровня направленности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окру-жающей действительности. Она является важным фактором общения, объе-диняющм в своей структуре мыслительный и эмоциональный компоненты личности. Высший уровень ценностных ориентаций составляют мировоз-зренческие, определяющие самую общую ценностную направленность позна-вательной, духовной и духовно-практической деятельности человека, его высшие цели жизни.
Отдых активный – снятие утомления не столько состоянием покоя, сколько сменой вида деятельности.
Позиция групповая – позиция, обобщающая мнения и оценки членов группы. Может принять форму групповой нормы и проявляться в содержании и направленности групповой деятельности.
Потребности духовные – потребности людей в образовании, получении квалификации, приобщении к культуре, познании окружающего мира, эсте-тическом наслаждении.
Социализация – многогранный процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей общества, микросоциума, приобретения им социальных качеств, черт, опыта, включения в социальную практику и реалиизации своей сущности посредством выполнения определенных соци-альных ролей.
Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным лю-дям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных пот-ребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.
Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобра-зования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
Социально-культурная среда означает конкретное своеобразие и прояв-ление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный ( для неформальных групп и общностей) характер.
Социально-культурная сфера – обобщенный, универсальный, системо-образующий термин, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан, различных видов социально-культурной деятельности, конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности, наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятель-ность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.
Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное прост-ранство, отражающее всю совокупность условий жизнедеятельности человека: социально-культурную среду, соответствующие сферы жизнедеятельности.
Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий. По справедливому замечанию Л.С.Выгодского, наследуются не способности, а возможности их развития – задатки.
Сфера досуговая – сфера отношений между индивидами, группами людей, принимающих участие в досуговом общении, приобщении к духовным цен-ностям, культуре.
Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.
Технологии (социально-культурные) – средство обмена человеческими способностями и потребностями культуры.
Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Экстериоризация – перевод из внутреннего плана во внешний, в деятель-ность среди людей.
Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания педагогики досуга. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как досуговая деятельность.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность понятий «досуг», «досуговая деятельность», «куль-турная деятельность».
2. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий «социаль-ное» и «культурное» в поведении и действиях человека или группы людей.
3. Назовите различные виды культурных ценностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наилучшей?
4. Что такое культурная среда? Попытайтесь дать характеристику различ-ным социально-культурным средам.
5. В чем, по вашему мнению, заключается смысл и содержание понятия культурно-досуговая деятельность?
Список рекомендуемой литературы:
1. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.
3. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.
4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.
5. Платонов К.К.Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984.
6. Практикум по социологии. – М., 1992.
7. Словарь иностранных слов. – М., 1990.
8. Философский словарь. – М., 1987.
9. ФЗ РФ (1992 г.) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – М., 1993. – Ст. 3.
10. Эстетика. Словарь. – М., 1989. и др.
Глава II.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГА
Для того, чтобы досуговая деятельность была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой этой работы, т.е. совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения цели.
Методика досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функцио-нирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими сло-вами, методика досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-комму-никативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация - общение.
Методика является отдельным типом деятельности – методическим, выс-тупающим внутренним регулятором всего технологического процесса, кото-рый определяет и разрабатывает тактику, т.е. преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.
В основе методики досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении досуговой деятельности не ограни-чиваются только стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.
К закономерностям методики досуговой деятельности можно отнести нераз-рывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержа-ния и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активно-деятельностный подход в соз-дании программы; активизация учстников досуговых мероприятий; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное включение во все более слож-ную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта