Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 597

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Комитет образования и науки г. Новокузнецка

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Институт повышения квалификации г. Новокузнецка


Программа профилактики суицидального поведения
школьников в образовательной организации


Разработчики:

Щеголенкова Е.С.,
канд. пед. наук, доцент,
проректор по УМР МАОУ ДПО ИПК


Ветрова Я.А., канд. психол. наук,
заведующий кафедрой акмеологии и
дополнительного образования МАОУ ДПО ИПК


Новокузнецк 2018

Паспорт программы

Наименование

Программы

Программа профилактики суицидального поведения
школьников в образовательной организации


Разработчики Программы

Щеголенкова Е.С., канд. пед. наук, доцент, проректор по
УМР
МАОУ ДПО ИПК

Ветрова Я.А., канд. психол. наук, заведующий кафедрой
акмеологии и дополнительного образования МАОУ ДПО
ИПК


Основания для
разработки
Программы


«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.1
1.1989)

«Конституция Российской Федерации» (принята

всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом

поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998
N 124-
ФЗ (последняя редакция от 04.06.2018)


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»


Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»


Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Федеральный закон от 29.12.2010
N 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию»


Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите
информации»


Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272
«О Правительственной комиссии по делам


несовершеннолетних и защите их прав»

Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995
«Об утверждении Примерного положения о комиссиях
по делам несовершеннолетних и защите их прав»


Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 N 53 (ред. от
24.11.2008) "Об утверждении методических рекомендаций
по организации деятельности государственного


(муниципального) учреждения «Центр психолого-

педагогической помощи населению»

Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об
Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по
правам ребенка»


Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 «О

дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты
интересов несовершеннолетних граждан Российской


Федерации»

Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2009 N 06-224 «Об
организации в субъектах Российской Федерации работы
по профилактике жестокого обращения с детьми»









(вместе с «Рекомендациями об организации в субъектах
Российской Федерации работы по профилактике


жестокого обращения с детьми»)

Информационное письмо Минобрнауки России от
26.01.2000 г.
N 22-06-86 «О мерах по профилактике
суицида среди детей и подростков»


Информационное письмо Минобрнауки России от
29.05.2003 г.
N 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению
профилактики суицида среди детей и подростков»


Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. N 01-130/07-01
«О мерах по профилактике суицида среди детей и
подростков»


Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 N 06-356 «О
мерах по профилактике суицидального поведения
обучающихся»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-843/07
«О направлении методических рекомендаций по


организации обучения» (вместе с «Рекомендациями по
организации обучения педагогических работников,


работающих с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации, а также родителей (законных
представителей) детей по вопросам профилактики
суицидального поведения обучающихся, употребления
психоактивных веществ, распространения вич-инфекции
и жестокого обращения с детьми», утв. Минобрнауки
России 18.11.2013
N ВК-53/07ВН)

Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03
«О направлении методических материалов для


обеспечения информационной безопасности детей при
использовании ресурсов сети Интернет»


Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149 «О
направлении методических рекомендаций по


профилактике суицида»

Исполнители Программы

Образовательные организации г. Новокузнецка

ГОО «Кузбасский РЦ ППМС «Здоровье и развитие
личности» отделение Новокузнецкого городского округа
МАОУ ДПО ИПК


Срок действия
Программы


2018-2021 гг.

Цель Программы

Разработка и реализация системы профилактики

суицидального поведения школьников в образовательной
среде.


Задачи Программы

  1. Определить научно-методологические основы

профилактики суицидального поведения школьников
в образовательной организации.


  1. Разработать и апробировать диагностические

процедуры выявления учащихся с суицидальным
риском.


  1. Разработать и апробировать формы и методы
    различных форм профилактики: первичной,


вторичной и третичной.

  1. Поддерживать становление школьных служб








примирения как первичной профилактики

суицидального риска.

  1. Содействовать получению детьми, родителями и
    педагогами психолого-педагогической помощи, с
    целью предупреждения возникновения проблем в
    обучении и развитии детей и подростков,


профилактики нарушений личностного развития.

