ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 672
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Распространение культурных элементов или комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Др. словами, элементы одного “круга” могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого “круга”. Сменяющие друг друга во времени культурным круги образуют культурные слои. Вся история культуры — это история перемещения нескольких “культурных кругов” и их механич. взаимодействия (“напластование”).
Для Диффузионизма характерно отрицание антрополог, трактовки культуры: человек не является творцом культуры, а выступает в роли ее носителя.
Лео Фробениус крупнейший специалист по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. В наиболее фундаментальной своей работе "Происхождение африканских культур" (1898) рассматривал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами. Человек в его теории занимал подчиненное место. Основное понятие его концепции "культурная провинция" (культурный круг) представлял собой некую совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками, характеристиками. Л. Фробениус, например, выделял "западноафриканский культурный круг", охватывающий бассейн р. Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, многострунные музыкальные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов и некоторые другие.
Л. Фробениус обнаружил удивительное сходство многих черт "западноафриканского культурного круга" с культурой Новой Гвинеи и других частей Меланезии. Он полагал, что данный тип африканской культуры происходит из Юго-Восточной Азии, и назвал ее "малайско-нигритской". Кроме этого типа он обнаружил в Африке еще две культуры "азиатского" происхождения — более раннюю "индийскую", существенно повлиявшую на культуру Северной и Северо-Восточной Африки, и наиболее позднего происхождения, "семитскую", лишь поверхностно затронувшую (через арабов) Северную Африку. В то же время в Африке Л. Фробениус нашел древнейший пласт культуры (собственно африканский), получившей большое распространение в южной части материка. Этот древнейший слой культуры, названный Фробениусом "нигритским", он считал общим с австралийской культурой и древнейшими "культурными кругами" Океании. Из смешения "нигритской" культуры с "малайско-нигритской" и "азиатскими" культурами родилась новая "африканская" культура. Ее элементы специфичны для Африки. Это африканский кожаный щит, нож, развившийся из наконечника копья, музыкальный лук, цилиндроконическая хижина и т. д.
Л. Фробениус разработал концепцию морфологии культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне он основал Институт морфологии культуры. Каждая культура является своего рода особым организмом, самостоят, сущностью, проходящей те же ступени развития, что и все живое на земле: растение, животное и человек. Фробениус полагает, что культуры могут быть мужскими и женскими, иллюстрируя их различия на материале афр. культур: патриархальной у эфиопов и матриархальной у хамитов. Культуры обладают собст. характером, “культурной душой”, переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Идеи Фробениуса предвосхищают нек-рых философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева.
ГРЕБНЕР Фриц (1877—1934), немецкий этнограф, основатель культурно-исторической школы, создатель теории «культурных кругов» (книга «Метод этнологии, 1911), согласно к-рой предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов («культурных кругов») в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая «как волны отброшенного в воду камня». Г. анализирует распределение схожих культурных элементов (орудий труда, навыков, эстетич. канонов, памятников искусства) и степень их схожести между собой, на основании чего выделяет в культурной истории двенадцать культурных кругов, связанных разл. механизмами заимствования. Он жестко привязывал «культурные круги» к опр. этносам, в рез-те чего значит, изменения в культуре, возникавшие при длит. контакте (аккультурации) двух этносов («наложении культурных кругов») объяснялись возникновением нового этноса, что входило в противоречие с этнич. историей человечества. Эвристичность применения диффузионного метода к систематизации явлений истории культуры в работах Г. послужила стимулом для дальнейшего развития диффузионной теории в антропологии. Методика анализа территориального распределения артефактов и выявления «культурных кругов», предложенная Г., до сих пор применяется в отд. исследованиях.
В книге Гребнера "Метод этнологии, 1911, говорится о том, что все предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов ("культурных кругов") в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая "как волны отброшенного в воду камня".
Основные идеи:
Фробениус различал две первичные культуры:
В культуре доминируют то одна, до другая культура, т.к. верх берет то мужское начало (доминирует власть, вещи, независимость), то женское начало (ценить качество жизни, забота, человечность). Эти два начала соперничают и дополняют друг друга.
Итак: История цивилизации, с позиций диффузионистов, предстает как ряд культурных кругов, в основании к-рого лежит изначальная, исходная культура. Гребнер, оформивший в 1911 в законченном виде теорию культурных кругов, на материалах Австралии и Океании выделял шесть кругов на догосударственной стадии цивилизации.
Австр. археолог и этнограф Освальд Менгин в своей “Всемирной истории каменного века” (1930) рассматривал историю первобытного об-ва как результат миграции отд. племен, принадлежавших к трем культурным кругам.
