Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 599

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • При положительных ответах следует продолжить вопросы для оценки
    суицидального риска:


    • Текущие мысли о суициде.

    • Планы или отношения к суициду.

    • Предыдущие эпизоды суицидальных мыслей.

    • Альтернативы суициду, или какими путями подросток смог избежать суицида
      (уход от опасной ситуации, призыв другого на помощь и пр.).


    1. Большинство подростков отвечает на такие вопросы честно, но особенно надо быть
      осторожными с теми, кто уклоняется от ответа.


    2. Если не выявляется ничего конкретного в суицидальном плане, можно спросить:

    • «Многие люди имеют суицидальные мысли. Как ты решил, что не смог бы
      совершить самоубийство?»


    • «Ты планировал, что именно ты должен сделать?»

    • «Что тебя удержало?»

    • «Ты намеревался довести это до конца?»

    1. 2. Примерные вопросы к психодиагностической беседе для оценки риска
      суицида.


    1. Было ли у тебя чувство подавленности в последнее время?

    2. Бывали ли у тебя мысли о том, что жизнь безнадежна? Возникало ли желание
      умереть?


    3. Сколько раз? Как часто посещали тебя эти мысли? Как долго они длились, когда
      последний раз?


    4. Пытался ли ты убить себя? Как ты это делал?

    5. Почему попытка не удалась? Тебе оказали помощь? Кто? В чем именно она
      заключалась?


    6. Что произошло с тобой после этого?

    7. Как ты собираешься совершить следующую попытку самоубийства?

    8. Ты намерен сделать это прямо сейчас? Мог бы ты сказать мне об этом? Как часто
      возникают эти мысли? Как долго они длятся?


    9. Происходило ли и нашей жизни что-то такое, что подталкивало тебя к
      решительным действиям?


    10. Есть ли у тебя план? Какой?

    11. Как бы ты сделал это? Каковы твои намерения? Вопросы на определение
      эмоционального состоянии. Чем сильнее ощущение безнадежности, тем выше
      риск.


    12. Есть ли у тебя какие-нибудь надежды на будущее? На следующую неделю?
      Следующий год?


    13. Что ты думаешь о будущем? Есть ли какой-то выход из этого положения?

    14. Кто мог бы оказать тебе поддержку? Обращался ли ты к психологу? Это помогло?
      Вопросы на определение модели суицидального поведения


    15. Кто-либо в вашей семье говорил о самоубийстве? Делал попытки? Совершал
      самоубийство?


    16. Кто-нибудь из твоих друзей говорил когда-либо о суициде? Пытался это сделать?
      Совершал самоубийство?



    1. 3. Схема распознавания в процессе диагностической беседы личностного стиля
      суицидента


      1. Стиль

      1. Признаки проявления

      1. Импульсивный

      1. Внезапное принятие драматических решений при возникновении
        проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном
        выражении
        эмоциональных переживаний


      1. Кэмпульсивный

      1. Установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает
        излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной
        жизненной ситуацией может привести к суициду


      1. Рискующий

      1. Балансирование на грани опасности («игра со смертью») является
        привлекательным и вызывает приятное возбуждение


      1. Регрессивный

      1. Снижение по разным причинам эффективности механизмов
        психологической адаптации, эмоциональная сфера


      2. характеризуется

      3. недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью

      1. Зависимый

      1. Беспомощность, безнадежность, пассивность, необходимость и
        постоянный поиск посторонней поддержки


      1. Амбивалентный

      1. Наличие одновременного влияния двух побуждений - к жизни и
        смерти.


