Файл: Ответы на вопросы к зачету Специфика духовного производства в разных видах человеческой деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развивающемуся научному знанию свойственны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация – это разветвление научных направлений, дробление научных знаний на специализированные области. Интеграция – это целевой синтез знаний, отыскание общих фундаментальных принципов, описывающих процессы в различных областях мира, образование комплексных научных направлений исследований. Интеграцию научного знания по отношению к отдельным отраслям науки может выполнять философия, математика, кибернетика.
Субъекты науки - ученые, научные коллективы, научные организации, в конечном счете, общество в целом как инициатор развития данной сферы жизни общества. Научная деятельность требует специально подготовленных кадров, овладевших предшествующим и современным материалом науки, умеющих пользоваться средствами и методами научных исследований, освоивших правовые нормы и нравственные ценности научного сообщества.
Средства научного познания составляют разнообразные технические устройства (ускорители, микроскопы, спутники и т.д.), а также соответствующие методы, приемы познавательной научной деятельности (философские, общенаучные, частно научные). Средства научного познания включают также современные вычислительные устройства, программное и математическое обеспечение, во многом определяющие эффективность познавательной активности. Сюда относится и особый язык науки, разнообразные системы символов, знаков, формул.
Научное познание руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на исторически определенных этапах развития пауки. Они изменяются со временем (например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».
Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развития научных знаний. Он указал на периоды нормальной науки, когда она развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т.е. научную парадигму. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.
Научная революция влечет за собой изменение научной картины мира. Научная картина мира – это целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действительности.
Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя, в зависимости от предмета познания, может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.
Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная и, прежде всего, физическая картина строилась сначала (XVII век) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (начало XX века) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (постнеклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.
Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т.п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.
К естественным наукам относятся науки
о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.);
о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
о физических, химических, биологических системах и процессах (формах движения материи);
о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции.
Технические науки по своему содержанию основываются на естественных науках. Это науки о различных формах и направлениях развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и пр.).
Общественные науки (науки об обществе) также имеют ряд направлений: экономика, социология, политология, юриспруденция и т.п.
Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным, (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).
Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и пр.).
Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и другие подобные им науки, которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.
В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращалась в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, как особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.
Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:
– мировоззренческая, т.е. наука объясняет мир;
– гносеологическая, т.е. наука способствует познанию мира;
– преобразующая, наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества.
Образование в системе духовного производства.
Образование, так же как и науку, можно рассматривать в трех аспектах:
образование – это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
образование – это целенаправленное обучения личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
образование – это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Функции образования:
– социализация;
– воспитание;
– подготовка квалифицированных специалистов;
– приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.
Основные элементы (ступени) системы образования:
– общее среднее образование представлено средними школами, гимназиями, лицеями;
– среднее профессиональное образование представлено колледжами, техническими, музыкальными и другими училищами;
– высшее профессиональное образование.
В нашей стране высшее профессиональное образование представлено институтами, академиями, университетами. Университет состоит из нескольких факультетов, отделений, институтов, которые готовят специалистов разных специальностей. Академия готовит специалистов в конкретной области науки. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.
Послевузовское образование включает аспирантуру и докторантуру, после окончания которых, в случае защиты диссертации, присваивается ученая степень, соответственно кандидата и доктора наук.
В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Основными направлениями проводимой реформы являются:
– демократизация системы обучения и воспитания;
– гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса;
– компьютеризация образовательного процесса.
Для современного общества, помимо образования, одной из ценностей становится самообразование. Это целенаправленное самостоятельное накопление знаний и навыков. Дискретное получение знаний, т.е. разделенное во времени прохождение указанных ступеней образования, уже исчерпало свои возможности. Общество, в котором основным, базовым ресурсом становится информация, объективно требует постоянного пополнения и обновления знаний. Иначе невозможно не только эффективно трудиться, но и комфортно жить, удовлетворительно общаться, осуществлять самореализацию. Поэтому постоянное получение новых знаний становится образом жизни современной личности. Непрерывное образование осуществляется как в специальных учебных заведениях, так и самостоятельно, непосредственно в процессе общественных отношений.
14.Художественная культура как важнейшая подсистема духовной культуры общества. Отличие художественной культуры от эстетической культуры Духовное содержание типов художественной культуры как отражение характера общественного сознания, свойственного порождающей его культуре
В качестве одной из важнейших подсистем духовной культуры выступает художественная культура. Ее можно определить как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также как процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком.
Художественная культура начинается с искусства, но не сводится к нему. Искусство - ядро художественной жизни и культуры, ее важнейший элемент, вокруг которого образуются другие слои и пласты художественной жизни. Развитие художественной культуры, как и культуры вообще, решающим образом зависит от культурной политики, проводимой государством, творческими организациями и другими субъектами, воздействующими на культурную жизнь. Художественная культура как сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты творческой деятельности людей, человеческие силы и способности, реализуемые в такой деятельности, а также социальные понятия и ценности, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению.Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Художественная кульутра как форма духовной культуры способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира в обобщенных образах. Художественная кульутра способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни.
Духовное содержание каждого типа художественной культуры образно воплощает характер общественного сознания, свойственный порождающей его культуре. Речь идет не о диктате идеологии, не об открытом социальном заказе, но о выработке определенного образного строя мышления, отвечающего содержанию и структурным особенностям данного типа духовной культуры. Так формируются конкретные способы художественного освоения действительности -— творческий метод и стиль (или стили) искусства. Например, понять смену классицизма романтизмом, а романтизма реализмом в ходе развития европейского искусства XVII-XIX столетий можно только раскрывая духовные силы культуры, которые обусловили этот процесс.