Это была весьма претенциозная попытка свести всю историю человечества к трем самостоятельным потокам, коренящимся еще в нижнем палеолите («протолите», по терминологии автора). Там будто бы уже различались Три типа культуры: «культура отщепа», «культура ручного рубила» и «костяная культура» (Klingenkultur, Faustkeilkultur, Knochenkultur), географически и типологически размежеванные. Эти три потока тянутся затем через всю человеческую историю, частично смешиваясь между собой, и выливаются в конце концов в три опять-таки самостоятельных типа культуры нашего времени: это «городская культура господ» (stadtische Herrenkultur), «крестьянская сельская культура» (bauerliche Dorfkultur) и «пастушеская воительская степная культура» (hirtenkriegerische Steppenkultur). Каким-то образом с этим тройным делением сопрягаются и три основные человеческие расы, обозначаемые Менгином как «евразийская», «тропазийская» и «амеразийская» (сам Менгин пишет, что на такое построение вдохновил его первоначально Вильгельм Шмидт). Необходимо также отметить, что в концепции Менгина содержались элементы расизма, что позднее .привело его к сотрудничеству с нацистами.
Важная проблема для сторонников Диффузионизма — поиск исходных культурных кругов, центров происхождения народов и культур. Глава венской культурно-истор. школы В. Шмидт, исходя из идей нек-рых биологов, полагающих, что развитие всех
живых существ начинается с малых форм, в основании цивилизации видел культуру пигмеев. Он полагал, что низкорослые народы (афр. бушмены и собственно пигмеи) являются самыми архаичными. Иная концепция у представителей “гелиолитич. школы” (панегиптизма). Египтолог С.Э. Графтон (“Миграция ранней культуры”, 1915; “Человеч. культура”, 1930) утверждал, что наиболее древней является культура “солнечных камней” (гелиолитическая) — ее осн. черты (мумификация, мегалиты, идолы, культы солнца) можно найти не только в Египте, но и на Востоке, в Америке. Одним из совр. последователей этой школы является Тур Хейердал.
Диффузионизм способствовал развитию различных методов исследования культур. Так, заслугой Фробениуса является введение метода картографирования культурного пространства, используя к-рый он создал карту культур Африки. Риверс, представитель кэмбридж. школы в этнографии, сочетавший позитивные моменты эволюционизма и Д., перешел к экспериментальным методам изучения культуры и использовал рез-ты своих полевых наблюдений для теор. обобщений.
Тур Хейердал 1914-2002гг. Легендарный путешественник-этнограф Тур Хейердал представил в Национальном клубе печати (Вашингтон) новую книгу "По следам Адама", обещающую стать таким же бестселлером, как и его прежние произведения.
Мало кто из нас не слышал о великом норвежском исследователе, ученом и путешественнике Туре Хейердале, который для многих был живым свидетелем развенчания научных мифов и доказательств самых невероятных гипотез. Путешествие на бальсовом "Кон-Тики", папирусных "Ра" и "Ра-2", тростниковом "Тигрисе", загадочные статуи острова Пасхи, пирамиды инков - все это не может не завораживать и не внушать уважения.
Тур Хейердал родился 6 октября 1914 г. в норвежском городке Ларвик, в самой обыкновенной семье. С детства Тур мечтал о путешествиях и дальних странах. После окончания факультета естественных наук, получив образование географа и зоолога и разочаровавшись в академической науке, которая, по его мнению, "была так далека от естественной природной", молодой Хейердал вместе с молодой женой Лив отправляется в далекую и загадочную Полинезию, на остров Фату-Хива Маркизского архипелага. Там они прожили в полном отрыве от цивилизации и белых людей целый год, в течение которого Тур познакомился с местными преданиями и легендами и пришел к выводу, что, вероятнее всего, предки туземцев, заселявших Полинезию, пришли из Америки. Основанием для этого была его убежденность в том, что ветер и океанские течения явились причиной зарождения жизни на островах.
Для проверки данной гипотезы он отправляется в Канаду, в провинцию Британская Колумбия, где знакомится с жизнью местных индейцев, с целью найти следы морских путешественников, которые приплыли из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигли Полинезии ранее начала нашего тысячелетия. Хейердалу удалось обнаружить, что именно северо-западные племена прибрежных индейцев являются тем самым пропущенным звеном между Азией и Полинезией.
Война застала Тура с семьей в Канаде, где ему пришлось познать голод и нищету. Как истинный патриот он хотел сражаться с врагом и, в конце концов, приехав в Америку, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой "I Group" подготовили к заброске в оккупированную фашистами Норвегию. Как юмористически отмечал Тур: "Настал тот день, когда рекрут ВВС 2209 Хейердал, бывший армейский рекрут 1136 и семь его товарищей знали больше о электротехнологии, чем кто-либо в норвежских войсках". Однако к этому времени (это был конец 1944 года) советские войска уже освободили Киркенес, основную северную базу немецких подлодок, и вошли в Финмарк - самую северную часть Норвегии. Отряд Хейердала должен был поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда в Финмарке с Лондоном. На американском лайнере он в составе конвоя вышел в Мурманск. Перед отправкой Хейердала повысили и присвоили первое офицерское звание - лейтенант. Около Мурманска конвой атаковали немецкие подлодки, но подоспели советские корабли, и совместными усилиями союзники отбились. В трескучий мороз на грузовике с выбитым ветровым стеклом Хейердал поехал в Киркенес. Больше тысячи километров отделяло его от дома, но, как он вспоминал впоследствии, "душа пела - я все-таки был в Норвегии после стольких лет жизни на чужбине". Однако в тот раз повоевать Хейердалу не удалось. Бдительный "особист" нашел в списке личного состава не лейтенанта, а только какого-то Энсайна Хейердала. Он не хотел слушать никаких объяснений и требовал, чтобы Тура отправили в Лондон "для приведения бумаг в соответствие". И Хейердал пришлось, так и не повоевав, возвращаться назад в Англию и вновь пережить томительный ужас полярного конвоя. Выправив все документы, и обучив новичков ремеслу радиста, он вернулся. Уже после войны Хейердал, будучи в СССР, понял, что так насторожило русских. Его звание "ensign" ("энсайн" - лейтенант амер., мор.) было неизвестно как русским, так и англичанам, где эквивалентом является "second lieutenant" (второй лейтенант). При написании кириллицей Ensign Heyerdahl (Энсайн Хейердал) превратился в Henrik Heyerdahl (Хенрик Хейердал). И как, спрашивается, они могли быть один и тем же человеком?
Для Диффузионизма характерно отрицание антрополог, трактовки культуры: человек не является творцом культуры, а выступает в роли ее носителя.
Лео Фробениус крупнейший специалист по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. В наиболее фундаментальной своей работе "Происхождение африканских культур" (1898) рассматривал две формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами. Человек в его теории занимал подчиненное место. Основное понятие его концепции "культурная провинция" (культурный круг) представлял собой некую совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками, характеристиками. Л. Фробениус, например, выделял "западноафриканский культурный круг", охватывающий бассейн р. Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, многострунные музыкальные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов и некоторые другие.
Л. Фробениус обнаружил удивительное сходство многих черт "западноафриканского культурного круга" с культурой Новой Гвинеи и других частей Меланезии. Он полагал, что данный тип африканской культуры происходит из Юго-Восточной Азии, и назвал ее "малайско-нигритской". Кроме этого типа он обнаружил в Африке еще две культуры "азиатского" происхождения — более раннюю "индийскую", существенно повлиявшую на культуру Северной и Северо-Восточной Африки, и наиболее позднего происхождения, "семитскую", лишь поверхностно затронувшую (через арабов) Северную Африку. В то же время в Африке Л. Фробениус нашел древнейший пласт культуры (собственно африканский), получившей большое распространение в южной части материка. Этот древнейший слой культуры, названный Фробениусом "нигритским", он считал общим с австралийской культурой и древнейшими "культурными кругами" Океании. Из смешения "нигритской" культуры с "малайско-нигритской" и "азиатскими" культурами родилась новая "африканская" культура. Ее элементы специфичны для Африки. Это африканский кожаный щит, нож, развившийся из наконечника копья, музыкальный лук, цилиндроконическая хижина и т. д.
Л. Фробениус разработал концепцию морфологии культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне он основал Институт морфологии культуры. Каждая культура является своего рода особым организмом, самостоят, сущностью, проходящей те же ступени развития, что и все живое на земле: растение, животное и человек. Фробениус полагает, что культуры могут быть мужскими и женскими, иллюстрируя их различия на материале афр. культур: патриархальной у эфиопов и матриархальной у хамитов. Культуры обладают собст. характером, “культурной душой”, переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Идеи Фробениуса предвосхищают нек-рых философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева.
ГРЕБНЕР Фриц (1877—1934), немецкий этнограф, основатель культурно-исторической школы, создатель теории «культурных кругов» (книга «Метод этнологии, 1911), согласно к-рой предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов («культурных кругов») в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая «как волны отброшенного в воду камня». Г. анализирует распределение схожих культурных элементов (орудий труда, навыков, эстетич. канонов, памятников искусства) и степень их схожести между собой, на основании чего выделяет в культурной истории двенадцать культурных кругов, связанных разл. механизмами заимствования. Он жестко привязывал «культурные круги» к опр. этносам, в рез-те чего значит, изменения в культуре, возникавшие при длит. контакте (аккультурации) двух этносов («наложении культурных кругов») объяснялись возникновением нового этноса, что входило в противоречие с этнич. историей человечества. Эвристичность применения диффузионного метода к систематизации явлений истории культуры в работах Г. послужила стимулом для дальнейшего развития диффузионной теории в антропологии. Методика анализа территориального распределения артефактов и выявления «культурных кругов», предложенная Г., до сих пор применяется в отд. исследованиях.
В книге Гребнера "Метод этнологии, 1911, говорится о том, что все предметные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов ("культурных кругов") в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая "как волны отброшенного в воду камня".
Основные идеи:
-
Культура создается под влиянием определенных географических условий и типов хозяйственной деятельности. -
Человек не творец культуры, а ее носитель. -
Культурогенез связывается с «культурной диффузией» < лат. diffusio – разлитие, просачивание, проникновение, Т.Е. пространственное перемещение культуры или ее элементов из определенных центров. -
История культуры – история перемещения нескольких «культурных кругов». «Культурный круг» - отдельная культура, которая не развивается во времени, а с помощью человека мигрирует в пространстве. Элементы «Культурного круга» возникают однажды, являются уникальными и неповторимыми. Развитие культуры в новых условиях мышления пойти по другому пути.
Фробениус различал две первичные культуры:
-
матриархальная, для которой характерны единство с природой, эмоциональное начало, наличие пространства (рус., немец., африканские культуры); -
патриархальная, для которой характерны покорение природы, рациональность, использование магии (англосаксы, арабская и романская культуры).
В культуре доминируют то одна, до другая культура, т.к. верх берет то мужское начало (доминирует власть, вещи, независимость), то женское начало (ценить качество жизни, забота, человечность). Эти два начала соперничают и дополняют друг друга.
Итак: История цивилизации, с позиций диффузионистов, предстает как ряд культурных кругов, в основании к-рого лежит изначальная, исходная культура. Гребнер, оформивший в 1911 в законченном виде теорию культурных кругов, на материалах Австралии и Океании выделял шесть кругов на догосударственной стадии цивилизации.
Австр. археолог и этнограф Освальд Менгин в своей “Всемирной истории каменного века” (1930) рассматривал историю первобытного об-ва как результат миграции отд. племен, принадлежавших к трем культурным кругам.
Это была весьма претенциозная попытка свести всю историю человечества к трем самостоятельным потокам, коренящимся еще в нижнем палеолите («протолите», по терминологии автора). Там будто бы уже различались Три типа культуры: «культура отщепа», «культура ручного рубила» и «костяная культура» (Klingenkultur, Faustkeilkultur, Knochenkultur), географически и типологически размежеванные. Эти три потока тянутся затем через всю человеческую историю, частично смешиваясь между собой, и выливаются в конце концов в три опять-таки самостоятельных типа культуры нашего времени: это «городская культура господ» (stadtische Herrenkultur), «крестьянская сельская культура» (bauerliche Dorfkultur) и «пастушеская воительская степная культура» (hirtenkriegerische Steppenkultur). Каким-то образом с этим тройным делением сопрягаются и три основные человеческие расы, обозначаемые Менгином как «евразийская», «тропазийская» и «амеразийская» (сам Менгин пишет, что на такое построение вдохновил его первоначально Вильгельм Шмидт). Необходимо также отметить, что в концепции Менгина содержались элементы расизма, что позднее .привело его к сотрудничеству с нацистами.
Важная проблема для сторонников Диффузионизма — поиск исходных культурных кругов, центров происхождения народов и культур. Глава венской культурно-истор. школы В. Шмидт, исходя из идей нек-рых биологов, полагающих, что развитие всех
живых существ начинается с малых форм, в основании цивилизации видел культуру пигмеев. Он полагал, что низкорослые народы (афр. бушмены и собственно пигмеи) являются самыми архаичными. Иная концепция у представителей “гелиолитич. школы” (панегиптизма). Египтолог С.Э. Графтон (“Миграция ранней культуры”, 1915; “Человеч. культура”, 1930) утверждал, что наиболее древней является культура “солнечных камней” (гелиолитическая) — ее осн. черты (мумификация, мегалиты, идолы, культы солнца) можно найти не только в Египте, но и на Востоке, в Америке. Одним из совр. последователей этой школы является Тур Хейердал.
Диффузионизм способствовал развитию различных методов исследования культур. Так, заслугой Фробениуса является введение метода картографирования культурного пространства, используя к-рый он создал карту культур Африки. Риверс, представитель кэмбридж. школы в этнографии, сочетавший позитивные моменты эволюционизма и Д., перешел к экспериментальным методам изучения культуры и использовал рез-ты своих полевых наблюдений для теор. обобщений.
Тур Хейердал 1914-2002гг. Легендарный путешественник-этнограф Тур Хейердал представил в Национальном клубе печати (Вашингтон) новую книгу "По следам Адама", обещающую стать таким же бестселлером, как и его прежние произведения.
Мало кто из нас не слышал о великом норвежском исследователе, ученом и путешественнике Туре Хейердале, который для многих был живым свидетелем развенчания научных мифов и доказательств самых невероятных гипотез. Путешествие на бальсовом "Кон-Тики", папирусных "Ра" и "Ра-2", тростниковом "Тигрисе", загадочные статуи острова Пасхи, пирамиды инков - все это не может не завораживать и не внушать уважения.
Тур Хейердал родился 6 октября 1914 г. в норвежском городке Ларвик, в самой обыкновенной семье. С детства Тур мечтал о путешествиях и дальних странах. После окончания факультета естественных наук, получив образование географа и зоолога и разочаровавшись в академической науке, которая, по его мнению, "была так далека от естественной природной", молодой Хейердал вместе с молодой женой Лив отправляется в далекую и загадочную Полинезию, на остров Фату-Хива Маркизского архипелага. Там они прожили в полном отрыве от цивилизации и белых людей целый год, в течение которого Тур познакомился с местными преданиями и легендами и пришел к выводу, что, вероятнее всего, предки туземцев, заселявших Полинезию, пришли из Америки. Основанием для этого была его убежденность в том, что ветер и океанские течения явились причиной зарождения жизни на островах.
Для проверки данной гипотезы он отправляется в Канаду, в провинцию Британская Колумбия, где знакомится с жизнью местных индейцев, с целью найти следы морских путешественников, которые приплыли из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигли Полинезии ранее начала нашего тысячелетия. Хейердалу удалось обнаружить, что именно северо-западные племена прибрежных индейцев являются тем самым пропущенным звеном между Азией и Полинезией.
Война застала Тура с семьей в Канаде, где ему пришлось познать голод и нищету. Как истинный патриот он хотел сражаться с врагом и, в конце концов, приехав в Америку, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой "I Group" подготовили к заброске в оккупированную фашистами Норвегию. Как юмористически отмечал Тур: "Настал тот день, когда рекрут ВВС 2209 Хейердал, бывший армейский рекрут 1136 и семь его товарищей знали больше о электротехнологии, чем кто-либо в норвежских войсках". Однако к этому времени (это был конец 1944 года) советские войска уже освободили Киркенес, основную северную базу немецких подлодок, и вошли в Финмарк - самую северную часть Норвегии. Отряд Хейердала должен был поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда в Финмарке с Лондоном. На американском лайнере он в составе конвоя вышел в Мурманск. Перед отправкой Хейердала повысили и присвоили первое офицерское звание - лейтенант. Около Мурманска конвой атаковали немецкие подлодки, но подоспели советские корабли, и совместными усилиями союзники отбились. В трескучий мороз на грузовике с выбитым ветровым стеклом Хейердал поехал в Киркенес. Больше тысячи километров отделяло его от дома, но, как он вспоминал впоследствии, "душа пела - я все-таки был в Норвегии после стольких лет жизни на чужбине". Однако в тот раз повоевать Хейердалу не удалось. Бдительный "особист" нашел в списке личного состава не лейтенанта, а только какого-то Энсайна Хейердала. Он не хотел слушать никаких объяснений и требовал, чтобы Тура отправили в Лондон "для приведения бумаг в соответствие". И Хейердал пришлось, так и не повоевав, возвращаться назад в Англию и вновь пережить томительный ужас полярного конвоя. Выправив все документы, и обучив новичков ремеслу радиста, он вернулся. Уже после войны Хейердал, будучи в СССР, понял, что так насторожило русских. Его звание "ensign" ("энсайн" - лейтенант амер., мор.) было неизвестно как русским, так и англичанам, где эквивалентом является "second lieutenant" (второй лейтенант). При написании кириллицей Ensign Heyerdahl (Энсайн Хейердал) превратился в Henrik Heyerdahl (Хенрик Хейердал). И как, спрашивается, они могли быть один и тем же человеком?