Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 600
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 7
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Приложение 8
МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
1. Скрининг-тест для выявления суицидального поведения Л. Юрьева
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
-
Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)
-
Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта. Инструкция: Перед вами
некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок,
придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким
образом, чтобы картина вам самим понравилась. -
-
Интерпретация результатов -
Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ
МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном
настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или
беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное, и оно
обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не
понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться. -
Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только
ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда
не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это
преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру.
Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми
жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия. -
Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ,
то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о
самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы
такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому
обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в
конце тоннеля. -
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о
вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете
несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз
единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь
к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в
себе суицидальные наклонности. -
Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о
том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: -
вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их
выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить. -
Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то
это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито
столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не
проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.
-
Графический тест «Ваши мысли о смерти» Л.Б. Шнейдер
-
Инструкция: Перед вами фигура, несущая в себе символическое значение смерти.
Эта картина явно не закончена, в ней не хватает каких-то важных деталей. Дорисуйте
недостающие фрагменты, завершите картину смерти. -
-
Обработка результатов, интерпретация. -
Испытуемый не стал прорисовывать детали фигуры - испытуемый не любит
размышлять о смерти, для него это пока отвлеченная тема, философская. Он гонит от себя
черные мысли, предпочитая держать в голове радости жизни, а не горести смерти. -
Испытуемый тщательно прорисовал все детали данной фигуры, превратив ее в
старуху с косой или женщину в белом саване/ или в другого подходящего персонажа -
испытуемый не боится смерти, он понимает, что так устроена жизнь и все живые
существа когда-нибудь умрут. Подобные мысли его не радуют, однако печалиться по
этому поводу он не желаете. У испытуемого здоровое отношение к вопросу смерти. -
Испытуемый полностью закрасил силуэт и пририсовал к нему какие-то детали (косу
за спиной или профиль) - это выдает болезненное отношение испытуемого к смерти.
Испытуемый часто размышляет на эту ему и нервничает. Возможно, у него были в жизни
тяжелые утраты, которые не прошли для него бесследно, он боится смерти и ненавидит
ее. -
Испытуемый причудливо раскрасил силуэт (узоры, полоски) - испытуемый
одержим мыслью о смерти, она представляется ему желанной, и загадочной,
таинственной и влекущей. Испытуемый все время задается вопросом: существует ли
загробная жизнь? Его ищущий ум не остановился пока ни на одной из вер, он находится в
постоянном поиске, анализирует все сведения, хочет приподнять завесу над этой тайной.
Пока испытуемый занят теоретическими изысканиями, все нормально, для него нет
никакой опасности до тех пор, пока он не перейдет к практическим опытам. Чем
подробнее и четче нарисованный испытуемым фон, тем больше времени он проводит в
размышлениях о смерти. -
Испытуемый нарисовал фон ярче, чем основную фигуру - это значит, что он настроен
пессимистично, возможно, размышляет о своей горькой участи и несправедливости
жизни. -
Испытуемый разделил заданную фигуру на несколько фигур поменьше, передав их во
взаимодействии (луна над головой человека, стоящего на свежевырытой могиле и т.д.) -
это выдает в испытуемом творческого человека. Испытуемый даже к вопросу о смерти
подходит с оригинальных позиций, ему нравится разговаривать на эту тему, выслушивать
разные точки зрения. Он еще не составил окончательного мнения на этот счет. Он не
боится смерти, но уважает ее.
-
Метод незаконченных предложений «Сакса и Леви»
-
Инструкция: Прочитайте и закончите предложение, вписывая первую же пришедшую
Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-
либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».
