Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 599
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При положительных ответах следует продолжить вопросы для оценки
суицидального риска:
-
Текущие мысли о суициде. -
Планы или отношения к суициду. -
Предыдущие эпизоды суицидальных мыслей. -
Альтернативы суициду, или какими путями подросток смог избежать суицида
(уход от опасной ситуации, призыв другого на помощь и пр.).
-
Большинство подростков отвечает на такие вопросы честно, но особенно надо быть
осторожными с теми, кто уклоняется от ответа. -
Если не выявляется ничего конкретного в суицидальном плане, можно спросить:
-
«Многие люди имеют суицидальные мысли. Как ты решил, что не смог бы
совершить самоубийство?» -
«Ты планировал, что именно ты должен сделать?» -
«Что тебя удержало?» -
«Ты намеревался довести это до конца?»
-
2. Примерные вопросы к психодиагностической беседе для оценки риска
суицида.
-
Было ли у тебя чувство подавленности в последнее время? -
Бывали ли у тебя мысли о том, что жизнь безнадежна? Возникало ли желание
умереть? -
Сколько раз? Как часто посещали тебя эти мысли? Как долго они длились, когда
последний раз? -
Пытался ли ты убить себя? Как ты это делал? -
Почему попытка не удалась? Тебе оказали помощь? Кто? В чем именно она
заключалась? -
Что произошло с тобой после этого? -
Как ты собираешься совершить следующую попытку самоубийства? -
Ты намерен сделать это прямо сейчас? Мог бы ты сказать мне об этом? Как часто
возникают эти мысли? Как долго они длятся? -
Происходило ли и нашей жизни что-то такое, что подталкивало тебя к
решительным действиям? -
Есть ли у тебя план? Какой? -
Как бы ты сделал это? Каковы твои намерения? Вопросы на определение
эмоционального состоянии. Чем сильнее ощущение безнадежности, тем выше
риск. -
Есть ли у тебя какие-нибудь надежды на будущее? На следующую неделю?
Следующий год? -
Что ты думаешь о будущем? Есть ли какой-то выход из этого положения? -
Кто мог бы оказать тебе поддержку? Обращался ли ты к психологу? Это помогло?
Вопросы на определение модели суицидального поведения -
Кто-либо в вашей семье говорил о самоубийстве? Делал попытки? Совершал
самоубийство? -
Кто-нибудь из твоих друзей говорил когда-либо о суициде? Пытался это сделать?
Совершал самоубийство?
-
3. Схема распознавания в процессе диагностической беседы личностного стиля
суицидента-
Стиль
-
Признаки проявления
-
Импульсивный
-
Внезапное принятие драматических решений при возникновении
проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном
выражении
эмоциональных переживаний
-
Кэмпульсивный
-
Установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает
излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной
жизненной ситуацией может привести к суициду
-
Рискующий
-
Балансирование на грани опасности («игра со смертью») является
привлекательным и вызывает приятное возбуждение
-
Регрессивный
-
Снижение по разным причинам эффективности механизмов
психологической адаптации, эмоциональная сфера -
характеризуется -
недостаточной зрелостью, инфантильностью или примитивностью
-
Зависимый
-
Беспомощность, безнадежность, пассивность, необходимость и
постоянный поиск посторонней поддержки
-
Амбивалентный
-
Наличие одновременного влияния двух побуждений - к жизни и
смерти.
-
Отрицающий
-
Преобладание магического мышления, в силу чего отрицается
конечность самоубийства и его необратимые последствия,
отрицание -
снижает контроль над волевыми побуждениями, что усугубляет
риск
-
Гневный
-
Затрудняется выразить гнев в отношении значимых лиц, что
заставляет
испытывать неудовлетворенность собой
-
Обвиняющий
-
Убежден в том, что в возникающих проблемах непременно есть
чья-то или собственная вина
-
Убегающий
-
Бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление
-
-
-
избежать психотравмирующей ситуации
-
Бесчувственный
-
Притупление эмоциональных переживаний
-
Заброшенный
-
Переживание пустоты вокруг, грусти или глубокой скорби
-
Творческий
-
Восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа
выхода из неразрешимой ситуации
-
-
-
4. Общая схема получения информации в индивидуальной беседе (С.А. Пакулина)
-
Паспортные данные: ФИО, пол, год рождения, возраст -
С кем проживает -
Адрес -
Место учебы -
Наличие психических заболеваний у родственников -
Наличие алкоголизма у родственников -
Суициды и суицидальные попытки у родственников -
Наследственная отягощенность -
Состав семьи -
Социальное положение родителей
-
Личностные качества родителей: -
Мать. Отец. Любящая (ий) отвергающая (ий), доминирующая (ий), астеничная (ый),
агрессивная (ый), подчиняющаяся (ися), пассивная (ый)
11. Анамнестические данные
-
Лидерство в семье -
Тип семейного воспитания (Потворствующая гиперпротекция, эмоциональное
отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность,
неустойчивость стиля воспитания). -
Виды наказаний в семье -
Мотивация при обучении в школе -
Успеваемость -
Положение в классе -
Участие в неформальных группировках -
Правонарушения -
Привычные интоксикации, мотив употребления -
Сексуальная жизнь -
Характерологические особенности личности -
Характеристики суицидального поведения -
Травмы, несчастные случаи в прошлом -
Сновидения. С символикой смерти, с элементами аутоагрессии, со сценами нападения,
убийства, повторяющееся сновидение (да, нет, возраст, какие) -
Страхи (страх смерти) -
Интерес к смерти, убийствам, самоубийствам, похоронам -
Фантазирование на тему собственной смерти, отсутствие интереса к жизни,
планирование последствий суицида, борьба мотивов, моральные
-
рассуждения
-
Непосредственный повод, записка
-
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Список литературы
-
Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и
-
клиническая психиатрия. - 1997. - № 4 - С. 14-20.
