Файл: Гбоу во башкирская академия государственной службы и управления при главе республики башкортостан.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
насущные потребности всех его участников, что позволяет обрести им комфортное психологическое состояние и эффективно осуществлять свою деятельность. В-третьих, к профессии «полицейский» предъявляются самые высокие требования, т.к. он является представителем власти, постоянно сталкивается с проблемами граждан и призван ежедневно обеспечивать их безопасность» [17, с. 9].
В организации используется автоматизированная информационная система (АИС) «Кадры», включающая подсистемы:
Кадровые аппараты органа внутренних дел оснащены средствами компьютерной и оргтехники, подключены к сети передачи данных МВД России.
Кадровое обеспечение. Количественные и качественные показатели,характеризующиекадровыйсостав.
Основной задачей кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел является «своевременное замещение вакантных должностей в системе МВД России специалистами необходимого качества и в нужном количестве. В этом смысле кадровое обеспечение является лишь элементом кадровой политики МВД России, главной целью которого является формирование высокопрофессионального кадрового состава
органов внутренних дел» [17, с. 9].
Кадры органов внутренних дел – это «совокупность лиц, в качестве основной профессии или специальности выполняющих определенные служебные обязанности в рамках установленной штатной численности органов внутренних дел и получающих за это вознаграждение» [17, с. 5].
«Применительно к органам внутренних дел в понятие кадры вводится отличительный признак – наличие специального звания рядового и начальствующего состава. Лица, имеющие специальные звания, являются аттестованными сотрудниками органов внутренних дел. Технический и вспомогательный персонал (неаттестованные) в состав кадров МВД России не включается» [17, с. 5].
Необходимым условием научно обоснованной работы с кадрами органов внутренних дел является их классификация, например, по критерию (признаку) функциональной роли в процессе управления, т.е. степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений. По функциональной роли в процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на три группы:
России и их заместители, начальники структурных подразделений, служб ОВД, учреждений и организаций системы МВД России, их
заместители.
Рассмотрим обеспеченность трудовыми ресурсами УУР ГУ МВД России по Уфимскому району за период 2020-2022 гг., а именно: показатели численности персонала и распределение персонала по категориям, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Структура и динамика численности персонала УУР ГУ МВД России по Уфимскому району за 2020-2022 гг.
По данным табл. 1 мы видим, что среднесписочная численность работников организации в 2022 г. по сравнению с 2020 г. увеличилась на 9 чел. или, в относительном выражении, на 5,8%. Увеличение произошло за счет роста численности специалистов и руководителей, однако, эти показатели увеличились незначительно (на 1,82% и 7,3% соответственно).
Это естественно, т.к. за указанный период не произошло ни реорганизации, ни увеличения количества отделов. Соотношение руководителей и специалистов в течение трех лет изменилось в сторону увеличения числа руководящего состава (на 8 чел. в абсолютном выражении, и на 5,2% в относительном выражении).
Далее рассмотрим обеспеченность кадровыми ресурсами МВД России по Уфимскому району по возрастному составу, полу и уровню образования, данные по которым представлены в таблице 2.
Таблица 2. Структура кадров МВД России по Уфимскому району за 2020-2022 гг.
Как можно увидеть из табл. 2, в основном, возраст сотрудников колеблется от 30 лет и более. За указанный период структура персонала по возрасту мало изменилась. Работники в возрасте от 40 до 50 лет составляют 53,5% от численности персонала. Численность сотрудников мужского пола значительно превышает численность женщин, что вызвано спецификой работы, связанной с определенными условиями труда в структуре МВД. Сотрудники в исследуемой организации в основном имеют высшее специальное образование, что объясняется тем, что в данном Управлении работают руководители отделов и подразделений, где требуются люди, имеющие опыт работы на руководящих должностях, а также обладающие определенными специфическими знаниями, навыками и квалификацией.
Важнейшей характеристикой состояния системы управления персоналом является динамика движения кадров: работники поступают на службу и увольняются по различным причинам. Поэтому возникает необходимость определения общего числа принятых и уволенных за данный период сотрудников. Для характеристики размера движения кадров принято определять ряд показателей (коэффициентов). Среди них: коэффициенты оборота по приему, выбытию, общего оборота, текучести кадров, постоянства кадров. Результаты расчета показателей движения кадров УУР ГУ МВД России по Уфимскому району представим в таблице 3.
