Файл: Совершенствование системы повышения квалификации муниципальных служащих на примере муниципального образования город Ирбит.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие, характеристика и структура повышения квалификации муниципальных служащих
Кадровый состав муниципальных органов состоит из муниципальных служащих. Муниципальные служащие - это определённая социальная группа работников, деятельность которых направлена на профессиональное выполнение функций муниципального управления, а также на обеспечение управлением муниципального хозяйства. Повышение квалификации - это непрерывное обучение муниципальных служащих с целью обновления теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Одними из важнейших факторов эффективности муниципального управления являются компетентность и квалифицированность кадров, а также понимание работниками своих функций и ответственное отношение к работе и должностным обязанностям.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития муниципального управления в органах местного самоуправления сконцентрировано немалое количество специалистов и c большим опытом работы в своих сферах, и c высокой квалификацией, но они воспитаны по старым правилам административно-командной советской системы. Служащие муниципальных подразделений не воспринимают свою работу как специфическую муниципальную управленческую деятельность и руководствуются в своей работе принципами, присущими для управления
34 структурами государственного управления и хозяйственными структурами.
В соответствии c Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы подразделяются на группы:
-
высшие должности муниципальной службы; -
главные должности муниципальной службы; -
ведущие должности муниципальной службы; -
старшие должности муниципальной службы; -
младшие должности муниципальной службы.
Кадры муниципального управления входят в более широкое понятие «кадры управления», которые, в свою очередь, подразделяются на 3 подгруппы в зависимости от участия в подготовке, принятии и реализации различных управленческих решений:
-
Руководители; -
Специалисты; -
Обслуживающий и вспомогательно-технический персонал, не относящийся к категории муниципальных служащих.
Необходимо учесть, что компетентность любого работника определяется как суммарное значение его умений, знаний и навыков. Учитывая, что муниципальные служащие - это социальная группа, представляющая собой трёхуровневую систему, необходимо выделить свойства, которые отличают одну категорию от другой в зависимости от должности, основного вида управления и функций.
К первой «низовой категории» относятся специалисты, занимающиеся оперативным управлением. Основными функциями специалистов являются:
-
Выполнение оперативных задач; -
Контроль над выполнением решений высшего руководства.
Во вторую «среднюю категорию» входят руководители структурных подразделений, а также главные, ведущие специалисты, которые анимаются тактическим управлением. К их функциям относятся:
-
Трансформация решений высшего руководства в задания подчиненным и координация их выполнения; -
Обеспечение информацией высшего звена.
Представителями третьей, т.е. «высшей категории» муниципальных служащих являются главы администраций, заместители глав администраций и отдельные руководители крупных структурных подразделений. Их основным видом управления является стратегическое управление. Важнейшими функциями являются:
-
Управление экономическими, политическими и социальными процессами на подведомственной территории; -
Функции представительства.
Однозначно, что к каждой категории муниципальных служащих предъявляются определённые требования, прописанные в основном в их должностных регламентах. Однако, в случае комплексного анализа данных категорий можно выявить универсальные требования к каждой из них.
-
Низовой категории муниципальных служащих характерно обладание знаниями лишь определенной ограниченной сферы работы специалиста: основных методов подготовки, принятия и реализации управленческих решений; способов мотивации труда; способностью подавлять напряжение, в том числе по причине принятия руководством определенного решения. -
Средняя категория муниципальных служащих отличается обладанием знаний разнообразных методов управления; общего менеджмента; основных управленческих и экономических наук, методической и практической составляющей этих наук; социально-психологических методов управления; способностями к аналитике. -
Высшая категория характеризуется умением предугадывать, оценивать и анализировать ситуацию; способностью воспринимать и быстро реагировать на изменения внешней среды; лидерскими качествами и инновационным мышлением; обладанием инструментами стратегического и инновационного менеджмента; наличием знаний в области экономических, специальных и конкретных муниципальных наук; умениями консультирования.
Необходимо заметить, что, несмотря на наличие разнообразных категорий управленцев в сфере муниципальной службы, к которым предъявляются определенные требования в области их профессиональных знаний, интеллектуальных способностей и навыков, всё-таки, следует абстрагироваться от категорий и к личностным качествам муниципальных служащих предъявлять универсальные требования. К ним можно отнести:
-
способность к наблюдению, суммированию, отбору и оценке актов; -
способность к анализу, синтезу и обобщениям; -
способность в короткие сроки усваивать информацию; -
творческие способности.
Итак, из вышесказанного можем отметить, что в основу кадровой структуры муниципальной службы должны входить специалисты, способные использовать в работе эффективные технологии организации, планирования и контроля, отвечающие современным условиям, в целях максимального сосредоточения их внимания на проблемах населения. При выполнении своих управленческих функций муниципальные служащие должны выступать не только в роли представителей муниципальной власти, но и, главным образом, в качестве «катализатора» между государством и обществом.
В настоящее время законодательно проработаны вопросы кадрового обеспечения через процедуру конкурсного отбора государственных и муниципальных служащих, обучения и повышения квалификации и отбора и обучение персонала этих служб в кадровом резерве.
Так федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ15 определен статус государственного служащего и порядок поступления и прохождения государственной гражданской службы, а так же в результате принятия федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ16 была поставлена задача формирования системы кадрового резерва, которая позволила бы привлечь в органы муниципального управления наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. В то же время, реформы еще не завершены.
Государственная и муниципальная службы пока не стали такой, какой ее хотели бы видеть - эффективной, мобильной, ориентированной на нужды общества.
Как уже отмечалось, на муниципальную кадровую политику большое влияние оказывают качественные характеристики муниципального образования. Последние могут быть относительно благополучные, среднего уровня, дотационные и депрессивные. Социальное пространство ассиметрично не только по уровням социально-экономического развития, но и по другим факторам и критериям - природно-ресурсным, демографическим, этнокультурным, социальным и другим.
По этническому и конфессиональному фактору выделяются районы с рассеянным и компактным проживанием этносов и конфессиональных групп, районы, являющиеся активными контактными зонами и зонами пересечения миграционных потоков. По демографическому фактору выделяются территории с выраженностью в той или иной степени тенденций прироста либо депопуляции населения. Ассиметричность транспортного освоения территорий, развития промышленного потенциала, неравномерность общего развития городов и районов определяют соответствующие неравномерности в размещении населения, различные степени урбанизации, обеспеченности населения современной социальной инфраструктурой.
Кадровая служба в системе органов государственного и муниципального управления закономерно считается центральной - поскольку результаты ее деятельности изменяют основы профессиональной деятельности чиновников. Однако и здесь существуют проблемы: уже на создании служб управления персоналом в системе государственного и муниципального управления заранее формируются организационная структура и штатное расписание службы управления персоналом, определяется численность этой структуры без учета тех задач, которые решает данная служба. Исполняемые функций и целевое назначение подразделения по управлению персоналом нередко формулируются неверно или намеренно под свои интересы.
В контексте проблемы российской модели местного самоуправления, влияния факторов на социально-экономическое развитие муниципалитетов одной из ключевых является проблема муниципальной кадровой политики. К сожалению, несмотря на актуальность и высокую значимость данной проблемы, сегодня многие органы местного самоуправления свели всю кадровую политику к формированию штатов Администрации и правовому регулированию работы муниципальных служащих. На самом деле кадровая политика муниципального образования гораздо шире.
Очевидно, в этом кроется одна из главных причин кризисного состояния многих муниципальных образований. Необходима комплексная, целенаправленная работа на профессиональном уровне по воспроизводству и востребованию всего кадрового потенциала, включая весь спектр муниципальных процессов, явлений, отношений, институтов.
Отметим, что в современных условиях важнейшим направлением муниципальной кадровой политики является подготовка управленцев новой генерации, обеспечение получения муниципальными служащими, работниками муниципальных органов власти опережающего дополнительного профессионального образования (второго высшего образования по управленческим, экономическим и юридическим дисциплинам), профессиональной переподготовки и стажировки кадров, овладения новой методологией стратегического мышления.
Муниципальная кадровая политика - сердцевина комплексного устойчивого развития муниципального образования, его производительных сил, воспроизводства народонаселения, выращивания управленческих талантов со школьной скамьи, в вузе, участия муниципалитетов в подготовке кадров высшей квалификации в вузах Российской Федерации. Научной базой муниципальной кадровой политики является муниципальная наука, продвижение научной мысли, научных методов работы во все муниципальные образования России.
Муниципальная кадровая политика на современном этапе является главным инструментом продуктивного использования конкурентных ресурсов той или иной территории17. Она в полной мере должна учитывать, что факторы местоположения, которые раньше привязывали хозяйственную деятельность к определенной территории, в настоящее время существенно ослабляют свою роль, поскольку налицо бурное развитие электронных и иных коммуникативных систем. Города и другие муниципальные образования, все более активно включающиеся в межрегиональные и национальные связи и коммуникации, маркетинговые сети, инвестиционные потоки, имеют сегодня серьезное преимущество перед другими поселениями.
Характеристики кадров аппарата муниципальных органов власти серьезно отличаются в зависимости от регионов, муниципальных образований, их количественных и качественных параметров. Это делает актуальным анализ кадрового состава управленческого аппарата муниципалитетов, прежде всего, с точки зрения его «привязки» к специфическим чертам и задачам развития того или иного местного сообщества.
Кадры муниципального управления являются важной составной частью общего механизма публичного управления обществом, призванной реализовывать не только интересы местного сообщества, но и стратегические цели публичного управления на региональном и общенациональном уровнях. Речь идет об экономическом развитии территорий, привлечении инвестиций, совершенствовании социальной инфраструктуры, предоставлении населению публичных услуг. Федеральная власть в последнее время все активней использует «мягкие» инструменты кадрового управления муниципальной службой, не подменяя кадровую политику на местном уровне, но создавая институциональные условия, а также ресурсные возможности для качественного укрепления кадрового состава муниципальных служащих.