Файл: Совершенствование системы повышения квалификации муниципальных служащих на примере муниципального образования город Ирбит.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридическая доктрина трактует термин «муниципальная служба» значительно шире. На современном этапе развития муниципальной службы выделяются различные подходы к определению ее сущности. Так, например, высказывается точка зрения о существовании двух подходов к пониманию правовой природы муниципальной службы: деятельностный и институциональный. Согласно деятельностному подходу, муниципальная служба - это, прежде всего, профессиональная деятельность граждан, направленная на реализацию полномочий государства; исходя же из институционального подхода, муниципальная служба является институтом правовым и социальным7, публично-правовым8 практического осуществления задач и функций местного самоуправления. Ныне действующее законодательство о муниципальной службе восприняло именно деятельностный подход.9
В то же время, авторы Научно-практического комментария к Закону о муниципальной службе отмечают два аспекта, в которых рассматривается категория «муниципальная служба» в юридической науке - объективный и субъективный.
Придерживаясь объективного аспекта в понимании сущности муниципальной службы, муниципальная служба может быть охарактеризована как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с поступлением, похождением и прекращением муниципальной службы.
Другой подход - субъективный, и именно его использует законодатель в норме ч.1 ст.2 Закона №25-ФЗ. Согласно этому подходу, муниципальная служба - это специальный вид публичной службы в органах местного самоуправления, характеризующийся определенными, присущими только ему особенностями.
Наука конституционного права рассматривает муниципальную службу, прежде всего, в качестве одной из форм осуществления публичной власти. Административное и муниципальное права признает за муниципальной службой роль инструмента, с помощью которого реализуются полномочия органов публичной власти, выполняются задачи и функции органов местного самоуправления. И.И. Овчинников и А.Н. Писарев определяют муниципальную службу как «...особый вид публичной профессиональной служебной деятельности, осуществляемой гражданами Российской Федерации, а также гражданами иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, на невыборной муниципальной должности в органах местного самоуправления, замещаемой путем заключения трудового договора (контракта) и на платной основе, за счет средств местного бюджета, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъекта Федерации,
уставом муниципального образования, с целью обеспечения решения вопросов местного значения, а в случаях, установленных законом, - реализации отдельных государственных полномочий».
Такой существенный разброс мнений наглядно демонстрирует сложность рассматриваемого правового института. Для того чтобы лучше уяснить понятие муниципальной службы, необходимо обратиться к основным положениям и характеристикам данного правового явления.
Предмет правового регулирования Закона о муниципальной службе - это отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих10. Особо подчеркнем, что действие Закона о муниципальной службе распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан.
Исходя из вышеизложенных доктринальных и легального определений понятия «муниципальная служба», можно вывести ряд черт, присущих институту муниципальной службы Российской Федерации.
А.В. Гусев выделяет четыре сущностных признака муниципальной службы:
-
управленческий характер профессиональной деятельности; -
деятельности в системе органов публичной власти; -
служебная деятельность на определенных должностях, которые учреждаются в целях обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также лиц, замещающих муниципальные должности; -
профессиональный и наемный характер деятельности муниципальных служащих.
В научной литературе не рассматриваются особенности муниципальной службы с точки зрения трудового права. На наш взгляд, необходимо восполнить этот пробел и выявить некоторые характерные трудо-правовые особенности муниципальной службы.
Основными из них являются:
-
дифференциация правового регулирования труда муниципальных служащих:
- распространение действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (ст.11 ТК РФ, ст.3 Закона о муниципальной службе);
-
особенности поступления на муниципальную службу: соответствие требованиям (в т.ч. квалификационным) для замещения должностей муниципальной службы; отсутствие ограничений, связанных с муниципальной службой; -
особенности правового положения (статуса) муниципального служащего - совокупности прав, обязанностей, ограничений, запретов, гарантий, ответственности; -
особенности исполнения трудовых обязанностей: порядок исполнения обязанностей по должности муниципальной службы определяется муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Для ясного понимания сущности муниципальной службы необходимо также, исходя из изложенных выше легальных и доктринальных определений, проанализировать ее основные принципы. Представители административного и муниципального права справедливо указывают на важность и актуальность изучения принципов муниципальной службы. Можно согласиться с точкой зрения А.В. Гусева, утверждающего, что главная роль принципов как государственной, так и муниципальной службы заключается в том, что «...на их основе определяется общая целевая направленность, «идеология» правовых норм. В то же время, некоторые из принципов, пока остаются декларативными, и необходимо создание специальных правовых механизмов для их действительной реализации»11.
