ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 673

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После окончания войны Хейердал вернулся к своей научно-исследовательской деятельности. В 1947 году стартует его знаменитейшая экспедиция на бальсовом плоту "Кон-Тики", которой был построен подобно судам древнейших мореплавателей. Целью данной экспедиции было опровергнуть устоявшееся мнение о том, что южноамериканские бальсовые плоты не могли перевозить людей и растения через океан из Перу до Полинезии. Из перуанского порта Кальяо они отправились по тому самому маршруту, по которому, согласно легендам, когда-то прошел великий вождь Кон-Тики, изгнанный из Перу инками. Сто дней мир, затаив дыхание, ждал, чем же закончится безумная авантюра семерых смельчаков. На сто первый день жители полинезийского острова Рароиа были несказанно удивлены, увидев, как оживают их древние предания. К их острову пристал плот с бородатыми белыми людьми и на парусе был изображен сам великий Кон-Тики. Так закончилось одно из первых плаваний на реконструированных судах. Хейердалу удалось подтвердить свою гипотезу о возможности подобных путешествий в древности. Несмотря на то, что изданная книга "Путешествие на Кон-Тики", была переведена 66 языков мира и разошлась многомиллионными тиражами, а документальный фильм "Кон-Тики" получил своего "Оскара", тем не менее, в научных кругах Тура Хейердала не признавали, считали выскочкой, необразованным авантюристом, который ради своей славы пустился в эту авантюру. Пришлось затратить много сил, здоровья, лет, прежде чем удалось убедить научный мир в правомочности открытий. Хейердал никогда не укладывался в русло науки, наоборот он смело бросал ей вызов, затрагивая, обобщая самые разнообразные области знаний, делая парадоксальные выводы и выдвигая гипотезы, которые рано или поздно подтверждались. В древности народы не были обособлены друг от друга, и цивилизации не развивались обособленно. Наоборот, ветры и океанские течения способствовали тому, что задолго до европейцев другие народы побывали и в Америке и в Океании.

Потом последовали экспедиции на Галапогоссы (1952-53), на остров Пасхи (1955-56), экспедиции на папирусном судне "Ра" (1969) и "Ра-2" (1970), в которых принял участие и наш соотечественник Юрий Сенкевич.

Кстати, этому предшествовала одна забавная история.

Второй раз в жизни Тур Хейердал оказался, как он сам пишет, за "железным занавесом", в самый разгар "холодной войны" в 1962 году. Он должен был выступать перед антропологами и археологами в Москве, в огромной аудитории Академии наук СССР. Перед дискуссией на сцену вышел руководитель антропологической секции, мускулистый человек со "сталинскими" усами, типичный, с западной точки зрения, коммунист и заявил: "Мы не верим в теорию г-на Хейердала, о миграционных путях в Тихом океане, потому что она расходится с ленинским учением". И тогда, как вспоминал сам Хейердал, он неожиданно для самого себя ответил через переводчика: "А я и не знал, что товарищ Ленин был антропологом". Некоторые с трудом сдержали улыбку от смелого ответа норвежца. В конце уверенного и убедительного выступления его оппонентам нечего было возразить. В своем заключительном слове президент Академии наук Мстислав Всеволодович Келдыш с улыбкой сказал исследователю, что в следующий раз, когда он будет организовывать свою экспедицию, он надеется, что он включит русского в ее состав. Тур Хейердал сказал, что подумает, и сдержал свое слово: при подготовке экспедиции на "Ра" он направил телеграмму М. Келдышу с просьбой подобрать русского члена экипажа, но так, чтобы он был врачом, умел говорить по-английски и обладал чувством юмора. Вскоре к группе присоединился Юрий Сенкевич. Как вспоминал Хейердал, когда Юрий Александрович сошел с трапа самолета, от него попахивало водкой, и он был слегка пьян. Выбор русского с чувством юмора Тур объяснял так: он не хотел получить в команду фанатичного сторонника Коммунистической партии, и к тому же хорошая шутка здорово способствует разрядке в коллективе. Сам Юрий Сенкевич позже вспоминал, что он щедро набрался водки на борту Аэрофлота, боясь показаться недостаточно веселым. Как показали экспедиции "Ра" и "Тигриса" он вполне соответствовал всем условиям Хейердала. Позже Сенкевич отвечал за здоровье советских космонавтов и был даже приглашен в США сотрудниками НАСА с целью долгосрочного партнерства и исследований по программе мирного сосуществования людей различных национальностей, находящихся под стрессом. Именно экспедиция на тростниковой лодке "Тигрис", сплетенной по образу древнешумерских судов, подтвердила, что люди разного цвета кожи, национальностей и веры могут мирно сосуществовать и плодотворно работать в стрессовых ситуациях. Кроме того, Тур Хейердал подтвердил свою гипотезу о том, что месопотамский тростник, также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает водостойкими качествами. Это, наверняка, знали шумерские строители лодок, которые на подобных судак поднимались от устья Инда до Красного моря. К сожалению, когда "Тигрис" оказался в зоне раздиравшей тогда Ближний Восток войны, и был задержан, то его команда в знак протеста подожгла его.


Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивы в 1983-84 г. ставила своей целью подтвердить гипотезу о том, что древние мореплаватели побывали на этих островах задолго до Васко да Гамы и арабских мореплавателей. Это удалось сделать: при раскопках были найдены каменные скульптуры неизвестных бородатых мореплавателей с продолговатыми ушами, подобные тем, которые были найдены на острове Пасхи.

Экспедиции на остров Пасхи в 1986-1988 годах имели пред собой две цели. Во-первых, Тур Хейердал хотел подтвердить теорию чехословацкого инженера Павла Павла, о том, что поваленные статуи острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, или как говорили местные жители "шли" сами. С помощью веревок и не очень большого количества людей Туру Хейердалу удалось невозможное: впервые за 300 лет статуя "пошла". Тур применил тот же самый метод, который грузчики называют "кантовать", т.е. передвигать истукан в стоячем положении, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Позднее в книгах "Тайна острова Пасхи" и "Загадки Тихого океана" Тур Хейердал попытался дать научное объяснение таким тайнам острова как "лежащие статуи", таинственным письменам ронго-ронго и многим другим. Второй, не менее важной, задачей Хейердала было возродить практически вымершее дерево торомиро. Во время своей экспедиции на остров в 1956 году Тур взял несколько семян с умирающего дерева на острове Пасхи и посадил их в ботаническом саду Готтенбурга. И вот спустя десять лет была предпринята первая попытка вернуть деревья на остров и, хотя первые саженцы не выжили, но последующие посадки были успешны, и торомиро вернулись на остров.

Интересовался Тур Хейердал и историей всемирного потопа. Тщательно изучив мифы и предания различных народов, он пришел к выводу, что около пяти тысяч лет назад, приблизительно около 3100-3000 г. до Р.Х. старейшие цивилизации мира вдруг стали быстро развиваться. Не только шумеры приплыли из Бахрейна и поселились в Месопотамии, но и предки фараонов поднялись вверх по Нилу и осели в Египте. В кратчайшие сроки эти народы стали облагать налогом процветающие королевства, которые неожиданно появились на Крите и Кипре. Другие мореплаватели поднялись вверх по Инду и основали третью величайшую цивилизацию древности в Мохенджо-Даро. Все эти люди пришли неизвестно откуда, но самое удивительное, что каждая из этих цивилизаций обладала ярко выраженной системой письма и в мифологии использовала мотив богов-королей на борту папирусных судов. Совершенно очевидно, что в это время произошли некие катаклизмы. Выяснилось, что в это же время в Атлантическом океане

произошло разделение Исландии на две части, и линия разлома прошла через весь морской хребет Атлантического океана. Найденный в Исландии, в застывшей лаве, обломок дерева датируется около 3000 лет до Р.Х.. В климате планеты также произошли существенные изменения. Ботаники установили, что в то же самое время, когда в Северной Америке стали высыхать реки, территории Сахары и Месопотамии стали превращаться в пустыни. Кроме того, удалось обнаружить, что знаменитое течение Эль-Ниньо в Тихом океане образовалось тоже около пяти тысяч лет назад. По неизвестным причинам именно в районе 3000 года до Р.Х. огромные массы пресной воды стали поступать в Тихий океан и спускаться вдоль побережья Перу, в результате чего изменился климат всей планеты. Примечателен тот факт, что независимо друг от друга, предки майя и индейцев установили календарную систему, основывающуюся на астрономических наблюдениях. И что самое любопытное, что обе системы ведут свой отчет от приблизительно 3 100 года по западному исчислению. Никто до сих пор не знает точно, что же произошло около пяти тысяч лет назад и что послужило толчком для Великого потопа, чьи следы до сих заметны во всех культурах мира.

