Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 602

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Научно-методологические основы профилактики суицидального
поведения школьников в образовательной организации


  1. Основные понятия и определения

Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и
суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что
одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные
феномены, порожденные школьной жизнью: дезадаптация, неуспешность в учебе,
отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения (пограничные
расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого
процесса обучения), дидаскалогения (невротическое нарушение, связанное с влиянием
авторитарного стиля педагога на психическое состояние ребенка) и др.


В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое
здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание
психологически безопасной и комфортной среды. С введением ФГОС изменился не
только социальный заказ - на государственном уровне признана задача развития ребенка в
качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий.


Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика
социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе
суицидального поведения.


Целевыми группами (объектами) профилактики суицидального поведения
являются: обучающиеся, специалисты (педагоги, медицинские работники, педагоги-
психологи, социальные педагоги), представители государственных учреждений,
участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп.


Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении:

  • школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10
    классы);


  • дети, имеющие школьные трудности;

  • дети с социально-педагогической запущенностью и отклоняющимся поведением;

  • школьники в период перехода к профильному обучению;

  • дети из неблагополучных семей;

  • дети с особыми образовательными потребностями;

  • группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта;

  • дети из семей беженцев и переселенцев.


Ключевые понятия суицидологии

Пресуицид - некоторый период времени, предшествующий суициду. Пресуицид
включает в себя две фазы. Предиспозиционная фаза характеризуется высокой
активностью человека в поисках «точки опоры», но по мере того, как исчерпываются
варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости, растет ощущение
невыносимости, предположительно констатируется отсутствие желания жить. На данном
этапе мысли о самоубийстве еще блокируются механизмами защиты. Собственно
суицидальная фаза пресуицида начинается, если человек не получил поддержки, не нашел
выхода из кризиса и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе
углубляется дезадаптация, следствием чего является формирование суицидального
поведения.


Самоубийство - умышленное (намеренное) лишение себя жизни. Поскольку
самоубийство в настоящее время рассматривается как сознательный поведенческий акт,
то не считается суицидом лишение себя жизни по неосторожности или в состоянии
невменяемости (неосознавания смысла своих действий и их последствий). В этих случаях
опасные для жизни действия не направляются представлениями о собственной смерти,
имеют иные мотивы и цели, и их следует относить к категории несчастных случаев.


В настоящее время не принято считать самоубийствами случаи гибели из-за
неоправданного риска, случаи так называемого аутодеструктивного


(саморазрушительного) поведения, к которому относят злоупотребление алкоголем,
наркотическими, сильнодействующими медикаментозными средствами, курение,
намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованный стиль
вождения транспортных средств, увлечение видами спорта, связанными с риском для
жизни [1-5]. При этом в ряде работ указывается, что существует ряд взаимопереходящих
форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид [8, 18].


Различают завершенные самоубийства (истинные суициды) и незавершенные
самоубийства (попытки суицида). Завершенный и незавершенный суицид относятся к
различным, относительно самостоятельным феноменам, исходя из того, что в ряде
случаев попытки носят демонстративно-шантажный характер при отсутствии умысла на
реальный уход из жизни.



Суицидальное поведение - любые внутренние или внешние формы психических
актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних. К
внутренним формам относят суицидальные мысли (представления, переживания) и
суицидальные тенденции (замыслы, намерения). К внешним формам - суицидальные
проявления и суицидальные покушения (попытки).


Суицидальные мысли (представления, переживания) - пассивные размышления об
отсутствии ценности, смысла жизни («нет в жизни счастья», «не живу, а существую»), а
также представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни
(«хочется заснуть и не проснуться», «скорее бы умереть»). Считается, что в норме
суицидальные мысли бывают практически у всех людей при осознании неразрешимости
какого-либо конфликта или психотравмирующего события, но они не переходят в
суицидальные тенденции.


Суицидальные тенденции (замыслы, намерения) - активные размышления,
разработка плана суицида, определение способов, времени и места совершения
самоубийства.


Когда во внешнем поведении проявляются побуждения к непосредственному
осуществлению суицидального замысла, а в речи появляются высказывания в той или
иной форме про суицидальные намерения (иногда в виде намеков или шутки), можно
говорить о суицидальных проявлениях. Обычно открытые высказывания суицидальных
намерений воспринимаются окружающими в демонстративно-шантажном плане или им
вообще не придается должного значения. Однако их не стоит недооценивать. Во всех
случаях при наличии таких высказываний требуется консультация специалиста, поскольку
переход суицидальных тенденций в суицидальные тенденции свидетельствует о
присоединении к замыслу суицида волевого компонента, побуждающего к
непосредственному осуществлению решения - совершению суицидальной попытки.


Суицидальные покушения (попытки) - целенаправленное оперирование средствами
лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-
шантажными целями.



Суицидальный риск - потенциальная готовность личности совершить самоубийство.
Может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов
личности [1-5, 8, 10, 17, 22, 38].


    1. Основные принципы профилактики суицидального поведения детей и
      подростков


Основой ранней профилактики является:

  • создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков;

  • своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся
    определенного возраста.


Профилактика должна строиться на принципах системности, комплексности,
содержательной насыщенности, целостности, взаимосвязанности, пролонгированности,
преемственности, скоординированности психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса с учетом того или иного уровня профилактики:


  1. На уровне личности:

  • доступности и своевременности помощи и поддержки;

  • гуманизма - вера в возможности ребенка, позитивный подход;

  • реалистичности - учет реальных возможностей ребенка и конкретной ситуации;

  • системности - рассмотрение ребенка как целостного, качественно своеобразного,
    динамично развивающегося субъекта;


  • индивидуального подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-
    развивающей работы в зависимости от особенностей ребенка, целей работы, позиции и
    возможностей специалиста;


  • деятельностного принципа коррекции - опора на ведущий вид деятельности,
    свойственный возрасту ребенка;


  1. На уровне образовательной организации:

  • профессионализма специалистов - психологов, социальных педагогов, учителей и
    других участников учебно-воспитательного процесса;


  • приоритетности превентивности социальных проблем; сотрудничества с
    учреждениями и органами, которые занимаются вопросами охраны психического
    здоровья несовершеннолетних и его профилактикой; опережающего характера
    психолого-педагогической профилактики;


  • конструктивно-позитивного характера превенции;