По сравнению с принципами различных видов государственной службы, принципы муниципальной службы, к сожалению, не столь обстоятельно исследованы в науке. Тем не менее, существует несколько точек зрения по указанному вопросу.
В соответствии с первым подходом, принципы муниципальной службы трактуются исходя из правовой природы публичного управления. Так, отмечается, что сущность принципов муниципальной службы отражает закономерности организации публичного управления, традиции, нормы нравственности и права. Принципы учитывают сложившиеся в обществе основы разделения труда и организации управления, а также сочетание коллегиальности и единоначалия в системе муниципального управления.
Другая группа ученых рассматривает принципы муниципальной службы, исходя из сущности местного самоуправления, указывая, что принципы муниципальной службы - это закрепляемые в Конституции РФ и федеральных законах и обусловленные природой местного самоуправления основополагающие идеи и правила, которые предопределяют актуальное содержание муниципальной службы и перспективы ее правового регулирования.
Наконец, в научной литературе существует подход, согласно которому принципы государственной и муниципальной службы не рассматриваются по отдельности, а образуют единый комплекс основополагающих положений: государственная и муниципальная служба осуществляется на основе системы принципов, вытекающих из Конституции РФ, закрепленных в законодательстве основополагающих идей, выражающих предназначение государственной и муниципальной службы, общие начала ее организации, основы правового статуса и деятельности государственных и муниципальных служащих12. Исходя из этого, представители указанного подхода все принципы государственной и муниципальной службы подразделяются на три группы: принципы, выражающие предназначение службы; принципы, в которых выражаются основы правового статуса и деятельности государственных и муниципальных служащих; принципы организации службы.
Закон о муниципальной службе закрепляет десять основных принципов муниципальной службы:13
-
приоритет прав и свобод человека и гражданина; -
равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; -
профессионализм и компетентность муниципальных служащих; -
стабильность муниципальной службы; -
доступность информации о деятельности муниципальных служащих; -
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; -
единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; -
правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; -
внепартийность муниципальной службы.
Указанные принципы должны реализовываться на всех этапах организации и осуществления муниципальной службы. В связи с чем А.В. Воронин выделяет «единую адресную цепочку реализации принципов»: в системе организации службы; в конкретном органе местного самоуправления; в профессиональной деятельности муниципальных служащих. Шесть из указанных принципов дублируют
принципы государственной гражданской службы14, что вполне оправдано сходной правовой природой двух видов служб.
Очевидно, что принципы любой отрасли права должны находить свое отражение в законодательстве. В этой связи перечисленные выше принципы можно рассматривать в качестве индикатора уровня развития института муниципальной службы. Декларативный характер некоторых из них лишь свидетельствует о том, что они недостаточно эффективно реализуются на практике.
Рассмотрев существующие ныне подходы к определению термина «муниципальная служба», предложенные представителями различных наук, а также обозначив основные положения и характеристики искомого понятия, мы можем сделать вывод о разнообразии и дискуссионном характере возможных взглядов на муниципальную службу как явление социальной действительности, провоцируемых сложностью и многоаспектностью правового статуса муниципального служащего, его неоднозначным положением в правовой структуре публичной власти. Предлагают следующее определение муниципальной службы. Муниципальная служба - вид трудовой деятельности, осуществляемый особенными (особыми) субъектами трудового права - муниципальными служащими, труд которых регулируется как общими нормами - трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, так и специальными - федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе.
- 1 2 3 4 5