В последние годы своей жизни Тур Хейердал заинтересовался гипотезой о том, что, возможно, легендарный норвежский бог Один существовал на самом деле и был выходцем из Азово-Кавказского региона. Журналисты, в свойственной им манере придумали звучное название - "Проект охота на Одина". И он, как и "Кон-Тики" шестьдесят назад, вызвал бурное сопротивление научных кругов Норвегии. И, тем не менее, Тур Хейердал продолжал "борьбу с академическими догмами". Согласно средневековому историку Снорре Стурлуссону, свыше двух тысяч лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий король Огден со своими воинами-асами, отступая перед нашествием римских легионов. Удивительное совпадение, если учесть, что верховного бога скандинавов звали Один, и он был предводителем племени героев-асов! С целью проверки своей гипотезы Тур Хейердал стал производить археологические раскопки в Азове. "Мне не обязательно доказать, что я прав, что Снорре описал реальные события, - так прокомментировал свою гипотезу Хейердал. - Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы"... Но увы, завершить свое последнее дело он не успел.

18 апреля 2002 года на восемьдесят восьмом году перестало биться сердце великого норвежца. До последних дней своей жизни он сохранял ясность ума, продолжал отстаивать свои не укладывающиеся в привычные рамки идеи и бороться с заскорузлостью умов. Многие ставили Тура Хейердала в один ряд с Нансеном и Амундсеном, и я думаю, что это заслужено. Благодаря таким личностям, как Тур Хейердал наш мир становится лучше, светлее, понятнее...


Список литературы:

Александренков Э.Г. Диффузионизм в зарубежной зап. этнографии // Концепции зарубежной этнологии: Критич. этюды. М., 1976; Culture: the Diffusion Controversy. L., 1928; Radin P. The Method and Theory of Ethnology. An Essay in Criticism. N.Y., 1966; Smith G.E. The Diffusion of Culture. N.Y., 1971; A Handbook of Method in Cultural Anthropology. Ed. by Naroll R., Cohen R. N.Y., 1973.

Основные работы:

• Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

• Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004. ISBN 5-17-023209-8.

• Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Э. Телятниковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. — 635,[5]с.—(Philosophy). ISBN 5-9713-1779-2.

• Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

• Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: АСТ — Минск: Харвест, 2005. ISBN 5-17-032342-5.

• Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004. ISBN 5-902678-01-3.

• Э. Фромм. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. — М.:АСТ:АСТ МОСКВА,2006.—571,[5]с.—(Philosophy). ISBN 5-9713-1774-1.

• Э. Фромм. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: АСТ, 2000. ISBN 5-237-04524-3.

• Э. Фромм. Здоровое общество. Догмат о Христе. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. ISBN 5-17-026540-9.

• Э. Фромм. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

• Э. Фромм. Искусство любить. СПб.: Азбука-классика, 2004. ISBN 5-352-00758-8.

• Э. Фромм. Кризис психоанализа. Дзэн-буддизм и психоанализ. М.: Айрис-Пресс, 2004. ISBN 5-8112-0868-5.

• Э. Фромм. Революция надежды. Избавление от иллюзий. Перевод с англ.; Предисловие П.С. Гуревича. — М.: Айрис-пресс, 2005.-352 с. — (Человек и мир). ISBN 5-8112-1345-X.

• Э. Фромм. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998. ISBN 5-237-00060-6.

• Э. Фромм. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

• Э. Фромм. Ради любви к жизни. М.: АСТ, 2000. ISBN 5-237-04523-5.

• Э. Фромм. Фрейд. М.: Весь Мир, 2002. ISBN 5-7777-0169-8.

• Э. Фромм. Человек для себя. Минск: Харвест, 2004. ISBN 985-13-2189-3.

• Э. Фромм. Человек для себя. М.: АСТ — Минск: Харвест, 2006. ISBN 5-17-035387-1.
Вопросы по курсу лекции:

С ответами (ПРИМЕР)

1.Что является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга?

Швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875—1961) считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубокий слой — «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах — изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека.

2.Какому учёному была вручена в 1973г. Нобелевская премия за разработку учения об инстинктивном поведении животных и его развитии в онто - и филогенезе, сыгравшая заметную роль в становлении нео-фрейдисткой культурологической школы?

Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы — уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология — наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, за которую они получили в 1973 г. Нобелевскую премию.
3.Какое основное условие существования человеческой цивилизации выделял Малиновский?

Основным условием существования человеческой цивилизации Малиновский считал равновесие форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов. Он разработал само понятие «социального института» не только в антропологии, которой он успешно занимался, но и в социологии. В целом понимание культуры как единого саморегулирующегося организма, предложенное Малиновским, находится на стыке натуралистической школы в культурологии (ибо он в качестве одной из первооснов культуры выдвигает биологические потребности) и социологической школы.