-
Я не люблю -
Когда идет дождь -
Завтра я -
Когда я закончу школу -
Наступит день когда -
Я хочу жить, потому что -
Если все против меня, то -
Думаю, что мой отец редко -
Моя мать и я -
Знаю что глупо, но боюсь -
Когда вижу женщину вместе с мужчиной -
Сделал бы все, чтобы забыть -
Моим самым живым воспоминанием детства является -
Думаю, что настоящий друг -
Когда мне начинает не везти, я -
Мысль, которая меня постоянно преследует, касается -
Моя семья -
Что я для себя решил окончательно, так это -
Мое настроение -
Вокруг меня -
В этой жизни -
Жизнь - это -
Я обязательно -
Через некоторое время -
Жизнь после смерти - это -
Впереди меня ждет -
Жалко только, что -
Когда я один -
У меня нет -
Мое здоровье
-
4. Эмоционально-личностный тест «Сказка «Похороны» Луизы Дюсс (адаптация
М. Габрунер, В. Соколовская) -
Инструкция: Сейчас я выдам тебе листок бумаги, на котором записаны две ситуации и
вопросы к ним. Ты должен их внимательно прочитать, подумать и записать ответ,
который кажется тебе верным». -
Стимульный материал. Лист, на котором написана сказка (сказку можно читать). -
Сказка № 1. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-
то показывает на один из домов и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме».
Кто же умер?». -
Содержание сказки можно немного изменить для детей, которые не совсем точно
понимают идею смерти или предложить две сказки. -
Сказка № 2. «Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли
на станцию и один из них сел в поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не
вернется. Кто это был?» -
После вопроса оставлены пустые строки, для записи ответа. -
Ответы записываются в бланк протокола и оцениваются в соответствии с критерием
«нормальный» или «настораживающий». Исходя из чего, делается вывод о нормальном
психическом здоровье или о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве,
неуверенности, страхе, а также об отношении к жизни и смерти. -
Нормальные ответы о смерти в большинстве своем должны содержать понимание
смерти как нечто, независящее от них, непосредственно к ним не относящееся и их не
касающееся (абстрактные ответы). -
Настораживающие ответы содержат нечто конкретное, например, конкретные имена
ближайшего окружения-
Типичные нормальные ответы
-
Ответы, на которые
следует обратить внимание
-
«Незнакомый человек»,
-
«Мальчик (девочка)»
-
«Неизвестный человек» "Неизвестно кто"
-
Папа (мама) одного ребенка» и т. д.
-
«Дедушка (бабушка) какого-то ребенка»
-
«Младший (старший) брат (сестра) одного
ребенка
-
«Человек, который был очень болен»
-
«Папа одного мальчика»
-
«Очень важный человек»
-
Навсегда уехал дед и папа
-
«Старик (старушка)» и т. д.
-
Любой неизвестный житель этого дома
-
«Сосед»
-
Неизвестный дядя
-
Уехал человек, не думающий о своих родных
-
-
-
Параллельно с методикой «Сказка «Похороны» возможно проведение методики
рисования смерти «Мой символ смерти» (С.З. Завражин, Н.В Жукова) [с.61]. -
Стимульный материал: два листа бумаги, карандаши. -
Инструкция 1: «Возьмите бумагу и карандаши. Закройте глаза. Сделайте несколько
глубоких вдохов. Откройте глаза. Теперь выберите цвет и начните рисовать ваш символ
смерти. Не нужно сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать». -
Инструкция 2: «Теперь возьмите новый лист бумаги. Можно выбрать другой цвет.
Начните рисовать ваши чувства, относящиеся к смерти. Попытайтесь рисовать, не
обдумывая то, что вы делаете». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. -
Анализ рисунка осуществляется по расположению в пространстве, по
графологическим признакам и содержанию (что нарисовано, где, каким образом, цвет).-
Типичные нормальные рисунки
-
Рисунки, на которые следует обратить
внимание
-
Обряды, кладбищенская тематика
-
Насильственная смерть
-
Смертельные ситуации, связанные с -
использованием предметов гибели человека
-
Атрибутика похорон
-
Умирание чего-то живого, окончанием его
существования, болезни
-
Непосредственные убийства
-
-
-
Абстрактные рисунки
-
Светлая печаль об умершем
-
-
-
Протокол диагностической беседы -
ФИО -
Дата-
№
-
Ответы ребенка
-
Невербальное поведение
-
Интерпретация
-
1
-
2
-
3
-
4
-
5
-
6
-
7
-
8
-
9
-
-
-
Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. - М., 2000. - 528 с.
- ISBN 5-04-006467-5. -
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб, Питер,
2000 -
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к
исследованию личности ребенка. М., Институт общегуманитаных исследований, 2001 -
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб, Питер, 2005
-
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 44
Приложение 8
МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
1. Скрининг-тест для выявления суицидального поведения Л. Юрьева
|
|
|
|
| | | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
| | | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |