ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 655
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) образцов поведения и сознания;
3) системы ценностей и языка.
Культурная самоидентичность проявляется в:
1) осознании своего «я» с позиций культурных традиций в данном обществе и в проявлении лояльности к ним;
2) самоотождествлении себя с этим культурными образцами.
В задачи культурологии входит выявление закономерностей развития феномена культуры, выяснение её универсальных свойств, присущих разным национальным культурам, независимо от их исторического места, объёма. Современники видят задачу культурологи в осуществлении диалога культур.
(Признаки) Культурология как наука, изучает разные формы существования культуры:
-
наука, искусство, техника, религия, мораль и т.д.; -
разные институты – политические, правовые, медицинские, система образования, массовые коммуникации; -
разные культурные процессы – формы управления, обслуживания, общения людей.
В культурологии принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной культурологии – изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными институтами и общественными организациями.
Культурология исследует по преимуществу «тексты», «правила игры», «социальные конвенции» - опредмеченные в продуктах человеческой деятельности, манифестированные и зафиксированные в каких-то письменных документах или ритуальных формах поведения. В круг её интересов входит изучение художественных образов, философских сентенций, выраженных на тех или иных «языках культуры». Своеобразные черты каждой культуры транслируются из поколения в поколение в виде нравов, обрядов, норм, правил, регулятивных установок коллективной жизнедеятельности людей.
Наука культурология включает в себя 3 компонента:
-
история культуры (МХК) – наука изучающая периоды её развития и отличительные культурные черты каждой эпохи. (эмпирический уровень) Целью этого уровня являются эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене. -
теория культуры - наука изучающая общие законы для всех эпох и периодов развития истории. Цель второго уровня– создание теорий и формулировка законов. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь самые общие тенденции и закономерности. -
Междисциплинарная информация, т.е. данные о связях культуры с политикой, экономикой, педагогикой, психологией, религией, этикой…
Список литературы:
-
Розин В.В. Введение в культурологию: Учебник. – М., 2000.-224с. -
Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов н/Дону, 2001.-608 с. Под ред./проф. Г.В. Драч. -
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М., 1999.-216с. -
М.С. Каган. Философия культуры. - Санкт-Петербург, 1996. -416 с. -
Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой.-3-е изд. – м., 2002.-319с. -
МХК А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. М., 2003
Вопросы по курсу лекции:
С ответами (ПРИМЕР)
1.Что такое культура и кто первый дал ей определение?
Понятие “ культура ” родилось в Древнем Риме, как оппозиция понятию “натура” – то есть природа. Понятие «культура» английского происхождения, поскольку Тэйлор был первым, кто дал ему определение как «тому сложному целому, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества».
2.Какие формы рассмотрения культуры существуют на современном этапе?
На современном этапе существует несколько путей рассмотрения культуры как целостного явления. Чаще всего мы сталкиваемся с рассмотрением культуры как собрания описаний материальных ценностей. Следующая форма рассмотрения культуры – анализ культуры как социального явления, в которой культура представляется как свод предполагаемых и существующих «правил игры», коллективного существования, выработанный людьми как система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению социально значимых практических действий (этикет).И третья форма рассмотрения культуры сегодня – это форма, предполагающая философский анализ с позиций известных философских концепций классической немецкой философии. Представители этого подхода стремятся к рациональному объяснению всего бытия.
3.Что изучают фундаментальная и прикладная культурологии?
В культурологии принято выделять два «крыла»: фундаментальное и прикладное.
Фундаментальная культурология – изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.
Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными институтами и общественными организациями.
Лекция № 2
Тема № 2 Строение и функции культуры. Понятие типа культуры и типологии
1. Сущность, строение и функции культуры
2. Типология культуры.
3. Законы и методы культурологии.
4. Цивилизация - высшая форма объединения людей
1.
Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.
Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В. С. Степин).
Присущее культуре многообразие проявлений, се способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными компонентами природы и общества порождают необходимость в типологии культур. Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. В современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой.
Функции культуры.
По определению Г. В. Ф. Гегеля, «культура – это созданная человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, т. е. понятие «культура» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.
Культура обеспечивает общение и регуляцию поведения людей в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством ее осуществляется передача социального опыта от одного поколения людей к другому, т. е. культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения и пр. Кроме хранения социального опыта, культура генерирует новые программы деятельности,
поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения в жизни общества.
Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельным человеком, т. е. происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.
В связи с этим культура предстает универсальным способом реализации человеческой личности и человечества в целом, а также продуктом их творчества. Поэтому в культуре происходит непрерывное взаимодействие двух взаимоисключающих и взаимодополняющих начал: традиционного (в основе которого повторение ранее сложившихся форм) и творческого (в основе которого созидание новых культурных форм).
Можно выделить следующие функции культуры.
1 Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.
2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.
3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.
4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).
5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.
6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т. п.
7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т. д.
8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.
Культура реализуется в трех основных элементах:
1) опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;
2) субъектах – носителях и творцах культуры;
3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.
Строение культуры
Российский культуролог Л. Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:
·- субстанциональный, включающий в себя всю сумму смыслов и значений, которые определяют содержание норм, ценностей, образов поведения в культуре;