-
Амбрумова А.Г., Полев А.М. Неотложная психотерапевтическая
-
помощь в суицидологической практике: Методические рекомендации.
- М., 1986. - 26 с.
-
Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Семейная диагностика в
суицидальной практике: Методические рекомендации. - М., 1983. - 51
с. -
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального
поведения // Методические рекомендации. - М., 1980. - 48 с. -
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-
психологической дезадаптации личности // Сб.: Актуальные проблемы
суицидологии. Тр. Московского НИИ Психиатрии, 1978. - С. 6-28. -
Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази,
С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. - 688 с. -
Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. -
М., 2000. - 528 с. -
Бердяев Н.А. О самоубийстве: Психологический этюд / Н.А. Бердяев. -
М.: Изд-во МГУ, 1992. - 24 с. -
Биркин А.А., Войцех В.Ф., Костюкевич В.П., Кучер А.А. Теория и
практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности
практического психолога. - М., 2003. - 266 с. -
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.
Зинченко, - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. -
С. 122-123. -
Бородин С.В., Михлин А.С. Мотивы и причины самоубийств //
Актуальные проблемы суицидологи. - М., 1978. - С. 28-43. -
Бурлакова Н.С. О новых возможностях и перспективах развития
проективного исследования // Вестник Московского Ун-та. Сер 12.
Психология, 2008, №4. - С. 3-19. -
Вагин И. Н. Психология жизни и смерти. - СПб.: Питер, 2001. - 143 с. -
Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у
подростков. - Пермь, 1999. - 103 с. -
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами
подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической
практике. - СПб.: «Речь», 2004. - 256 с. -
Гуревич К.М, Горбачева Е.И. Проблемы развития современной
психологической диагностики // Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С.
14-22. -
Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков // Под
ред. С.А. Беличевой. - 1999. - 118 с. -
Ефремов В.С. Основы суицидологии. - СПб.: Издательство «Диалект»,
2004. - 480 с. -
Конончук Н.В. Психологические особенности как фактор риска
суицида у больных с пограничными состояниями // Методические
рекомендации. - Л., 1983. - 17 с. -
Королева З. Познай себя. 100 графических тестов. - М.: Эксмо-Пресс,
2002. - 208 с. -
Короленко Ц.П., Галин А.Л. К вопросу о выделении больных с
повышенным суицидальным риском по психологическим критериям //
Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. - М., 1978. - Т.
78. - № 3. - С. 426-430. -
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация
методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с.
93-112. -
Ласко Н.Б., Шапиро Л.М. Особенности личности суицидентов и
разработка шкалы для определения степени риска суицида // Труды
Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР. - М., 1975. - Т. 72. - С.
180-185. -
Лидерс А.Г. Общие правила диагностического обследования детей,
подростков и взрослых с помощью стандартизированных и
клинических психодиагностических методик // Журнал практического
психолога, 2006, №6. - С.167-175. -
Линдеманн Э. Клиника острого горя // Адлер А. с соавт.
Трансформация и сублимация сексуальной энергии.
-
Психоаналитические очерки. - М., 1996. - С. 225-233.
-
Лушев Н.В. Прогнозирование суицидального риска больных
алкоголизмом // Комплексные исследования в суицидологи. Сборник
научных трудов. - М., 1986. - С. 131-136. -
Любан-Плоцц Б. и др. Психосоматические расстройства в общей
медицинской практике. - СПб., 2000. -
Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. - М.: Изд-во Эксмо,
2005. - 960 с. -
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. -
М.: Эксмо, 2008 - С. 679-681. -
Методика организация деятельности командиров воинских частей, их
заместителей по воспитательной работе, войсковых психологов по
изучению особенностей пополнения (Методическое пособие) / Под
общей ред. Н.И. Резник. - М., 2003. - 67 с. -
Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов
среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской
Республики» / Под ред. Т.П. Кузьминой. - Ижевск: АОУ «Институт
повышения квалификации и переподготовки работников образования
Удмуртской Республики», 2012. - 24 с. -
Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. «Кризисы и травмы»: методические
материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый. - 2006.
- 63 с. -
Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального поведения и
подростков в образовательных учреждениях // Современная
зарубежная психология, 2013. - № 4. - С. 79-91. -
Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и
подростков. Методическое пособие. - Челябинск, АБРИС, 2014. - 209
с. -
Прогнозирование и профилактика самоубийств в воинской части
(методическое пособие) // Министерство Обороны РФ. - М., 1999. -
135 с. -
Профилактика самоубийств в органах и подразделениях внутренних
дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В.М. Бурыкина. - М.: ИМЦ
ГУК МВД России, 2004. - 200с. -
Розанов В.А., Гены и суицидальное поведение // Суицидология. - 2013,
№1. С. 3-15. -
Соколова Е.Т., Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико-
психологический ракурс // Вопросы психологии. - 2006, №2. - С. 103-
115. -
Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. - М.:
Когито-Центр, 2005. - 375 с. -
Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30-
«Психофизиолог»// Методический справочник. - Таганрог: «Медиком
- МТД», 2004. - С.75-77. -
Фельдштейн Д. И. // Проблемы современного образования. - 2010, № 2.
- C. 4-12. -
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.:
Издательство Институт Психотерапии. - 2005. - 490 с. -
Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.:
Педагогика-Пресс, 1993. - 140 с. -
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика,
1994. - 447 с.: ил. - (Мыслители XX века). -
Херперц-Дальман Б. Депрессивные синдромы и суицидальные