      1. Отрицающий

      1. Преобладание магического мышления, в силу чего отрицается
        конечность самоубийства и его необратимые последствия,
        отрицание


      2. снижает контроль над волевыми побуждениями, что усугубляет
        риск


      1. Гневный

      1. Затрудняется выразить гнев в отношении значимых лиц, что
        заставляет
        испытывать неудовлетворенность собой


      1. Обвиняющий

      1. Убежден в том, что в возникающих проблемах непременно есть
        чья-то или собственная вина


      1. Убегающий

      1. Бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление





      1. избежать психотравмирующей ситуации

      1. Бесчувственный

      1. Притупление эмоциональных переживаний

      1. Заброшенный

      1. Переживание пустоты вокруг, грусти или глубокой скорби

      1. Творческий

      1. Восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа
        выхода из неразрешимой ситуации




    2. 4. Общая схема получения информации в индивидуальной беседе (С.А. Пакулина)


    1. Паспортные данные: ФИО, пол, год рождения, возраст

    2. С кем проживает

    3. Адрес

    4. Место учебы

    5. Наличие психических заболеваний у родственников

    6. Наличие алкоголизма у родственников

    7. Суициды и суицидальные попытки у родственников

    8. Наследственная отягощенность

    9. Состав семьи

    10. Социальное положение родителей

    1. Личностные качества родителей:

    2. Мать. Отец. Любящая (ий) отвергающая (ий), доминирующая (ий), астеничная (ый),
      агрессивная (ый), подчиняющаяся (ися), пассивная (ый)
      11. Анамнестические данные


    1. Лидерство в семье

    2. Тип семейного воспитания (Потворствующая гиперпротекция, эмоциональное
      отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность,
      неустойчивость стиля воспитания).


    3. Виды наказаний в семье

    4. Мотивация при обучении в школе

    5. Успеваемость

    6. Положение в классе

    7. Участие в неформальных группировках

    8. Правонарушения

    9. Привычные интоксикации, мотив употребления

    10. Сексуальная жизнь

    11. Характерологические особенности личности

    12. Характеристики суицидального поведения

    13. Травмы, несчастные случаи в прошлом

    14. Сновидения. С символикой смерти, с элементами аутоагрессии, со сценами нападения,
      убийства, повторяющееся сновидение (да, нет, возраст, какие)


    15. Страхи (страх смерти)

    16. Интерес к смерти, убийствам, самоубийствам, похоронам

    17. Фантазирование на тему собственной смерти, отсутствие интереса к жизни,
      планирование последствий суицида, борьба мотивов, моральные


    1. рассуждения

    1. Непосредственный повод, записка

    1. 1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

    Список литературы

    1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и

    1. клиническая психиатрия. - 1997. - № 4 - С. 14-20.

    1. Амбрумова А.Г., Полев А.М. Неотложная психотерапевтическая

    1. помощь в суицидологической практике: Методические рекомендации.
      - М., 1986. - 26 с.


    1. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Семейная диагностика в
      суицидальной практике: Методические рекомендации. - М., 1983. - 51
      с.


    2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального
      поведения // Методические рекомендации. - М., 1980. - 48 с.


    3. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-
      психологической дезадаптации личности // Сб.: Актуальные проблемы
      суицидологии. Тр. Московского НИИ Психиатрии, 1978. - С. 6-28.


    4. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази,
      С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. - 688 с.


    5. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. -
      М., 2000. - 528 с.


    6. Бердяев Н.А. О самоубийстве: Психологический этюд / Н.А. Бердяев. -
      М.: Изд-во МГУ, 1992. - 24 с.


    7. Биркин А.А., Войцех В.Ф., Костюкевич В.П., Кучер А.А. Теория и
      практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности
      практического психолога. - М., 2003. - 266 с.


    8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.
      Зинченко, - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. -
      С. 122-123.


    9. Бородин С.В., Михлин А.С. Мотивы и причины самоубийств //
      Актуальные проблемы суицидологи. - М., 1978. - С. 28-43.


    10. Бурлакова Н.С. О новых возможностях и перспективах развития
      проективного исследования // Вестник Московского Ун-та. Сер 12.
      Психология, 2008, №4. - С. 3-19.


    11. Вагин И. Н. Психология жизни и смерти. - СПб.: Питер, 2001. - 143 с.

    12. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у
      подростков. - Пермь, 1999. - 103 с.


    13. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами
      подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической
      практике. - СПб.: «Речь», 2004. - 256 с.


