Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 600

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 7

  • ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

    1. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

    1. Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта. Инструкция: Перед вами
      некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок,
      придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким
      образом, чтобы картина вам самим понравилась.




    2. Интерпретация результатов

    3. Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ
      МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном
      настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или
      беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное, и оно
      обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не
      понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.


    4. Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только
      ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда
      не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это
      преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру.
      Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми
      жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.


    5. Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ,
      то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о
      самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы
      такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому
      обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в
      конце тоннеля.


    6. Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о
      вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете
      несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз
      единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь
      к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в
      себе суицидальные наклонности.


    7. Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о
      том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя:


    8. вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их
      выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.


    9. Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то
      это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито
      столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не
      проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.



    1. Графический тест «Ваши мысли о смерти» Л.Б. Шнейдер

    1. Инструкция: Перед вами фигура, несущая в себе символическое значение смерти.
      Эта картина явно не закончена, в ней не хватает каких-то важных деталей. Дорисуйте
      недостающие фрагменты, завершите картину смерти.




    2. Обработка результатов, интерпретация.

    3. Испытуемый не стал прорисовывать детали фигуры - испытуемый не любит
      размышлять о смерти, для него это пока отвлеченная тема, философская. Он гонит от себя
      черные мысли, предпочитая держать в голове радости жизни, а не горести смерти.


    4. Испытуемый тщательно прорисовал все детали данной фигуры, превратив ее в
      старуху с косой или женщину в белом саване/ или в другого подходящего персонажа -
      испытуемый не боится смерти, он понимает, что так устроена жизнь и все живые
      существа когда-нибудь умрут. Подобные мысли его не радуют, однако печалиться по
      этому поводу он не желаете. У испытуемого здоровое отношение к вопросу смерти.


    5. Испытуемый полностью закрасил силуэт и пририсовал к нему какие-то детали (косу
      за спиной или профиль) - это выдает болезненное отношение испытуемого к смерти.
      Испытуемый часто размышляет на эту ему и нервничает. Возможно, у него были в жизни
      тяжелые утраты, которые не прошли для него бесследно, он боится смерти и ненавидит
      ее.


    6. Испытуемый причудливо раскрасил силуэт (узоры, полоски) - испытуемый
      одержим мыслью о смерти, она представляется ему желанной, и загадочной,
      таинственной и влекущей. Испытуемый все время задается вопросом: существует ли
      загробная жизнь? Его ищущий ум не остановился пока ни на одной из вер, он находится в
      постоянном поиске, анализирует все сведения, хочет приподнять завесу над этой тайной.
      Пока испытуемый занят теоретическими изысканиями, все нормально, для него нет
      никакой опасности до тех пор, пока он не перейдет к практическим опытам. Чем
      подробнее и четче нарисованный испытуемым фон, тем больше времени он проводит в
      размышлениях о смерти.


    7. Испытуемый нарисовал фон ярче, чем основную фигуру - это значит, что он настроен
      пессимистично, возможно, размышляет о своей горькой участи и несправедливости
      жизни.


    8. Испытуемый разделил заданную фигуру на несколько фигур поменьше, передав их во
      взаимодействии (луна над головой человека, стоящего на свежевырытой могиле и т.д.) -
      это выдает в испытуемом творческого человека. Испытуемый даже к вопросу о смерти
      подходит с оригинальных позиций, ему нравится разговаривать на эту тему, выслушивать
      разные точки зрения. Он еще не составил окончательного мнения на этот счет. Он не
      боится смерти, но уважает ее.



    1. Метод незаконченных предложений «Сакса и Леви»

    1. Инструкция: Прочитайте и закончите предложение, вписывая первую же пришедшую
      Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-
      либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».


    1. Я не люблю

    2. Когда идет дождь

    3. Завтра я

    4. Когда я закончу школу

    5. Наступит день когда

    6. Я хочу жить, потому что

    7. Если все против меня, то

    8. Думаю, что мой отец редко

    9. Моя мать и я

    10. Знаю что глупо, но боюсь

    11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной

    12. Сделал бы все, чтобы забыть

    13. Моим самым живым воспоминанием детства является

    14. Думаю, что настоящий друг

    15. Когда мне начинает не везти, я

    16. Мысль, которая меня постоянно преследует, касается

    17. Моя семья

    18. Что я для себя решил окончательно, так это

    19. Мое настроение

    20. Вокруг меня

    21. В этой жизни

    22. Жизнь - это

    23. Я обязательно

    24. Через некоторое время

    25. Жизнь после смерти - это

    26. Впереди меня ждет

    27. Жалко только, что

    28. Когда я один

    29. У меня нет

    30. Мое здоровье

    1. 4. Эмоционально-личностный тест «Сказка «Похороны» Луизы Дюсс (адаптация
      М. Габрунер, В. Соколовская)


    2. Инструкция: Сейчас я выдам тебе листок бумаги, на котором записаны две ситуации и
      вопросы к ним. Ты должен их внимательно прочитать, подумать и записать ответ,
      который кажется тебе верным».