Таблица 3. Показатели движения кадров УУР ГУ МВД России по Уфимскому району за 2020-2022 гг.
В организации используется автоматизированная информационная система (АИС) «Кадры», включающая подсистемы:
-
«Учет» (для обеспечения информацией о персональном составе служб и подразделений органа внутренних дел); -
«Удостоверение» (для автоматизированного учета, выдачи и замены служебных удостоверений сотрудников); -
«Резерв» (для информационного обеспечения работы по расстановке, продвижению и перемещению кадров); -
«Социально-правовая защита» (для информационного обеспечения социально-правовой работы с сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей).
Кадровые аппараты органа внутренних дел оснащены средствами компьютерной и оргтехники, подключены к сети передачи данных МВД России.
Кадровое обеспечение. Количественные и качественные показатели,характеризующиекадровыйсостав.
Основной задачей кадрового обеспечения деятельности органов внутренних дел является «своевременное замещение вакантных должностей в системе МВД России специалистами необходимого качества и в нужном количестве. В этом смысле кадровое обеспечение является лишь элементом кадровой политики МВД России, главной целью которого является формирование высокопрофессионального кадрового состава
органов внутренних дел» [17, с. 9].
Кадры органов внутренних дел – это «совокупность лиц, в качестве основной профессии или специальности выполняющих определенные служебные обязанности в рамках установленной штатной численности органов внутренних дел и получающих за это вознаграждение» [17, с. 5].
«Применительно к органам внутренних дел в понятие кадры вводится отличительный признак – наличие специального звания рядового и начальствующего состава. Лица, имеющие специальные звания, являются аттестованными сотрудниками органов внутренних дел. Технический и вспомогательный персонал (неаттестованные) в состав кадров МВД России не включается» [17, с. 5].
Необходимым условием научно обоснованной работы с кадрами органов внутренних дел является их классификация, например, по критерию (признаку) функциональной роли в процессе управления, т.е. степени участия в выработке, принятии и организации исполнения управленческих решений. По функциональной роли в процессе управления кадры органов внутренних дел подразделяются на три группы:
-
Руководители – лица, ответственные за принятие и организацию исполнения управленческих решений. Они наделены правом внешнего и внутриорганизационного руководства и, следовательно, имеют подчиненных. К руководителям относятся начальники территориальных органов МВД
России и их заместители, начальники структурных подразделений, служб ОВД, учреждений и организаций системы МВД России, их
заместители.
-
Специалисты (исполнители) – лица, использующие специальные знания и навыки, не наделенные правом внутриорганизационного управления и, следовательно, не имеющие подчиненных. -
Технические исполнители (обслуживающий персонал) – лица, осуществляющие технические операции по сбору, обработке, фиксации, передаче, изготовлению и хранению информации и ее материальных носителей (делопроизводители, секретари, машинистки, бухгалтеры и т.д.) [17, с. 10].
Рассмотрим обеспеченность трудовыми ресурсами УУР ГУ МВД России по Уфимскому району за период 2020-2022 гг., а именно: показатели численности персонала и распределение персонала по категориям, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Структура и динамика численности персонала УУР ГУ МВД России по Уфимскому району за 2020-2022 гг.
Категория персонала | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Изменение 2022 г. к 2020 г. | ||||||
чел. | уд.вес, % | чел. | уд.вес, % | чел. | уд.вес, % | (+, -), чел. | % | |||
Среднесписочная численность, всего: | 112 | 100,0 | 116 | 100,0 | 121 | 100,0 | +9 | 105,8 | ||
втомчислеизних: | ||||||||||
руководителей | 24 | 20 | 27 | 21,93 | 32 | 25,21 | +8 | 107,3 | ||
специалистов | 89 | 78,18 | 90 | 76,32 | 90 | 73,11 | +1 | 101,8 | ||
технических исполнителей | 2 | 1,82 | 2 | 1,75 | 2 | 1,68 | 0 | 100 |
По данным табл. 1 мы видим, что среднесписочная численность работников организации в 2022 г. по сравнению с 2020 г. увеличилась на 9 чел. или, в относительном выражении, на 5,8%. Увеличение произошло за счет роста численности специалистов и руководителей, однако, эти показатели увеличились незначительно (на 1,82% и 7,3% соответственно).
Это естественно, т.к. за указанный период не произошло ни реорганизации, ни увеличения количества отделов. Соотношение руководителей и специалистов в течение трех лет изменилось в сторону увеличения числа руководящего состава (на 8 чел. в абсолютном выражении, и на 5,2% в относительном выражении).
Далее рассмотрим обеспеченность кадровыми ресурсами МВД России по Уфимскому району по возрастному составу, полу и уровню образования, данные по которым представлены в таблице 2.
Таблица 2. Структура кадров МВД России по Уфимскому району за 2020-2022 гг.
Группа работников | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Темп изменения 2022г. к 2020 г., % | |||||
чел. | уд.вес, % | чел. | уд.вес, % | чел. | уд.вес, % | ||||
Повозрасту,лет: | |||||||||
до 20 | 5 | 2,6 | 5 | 2,7 | 5 | 1,7 | 99,9 | ||
от 20 до 30 | 13 | 9,6 | 14 | 10,7 | 16 | 12,6 | 103 | ||
от 30 до 40 | 44 | 38,6 | 47 | 39,8 | 50 | 42,0 | 103,4 | ||
от 40 до 50 | 24 | 21,1 | 20 | 18,9 | 16 | 13,5 | 92,4 | ||
По полу: | |||||||||
мужчины | 52 | 68,4 | 52 | 69,9 | 52 | 71,4 | 103 | ||
женщины | 34 | 31,6 | 34 | 30,1 | 35 | 28,6 | 97 | ||
По образованию: | |||||||||
высшее | 57 | 74,6 | 57 | 74,7 | 57 | 74,8 | 99,8 | ||
среднее специальное | 27 | 23,7 | 27 | 23,6 | 28 | 23,5 | 99,8 | ||
среднее общее | 2 | 1,7 | 2 | 1,7 | 2 | 1,7 | - |
Как можно увидеть из табл. 2, в основном, возраст сотрудников колеблется от 30 лет и более. За указанный период структура персонала по возрасту мало изменилась. Работники в возрасте от 40 до 50 лет составляют 53,5% от численности персонала. Численность сотрудников мужского пола значительно превышает численность женщин, что вызвано спецификой работы, связанной с определенными условиями труда в структуре МВД. Сотрудники в исследуемой организации в основном имеют высшее специальное образование, что объясняется тем, что в данном Управлении работают руководители отделов и подразделений, где требуются люди, имеющие опыт работы на руководящих должностях, а также обладающие определенными специфическими знаниями, навыками и квалификацией.
Важнейшей характеристикой состояния системы управления персоналом является динамика движения кадров: работники поступают на службу и увольняются по различным причинам. Поэтому возникает необходимость определения общего числа принятых и уволенных за данный период сотрудников. Для характеристики размера движения кадров принято определять ряд показателей (коэффициентов). Среди них: коэффициенты оборота по приему, выбытию, общего оборота, текучести кадров, постоянства кадров. Результаты расчета показателей движения кадров УУР ГУ МВД России по Уфимскому району представим в таблице 3.
Таблица 3. Показатели движения кадров УУР ГУ МВД России по Уфимскому району за 2020-2022 гг.
Показатели | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | Темп изменения, % |
Среднесписочная численность работников | 112 | 116 | 121 | 105,8 |
Численность работников, отработавших 1 полный год | 12 | 4 | 5 | - |
Принято в течение года новых работников | 2 | 1 | 2 | 108,3 |
Выбыло работников | 8 | 2 | 1 | |
втом числепопричинам: | ||||
уход на пенсию | 6 | 2 | 0 | 83,3 |
по собственному желанию | 2 | 0 | 1 | 111,1 |
за нарушение дисциплины | 0 | 0 | 0 | 0 |
Коэффициент оборота по приему | 0,11 | 0,13 | 0,11 | - |
Коэффициент оборота по выбытию | 0,15 | 0,12 | 0,15 | - |
Коэффициент общего оборота | 0,25 | 0,25 | 0,26 | - |
Коэффициент текучести кадров | 0,09 | 0,09 | 0,11 | - |
Коэффициент постоянства кадров | 0,86 | 0,88 | 0,85 | - |