    14. Гуревич К.М, Горбачева Е.И. Проблемы развития современной
      психологической диагностики // Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С.
      14-22.


    15. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков // Под
      ред. С.А. Беличевой. - 1999. - 118 с.


    16. Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Издательство «Диалект»,
      2004. - 480 с.


    17. Конончук Н.В. Психологические особенности как фактор риска
      суицида у больных с пограничными состояниями // Методические
      рекомендации. - Л., 1983. - 17 с.


    18. Королева З. Познай себя. 100 графических тестов. - М.: Эксмо-Пресс,
      2002. - 208 с.


    19. Короленко Ц.П., Галин А.Л. К вопросу о выделении больных с
      повышенным суицидальным риском по психологическим критериям //
      Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - М., 1978. - Т.
      78. - № 3. - С. 426-430.


    20. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация
      методики
      WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с.
      93-112.


    21. Ласко Н.Б., Шапиро Л.М. Особенности личности суицидентов и
      разработка шкалы для определения степени риска суицида // Труды
      Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР. - М., 1975. - Т. 72. - С.
      180-185.


    22. Лидерс А.Г. Общие правила диагностического обследования детей,
      подростков и взрослых с помощью стандартизированных и
      клинических психодиагностических методик // Журнал практического
      психолога, 2006, №6. - С.167-175.


    23. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Адлер А. с соавт.
      Трансформация и сублимация сексуальной энергии.



    1. Психоаналитические очерки. - М., 1996. - С. 225-233.

    1. Лушев Н.В. Прогнозирование суицидального риска больных
      алкоголизмом // Комплексные исследования в суицидологи. Сборник
      научных трудов. - М., 1986. - С. 131-136.


    2. Любан-Плоцц Б. и др. Психосоматические расстройства в общей
      медицинской практике. - СПб., 2000.


    3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо,
      2005. - 960 с.


    4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. -
      М.: Эксмо, 2008 - С. 679-681.


    5. Методика организация деятельности командиров воинских частей, их
      заместителей по воспитательной работе, войсковых психологов по
      изучению особенностей пополнения (Методическое пособие) / Под
      общей ред. Н.И. Резник. - М., 2003.
      - 67 с.

    6. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов
      среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской
      Республики» / Под ред. Т.П. Кузьминой. - Ижевск: АОУ «Институт
      повышения квалификации и переподготовки работников образования
      Удмуртской Республики», 2012. - 24 с.


    7. Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. «Кризисы и травмы»: методические
      материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый. - 2006.
      - 63 с.


    8. Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального поведения и
      подростков в образовательных учреждениях // Современная
      зарубежная психология, 2013. - № 4. - С. 79-91.


    9. Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и
      подростков. Методическое пособие. - Челябинск, АБРИС, 2014. - 209
      с.


    10. Прогнозирование и профилактика самоубийств в воинской части
      (методическое пособие) // Министерство Обороны РФ. - М., 1999. -
      135 с.


    11. Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних
      дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. - М.: ИМЦ
      ГУК МВД России, 2004. - 200с.


    12. Розанов В.А., Гены и суицидальное поведение // Суицидология. - 2013,
      №1. С. 3-15.


    13. Соколова Е.Т., Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико-
      психологический ракурс // Вопросы психологии. - 2006, №2. - С. 103-
      115.


    14. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.:
      Когито-Центр, 2005. - 375 с.


    15. Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30-
      «Психофизиолог»// Методический справочник. - Таганрог: «Медиком
      - МТД», 2004. - С.75-77.


    16. Фельдштейн Д. И. // Проблемы современного образования. - 2010, № 2.
      -
      C. 4-12.

    17. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
      психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.:
      Издательство Институт Психотерапии. - 2005. - 490 с.


    18. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.:
      Педагогика-Пресс, 1993. - 140 с.


    19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика,
      1994. - 447 с.: ил. - (Мыслители
      XX века).

    20. Херперц-Дальман Б. Депрессивные синдромы и суицидальные