  1. Способствовать созданию психологически

безопасной среды содействующей сохранению и
укреплению психологического и психического


здоровья учащихся образовательных организаций.

  1. Разработать методические рекомендации по

профилактике суицидального поведения среди детей
и подростков в образовательной среде.


Ожидаемые конечные
результаты Программы


Определены факторы риска суицидального поведения в
образовательной среде.


Разработаны и апробированы профилактические

мероприятия по профилактике суицидального поведения
среди детей и подростков в образовательных


организациях города;

Разработаны и апробированы формы и методы работы по
формированию у несовершеннолетних самостоятельных
форм поведения, развитию эмоционально-волевой


сферы, формированию жизнестойкости.

Внедрена в практику образовательных организаций
деятельность школьных службы примирения.


Создана система работы по оказанию психолого-
педагогической помощи субъектам образовательного
процесса по предупреждению проблем в обучении и
развитии, профилактики нарушений личностного


развития несовершеннолетних.

В образовательных организациях города создается
психологически безопасная среда, содействующая


сохранению и укреплению психологического и

психического здоровья учащихся и воспитанников.

Разработаны методические рекомендации по

профилактике суицидального поведения среди детей и
подростков в образовательной среде.



Конкретные материалы по проблеме размещены на специализированной странице
официального сайта федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»
-
http://podrostok.cipv.ru/.

СОДЕРЖАНИЕ

I

Научно-методологические основы профилактики суицидального

поведения школьников в образовательной организации

7

1.1

Основные понятия и определения

7

1.2

Основные принципы профилактики суицидального поведения детей и
подростков


9

1.3

Оценка суицидального поведения школьников

10

II

Диагностика суицидального поведения школьников в образовательной
организации

14

2.1

Особенности диагностической работы по распознаванию

суицидального риска у детей и подростков

14

2.2

Методики скрининг-диагностики суицидального риска

17

2.3

Педагогический скрининг

18

2.4

Психологический скрининг

19

2.5

Психодиагностические методики исследования суицидального

поведения и его причин

21

2.6

Методики диагностики личностных особенностей

22

2.7

Диагностика социальной адаптации

24

2.8

Методики исследования ценностно-смысловой сферы личности

27

2.9

Методики диагностики детско-родительских отношений

28

2.10

Проективные методики определения суицидального риска

29

2.11

Метод психодиагностической беседы

31

III

Профилактика суицидального поведения школьников в

образовательной организации

32

3.1

Первичная профилактика суицидального риска в образовательной
организации


32

3.2

Вторичная профилактика суицидального поведения школьников в
образовательной организации


35

3.3

Третичная профилактика суицидального поведения школьников в
образовательной организации


39

3.4

Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике
суицидального риска в образовательных организациях


45

IV

Перечень законодательных и нормативных правовых актов,
регулирующих профилактику суицидального поведения школьников

51





V

Примеры годового планирования программы профилактики в
образовательной организации

54

VI

Примерный тематический план семинара с педагогами по
профилактике суицидального риска школьников в образовательной
организации


76

VII

Памятки по профилактике суицидального риска для педагогов,
родителей и подростков


83

VIII

Этапы профилактической беседы с подростком, проявляющим
признаки суицидального поведения


90

XIX

Психолого-педагогические технологии работы с родителями по
профилактике суицидального риска


91

XX

Методики диагностики суицидального риска в образовательной
организации
:

94




Приложение 1 Методики педагогической скрининг диагностики

94




Приложение 2 СКРИНИНГ-психодиагностика

98




Приложение 3 Методики диагностики личностных особенностей

110




Приложение 4 Методики диагностики социальной адаптации

121




Приложение 5 Методики исследования ценностно-смысловой сферы

132




Приложение 6 Методики диагностики детско-родительских

отношений

137




Приложение 7 Проективные методики оценки суицидального риска

150




Приложение 8 Метод психодиагностической беседы

155

XXI

Список литературы

158