    3. Стимульный материал. Лист, на котором написана сказка (сказку можно читать).

    4. Сказка № 1. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-
      то показывает на один из домов и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме».
      Кто же умер?».


    5. Содержание сказки можно немного изменить для детей, которые не совсем точно
      понимают идею смерти или предложить две сказки.


    6. Сказка № 2. «Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли
      на станцию и один из них сел в поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не
      вернется. Кто это был?»


    7. После вопроса оставлены пустые строки, для записи ответа.

    8. Ответы записываются в бланк протокола и оцениваются в соответствии с критерием
      «нормальный» или «настораживающий». Исходя из чего, делается вывод о нормальном
      психическом здоровье или о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве,
      неуверенности, страхе, а также об отношении к жизни и смерти.


    9. Нормальные ответы о смерти в большинстве своем должны содержать понимание
      смерти как нечто, независящее от них, непосредственно к ним не относящееся и их не
      касающееся (абстрактные ответы).


    10. Настораживающие ответы содержат нечто конкретное, например, конкретные имена
      ближайшего окружения


      1. Типичные нормальные ответы

      1. Ответы, на которые
        сле
        дует обратить внимание

      1. «Незнакомый человек»,

      1. «Мальчик (девочка)»

      1. «Неизвестный человек» "Неизвестно кто"

      1. Папа (мама) одного ребенка» и т. д.

      1. «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка»

      1. «Младший (старший) брат (сестра) одного
        ребенка


      1. «Человек, который был очень болен»

      1. «Папа одного мальчика»

      1. «Очень важный человек»

      1. Навсегда уехал дед и папа

      1. «Старик (старушка)» и т. д.



      1. Любой неизвестный житель этого дома



      1. «Сосед»



      1. Неизвестный дядя



      1. Уехал человек, не думающий о своих родных





    11. Параллельно с методикой «Сказка «Похороны» возможно проведение методики
      рисования смерти
      «Мой символ смерти» (С.З. Завражин, Н.В Жукова) [с.61].

    12. Стимульный материал: два листа бумаги, карандаши.

    13. Инструкция 1: «Возьмите бумагу и карандаши. Закройте глаза. Сделайте несколько
      глубоких вдохов. Откройте глаза. Теперь выберите цвет и начните рисовать ваш символ
      смерти. Не нужно сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать».


    14. Инструкция 2: «Теперь возьмите новый лист бумаги. Можно выбрать другой цвет.
      Начните рисовать ваши чувства, относящиеся к смерти. Попытайтесь рисовать, не
      обдумывая то, что вы делаете». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.


    15. Анализ рисунка осуществляется по расположению в пространстве, по
      графологическим признакам и содержанию (что нарисовано, где, каким образом, цвет).


      1. Типичные нормальные рисунки

      1. Рисунки, на которые следует обратить
        внимание


      1. Обряды, кладбищенская тематика

      1. Насильственная смерть

      1. Смертельные ситуации, связанные с

      2. использованием предметов гибели человека

      1. Атрибутика похорон

      1. Умирание чего-то живого, окончанием его
        существования, болезни


      1. Непосредственные убийства



      1. Абстрактные рисунки



      1. Светлая печаль об умершем





    16. Протокол диагностической беседы

    17. ФИО

    18. Дата



      1. Ответы ребенка

      1. Невербальное поведение

      1. Интерпретация

      1. 1







      1. 2







      1. 3







      1. 4







      1. 5







      1. 6







      1. 7







      1. 8







      1. 9










    1. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. - М., 2000. - 528 с.
      -
      ISBN 5-04-006467-5.

    2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб, Питер,
      2000

    3. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к
      исследованию личности ребенка. М., Институт общегуманитаных исследований,
      2001

    4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб, Питер, 2005

    1. 1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

    Приложение 8

  • МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

  • 1. Скрининг-тест для выявления суицидального поведения Л. Юрьева



    1. Скрининговые вопросы

    1. Да

    1. Нет

    1. Можно начать с выяснения точки зрения, подростка на свою жизнь,
      удовлетворенность, которую он получает от нее:





    1. 1

    1. Чувствуешь ли ты, что у тебя есть будущее?





    1. 2

    1. Бывает ли у тебя такое чувство, будто жизнь не стоит того, чтобы
      за нее держаться?






    1. 3

    1. Случалось ли тебе когда-нибудь переживать совершенно

    2. беспросветное отчаяние и безнадежность?





    1. 4

    1. Бывает ли у тебя ощущение, что лучше бы умереть и оставить все
      это?






    1. Если ответ «жизнь не стоит того, чтобы ее продолжать», следует
      спросить:





    1. 5

    1. У тебя когда-нибудь возникали мысли покончить с жизнью?





    1. 6

    1. Имел ли ты в прошлом мысли о совершении суицида?





    1. 7

    1. Совершал ли ты в прошлом суицидальную попытку?