Файл: Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так и современных отсталых племен, показало, что религия возникает вместе с человеком, т.е. более 150 тысяч лет назад, и на первых порах существует в виде первобытных верований. Их главные формы: магия (представления и практика, исходящие из веры в таинственные силы, которые можно использовать в целях воздействия на людей и явления); фетишизм (основан на представлении о способности определенных предметов после обращения к ним, положительно или отрицательно влиять на человека); анимизм (вера в существование душ и духов); тотемизм (предполагает наличие родственной связи между общностью людей и определенным животным и растением). Из первоначальных верований образуются племенные религии, потом возникают национально-государственные (этнические) и мировые. К числу первых, этнических религий, можно отнести иудаизм, индуизм др. К традиционным мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.
Важнейшим, центральным признаком религии является вера в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Еще в XVIII веке Дени Дидро писал: «Чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное». Но что такое сверхъестественное?
Одни исследователи считают, что сверхъестественное – это сверхчувственное, внеприродное, нетелесное, непротяженное, другие придают ему более узкий смысл – особое измерение пространства, «мир обитания духов, душ и божеств». Гипотетичность и расплывчатость понятия сверхъестественного заставила многих исследователей искать сущность религии в чем-то другом.
Второй важный признак религии – это наличие веры, последняя понимается обычно как неполное, недостаточное знание, как принятие за истину чего-то без предварительной проверки и доказательств. Вера – это особое состояние психики, в котором смешаны как рациональные (суждение об истинности той или другой информации), так и эмоциональные (переживание, чувство уверенности) элементы.
Следующим признаком религии является наличие культовых действий, т.е. обрядов и ритуалов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, добиться их благорасположения.
Но в религию входят не только идеи и чувства, охватываемые понятием веры, и не только символические действия, охватываемые понятием «культ», но также и нечто другое: организации людей, нравственные взгляды и т. д. Чтобы охватить определением все элементы, которые есть или могут быть у религии, следует использовать понятие «деятельность». Религию в
этом случае можно определить как деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное.
Религия – составная часть духовной культуры, ее необходимый элемент. Многие теологи вообще считают религию базисом духовной культуры, что культура возникает на основе религии.
В целом, религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, а форма общественного и индивидуального сознания, способ духовного освоения мира, вид общественной деятельности, основанный на вере в сверхъестественное или священное, имеющий сложную структуру и выполняющий важные социальные функции.
12.Искусство в духовной сфере жизни общества
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности человека, направленная на художественно-образное постижение и освоение мира. Искусство в рамках художественного творчества способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира посредством создания обобщенных художественных образов, это творчество по законам красоты.
Искусство способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни, оно целостно воссоздает действительность. Основным предметом изображения в искусстве является весь окружающий нас мир, но главным предметом познания является человек, его внутренний мир, его духовная жизнь во всех соприкосновениях с окружающей действительностью. Поэтому художественные ценности – ценности искусства – это продукты духовного творчества, в котором человек проявляет все психические силы – разум, волю, чувства, а также соразмеряет свое творчество с нравственными, философскими или религиозными ценностями. Сущность искусства можно определить как самодостаточную ценность, которая создается индивидуальностью художника в его произведении.
В искусстве взаимосвязаны два явления: традиции (с лат. traditio – передача - элементы социально-культурного наследия, обычаи, обряды, идеи, ценности) и творчество. Произведения искусства воссоздают мир в целостных наглядно-чувственных и типических картинах и несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но и заново осмысливаются с позиций нового времени. В процессе освоения и передачи традиций творец искусства открывает в ней новые возможности, обращается к ее более глубоким пластам. Таким образом, традиция и новаторство в искусстве воплощают общечеловеческие ценности: добро и зло, возвышенное, героическое и трагическое.
Рассматривая эволюцию искусства как развертывание изначально слитых в единое целое разновидностей художественной деятельности (мифологической, практической и игровой), в ходе своей истории в искусстве выделяется три основные разновидности.
Во-первых, это «чистое», элитарное или профессиональное искусство, возникшее из мифологического мировоззрения первобытного человека. Особенности элитарного искусства: 1) оно не связано с решением утилитарных практических задач, его культурная значимость определяется исключительно художественной ценностью произведений искусства; 2) художественные ценности создают профессионалы – мастера художники, композиторы, режиссеры, актеры и т.д. в живописи, графике, скульптуре, музыке, театре.
Во-вторых, это прикладное искусство, возникшее в глубокой древности для придания эстетической формы продуктам практической деятельности человека: художественное украшение одежды, посуды, мебели, орудий труда, оружия, ювелирных украшений, архитектуры и т.д. Шедевры прикладного искусства создаются руками народных мастеров. Значительное место в них занимают народные промыслы: художественная вышивка, хохломская роспись, палехская миниатюра и др. Все это произведения декоративно-прикладного искусства, они выполняют утилитарные функции.
В-третьих, это самодеятельно-развлекательное искусство. К нему относят народную хореографию, песни, разнообразные художественные развлечения. Смысл самодеятельно-развлекательного искусства не в создании высокохудожественных произведений, а в творческом самовыражении личности, актуализации ее потребностей и вкусов.
«Чистое», элитарное или профессиональное искусство существует в многообразии видов.
Вид искусства – это особая область художественного творчества, которая разнообразно отражает жизнь и различается материалом, формой создания и характером художественных образов, способами удовлетворения эстетических потребностей людей.
Существует множество классификаций искусств по различным признакам. Общепризнанной является классификация искусства по формам воплощения художественных образов.Традиционно выделяют семь видов искусства: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Согласно этой классификации, искусство делится на три группы:
1. Изобразительная группа искусств художественно отображает окружающий объективный и субъективный мир в объемном материале или на плоскости, создает зримый образ. К этой группе относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
2. Выразительная группа искусств создает незримый образ, но чувственный и переживаемый через специфический язык и отражает субъективное отражение художника к миру, к человеку и самому себе. В эту группу входят литература и музыка.
3. Синтетическая группа искусств создает одновременно зримый и незримый образ и объединяет изобразительное и выразительное искусство в единое целое. К этой группе искусств относятся театр, кино, цирк, современная эстрада, танец (хореография), современное виртуальное искусство.
Специфика способов воспроизведения действительности определяет особенности видов искусства: в литературе через слово; в музыке через звукоинтонации; в живописи через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике через линию рисунка, штрих, светотень; в театре и кино через воплощение актерами действий героев.
13.Наука, образование и воспитание как особые виды духовной деятельности общества.
Под наукой понимается определенная система знаний о природе, обществе, человеке, а также особый вид духовного производства, целью которого является получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.
Наука как явление культуры появилась в XVII веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки. Она способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором общественного развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет предвидение будущего данных объектов с целью практического освоения действительности.
Современную науку принято называть постнеклассической. Она характеризуется тем, что опирается на системный подход в решении научных проблем, стремится целостно исследовать все формы бытия (неживую, живую, разумную природу), выявляя их универсальную связь.
Важнейшим, центральным признаком религии является вера в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Еще в XVIII веке Дени Дидро писал: «Чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное». Но что такое сверхъестественное?
Одни исследователи считают, что сверхъестественное – это сверхчувственное, внеприродное, нетелесное, непротяженное, другие придают ему более узкий смысл – особое измерение пространства, «мир обитания духов, душ и божеств». Гипотетичность и расплывчатость понятия сверхъестественного заставила многих исследователей искать сущность религии в чем-то другом.
Второй важный признак религии – это наличие веры, последняя понимается обычно как неполное, недостаточное знание, как принятие за истину чего-то без предварительной проверки и доказательств. Вера – это особое состояние психики, в котором смешаны как рациональные (суждение об истинности той или другой информации), так и эмоциональные (переживание, чувство уверенности) элементы.
Следующим признаком религии является наличие культовых действий, т.е. обрядов и ритуалов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, добиться их благорасположения.
Но в религию входят не только идеи и чувства, охватываемые понятием веры, и не только символические действия, охватываемые понятием «культ», но также и нечто другое: организации людей, нравственные взгляды и т. д. Чтобы охватить определением все элементы, которые есть или могут быть у религии, следует использовать понятие «деятельность». Религию в
этом случае можно определить как деятельность, через которую выражается и реализуется вера в сверхъестественное.
Религия – составная часть духовной культуры, ее необходимый элемент. Многие теологи вообще считают религию базисом духовной культуры, что культура возникает на основе религии.
В целом, религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, а форма общественного и индивидуального сознания, способ духовного освоения мира, вид общественной деятельности, основанный на вере в сверхъестественное или священное, имеющий сложную структуру и выполняющий важные социальные функции.
12.Искусство в духовной сфере жизни общества
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности человека, направленная на художественно-образное постижение и освоение мира. Искусство в рамках художественного творчества способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира посредством создания обобщенных художественных образов, это творчество по законам красоты.
Искусство способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни, оно целостно воссоздает действительность. Основным предметом изображения в искусстве является весь окружающий нас мир, но главным предметом познания является человек, его внутренний мир, его духовная жизнь во всех соприкосновениях с окружающей действительностью. Поэтому художественные ценности – ценности искусства – это продукты духовного творчества, в котором человек проявляет все психические силы – разум, волю, чувства, а также соразмеряет свое творчество с нравственными, философскими или религиозными ценностями. Сущность искусства можно определить как самодостаточную ценность, которая создается индивидуальностью художника в его произведении.
В искусстве взаимосвязаны два явления: традиции (с лат. traditio – передача - элементы социально-культурного наследия, обычаи, обряды, идеи, ценности) и творчество. Произведения искусства воссоздают мир в целостных наглядно-чувственных и типических картинах и несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но и заново осмысливаются с позиций нового времени. В процессе освоения и передачи традиций творец искусства открывает в ней новые возможности, обращается к ее более глубоким пластам. Таким образом, традиция и новаторство в искусстве воплощают общечеловеческие ценности: добро и зло, возвышенное, героическое и трагическое.
Рассматривая эволюцию искусства как развертывание изначально слитых в единое целое разновидностей художественной деятельности (мифологической, практической и игровой), в ходе своей истории в искусстве выделяется три основные разновидности.
Во-первых, это «чистое», элитарное или профессиональное искусство, возникшее из мифологического мировоззрения первобытного человека. Особенности элитарного искусства: 1) оно не связано с решением утилитарных практических задач, его культурная значимость определяется исключительно художественной ценностью произведений искусства; 2) художественные ценности создают профессионалы – мастера художники, композиторы, режиссеры, актеры и т.д. в живописи, графике, скульптуре, музыке, театре.
Во-вторых, это прикладное искусство, возникшее в глубокой древности для придания эстетической формы продуктам практической деятельности человека: художественное украшение одежды, посуды, мебели, орудий труда, оружия, ювелирных украшений, архитектуры и т.д. Шедевры прикладного искусства создаются руками народных мастеров. Значительное место в них занимают народные промыслы: художественная вышивка, хохломская роспись, палехская миниатюра и др. Все это произведения декоративно-прикладного искусства, они выполняют утилитарные функции.
В-третьих, это самодеятельно-развлекательное искусство. К нему относят народную хореографию, песни, разнообразные художественные развлечения. Смысл самодеятельно-развлекательного искусства не в создании высокохудожественных произведений, а в творческом самовыражении личности, актуализации ее потребностей и вкусов.
«Чистое», элитарное или профессиональное искусство существует в многообразии видов.
Вид искусства – это особая область художественного творчества, которая разнообразно отражает жизнь и различается материалом, формой создания и характером художественных образов, способами удовлетворения эстетических потребностей людей.
Существует множество классификаций искусств по различным признакам. Общепризнанной является классификация искусства по формам воплощения художественных образов.Традиционно выделяют семь видов искусства: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Согласно этой классификации, искусство делится на три группы:
1. Изобразительная группа искусств художественно отображает окружающий объективный и субъективный мир в объемном материале или на плоскости, создает зримый образ. К этой группе относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
2. Выразительная группа искусств создает незримый образ, но чувственный и переживаемый через специфический язык и отражает субъективное отражение художника к миру, к человеку и самому себе. В эту группу входят литература и музыка.
3. Синтетическая группа искусств создает одновременно зримый и незримый образ и объединяет изобразительное и выразительное искусство в единое целое. К этой группе искусств относятся театр, кино, цирк, современная эстрада, танец (хореография), современное виртуальное искусство.
Специфика способов воспроизведения действительности определяет особенности видов искусства: в литературе через слово; в музыке через звукоинтонации; в живописи через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике через линию рисунка, штрих, светотень; в театре и кино через воплощение актерами действий героев.
13.Наука, образование и воспитание как особые виды духовной деятельности общества.
Под наукой понимается определенная система знаний о природе, обществе, человеке, а также особый вид духовного производства, целью которого является получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство.
Наука как явление культуры появилась в XVII веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки. Она способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором общественного развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет предвидение будущего данных объектов с целью практического освоения действительности.
Современную науку принято называть постнеклассической. Она характеризуется тем, что опирается на системный подход в решении научных проблем, стремится целостно исследовать все формы бытия (неживую, живую, разумную природу), выявляя их универсальную связь.