Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 602
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 44
Научно-методологические основы профилактики суицидального
поведения школьников в образовательной организации
-
Основные понятия и определения
Анализ проблематики суицидального поведения, завершенных суицидов и
суицидальных попыток в детском и подростковом возрасте свидетельствует о том, что
одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные
феномены, порожденные школьной жизнью: дезадаптация, неуспешность в учебе,
отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения (пограничные
расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого
процесса обучения), дидаскалогения (невротическое нарушение, связанное с влиянием
авторитарного стиля педагога на психическое состояние ребенка) и др.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое
здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание
психологически безопасной и комфортной среды. С введением ФГОС изменился не
только социальный заказ - на государственном уровне признана задача развития ребенка в
качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий.
Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика
социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе
суицидального поведения.
Целевыми группами (объектами) профилактики суицидального поведения
являются: обучающиеся, специалисты (педагоги, медицинские работники, педагоги-
психологи, социальные педагоги), представители государственных учреждений,
участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп.
Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении:
-
школьники в период адаптации к новым условиям образовательного процесса (1, 5, 10
классы); -
дети, имеющие школьные трудности; -
дети с социально-педагогической запущенностью и отклоняющимся поведением; -
школьники в период перехода к профильному обучению; -
дети из неблагополучных семей; -
дети с особыми образовательными потребностями; -
группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта; -
дети из семей беженцев и переселенцев.
Ключевые понятия суицидологии
Пресуицид - некоторый период времени, предшествующий суициду. Пресуицид
включает в себя две фазы. Предиспозиционная фаза характеризуется высокой
активностью человека в поисках «точки опоры», но по мере того, как исчерпываются
варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости, растет ощущение
невыносимости, предположительно констатируется отсутствие желания жить. На данном
этапе мысли о самоубийстве еще блокируются механизмами защиты. Собственно
суицидальная фаза пресуицида начинается, если человек не получил поддержки, не нашел
выхода из кризиса и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе
углубляется дезадаптация, следствием чего является формирование суицидального
поведения.
Самоубийство - умышленное (намеренное) лишение себя жизни. Поскольку
самоубийство в настоящее время рассматривается как сознательный поведенческий акт,
то не считается суицидом лишение себя жизни по неосторожности или в состоянии
невменяемости (неосознавания смысла своих действий и их последствий). В этих случаях
опасные для жизни действия не направляются представлениями о собственной смерти,
имеют иные мотивы и цели, и их следует относить к категории несчастных случаев.
В настоящее время не принято считать самоубийствами случаи гибели из-за
неоправданного риска, случаи так называемого аутодеструктивного
(саморазрушительного) поведения, к которому относят злоупотребление алкоголем,
наркотическими, сильнодействующими медикаментозными средствами, курение,
намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованный стиль
вождения транспортных средств, увлечение видами спорта, связанными с риском для
жизни [1-5]. При этом в ряде работ указывается, что существует ряд взаимопереходящих
форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид [8, 18].
Различают завершенные самоубийства (истинные суициды) и незавершенные
самоубийства (попытки суицида). Завершенный и незавершенный суицид относятся к
различным, относительно самостоятельным феноменам, исходя из того, что в ряде
случаев попытки носят демонстративно-шантажный характер при отсутствии умысла на
реальный уход из жизни.
Суицидальное поведение - любые внутренние или внешние формы психических
актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних. К
внутренним формам относят суицидальные мысли (представления, переживания) и
суицидальные тенденции (замыслы, намерения). К внешним формам - суицидальные
проявления и суицидальные покушения (попытки).
Суицидальные мысли (представления, переживания) - пассивные размышления об
отсутствии ценности, смысла жизни («нет в жизни счастья», «не живу, а существую»), а
также представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни
(«хочется заснуть и не проснуться», «скорее бы умереть»). Считается, что в норме
суицидальные мысли бывают практически у всех людей при осознании неразрешимости
какого-либо конфликта или психотравмирующего события, но они не переходят в
суицидальные тенденции.
Суицидальные тенденции (замыслы, намерения) - активные размышления,
разработка плана суицида, определение способов, времени и места совершения
самоубийства.
Когда во внешнем поведении проявляются побуждения к непосредственному
осуществлению суицидального замысла, а в речи появляются высказывания в той или
иной форме про суицидальные намерения (иногда в виде намеков или шутки), можно
говорить о суицидальных проявлениях. Обычно открытые высказывания суицидальных
намерений воспринимаются окружающими в демонстративно-шантажном плане или им
вообще не придается должного значения. Однако их не стоит недооценивать. Во всех
случаях при наличии таких высказываний требуется консультация специалиста, поскольку
переход суицидальных тенденций в суицидальные тенденции свидетельствует о
присоединении к замыслу суицида волевого компонента, побуждающего к
непосредственному осуществлению решения - совершению суицидальной попытки.
Суицидальные покушения (попытки) - целенаправленное оперирование средствами
лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-
шантажными целями.
Суицидальный риск - потенциальная готовность личности совершить самоубийство.
Может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов
личности [1-5, 8, 10, 17, 22, 38].
-
Основные принципы профилактики суицидального поведения детей и
подростков
Основой ранней профилактики является:
-
создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; -
своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся
определенного возраста.
Профилактика должна строиться на принципах системности, комплексности,
содержательной насыщенности, целостности, взаимосвязанности, пролонгированности,
преемственности, скоординированности психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса с учетом того или иного уровня профилактики:
-
На уровне личности:
-
доступности и своевременности помощи и поддержки; -
гуманизма - вера в возможности ребенка, позитивный подход; -
реалистичности - учет реальных возможностей ребенка и конкретной ситуации; -
системности - рассмотрение ребенка как целостного, качественно своеобразного,
динамично развивающегося субъекта; -
индивидуального подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-
развивающей работы в зависимости от особенностей ребенка, целей работы, позиции и
возможностей специалиста; -
деятельностного принципа коррекции - опора на ведущий вид деятельности,
свойственный возрасту ребенка;
-
На уровне образовательной организации:
-
профессионализма специалистов - психологов, социальных педагогов, учителей и
других участников учебно-воспитательного процесса; -
приоритетности превентивности социальных проблем; сотрудничества с
учреждениями и органами, которые занимаются вопросами охраны психического
здоровья несовершеннолетних и его профилактикой; опережающего характера
психолого-педагогической профилактики; -
конструктивно-позитивного характера превенции;